Классный руководитель
методическая разработка на тему

Классный руководитель - посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – ПОСРЕДНИК МЕЖДУ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ И ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Считаю, что классное руководство – это уникальный феномен педагогической мысли, который разрабатывает практическую сторону воспитательного процесса. Мы как Атланты держим свою ношу, которую нам доверили. Это наш класс. Группа учащихся одного возраста, которые осваивают одну образовательную программу. Классный руководитель непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе. Он стоит ближе к ребенку, чем кто-либо из членов педагогического коллектива.  И поэтому мы особенно оказываем решающее влияние на личностное развитие детей.

Коллектив класса существует уже 11 лет. Мы с ними вместе 6 год. В классе 22 человека: 11 мальчиков и 11 девочек. Глядя на моих повзрослевших ребят,  я оглядываюсь назад в 2003 год…

Сентябрь. Мне вверили 6 «В» класс.  Мы пошли дальше рука об руку в одном коллективе.

И с сентября 2003 года день за днем, год за годом мы стараемся «утруждаться» - значит замечать друг друга, быть внимательными, уступать, оценивать состояние и вести себя соответственно данному состоянию человека, признавать его достоинства и непохожесть на другого, принимать его особенность как данность, радоваться друг другу, доверять, и самое главное дружить.

Начиная нашу совместную работу, я определила для себя направления, с помощью которых начнем закладывать фундамент нашего коллектива. Но, до начала продуктивной деятельности, создали ядро класса, в него вошли инициативные ребята, вокруг которых создается активное  пространство,  в которое попадают и другие ученики.    Каждый классный руководитель сам для себя выбирает формы, методы, направления своей деятельности исходя из собственного представления о той системе, которая смогла бы в конечном результате помочь ему найти тот единственный верный путь, по которому пойдет он и поведет своих детей. Чтобы сплотил их, раскрыть их способности и развить, вдохновить на творческие открытия, чтобы в итоге, и ты и твои воспитанники чувствовали себя единым целым.

При этой совместной работе классный руководитель должен  учитывать современный характер общества, отвечать потребностям общества, быть актуальной, касаться вопросов подрастающего поколения.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее распространенная классификация.

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:

1) словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.);

2) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.);

3) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

 Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Продумывая формы работы с детьми, я снова обращаюсь к возможностям воспитательной системы нашего образовательного учреждения, которая выполняет следующие задачи:

  1. Расширение представлений учеников о нормах культурной жизни и формировании образа жизни достойного человека
  2. Организация разнообразных, творческой, личностной и общественно-значимой деятельности детей в классе как модели – образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.
  3. Помочь сделать ребенку выбор поведения на основе сознательного действия и в соответствии с ценностями, позитивно воспринимаемыми обществом (духовно-нравственными ценностями), в котором живет человек.
  4. Создание условий для сохранения и укрепление воспитанников, воспитание позитивного отношения к здоровому образу ребенка.
  5. Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе, обеспечение защищенности каждого его члена.
  6. Обучение воспитанников способности делать правильный выбор приемов саморегуляции, самоуправления и самовоспитания.

  1. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущими поколениями, за результаты своей деятельности в социальной, природной и культурной среде.
  2. Развитие у детей умения и навыков самопознания и самообразования, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности.
  3. Воспитания чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу, стремление постигать историю и культуру своей страны и мирового общества.

                                                                   

Первое, и, наверное, приоритетное направление воспитательной работы школы является духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление. Оно дает возможность через систематически направленную деятельность формировать сознание, которое включает в себя любовь и уважение к Родине, семье, гуманное отношение к людям, другим нациям и народностям, бережное отношение к природе, закладывает основу православной культуры и любовь к «малой» родине.  Воспитание гражданственности. Развитие мировоззренческих убеждений на основе сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок. Развитие личности в ответственный период социального взросления, воспитание гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

                                             

Я выбрала тему  своей работы «Классный руководитель – посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей», потому что формирование нравственности – важнейшая задача школы. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.  Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. В процессе воспитания личности, исключительно важное значение, имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности.

Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии.

Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.

Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

Меня как учителя истории и обществознания волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель моей краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее. Подмосковье… Как много говорит это название и как красиво звучит. Старинные монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками, усадьбы, связанные с именами писателей, поэтов, художников, композиторов, создавших великую русскую культуру, старинные города, каждый из которых оставил свой след, значительный и неповторимый, в отечественной истории.  В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли собственно краеведческий компонент «Жемчужины Подмосковья», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе. Курс «Жемчужины Подмосковья» был введен в 2001г. как самостоятельный предмет регионального компонента. Он знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Данный курс я дополняю «Историей Лобни». Главная задача курса – развитие у учащихся интереса к истории родного села, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части огромной России.

Содержание изучаемого материала в курсе предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии по улицам села, к краеведческим объектам, на природу, уроки в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия. Для учащихся 6 – 11  классов организована работа краеведческого и экологического кружка совместно с учителями биологии, экологии и обж. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей Лобни. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного края, краеведческая литература.  Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Странички из истории  Красной Поляны», «Улицы нашего города», «Солдаты Лобненского рубежа». Результатом работы стало призовое  (1 ) место ученика моего 11  класса на городской олимпиаде по истории и краеведению.

  Активно ребята принимали участие в агитбригаде «Экозеркало», поднимали в вопрос  спасении чаек на озере Киово. На фестивале агитбригад в 2007 году в Ивантеевке стали лауреатами и заняли третье место. Программу выступления классный руководитель разрабатывал сам в содружестве с педагогом по биологии и экологии Тумаковой Н. В. В эту совместную работу были вовлечены и мои ребята.

 В последнее  время  при усиленном  интересе к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности.

Эта работа факультативов, экскурсий по родному краю, местам ратной и боевой славы, собираются  свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших. Закономерным итогом краеведческой деятельности нередко становится выставки, экспозиций по истории, культуре,  природе родного края, но и создание музея своего образовательного учреждения.  

Наш школьный музей был открыт в 2007 году. Я являюсь его руководителем. И самыми активными помощниками были ребята класса. Они систематизировали материал, вели поисковую и исследовательскую работу, открывали музей и были первыми экскурсоводами.

                               

        

История Российского Красного Креста – история российского милосердия. Какие имена украшают ее виднейшие деятели. Это наши замечательные соотечественники: Н.И. Пирогов, Н. Бурденко, певец Ф. Шаляпин, А. сахаров и многие другие. Во все времена было почетно для всякого гражданина России – служить и помогать движению РКК. Быть достойными великой истории этой организации – к этому мы стремимся сейчас. Наша школа является  участником этого гуманного и нужного людям дела. Классный руководитель является активным членом этой гуманной организации, и вовлекает в эту работу своих учеников.

Работая по программе «Пропаганда безвозмездного донорства» ребята класса являются активистами движения Российский Красный Крест. Учащиеся нашего класса активно откликнулись на акцию «Помоги ближнему» для детей Краснополянского специализированного Дома Ребёнка, приняли участие в городской конференции «Туберкулёз всюду - туберкулёз вокруг нас», помогают в организации дней донора. Как приятно слышать слова благодарности в адрес ребят, которые никогда не откажут в помощи.   

Такая деятельность формирует такие важные нравственные человеческие качества: доброту, взаимопомощь, гуманизм, сострадание.

 

 

 

В настоящее время в нашей стране возрождается духовное образование. Существуют отдельные учебные заведения,  образовательные программы. Факультативные курсы по истории Православия и Православной культуры. От отца к сыну переходит мудрость поколений, все богатства человеческой культуры. Сами того не замечая мы говорим словами наших предков, используем их опыт, опираемся на их знания. И главные знания – это законы человеческого общения, основанные на добре, вере, любви, общечеловеческой морали: «не убий», «не укради», « возлюби ближнего как самого себя», «почитай отца и матерь твою и долог будет век твой на земле». По этому направлению мы с ребятами проводим разнообразные беседы, Рождественские чтения, приобщаясь тем самым к основам православной культуры и духовному наследию не только России, но и нашей «Малой» родины – Подмосковью.  Думаю, что такая совместная работа, творческое и духовно-нравственное единение благотворным образом влияет на сплочение класса, его духовного роста, развитию его творческого потенциала, значительно расширяет кругозор.

История - одна из немногих наук, которые формируют интерес учащихся к духовному и культурному наследию. Задача исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, в первую очередь - отечественной. Во-вторых, добиться нравственной и патриотической ориентации м.б. даже неосознанный, на прекрасные образцы и гуманистический опыт истории. Одна из формирующих сторон - это узнавание подробностей, который сам по себе повышает интерес к объекту. «Без знания объекта не м.б. интереса к нему» - говорили древние. Чем больше подробностей, тем больше интереса и уважения».

Проходя по улицам города, посмотри - именами героев названы улицы, площади, скверы, целые города, памятные доски, школы берут имя героя. Нужно и важно знать о подвигах этих людей.

Соприкосновение с живой историей, на мой взгляд, имеет огромное воспитательное и патриотическое значение. Сама эта история показывает, каким образом можно и нужно стремиться сформировать патриотизм. Желательно включение в массив исторических знаний особенности своей малой Родины не только на уроках истории, но и на других дисциплинах. Краеведение, экология, география, обществознания, право, граждановедение, МХК. И, естественно, во внеурочное время. В 2008-2009 учебном году мы с ребятами были вовлечены  в цикл комплексные мероприятия патриотического направления.

За 6 лет совместной работы в целях патриотического воспитания ребята принимали участие во многих школьных и городских мероприятиях. Получали «Благодарственные письма», «Грамоты».  В 7 классе это формирование «Гвардейской ленты класса» в память о родственниках, погибших на войне. Классные часы с ветеранами войны, уроки мужества. Ежегодно возлагаем гирлянду у памятника «Пушка» на лобненском рубеже, где был остановлен враг зимой 1941 года.

 На следующий год мы принимали участие в конкурсе инсценированной песни, конкурсе чтецов, где заняли призовые места. 9 класс отмечен такими мероприятиями как фестиваль «Песни, опаленные войной», вечер памяти М.Н. Поповой, боевой летчице, которых фашисты называли «Ночные ведьмы». Повзрослев, ребята уже сами проявляли инициативу в выборе мероприятий.  Классный руководитель является организатором всех общешкольных мероприятий по этому направлению, и соответственно ученики его класса помогают ему и сами становятся активными непосредственными организаторами. В 11 классе им было доверено провести силами класса общешкольное мероприятие «Этот парень в серой шинели не пропустит врага в Москву», на которое были сами  ребята пригласили ветеранов, учителей, учащихся школы  с 5 по 9 класс.

Горжусь своим классом! Они проявили творческую инициативу, гражданскую позицию, ответственность в столь нелегком деле, как подготовку к общегородскому мероприятию. Их труд был весьма высоко оценен не только в школе, но и в городе.

Хочется так же отметить экскурсии по местам боевой и трудовой славы не только нашего города, но и других славных городов России. Ежегодно совершаются экскурсии по городам-героям.  За многолетнюю работу мы с классом и другими ребятами нашей школы посетили: город-герой Москву, Дубосеково, Санкт – Петербург (Ленинград), Киев, Волгоград, побывали в Курске – Белгороде (на Прохоровском поле). Эти незабываемые экскурсии, несомненно, оставили след в сердцах детей.

Соприкасаемся в своей работе не только с героическим прошлым, но и с настоящим. Ребята должны гордиться сегодняшней современной Россией. Проходят встречи и с ветеранами В.О. В., и ветеранами локальных войн. С людьми, чья профессия - это подвиг в мирное время. На классные часы приглашаем пожарников, спасателей МЧС. Они делятся своим опытом, рассказывают ребятам о своей профессии.

Наше сотрудничество не ограничивается только  историческим материалом.

На географическом фестивале «От Волги до Енисея, Россея моя Россея», который прошел в феврале 2009 года учащиеся заняли призовое место и стали лауреатами конкурса. Это приобщение к культуре,  истории  через творческое начало дает мне основание думать, что ребята понимают место нашей страны в мире. Формируют свою гражданскую позицию. Будут служить на благо своей страны. Осознавать величие Родины. Отстаивать свою гражданскую позицию. Видеть духовную красоту человека. В будущем созидать, стремиться к добру и справедливости. Соблюдать моральные требования и вести себя в соответствии с ними.


Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности.

Также в данной работе были рассмотрены внеурочные формы организации обучения, которые дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать творчество, тем самым, повышая уровень нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании духовно - нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью духовно - нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает:

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

В этом учебном году дети моего класса – выпускники. Впереди «Последний звонок»,  сдача итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ, «Выпускной вечер».

Надеюсь, что наше плодотворное сотрудничество, дружба, взаимопонимание, единение продолжится и  в будущем.