Программа ответственного родительства
рабочая программа (7, 8 класс)

Стригункова Маргарита Дмитриевна

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_otvetstvennogo_roditelstva.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         Стригункова МД

                                                                                               МБОУ «СОШ№ 59»  

                                                                                        г.Курск                                                                                                                                                  

Программа

«Школа ответственного родительства»

Пояснительная записка

        Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Как отмечают сами родители - никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому они воспитывают детей или на основе образца воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного), или путем проб и ошибок.

        В настоящее время многие семьи по всей стране переживают противоречивое и сложное состояние:

        1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

        2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

        3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

        4. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

        Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

        - потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и социальных институтов в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

        - инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

        - открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

        Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

        Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и социальными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой социальным, педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной:

        -с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

        -со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

        - с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

        Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с социальными и образовательными учреждениями.

        Принципы:

        - первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

        - достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др. факты);

        - практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

        - взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения специалистов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей).

        Образовательное сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:

        -  система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

        -  особый способ деятельности по оказанию консультативной помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

 -  процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель проекта:

- организация педагогического образования родителей;

- создание условий для психолого-медико-педагогического сопровождения семейного воспитания детей, воспитание ценностного отношения к семье у детей и родителей.

Объект проектирования: педагогическое просвещение родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы образовательного сопровождения родителей и старшеклассников. 

«Школа ответственного родительства» - форма родительского всеобуча, обеспечивающего работу с родителями в соответствии с:

- Законом РФ «Об образовании» (ст. 18, п. 1): «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте»;

- Семейным кодексом РФ (ст. 63): «Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей»;

- Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 года;

- основными целями и задачами образования.

Социальная проблема и обоснование программы

Семья - базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.                     Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

Cовременные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдается  низкий уровень родительской компетентности в воспитании детей, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей.  Как отмечают сами родители - никто и никогда не учил их тому, как быть грамотными родителями и как не совершать родительских ошибок. Поэтому  они воспитывают детей или на основе образца   воспитания родителей в их семьях (не всегда грамотного и конструктивного),  или путем проб и ошибок.

В настоящее время заметно влияние социального кризиса в стране на нравственное здоровье семьи.  Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных (дисфункциональных) в категорию семей группы «риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально-экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;

- рост скрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация  супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Особенность программы: оказание адресной помощи и поддержки родителям (законным преставителям) с разным опытом родительства

Содержание программы

1 модуль – «Ответственное родительство»

2 модуль – «Мы – будущие родители»

Основные формы: лекции, родительские собрания, практические занятия, праздники.

Концептуальные идеи программы

- раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка;

        - формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства;

        - укрепление и восстановление семейных связей;

        - содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;

        - формирование осознанной родительской позиции.

Прогнозируемые результаты

В результате реализации программы «Семейная гармония» школы ответственного родительства его участники будут:

«Знать»:

- теоретическую информацию о воспитании и развитии детей соответственно их возрасту;

- методы и приемы восстановления семейных традиций;

- права и обязанности детей и родителей.

«Уметь»:

- обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности в семье;

- нормализовывать психологический климат в семье;

- грамотно вести профилактику вредных привычек и склонностей.

«Владеть»:

- позитивно эмоциональным восприятием своих реальных и потенциальных детей;

- технологиями грамотного питания, закаливания, физического воспитания, стоматологической профилактики;

- ценностным отношением к семье, детям, их воспитанию и оздоровлению.

Механизм реализации программы

1. Подготовительный: определение социального запроса родителей, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.

2. Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.

3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости от социального запроса и данных диагностики.

4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.

Критерии результативности

1. Повышение уровня психологической комфортности в семьях, что является важнейшим условием первичной профилактики асоциального поведения детей.

2. Усиление мотивации родителей к семейному воспитанию здорового ребенка.

3. Повышение самооценки своего отношения к настоящему и будущему родительству.

План мероприятий

Название мероприятия

Форма

Название

модуля

Сроки

1

«Права и обязанности родителей»

общешкольное родительское собрание

«Ответственное родительство»

сентябрь

2

«В помощь родителям»

индивидуальные консультации для родителей первоклассников

«Ответственное родительство»

сентябрь

3

ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России о семье как базовой ценности.
Трактовка содержания семейного воспитания в ФГОС (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода)

Классные родительские собрания

«Ответственное родительство»

октябрь

4

Соревнования «Мама, папа, я - здоровая семья»

семейные соревнования

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

октябрь

5

«Роль родителей в формировании здоровой учебной мотивации школьников»

 «Жизнь без наркотиков»

общешкольное родительское собрание

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

ноябрь

6

«Энергетические напитки: за и против»

беседа (в рамках классных собраний)

«Ответственное родительство»

ноябрь

7

«Милым и единственным посвящается...»

концерт для мам

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

ноябрь

8

«Административная ответственность несовершеннолетних»

лекция

для родителей

(классные собрания)

«Ответственное родительство»

декабрь

9

«Конфликты и их последствия»

занятие с элементами тренинга(классные собрания)

«Мы – будущие родители»

декабрь

10

«Искусство общения с родителями»

Лекция (классные часы)

«Мы – будущие родители»

декабрь

11

«Семья и авторитет школы»

общешкольное родительское собрание

«Мы – будущие родители»

декабрь

12

«Мы – вместе!»

Лыжные прогулки

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

январь

13

«Психологические и физиологические особенности подростков»

лекция

для родителей 5-9 классов в рамках классного собрания

«Ответственное родительство»

февраль

14

«В помощь родителям»

индивидуальные консультации психолога ценра «Веста» для детей и родителей

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

февраль

15

«Физиологические и психологические изменения в период взросления»

встреча с медицинским работником (девушки 9)

«Мы – будущие родители»

март

16

«Как оградить детей от интернетмании»

общешкольное родительское собрание

«Ответственное родительство»

март

17

«Мама и дочка»

Конкурсная программа

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

март

18

День птиц

Совместное мероприятие по вывешиванию скворечников

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

март

19

«Конфликты и их последствия: искусство общения с детьми»

занятие с элементами тренинга(классные собрания)

«Ответственное родительство»

апрель

20

«Папа, мама, я – читающая семья»

семейные соревнования

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

апрель

21

«Работа семьи и школы по созданию ситуации успеха самореализации школьника»

общешкольное родительское собрание

«Ответственное родительство»

май

22

«Моя семья»

Однодневный поход

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

май

23

Последний звонок

Праздничное мероприятие

«Ответственное родительство»

май

24

История моей семьи

Сбор архивных данных о семье, а так же о родственниках участвовавших в ВОв

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

В течении года

25

«В помощь родителям»

индивидуальные консультации педагогов для детей и родителей

«Ответственное родительство»

«Мы – будущие родители»

В течении года


Занятия с родителями

в рамках модуля «Ответственное родительство»

ответственный

1

7 КЛАСС

Тема 1. Воспитание детей в семье

Цель: обсудить проблемы особенностей воспитания подростка в семье.

Тема 2. Социализация личности

Цель: ознакомить родителей с проблемами социализации подростков и обсудить их.

Тема 3. Межличностное общение подростков

Цель: изучить психолого-педагогические особенности межличностного общения детей подросткового возраста.

Тема 4. Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка

Цель: обсудить проблему агрессивного поведения подростка.

Тема 5. Проблемное поведение подростка

Цель: обсудить проблему отношения в поведении подростка и найти пути ее решения.

Тема 6. Ориентация подростка на социально значимые ценности

Цель: определить роль семьи в формировании общечеловеческих ценностей подростков.

Тема 7. Эстетическое воспитание подростка

Цель: обсудить проблему эстетического развития подростка и определить роль родителей в нем.

Тема 8. Право, ребенок и его окружение

Цель: ознакомить родителей с основным правовым статусом ребенка в семье, его особенностями.

7 класс

классный руководитель

2

8  КЛАСС

Тема 1. Духовные ценности семьи

Цель: рассмотреть духовные ценности современной семьи и обсудить с родителями пути формирования духовных ценностей  подростка.

Тема 2. Конфликты и пути их решения

Цель: ознакомить родителей с проблемой возникновения конфликтов и определить пути решения конфликтных ситуаций.

Тема 3. Содружество школы и семьи

Цель: обсудить с родителями пути организации содружества и сотрудничества семьи и школы.

Тема 4. Детско-родительские отношения

Цель: обсудить с родителями типы отношений, складывающихся между ними и детьми.

Тема 5. Воспитание толерантности  подростка

Цель: ознакомить родителей с проблемой формирования толерантного подростка.

Тема 6. Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения

Цель: ознакомить родителей с особенностями суицидного поведения подростков; обсудить основные направления  работы по предупреждению суицида.

Тема 7. Общение родителей с детьми

Цель: стимулировать полноценное общение родителей  с их детьми.

8 класс

классный руководитель

                                  Список использованной  литературы

  1. Сухомлинский В. А. Видеть себя. Сб. “Мастерство воспитателя” / Сост. Ю. Азаров. М., 1970
  2. Мудрик А. В. Общение школьников. М., 1987
  3. Криулина А. А. Психология общения. Курск, 1993
  4. Рерих Н. О вечном… М., 1991
  5. Селезнева Е. Главная педагогия – родительский дом “Семья и школа” / Издательство “Педагогика” – 1989 г. С. 17
  6. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: “Программы родительского всеобуча” В. А. Березина, Л. И. Виноградова. Издательство Каро, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитания ответственного родительства «Содружество»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Сегодня школа не может быть моно...

Программа школы ответственного родительства «Семейная гармония»

Политические, социальные и экономические преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде.Согласно концепции общественного ...

Ответственное родительство

Родительское  собрание...

Школа ответственного родительства.

Призентация посвящена работе с родителями в нашей школе....

Родительское собрание Ответственное родительство

Материалы к родительскому собранию, посвященному вопросам ответственного родительства...