Фрагмент мастер-класса: план проведения классного часа по теме: "Формирование культуры общения" (с учетом развития УУД) (5 класс)
классный час (5 класс) по теме

 

1 слайд

Уважаемые коллеги, в рамках общей темы, я представляю параллель 5 классов. Основной задачей в данный период воспитания личности является формирование культуры общения.

Этот вопрос затрагивает как внешний, так и внутренний мир человека, чем и обусловлена его степень сложности. Я предлагаю вам сегодня поучаствовать, в роли учеников, на классном часу, объединяющим обучающие моменты: «я-я» и «я - он, она, они».

 

Преподавание культуры общения в школе призвано решить такие основные задачи:

 1. Научить учеников осмысливать свою речевую практику

 2. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся

 

Как научить детей общаться?

 

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Необходимо научить ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

 

В пятом классе актуально помочь ребенку стать хорошим другом. Эта роль понятна ребенку, а значит, мы можем найти примеры в его собственной жизненной практике. Ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

 

Важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого необходимо вырабатывать положительную самооценку.

 

2 слайд

В дальнейшем можно будет затронуть тему правил общения и предложить учащимся задуматься над восприятием нас другими людьми. В возрасте 11-12 лет ребенок способен адекватно воспринять следующие правила общения:

 

- Можно выражать свое недовольство отдельными действиями друзей, но не самими друзьями.

- Можно осуждать действия друга, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были.

- Покажите другу, что вы его уважаете.

- Сохраняйте дружелюбный тон.

 

Современный темп развития общества требует обновлений систем общества.  Система образования реализует новые стандарты и приобретает новые формы. В 2010 году мы приступили к реализации образовательных стандартов нового поколения на начальной ступени обучения. Совсем скоро на новые стандарты перейдёт и среднее звено – 5-9 классы.

 

Я задалась вопросом, а нужно и можно ли перевести и классные часы в новый формат обучения? Можно, творчеству нет предела. Нужно – чтобы поддержать типовую коммуникативную среду.

 

3 слайд

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

Я задумалась над тем, как буду строить воспитательную работу для детей «нового поколения». Как основные виды УУД в воспитательном процессе?

 

 Основные виды универсальных учебных действий:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
  • Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
  • Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
  • Коммуникативные.

 

Планируя классный час, посвященный формированию культуры общения, я решила использовать проектную деятельность, так как именно проектная деятельность объединяет все виды УУД. Не говоря уже о привлекательности самой деятельности, о наличии творческого и игрового момента в ней.

Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

 

Если вы обратили внимание, в презентации были выделены два момента:

- стать хорошим другом

положительная самооценка

 

Именно на разбор и понимание этих вопросов будут направлен классный час.

Я предлагаю вам стать участниками такого классного часа и принять участие в создании проекта.

   

4 слайд

 

Проект

  1. Вниманию учащихся предлагается цитата писателя и предлагается определить, что поможет нам научиться культурному общению

"Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек.

Михаил Юхма   (Народный писатель Чувашии)

Дети высказывают предположение о том, что мы будем читать сказки.

  1. Просмотр мультфильма  «А что ты умеешь?»   

Ученики анализируют поведение героев, оценивая их уровень культуры.

  1. Учащимся предлагается подкорректировать поведение героев, продумать и изменить  его.  (На данном этапе учащиеся разбиваются на группы и создают свой проект, в котором предлагают и обосновывают варианты поведения в той или иной ситуации; оформляют главные мысли на альбомных листах.)  

Возьмите, пожалуйста, альбомные листы (по 1 на пару). Разделите лист на две части. В каждой части нарисуйте по одному персонажу. С одной стороны Тыквёнка, с другой – понравившегося вам. Запишите, что ответил персонаж Тыквёнку, на предложение поиграть вместе. Запишите, как воспринял ответ Тыквенок, что он сказал. А теперь, на оставшемся месте, запишите чувства, которые, как вам кажется, испытывали герои, произнося эти фразы.

 

На данном этапе формируется восприятие чужих чувств и эмоций. Мы обучаем ребенка думать о другом человеке, что в дальнейшем будет развитее в теме тактичности поступков и речи.

Учащиеся разыгрывают сценки из мультфильма, выступая в роли главного героя и демонстрируют его правильное «поведение»: не обижаться на других, быть вежливым, не быть навязчивым, не терять чувства достоинства, сохранять уверенность.

 

Как вы думаете, весело ли было Тыквенку?

А как мы могли бы исправить некорректное поведение героев? Подумайте и разыграйте сценки, в которых один из вас, в роли Тыквенка, предложит поиграть вместе, а другой, хотя ему и не хочется играть, постарается вежливо отказать, что бы не задеть чувства Тыквёнка.

 

Проигрывание ситуаций формирует опыт поведения и способствует накоплению индивидуального опыта.

 

  1. Учащиеся прикрепляют на доску свои работы, формируя общий проект и подводят итоги.

 

Спасибо всем. Мы увидели как можно одну и ту же ситуацию решить разными способами. Чему мы научились сегодня?

 

Коллективная работа дает нам возможность проверить, усвоили ли дети урок и смогут ли прийти к общему решению без споров, шума и оскорблений.

 

А теперь, чтобы завершить наш проект. Давайте прикрепим все работы на доску и дадим нашему проекту единое название.

 

5 слайд

 

В ходе данного вода работы:

 

  • - формируется восприятие чужих чувств и эмоций. Мы обучаем ребенка думать о другом человеке, что в дальнейшем будет развитее в теме тактичности поступков и речи
  • - проигрывание ситуаций формирует опыт поведения и способствует накоплению индивидуального опыта
  •  - коллективная работа дает нам возможность проверить, усвоили ли дети урок и смогут ли прийти к общему решению без споров, шума и оскорблений

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt39 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование культуры общения Основные задачи: 1. Научить учеников осмысливать свою речевую практику 2. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся

Слайд 2

В пятом классе актуально помочь ребенку стать хорошим другом . Важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого необходимо вырабатывать положительную самооценку . На данном этапе возможно использование следующих правил общения: - Можно выражать свое недовольство отдельными действиями друзей, но не самими друзьями. - Можно осуждать действия друга, но не его чувства, какими бы нежелательными или непозволительными они ни были. - Покажите другу, что вы его уважаете. - Сохраняйте дружелюбный тон.

Слайд 3

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания); Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование); Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические); Коммуникативные.

Слайд 4

Проектная деятельность объединяет все виды УУД План классного часа: 1. Вниманию учащихся предлагается цитата писателя и предлагается определить, что поможет нам научиться культурному общению 2. Просмотр мультфильма «А что ты умеешь?» 3. Учащимся предлагается подкорректировать поведение героев, продумать и изменить его. 4. Учащиеся разыгрывают сценки из мультфильма, выступая в роли главного героя и демонстрируют его правильное «поведение». 5. Учащиеся прикрепляют на доску свои работы, формируя общий проект и подводят итоги.

Слайд 5

В ходе данного вида работы - формируется восприятие чужих чувств и эмоций. Мы обучаем ребенка думать о другом человеке, что в дальнейшем будет развитее в теме тактичности поступков и речи - проигрывание ситуаций формирует опыт поведения и способствует накоплению индивидуального опыта - коллективная работа дает нам возможность проверить, усвоили ли дети урок и смогут ли прийти к общему решению без споров, шума и оскорблений