родительское собрание
методическая разработка (8 класс) на тему

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

 

Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Успешность ребёнка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребёнку, поддержать его. Взрослым необходимо всегда помнить, что каждый человек только сам может прожить свою собственную жизнь. Никто за него не сможет этого сделать. Поэтому не надо стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка. Помогать – да! Направлять – да! Но, ни в коем случае не управлять!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Лобойковская средняя общеобразовательная школа Даниловского муниципального района Волгоградской области.

Районный конкурс методических разработок по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях системы профилактики Даниловского муниципального района.

Номинация

 Методические разработки профилактической работы с родителями.

             Участник конкурса

                       Гайдамакина Людмила Николаевна

                                     учитель, классный руководитель

                                    МОУ Лобойковской СО школы.

с. Лобойково

2010 год.

«Главное: не воспитывать ребят, а жить с ними совместной деятельностью тот отрезок времени, который вам выпало быть вместе. При этом к воспитанникам относитесь так, как хочешь, чтобы они относились к тебе».

А.С Макаренко.

Неблагоприятные условия семейного воспитания и профилактика безнадзорности детей.

Классное родительское собрание.

Участники собрания: классный руководитель, родители, (соц. педагог или психолог).  

Цели собрания:

1.Показать родителям необходимость активного участия в формировании личности ребёнка.

2.Предоставить родителям информацию о возможных неблагоприятных условиях семейного воспитания и оказать помощь в их решении.

3.Выработать правила действий, рекомендации для родителей по ликвидации причин неуспеваемости и дисциплины ребёнка.

Оформление класса.

1.Выставка лучших дневников, тетрадей, похвальных грамот.  

2.Выпуск классной стен газеты «Наши достижения».

3.Плакаты с эпиграфами: «Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом, не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо» Аристотель. «Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра» Конфуций.                                                                      

4.Народная мудрость – пословицы. «Понуканье – не воспитанье», «Воспитывай лаской, а не таской», «Пусти детей на волю, сам будешь в неволе», «У семи нянек дитя без глазу», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «На что и клад, коли в семье лад».

 Слово классного руководителя.

         Актуальной проблемой во все времена была проблема взаимоотношений между детьми и родителями. Успешность ребёнка во многом зависит от того, насколько родители хотят, стремятся, могут помочь ребёнку, поддержать его. Взрослым необходимо всегда помнить, что каждый человек только сам может прожить свою собственную жизнь. Никто за него не сможет этого сделать. Поэтому не надо стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка. Помогать – да! Направлять – да! Но, ни в коем случае не управлять!

         Причины и механизм отрицательного влияния семьи на нравственное формирование личности школьника неоднородны.

         Выделим основные факторы, которые отрицательно сказываются на воспитании детей в семье.

         Определяющую роль играет нравственная позиция родителей. Ведь речь идёт о наличии или отсутствии в семье источников антиобщественных, аморальных влияний и об общей нравственной ориентации родителей, проявляющейся в их повседневном поведении.

         Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий  несовершеннолетний сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей – систематическими пьянками, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений и т.д. А две трети подростков – правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно – психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей.

        Именно отец и мать своими поступками и образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. По мнению великого физиолога И.П. Павлова, у любого индивида стереотипы поведения в детстве вырабатываются в основном с помощью положительного примера. Именно в семье ребёнок усваивает определённые представления о том, что в жизни – главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относится к старшим и младшим, к работе и отдыху. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определённое отношение к моральным и правовым требованиям общества.

        В семье, члены которой взаимно уважают друг друга и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растёт нравственно воспитанный человек. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы.

       В морально неблагополучной  семье у детей остаётся неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. А.С Макаренко назвал состояние психики детей, которые росли в семьях с нездоровой обстановкой, «отсутствием радости завтрашнего дня». Такие дети особенно сильно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени заменяет им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако, если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

       Важной стороной семейного воспитания является и педагогическая позиция родителей.

        В семьях, где детям ни в чём не отказывают: покупают всё, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, не умеющие и не желающие трудиться, а

 потребители, жаждущие всё новых и новых удовольствий и благ. Привыкнув к жизни за чужой счёт, они и потом везде ведут себя так, словно окружающие обязаны выполнять их желания, ничего не требуя взамен. Они стремятся удовлетворить собственные прихоти любой ценой. В тех случаях, когда родительские возможности оказываются недостаточными для удовлетворения непрерывно растущих запросов своих чад, те легко пренебрегают установленными правилами и нормами.

       Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает детей на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

         Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость родителей по отношению к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, уничтожающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство. Результаты: возникновение у детей неприязни к родителям, выход детей из-под их влияния и контроля, поступки, совершаемые «назло» родителям, и, в конечном счёте, устойчивые отклонения в поведении.

         С вышеперечисленными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объёма своих обязанностей как воспитателей. Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности, то есть отсутствия контроля над тем, как дети используют своё свободное время, и над характером их дружеских связей.

        Дети нуждаются в самостоятельности, и родители должны заботиться об её развитии и проявлении. Воспитание подростка не терпит назойливой опеки, но при этом родители не должны полностью отрываться от его жизни. Не контролирую жизнь подростка, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь ему в трудную минуту.

        Подросток, не ощущая контроля над собой со стороны взрослых, испытывает иллюзию «полной свободы». Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.

        Потребительский характер воспитания и самоограничение объёма воспитательных обязанностей родителей нередко сочетают со «слепой» защитой ими детей, что порождает у детей уверенность в полнейшей безнаказанности.

         Как перечисленные, так и прочие недостатки семейного воспитания могут встречаться в самых различных сочетаниях.

Обсуждение доклада с родителями (обмен опытом воспитания, решение жизненных ситуаций и пути их решения).

Из опыта работы:

     В своей работе я использую опыт выдающегося педагога В.А Сухомлинского.

     1.«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребёнок будет приносить из школы радость, а не огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать их жалобные письма. Стремление ребёнка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть».

     2.«Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учиться, примите меры», учитель по сути дела, часто кладёт в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».

     3.При проведении бесед с родителями я рекомендую следующее:

- уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учёбу ребёнка, но давать педагогические советы так, чтобы родители их принимали.

- надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребёнка и его поведения, потому, что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес.

- уметь выслушивать критические замечания родителей, правильно взвешивать их обоснованность.

- избегать сравнения с другими детьми и другими семьями.

- начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношения родителей ко всему дальнейшему разговору.

     4.В своей практике я зачитываю родителям аналогию «Сорняки и культурные растения». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

- Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают.

- Сорняки растут быстро – культурное растение медленно.

- Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника.

     5. Забота о развитии ребёнка выступает и целью и мотивом, и способом общения с родителями. Приглашая на родительское собрание я делаю так … . «Прошу вас найти время для беседы об успехах сына или дочери» или приглашаю вас вместе обсудить результаты учёбы или поговорить о наших детях, как идут их дела.

         Таким образом, забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой любви к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу, будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?   Когда они выявляют заботу классного руководителя о счастье и успехах своего дитяти они обретают доверие к педагогу.

                                                                                                     (Приложение №1).

    Советы родителям, которые смогут помочь им при общении с детьми.

       Если ребёнок агрессивен.

Попытайтесь понять причину его агрессии. Помните, что существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Важно, чтобы ваш ребёнок тоже понял эту разницу. Научите его вежливо просить то, чего он хочет, цените его мнение. Покажите, как получить желаемое, не расстраивая других. Постепенно учите ребёнка управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

      Если ребёнок лживый.

Помните, что часто дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите им усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Ребёнок должен быть уверен, что родители всегда рассеют его страхи, растолкуют всё непонятное и помогут преодолеть мучающую его проблему.

      Если ваш ребёнок драчлив.

Объясните детям, что для решения их проблем существуют и другие пути. Покажите мирные способы разрешения ситуации.

Если ваш ребёнок застенчив.

Постарайтесь проникнуть во внутренний мир своего ребёнка, поговорите с ним, узнайте, как вы можете помочь ему чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Но не пытайтесь втянуть ребёнка в ситуации, к которым он не готов. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, необходимо делать маленькие шаги. Не позволяйте детям из-за их стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

      Если у вас надоедливый ребёнок.

Дети, требующие постоянного внимания, часто не уверенны в себе. Покажите ребёнку, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните, что ваше время принадлежит не только ему. Научите его уважать чужие чувства и желания.

Практика школьной работы дает массу примеров, когда грубость и неуважение, проявляемые родителями или педагогами к ученикам, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. Это приводит к тому, что дети перестают считаться даже со справедливыми требованиями. Умение взрослых ставить себя на место ученика, верное представление о том, что ученик чувствует в тот или иной момент, избавит его от многих ошибок.

                                                                                                        (Приложение №2).

Материалы по изучению семей.

1.Справка о семье (состав семьи, род занятий, интересы и увлечения, успехи, мечты и планы на будущее, опыт семейного воспитания и т.д.).

2.Сочинения и рисунки учащихся.

3.Семейные фотоматериалы.

4.Тесты, анкеты по изучению особенностей семьи.

5.Сообщения родителей из опыта семейного воспитания.

6.Участие родителей в общественной жизни школы, класса.

                                                                                                                                      (Приложение №3).

Извлечение из конвенции о правах ребенка

Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботится о них.

Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.

Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Дети имеют право на медицинское обслуживание.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и специальную профессиональную подготовку.

Дети должны иметь право разговаривать на своем языке, исповедовать свою культуру и пользоваться своей культурой.

Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

Дети имеют право на образование.

Дети имеют право на защиту обо всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствие заботы или небрежного отношения.

Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками для выражения своих взглядов.

                                                                                                                                      (Приложение №4).

Памятка классному руководителю.

Кого можно считать трудным подростком.

У многих учителей нет достаточно четких представлений о том, кого из подростков следует считать трудным, педагогически запущенным. Они относят к ним детей, имеющих аномалии и отклонения в развитии, в основе которых лежат этиологические факторы; всех подвижных, недостаточно организованных учеников, допускающих частичные нарушения дисциплины в следствии особенностей своего темперамента: всех подростков, у которых ярко проявляются такие качества, как стремление к самостоятельности, крепнущее чувство собственного достоинства, нетерпимость к нарушениям педагогического такта. Все это мешает четкому пониманию сущности вопроса.

Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:

1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребенка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).

2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной

 степенью устойчивости (в отличии от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

4. Постоянное и устойчивое сопротивление воспитанию.

Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию в следствии наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонения в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

Советы классному руководителю, воспитателю.

Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.

Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.

Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.

Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».

Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.

Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.

Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить»Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию в следствии наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонения в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания.

                                                                                                                                 (Приложение №5).

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ КОНСУЛЬТАЦИЙ

(с родителями).

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.
  7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

 Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.         

                                                                                                                                       (Приложение №6).

Анкета для родителей.

Цель: выявить уровень правовой культуры.

1. Участвуют ли ваши дети в решении семейных вопросов: (нет, да, не считаю нужным, мы сами способны решить, никогда).

2. Бывают ли случаи, когда вы не знаете, где находятся ваши дети? (нет, бывают иногда, бывают, нет времени следить за ним).

3. Какие действия ваших детей вы относите к нарушению законодательства (уход из дома, пропуск уроков, нецензурная брань, курение, выпивка, драка, оскорбление друзей и старших)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность детей: (с 10 лет, с 15, 16, 17, 18, не знаю).

5. Что вы сделаете, если узнаете, что ваш ребенок курит?

– выпивает

– обижает одноклассников

(побеседую, объясню, к чему это ведет; ничего не сделаю; отругаю; посоветуюсь с классным руководителем; накажу).

6. Применяете ли вы дома наказание по отношению к своим детям? (да, нет, иногда, считаю их вредными, крайнее редко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....