Кружковая работа
классный час по теме

Болсунова Найля Назиповна

Основные принципы построения диагностики классного руководителя  при организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_pravila_diagnostiki.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы (главные требования, основные правила)

построения диагностической деятельности классного ру ководителя при организации воспитательного процесса в классном коллективе:

  1. Методическим основанием деятельности является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в кото рой личность ребёнка рассматривается как цель, субъект и резуль тат воспитательного процесса.
  2. При отборе диагностических методик необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оце ночно-результативного компонента с целями, задачами, содержа нием и способами организации педагогического процесса.
  3. Диагностика результатов развития личности учащегося явля ется главным содержанием деятельности по определению эффек тивности воспитательного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребёнка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения вос питательного процесса. Целесообразно проводить исследование в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует проду мать и создать систему хранения и интерпретации, получаемой в течение нескольких лет, информации.
  5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффек тивные педагогические средства и те формы и способы организа ции воспитательного процесса, которые в наибольшей степени по влияли на развитие личности учащихся.
  6. Диагностический инструментарий не должен быть громозд ким и требовать большого количества времени и сил для подготов ки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Од нако, необходимо помнить, что ориентация только на использова ние экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счёт сни жения качества получаемой информации.
  7. Необходима максимальная включённость педагогов в диаг ностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени, расширению возможнос тей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведённого исследования.

8. Процесс диагностического анализа не должен причинять вре да испытуемым, а его результаты не могут стать средством админи стративного давления на педагога, родителя или учащегося. В про тивном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Необходимо соблюдение педагогического такта.

На основе перечисленных положений разрабатывается техноло гия диагностического анализа в воспитательном процессе. При раз работке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участни ком изучения.

Алгоритм диагностической деятельности классного руководите ля можно представить следующим образом:

  1. определение цели и задач проводимого исследования;
  2. выбор методик изучения:
  3. подготовка диагностического инструментария;
  4. исследование испытуемых;
  5. обработка и интерпретация результатов исследования;
  6. анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.


Основные принципы (главные требования, основные правила) построения диагностической деятельности классного ру ководителя при организации воспитательного процесса в классном коллективе:

  1. Методическим основанием деятельности является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в кото рой личность ребёнка рассматривается как цель, субъект и резуль тат воспитательного процесса.
  2. При отборе диагностических методик необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оце ночно-результативного компонента с целями, задачами, содержа нием и способами организации педагогического процесса.
  3. Диагностика результатов развития личности учащегося явля ется главным содержанием деятельности по определению эффек тивности воспитательного процесса.
  4. Диагностика изменений ситуации развития ребёнка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения вос питательного процесса. Целесообразно проводить исследование в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует проду мать и создать систему хранения и интерпретации, получаемой в течение нескольких лет, информации.
  5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффек тивные педагогические средства и те формы и способы организа ции воспитательного процесса, которые в наибольшей степени по влияли на развитие личности учащихся.
  6. Диагностический инструментарий не должен быть громозд ким и требовать большого количества времени и сил для подготов ки и проведения изучения, обработки получаемых результатов. Од нако, необходимо помнить, что ориентация только на использова ние экспресс-методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счёт сни жения качества получаемой информации.
  7. Необходима максимальная включённость педагогов в диаг ностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени, расширению возможнос тей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведённого исследования.

8. Процесс диагностического анализа не должен причинять вре да испытуемым, а его результаты не могут стать средством админи стративного давления на педагога, родителя или учащегося. В про тивном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Необходимо соблюдение педагогического такта.

На основе перечисленных положений разрабатывается техноло гия диагностического анализа в воспитательном процессе. При раз работке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участни ком изучения.

Алгоритм диагностической деятельности классного руководите ля можно представить следующим образом:

  1. определение цели и задач проводимого исследования;
  2. выбор методик изучения:
  3. подготовка диагностического инструментария;
  4. исследование испытуемых;
  5. обработка и интерпретация результатов исследования;
  6. анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника,    

 его семью, его окружение, класс.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему:

  1. демографические данные об ученике и его семье,
  2. данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
  3. общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
  4. эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
  5. направленность личности, интересы, отношения, ценности,
  6. Я-концепция,
  7. поведение поступки учащегося.
  8. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.

Что должен изучать классный руководитель? Самого ребенка, каждого школьника, его семью, его окружение, класс.

   Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему:

  1. демографические данные об ученике и его семье,
  2. данные о здоровье и физическом развитии ребенка,
  3. общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление),
  4. эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера,
  5. направленность личности, интересы, отношения, ценности,
  6. Я-концепция,
  7. поведение поступки учащегося.
  8. Кроме того, классный руководитель изучает и класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)

Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...