Классные часы
презентация по теме

Иващенко Татьяна Николаевна

Разработки классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon U_kazhdogo_svoy_boy.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon Ya_-volgogradec.doc47 КБ
Файл Klassnyy_chas_12_dekabrya.docx18.4 КБ
Файл Klassnyy_chas.docx18.44 КБ
Office presentation icon U_kazhdogo_svoy_boy.ppt2.45 МБ

Предварительный просмотр:

                          У каждого свой бой  (классный час, посвященный воинам – интернационалистам)

Цели:   воспитание чувства патриотизма;

            формирование политического мышления

              Ход классного часа

 

                                                              Звучит над землею родною:

                                                              «Равнение – на героя!..»

                                                               И застывают шеренги

                                                               Краснознаменного строя.

                                                                            Роберт Рождественский

  1. Вступительное слово учителя

   15 февраля – особая дата для многих людей в нашей стране. Это день, когда после 9 лет 1 месяца и 18 дней, наконец-то, вывели советские войска из Афганистана. Это была крупнейшая военная авантюра брежневского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказались вовлечены советские войска, вступившие по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 г. На территорию суверенного государства. Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Некоторые члены правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе. Для решения поставленных задач было призвано из запаса свыше 50 тысяч офицеров, сержантов и солдат.

   По официальным данным, в этой необъявленной войне погибло 13833 советских воина, ранено 35 тысяч, пропало без вести более 300.

   «Братская помощь» афганскому народу обошлась советским людям потерями десятков миллиардов рублей. Она значительно подорвала авторитет  СССР в мире.

   2. - Сегодня на классном часе мы вспомним с вами немногих молодых людей, которые участвовали в этой войне.

    Двадцать лет – срок в обычной человеческой жизни немалый. Но жизнь длиною всего в двадцать лет – трагически мала. Что останется от такой жизни? Что останется после человека, прожившего на земле только двадцать лет?

      Чтец №1

       Как мало лет он прожил…Только двадцать!

       Но миг победы – больше, чем года.

       Как трудно умереть, чтобы остаться,

       Остаться в наших душах навсегда.

       Нет, мужество случайным не бывает.

      Оно в душе солдата родилось,

       Когда он о друзьях не забывает

       И с Родиной себя не мыслит врозь.

      Смотрю, смотрю в его лицо простое.

      Печальное тире между двух дат.

      И верю я, что только так и стоит

      Жить на земле, как жил на ней солдат.

                                                   А.Дементьев  

2. Сообщения учащихся

1. Лабадин Алексей Валентинович родился 29 августа 1960 года в городе Волгограде. Окончил Волгоградский индустриальный техникум. 2 ноября 1979 года был призван в ряды Вооруженных Сил.

   После окончания учебки Алексей  был направлен для прохождения службы в одну из горячих точек Афганистана, в город Герат. 29 февраля 1980 года действуя в составе взвода по уничтожению крупной группировки мятежников, он первым поднялся в атаку, воодушевив тем самым своих товарищей. Ворвавшись в траншею противника, огнем из автомата уничтожил более десятка мятежников. В последние минуты боя, снайперская пуля сразила храброго воина.

   За образцовое выполнение задания и проявленное мужество. И героизм при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан рядовой Лабадин А.В. награжден орденом «Красной Звезды» (посмертно)

     2. Андреев Евгений Николаевич родился 13 июня 1961 года в г.Волгограде. После окончания школы пошел работать на Волгоградский Нефтеперерабатывающий завод.

В ноябре 1979 года был призван в армию.

    Службу проходил в провинции Кунар. 29 февраля 1980 года группа, в которую входил рядовой Андреев, была отрезана ружейно-пулеметным огнем мятежников от основных сил подразделения. Чтобы вырваться из огневого кольца, необходимо было подавить две пулеметные точки. Одним из первых вызвался идти Евгений. Приблизившись к одной из огневых точек мятежников, он уничтожил ее гранатой. Подразделение поставленную задачу выполнило, однако рядовой Андреев Е.Н. в этом бою был смертельно ранен.

Посмертно награжден орденом «Красной Звезды».

   Чтец №2

      В эту минуту, в секунду вот эту

      Он утверждает бессмертье планеты

      Смертью своей…

      Двадцатилетний,

      Вот он встречает тот миг,

      Тот последний

      Миг, на коротком своем рубеже,

      Миг, за который шагами прямыми

      Люди уходят живыми,

      Живыми,

      А возникают легендой уже.

                                         Фазу Алиева

  3. Гвардии старший сержант Александр Мироненко родился в Душанбе, в семье рабочего. Окончил строительный техникум. В 1978 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Служил в воздушно-десантных войсках.

    Он готовился к жизни, которая однажды может поставить каждого перед необходимостью выбора. И героем тут быть не обязательно. Нужна готовность. В экстремальных условиях – боевая.

...Отправляясь на задание, он попросил дополнительный запас патронов. Не потому, что предчувствовал жаркое дело, а помня старую военную мудрость: лишний патрон солдату не в тягость.

    Приказ звучал почти буднично: «Вести разведку в направлении горного перевала и кишлака за ним. Установить наличие душманов. Связь – по рации.

   Мироненко со своей группой выполнил задание, но, обнаружив бандитов, возвращаться не спешил, хотел точнее определить их численность.

…В роте сигнала разведчика не услышали: радиолуч встретил на пути горную преграду. И тогда, с головой выдавая трех укрывшихся в скалах бойцов, взвилась в небо сигнальная ракета. Старший сержант Мироненко имел право рисковать жизнью своей и двух подчиненных, но не жизнью всей роты…

   Настал момент, когда патроны все-таки кончились. Дважды раненный, Александр лежал с последней гранатой в руке за камнем. Он ждал, пока душманы подойдут поближе. Но и тогда, умирать не собирался. Старший сержант выполнял боевую задачу: связать противника боем, чтобы дать возможность роте нанести удар ему в тыл.

    Эхо последнего взрыва слилось с грохотом автоматных очередей приближавшихся советских воинов, венчавших победным салютом подвиг Александра Мироненко. И траурным – его короткую жизнь.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему сержанту Мироненко Александру Григорьевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 4. Ефрейтор Александр Владимирович Корявин родился в 1965 году в деревне Лешково Загорского района Московской области. После окончания средней школы работал слесарем-инструментальщиком на Загорском электромеханическом заводе.

    Осенью 1983 года был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Службу проходил в воздушно-десантных войсках. Среди товарищей слыл солдатом храбрым. В июне 1984 года разведрота, где он служил, попала в засаду. И в первом своем бою Александр сумел отличиться. Раненный, он огнем из автомата отбил атаку душманов, вынес из боя раненого товарища и оказал ему помощь.

   После лечения ефрейтор Корявин вернулся в роту с боевым орденом на груди.

   Однажды Александр был назначен в охранение. Он вовремя заметил крадущихся бандитов. Он предупредил командира, а сам, заняв выгодную позицию, подготовился к бою. Одна из пуль ранила Корявина в руку, но он продолжал вести бой. Подоспевшие товарищи помогли отбить врага.

    Наступила минута затишья. Тогда-то и шагнул раненый Александр навстречу бессмертию. Он погиб, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг.

    За мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга в ДРА, в 1985 году посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.  

    Чтец  №3

          К бессмертному подвигу,

          высшему из вдохновений,

          не как на вершину

          идут, от ступени к ступени,

          к бессмертью взлетают,

         подобно пылающим птицам, -

         себя целиком отдавая,

         а не по частицам.

                               Фазу Алиева

                                                                                                                                                                                                                                                                             

    5. Сержант Наймушин Виктор Владимирович родился 15 апреля 1960 года в городе-герое Волгограде. В 1980 году был призван в ряды Вооруженных Сил СССР.

    Службу проходил в в/ч 51931 в Республике Афганистан. В ноябре 1980 года Виктору было присвоено звание сержант, и он был назначен на должность заместителя командира взвода.

     3 мая 1982 года выполняя боевую задачу в населенном пункте г. Герат, отделение на бронетранспортере под командованием сержанта Наймушина Виктора выходило в ротной колонне на указанные позиции. Выдвигаясь за танком с минным тралом, пулеметным и автоматным огнем обеспечивало продвижение главных сил батальона. В результате подрыва впереди идущего танка дальнейшие продвижение БТР и колонны было остановлено. Экипаж сержанта Наймушина принял все меры для спасения экипажа танка. Огнем из всех видов оружия, не давая мятежникам вплотную подойти горящему танку. При поражение бронемашины снарядом вражеского гранатомета личный состав, возглавляемый сержантом Наймушиным Виктором погиб.

     Указом Президиума Верховного Совета СССР 19 июля 1982 года за мужество и героизм, проявленные в боях с мятежниками, за спасение своих товарищей в Республике Афганистан сержант Наймушин В.В. награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

6. Рядовой Студеникин Михаил Вениаминович  в апреле 1981 года призвался в ряды Вооруженных Сил, проходил службу в одной из горячих точек в городе Кандагар, в Республике Афганистан, был водителем бронетранспортера.

      22 апреля 1983 года истек второй год службы.  В последнем письме родителям он просил больше не писать, так как скоро вернется домой.

     22 апреля утром в районе расположения его воинской части появилась группа душманов. Михаил имел право не участвовать в выполнении поставленной задачи – уничтожить противника, но вызвался добровольцем. При подходе к населенному пункту Чахаркульбай, группа, в которой находился Михаил, попала в хорошо организованную засаду, завязался бой. Михаил прицельным огнем прикрывал отход товарищей, но был сражен осколками брошенной гранаты. Жизнь отпустила ему еще 10 минут.

  Указом Президиума Верховного Совета СССР  Студеникин Михаил Вениаминович  награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

     7. Младший сержант Трубицин Михаил Васильевич родился 7 марта 1965 года в городе Волгограде. Призвался в Вооруженные силы 3 апреля 1983 года. Службу проходил в городе Хайротон Республики Афганистан в должности командира отделения. Во время боя с мятежниками проявил мужество и героизм, уничтожил несколько бандитов, но и сам получил тяжелые ранения.

   3 марта 1985 года умер от полученных ранений в г. Хайротон.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1985 года за мужество и героизм, проявленный в боях с мятежниками, награжден орденом «Красной звезды» (посмертно).

             

     Чтец№4

  Звучит над землей родною:

  «Равнение –

  на героя!..»

  И застывают шеренги

  краснознаменного    

                                строя.

  Высокая даль

                        распахнулась,

  и слава к груди прикоснулась,

  и вся страна  

                      обернулась:

  «Равнение –

   на героя!..»

         

  3. Заключительное слово учителя.

   Мужество, как нравственная платформа подвига, опирается на глубокую идейную убежденность в правоте справедливого дела, страстный патриотизм, интернационализм, высокое воинское мастерство. Не случайно в наше время понятие «стойкий», «мужественный» неразрывно связаны с понятиями «умелый», знающий. Сегодня героический порыв, героическое начало опираются на устои мастерства и профессиональной компетентности.

     Слушая о Героях Советского Союза, удостоенных этого самого высокого отличия нашего Отечества, знайте: все они – патриоты, беззаветно храбрые люди, обладающие гибким мышлением, благородными чувствами, сильной волей и отточенным воинским мастерством.

       Во имя интернационального  долга по оказанию афганскому народу, ведущему трудную войну с  местной реакцией, эти советские воины поднялись на вершину мужества, совершив воинские подвиги. Будучи верными героическому началу, эти люди в армейской форме оказались способными в  решающий момент перешагнуть через невозможное, выполнить приказ в экстремальной ситуации, не оставив друга в беде. Не все из Героев удостоенных высшей части, сегодня с нами. Но их яркая, как вспышка жизнь – вечный пример верности интернациональному долгу и воинской части.        

4. Минута молчания

1



Предварительный просмотр:

                                        Я – волгоградец!

      Цели: формирование интереса к истории своего города;

                 воспитание чувства патриотизма

.

                                           Ход классного часа

                                                           Середина двадцатого века…

                                                          Над землею – осенний наряд

                                                          Я люблю тебя, как человека,

                                                           праздник мой –

                                                           город мой, Волгоград!

                                                                                   М. Агашина

                                                                                               

 1. Вступительное слово учителя. Посмотрите на эпиграф к нашему классному часу.

Это отрывок из стихотворения Маргариты Агашиной, в котором поэтесса признается в любви к нашему городу. И я хочу, чтобы вы также с гордостью и любовью говорили о своем родном Волгограде.

   Чтец №1

              Гудками теплоходов тревожа синеву,

              Стоит над Волгой

              Город,

              В котором я живу.

              Я знаю,

              Есть на Волге

              Другие города,

              Но над моим сияет

              Солдатская звезда.

              Над ним

              Зимой и летом,

              И в ночь, и среди дня,

              Горит, не гаснет пламя

              Солдатского огня.

              Я вырасту, уеду

               В далекие края.

               Но то, что я

               Отсюда

               Навек

               Запомню я.

2. Ведущий №1

   Нам  посчастливилось родиться на героической волгоградской земле. На берегу Великой русской реки.

      В ледоходы и в разливы шалую,

      Летом в межень – тихую реку

      Я тебя своей любовью жалую –

      Лучшую поэзии строку.  

      Ой, не зря тебя назвали – матушка.

      Все-то на себе везешь в дому

      Поишь,

      Кормишь…

      Чуть беда – ты рядышком.

      Где берешь ты силы, не пойму.

    Ведущий №2

    Стоит на берегу Величавой реки – мой прославленный город. Переливаются цветными огнями рекламы улицы нашего города, утопают в зелени тополей и сиреней дворы. А какая красота в приволжских степях! Дубравы и березняки полные грибов, поляны ландышей и тюльпанов.

     Мы любим свой город, чтим его историю. И сегодня мы вспомним, как зарождалась наша волгоградская земля.

3.  Ведущий №3

    Свое название город получил от речки Царица. Согласно данным государственного архива Царицын существовал уже в марте 1589 года.

     В 1614 году город сгорел. Но на следующий год был восстановлен.

Московский купец Федот Котов, проплывший по Волге в Персию в 1623 году писал в своих путевых заметках: « А на Царицыне башни рубленые, круглые, на горе стоят невысоко. А под ним гора пошла и стоит по нижнюю сторону. Речка невелика течет, что ручей, а лодкой уехать нельзя. Около города кругом степь. Дворы, в ряд, и храмы – все в городе. А Царицына ход на Дон, полдня ходом степью».

    Учитель.

- А какой сейчас существует выход к Дону? ( Волго – Донской канал )            

- А когда он был построен? ( По приказу Петра 1 в 18 веке был прорыт канал, который соединил Волгу с Доном )            

- Какие исторические памятники напоминают нам о далеком прошлом нашего города?    

(Сообщение ученика о Старой Сарепте)

     Крепость Сарепта построена в 1765 – 1772 года в 28 километрах южнее Царицына, почти на два столетия позже Царицына, но она быстро заявила о себе и как крепость, и как промышленный городок на юге России. Среди первых переселенцев Сарепты были потомки Чешских братьев – гернгутеры из Саксонии. Но затем число поселян пополнилось за счет представителей из Германии, Дании, Голландии, Швейцарии.

     Сарептская колония экономически росла и крепла.

Колонисты открыли различные заводы: свечной, кожевенный, лесопильный, кирпичный, винокуренный, красильню, бойню, мельницу, табачную фабрику. А горчичное производство прославило колонистов далеко за пределами Астраханской и Саратовской губернии.

      Во время 1 Мировой войны царь издает указ от 15.12.1915 г. о ликвидации немецких колоний, что планировалось завершить к весне 1917 г. 7 февраля того же года издается новый указ Николая 2 о начале переселения немцев в Сибирь и разгроме всего немецкого хозяйства, но февральская революция 1917 г. и отречения царя от престола помешали выполнить указ.

     Экономика Сарепты приходит в упадок, богатые немцы покидают этот городок .

     В мае 1920 года решением губисполкома Сарепта переименована в поселок Красноармейск. В 1926 году в Красноармейске проживало 4314 человек, из них 2814 немцев, 1500 русских. Кроме того, на железнодорожной станции - 1830 человек.

    Коснулась Красноармейска и эпоха индустриализации. Первенцами первых пятилеток индустриализации поселка стали судостроительный (1931), мачтопропиточный (1936), шпалопропиточный (1932) и судоремонтный (1937) заводы.

   Во время Великой Отечественной войны Красноармейск жил интересами страны: на заводах района выпускались корпуса танков Т-34, детали к танкам Т-60 и самолетам ИЛ-2, мины, ремонтировались танки, военные корабли и бронепоезда, мельница давала муку.

  Жители Красноармейска активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений на ближних подступах к городу, в районе совхоза «Приволжский».

  Бомбили Красноармейск 9 и 10 августа, погибло немало люднй. Взорвалась и баржа с боеприпасами в Сарептском затоне.

  6 ноября 1942 года на окраине поселка Татьянка, маршалы Жуков и Василевский провели историческое совещание, а 20 ноября от села Большие Чапурники перешли в наступление.  

 - Учитель. Спасибо за сообщение. А теперь продолжим с вами вспоминать о нашем городе.

  4. Ведущий №1

    Прошло несколько столетий. В 20-е годы прошлого века решением Совета народных комиссаров город был переименован в Сталинград в честь Председателя совнаркома Иосифа Сталина.

    И вот пролетело еще 20 лет. Над русской землей пронеслись смертоносным вихрем вражеские снаряды.

    От февральских морозов и вьюг леденела Сталинградская земля. Ожесточенные бои сметали на пути все живое. Пали героической смертью сотни тысяч отважных защитников нашего города, но выстояли и отстояли сталинградскую землю. Победа под Сталинградом была важнейшим коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, и обеспечила победу всего русского народа.

   В память о тех, кто сложил голову в суровые годы войны, был сооружен мемориальный комплекс Мамаев Курган.

    Ведущий №2

  Американский журналист, побывавший в нашем городе в первый год после войны, предложил оградить оставшиеся руины колючей проволокой и основать на этом месте музей, не веря в то, что город можно возродить из пепла. Но прошло несколько десятков лет, и в результате самоотверженного труда наших земляков город был восстановлен.

   На месте обломков вырос крупный промышленный центр, который был переименован в Волгоград.

   Учитель.

 - А какие крупные промышленные предприятия находятся в нашем городе? (Керамический, горчичный, канатный, кожевенный, металлургический, молочный, пивоваренный, нефтеперерабатывающий, маргариновый, судостроительный. Хлебные, ликероводочный, деревообрабатывающий, газовой аппаратуры, алюминиевый, химические заводы, фабрики им. Еремана «Волгоградмебель», кондитерская, бисквитная, птицефабрика).

 Ведущий №3

   Но не только развитой промышленностью славится наш город. Музеи, театры, художественные выставочные залы распахивают свои двери перед горожанами, желающими культурно провести свой досуг. Возрождается и духовный облик нашего города. Строятся храмы, возвращаются православные традиции.

  Учитель.

-  Какие музеи нашего города вы знаете? (краеведческий, музей-панорама « Сталинградская битва», музей Воинской славы, Государственный историко-этнографический и архитектурный музей «Старая Сарепта», музей Волго-Донского судоходного канала и др.)

 - А какие  театры есть в нашем городе? (ТЮЗ, НЭТ, театр музыкальной комедии, молодежный театр, театр кукол, Донской казачий, эстрады)

5. Итог урока.

- А сейчас мы проверим, что вы запомнили о нашем городе.

   Викторина

  1. В каком году был основан Царицын?
  2. Почему его так назвали?
  3. Сколько лет исполнится городу в этом году?
  4. В конце 19 века был пущен первый металлургический завод. Какое он сейчас носит название? (Красный Октябрь)
  5. Чьим именем назван один из крупнейших лесокомбинатов г. Волгограда?(им. Ермана)
  6. В каком году был переименован Царицын в Сталинград?
  7. Какие пять морей соединяет Волго-донской судоходный канал? (Азовское, черное, Каспийское, Балтийское, Белое)
  8. Какие улицы г.Волгограда названы в честь героев Великой Отечественной войны?(Чуйкова, Жукова, Рокоссовского, Родимцева и др.)
  9. Сколько в нашем городе районов? (8)
  10. Назовите крупные предприятия нашего города?
  1. Чтец №2

     

            Повезло мне, ребята,

            Позавидуйте мне –

            Я живу в Волгограде,

            На солдатской земле.

            Я живу в Волгограде,

            Он мой город родной,

            И любовь и отрада,

            Волга рядом со мной.

            Утром окна открою:

            Солнце;

            Небо!

            И почти что с балкона

            Можно рыбу ловить

            На ковре – самолете,

            На железном коне,

            Дети,

                      взрослые люди,

            Приезжайте ко мне!                                                

   

     

1



Предварительный просмотр:

Классный час

12 декабря - День принятия Конституции Российской Федерации

Цели:  познакомить с основным законом государства – Конституцией,

            с  понятием   Государство, с символикой России;

            формирование чувства гражданственности, политической грамотности

                                      Ход классного часа

    1.Вступительное слово учителя. Беседа.

    10 декабря – Международный день прав человека. В 1948 году Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая Декларация прав человека. В ней закреплено право положение человека в демократическом обществе – право на жизнь, собственность, свободу.

    Конституция включает в себя основные принципы и нормы международного права.

 - Когда же была принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 года)

    Знать свои права и уметь за них бороться – значит быть сильным. Уважать права других – значит быть справедливым. Жить по праву – значит жить в мире и согласии. Не случайно слово право, правда и справедливость имеют один корень.

    для того чтобы жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет их дух и предназначение, невозможно стать свободным, сильным и ответственным гражданином своей страны.

   2. –А что же такое Конституция?

  Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.  

                                                           Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов

 - Из скольких разделов состоит Конституция Российской Федерации? (2)

В первом разделе -9 глав, 137 статей. В этом разделе рассматриваются:

- основы конституционного строя (ст.1-16);

- права и свободы человека и гражданина (ст.17-64);

- Федеративное устройство (ст.65-79);

- Президент РФ (ст.80-93);

- Федеральное собрание (ст.94-109);

- Правительство РФ (ст.110-117);

- Судебная власть (ст.118-129);

- местное самоуправление (ст.130-133);

- конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст.134-137).

Во втором разделе даны заключительные и переходные положения.

3. Сообщения учащихся.

  1) Российская Федерация

  Страна великой культуры, великой истории. Страна, живущая надеждой на счастье будущих поколений.

      На территории России проживает более 100 наций и народностей, в том числе русские – 81,5%, татары – 3,7%, украинцы – 2,9%, чуваши – 1,2% белорусы – 0,9%.

      Крупнейшие города (с населением свыше 1 мил. человек) – Санкт-Петербург (4,5 млн.), Новосибирск (около 1,4 мил.), Екатеринбург (около 1,3 мил), Нижний Новгород (около 1,2 мил), Самара (около 1,1 мил.), Омск (около 1,1 мил.), Казань (около 1,1 мил.), Ростов - на - дону (около 1мил.51тыс.) Уфа (около1,0 мил.), Волгоград раньше был миллионщиком, но на момент 2007 года количество жителей составляло 968 тысяч.

      В России – 1095 городов, 1350 поселка городского типа. Столица – Москва (10мил. 442 тыс. жителей). В составе России – 89 субъектов, 21 республика, 7 краев, 48 областей, 1 автономная область, 17 автономных округов, 2 города федерального значения – Москва и Санкт – Петербург.

 Государство расположено в восточной части Европы и в северной части Азии.

      Россия – федеративная республика. Президент – глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, избирается на основе всеобщих выборов.

 Правительство России осуществляет исполнительную власть. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

2) Символика России

   Слово учителя

    Во всем мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна. А люди знают. что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знаменами, гербами,  иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за свое Отечество. Человек гордится Родиной – значит, готов помогать ей, защищать ее.

     На протяжении всемирной истории все государства имени свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми родными. Но исторически сложилось так, что государство имеет 3 основных символа – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными.

     Сообщения учащихся

а) Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Из глубины веков пришел в наши дни нынешний Российский Государственный Флаг. Он символизирует нашу Родину с ее  непростой судьбой и ее очень славным прошлым.

Цвета Петр1 позаимствовал у древнего герба города Москвы. Белый конь, синий плащ, красное поле. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 г. (до этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, который в настоящее время используется различными монархическими движениями, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России). Тогда красный цвет означал державность, синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый – цвет свободы и независимости. Существует и еще одна "державная" трактовка значений цветов флага, которая означает единство трех братских восточнославянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии.

В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

б) Государственный Герб

    Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство. Гербом называется изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях  древних государств и городов.

   Государственный герб – двуглавый орел, принят великим князем Московским Иоанном 3 в качестве государственной эмблемы в 1472 году после брака с племянницей последнего Византийского императора Константина 12 с Софьей Фомичевной Палеолог. Двуглавый орел был гербом Византийской империи. Появление его связано с легендой о том, что когда при императорах Константине 1 Великом (306-337) и Юстиниане 1 (527-565) обе империи Восточная и Западная, имеющие в гербах по одноглавому орлу, объединились под одним скипетром, то государственной эмблемой был принят двуглавый орел. Восточно - Римская империя до момента своего падения (476) имела в гербе двуглавого орла, черного с червленого глазами и языками, и золотым клювом и лапами. Затем он появляется в гербах государств, считающих себе преемниками Рима (например, Священной Римской империи Германской нации), а также у фамилии, происходящих от византийских императоров или соединенных с ними брачными узлами.

    Принятие эмблемой двуглавого орла символизировало переход власти византийских (римских) императоров к правящему дому Рюриковичей и оправдывает постулат «Москва – третий Рим».

     В гербе современной России изображение двуглавого орла сохранилось, что в условной форме показывает исторические традиции нашего государства. При первом царе династии Романовых Михаиле Федоровиче над головами орла, увенчанными коронами, появилась третья корона. При сыне царя Михаила, Алексея Михайловиче, русский орел получил в свои когти символы царской власти – Скипетр и Державу. Три короны считались первоначально символами Святой Троицы, а позднее – символом единства трех братских славянских народов – русского, украинского и белорусского. Грудь орла, защищена щитом с изображением Святая Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как на собирательницу и защитницу земель русских. И недаром на пороге 21 века двуглавый орел снова становится символом России.

 

 в)  Государственный гимн (звучит Гимн РФ)

      Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песнь. Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей Родине. Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гимн победы, раздавайся!». В 20-е годы 19 века композитор князь А.Ф.Львов и поэт В.А.Жуковский написали новый гимн «Боже, царя храни!». Он исполнялся в России до февраля 1917 года. После Октябрьской революции 1917 года государственным Гимном стал «Интернационал». Текст песни написал французский поэт Э.Потье в 1871 году. В русском переводе «Интернационал» был русским гимном страны до 1944 года. 1 января 1944 года впервые по радио исполнили новый Гимн. Слова С.Михалкова и Г. Эль-Регистана на музыку композитора Александрова. С 1 января 2001 года стало Государственным Гимном произведение с модернизированным современным текстом С.В. Михалкова на музыку Александрова.

     Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного Флага, при вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов Гимн слушают стоя.

4. Заключительная беседа

  - Что же такое Конституция и для чего она нужна?

  - Какие символы есть у нашего государства?

  - Что эти символы отражают? ( историю народа, показывают его национальный характер, особенности и надежды)

5. Домашнее задание

1. Нарисовать герб государства (каким бы вы хотели его видеть)

2. Сочинить гимн вашей Родины, какие бы слова вы использовали обязательно? объясните почему?

   



Предварительный просмотр:

Классный час

День Мира и Знаний

  Цели:   формирование умения выбирать и оценивать мнения ученых, политиков;  

                 размышлять и определять свою точку зрения   по проблемам государственной,

                 правовой и нравственной сущности тех или иных явлений в обществе;

                 познакомить с проектом «Культура мира в России»

                                           Ход классного часа                                                                                                                                            

  1. Чтение стихотворения учащимся

       

                     Осень

Листья в рощах облетают

И в лесах на склонах гор,

Улетели птичьи стаи

С наших речек и озер.

И березоньки и клены

Сняли летний свой наряд,

Круглый год убор зеленый

Сосны бережно хранят.

Осень словно яркой кистью

Разрисовывают их,

Мы глядим на эти листья

Всех оттенков золотых.

До свиданья, лес и поле,

И садов густая тень

Мы теперь за партой в школе

Начинаем новый день.

  1. Слово учителя

  - Дорогие ребята! Вот вы и опять пришли в школу. Наш первый классный час провозглашен Днем Мира и Знаний.

 - Как вы думаете, почему тема мира сегодня так же актуальна, как и тема знаний? (Участились теракты, национальные войны – все это мешает получать качественные знания)

 - Скажите, пожалуйста, слово мир однозначное или многозначное?  Каково его лексическое значение? Те, кто  сомневается, посмотрите на доску.

 Слово «мир» в русском языке имеет два значения:

  1. состояние, противоположное войне;
  2. вся планета, все ее население.

 - Сегодня на классном часе мы рассмотрим эти значения.

 2. –Кто-нибудь слышал про проект «Культура мира в России»?

     Идея создания общества, свободного от войны и насилия, выстрадана Россией в результате всех войн 20 столетия. Из 3400 лет существования цивилизации только 250 лет люди нашей планеты жили в мире. А по масштабам насилия т жестокости наш век превзошел предыдущие.

   - А какие же войны произошли в 20 столетии? ( Гражданская война в России, 1 и 2 Мировые войны, войны во Вьетнаме, Афганистане, Японии, Сирии, Ливии, Боевые действия в Чеченской республике, Грузии и др.)

 - А сколько же лет прошло после окончания последней Мировой войны?  (более 65 лет)

Но эта война так и ничему не научила людей. Они продолжают уничтожать друг друга, не ценят жизнь.

  3. Российская Федерация стала первой промышленно развитой страной, которая поставила культуру мира в качестве своей национальной задачи.

  Проект «Культура мира в России» появился в 2000 году, его авторами явились Российская комиссия по делам Юнеско и Бюро Юнеско в Москве. (Юнеско – организация объединенных наций по вопросам образования, нации и культуры)

  И вот на основе этого проекта была разработана концепция программы «Дети планеты – с мечтой о мире».

 - А теперь посмотрим, какие правила должен соблюдать каждый человек, чтобы в обществе был мир. И узнаем мы это с вами в игровой форме. Разделимся на 2 команды. ( «Дружба», «Надежда»).

 На доске «ромашка» с правилами (учащиеся берут по одному лепестку и объясняют).

  1. Уважать жизнь каждого человека (это уважение всех прав и свобод каждого человека)
  2. Отвергать насилие (иметь отказ от всякого вида насилия, разрешение конфликта путем убеждения и взаимопонимания)
  3. Щедрость души (умение жить вместе (не богатство) без отчуждения и несправедливости)
  4. «Слушать, чтобы слышать» (на свободном обмене информации, чтобы каждый мог учиться, узнавать новое и делиться своим мнением)
  5. Оберегать нашу планету (способствовать прогрессу общества и поддержание природного равновесия, бережное отношение к природе)
  6. Толерантность (терпимость к мнению другого человека – каждый человек может привнести в общее дело что-то новое)
  7. Равноправие мужчин и женщин (равные шансы на участие в созидании общества)
  8. Демократия (каждый имеет свой голос при принятии коллективных решений)  

        Подсчитывание очков

 Учитель. Вот из этих восьми основных правил состоит концепция проекта культуры мира в России. Но только при соблюдении всех правил можно говорить о переходе к культуре мира. Только вместе они образуют ту среду, в которой может произрасти то лучшее, что мы называем культурой жить в мире и гармонии.

 Вы можете применять эти правила в своей жизни, принимая участие в данном проекте.

  - А теперь подумаем, как же вы можете соблюдать правила концепции на примере жизненных ситуаций? (Ответ дает 1 очко)

 - А как вы думаете, нужны ли человеку знания для того, чтобы внести вклад в дело укрепления мира? А для чего? (Знать историю, чтобы не повторять ошибок предыдущих поколений, издавать законы, способствующих укреплению мира; правильно вести политику, изучать языки, чтобы укреплять дружеские связи с другими странами). Все полученные в школе научные знания влияют на качество дальнейшей профессиональной деятельности. Чем  образованнее человек, тем больший вклад внесет в укрепление мира.

  4. Учитель. А теперь обратимся к вашему творчеству и творчеству ваших сверстников. Наша выставка носит название «Мир глазами детей». Сначала рассмотрим творчество ровесников.

-Каким они видят мир? (ярким, разноцветным и т.д.)

  - А каким видите мир вы? (объяснение учащимися своего замысла)

 5. – А теперь посмотрим, какие знания вы уже успели накопить. Проведем небольшой конкурс знатоков.

1). Участники каждой команды должны назвать как больше пословиц и поговорок по теме «Мир» и «Знания». ( Ученье-свет, а неученье - тьма, грамоте учиться – вперед пригодится, век живи – век учись, ученый водит, неученый следом ходит, кто грамоте горазд, тому не пропасть; что миром положено, тому и быть так, мира никто не судит и др.)

2). Назвать как можно больше событий, которые потрясли мир.

3).Перевести русские слова на немецкий, английский и др. языки (мир, знания,  школа, доброта, дружба, война).

4).Назовите песни, посвященные знаниям или миру. («Солнечный круг, небо вокруг», «Чему учат в школе», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить…»).

 - А теперь подведем итоги. Кто же у нас накопил больше знаний за годы обучения в школе? (подсчитывание баллов)

 6. Итог классного часа.

 - Так нужны ли нам знания?

 - Нужно ли их совершенствовать? Для чего?

Учитель. Так будем же уважать друг друга, будем терпимыми друг к другу, будем отвергать насилие, будем щедрыми. Мы должны с вами изменить жизнь в лучшую сторону, жить в мире и согласии. И если это осознает каждый человек, то будет мир на Земле.

   7. Домашнее задание.

    Мини-сочинение «Каким я хочу видеть мир»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...