В мире профессии
материал (11 класс) по теме

Васильева  Камшат Жумартовна

Воспитательная система класса по профориентации, расчитана  на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitaetlnaya_sistema.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:                                                            Согласовано:

Директор школы:        /Нукатова С./                    Руководитель ШМО  кл.рук.  

                                                                                 __________

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«В МИРЕ ПРОФЕССИИ»

Для учащихся 11 класса

Классный руководитель: Аймагамбетова К.Ж.

Пояснительная записка.

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса построена  на основе методологии целостного подхода к образованию, рассчитана на 4 года (началась работа по данной системе в 8 классе 2008-2009 уч. г.)

Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у выпускников школы не сформированы способы эффективного поведения на рынке образовательных услуг и труда. В прежней системе государственного распределения кадровых ресурсов они не были востребованы. Нет их и в «генетической памяти» предыдущего поколения. В то же время, прогноз ситуации на рынке труда России и Саратовская область не исключение,  свидетельствует о том, что в ближайшие годы безработица обретает «молодежное лицо». Поэтому сегодня настоятельно необходимо включить в содержание воспитательной деятельности школы знания и умения, необходимые для продвижения  себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Поэтому ему необходимы знания законов рынка, конъюнктуры регионального рынка труда.  

Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Цель:

 формирование личности человека, готового и способного  правильно сделать свой выбор в профессии, раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

Задачи:

1. Овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;

2. Формирование способности оперативно и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи;

3. Развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда: способности к саморегуляции поведения, коммуникабельности, мобильности, направленности на саморазвитие и самообразование.

4. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

5. Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

6. Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

7. Воспитывать бережное отношение к природе;

8. Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;

9. Развивать творческую деятельность через КТД

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели, а мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы являются соуправление и самоуправление.

Самоуправление. Здесь главное – не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива. Использую метод чередования организационных поручений. Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Органы самоуправления создаются для проведения конкретного дела. Как только оно заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие участники.

В начале учебного года провели классные собрания, которые были посвящены:

  1. выбору актива класса
  2. созданию законов класса;
  3. распределению поручений
  4. Каждую субботу  актив класса представляет отчет о проделанной работе за неделю.

Основные направления воспитательной работы.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Направление «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи: 

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации: 

  1.  конференции.
  2. Тематические недели.
  3. Экскурсии познавательного характера.
  4. участие в проектах. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана экспериментальная деятельность. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Направление: Общение

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  1. формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  2. создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  3. учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

  1. социометрия;
  2. диагностика «10 моих Я»;
  3. игры на общение

По результатам проведенных диагностик, организую следующую коррекционную работу:

«Мир эмоций»:

  1. игры и упражнения для учащихся с затруднениями в общении;
  2. игры и упражнения на формирование уверенности в себе;
  3. упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим;
  4. игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.

Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи: 

  1. формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  2. знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

1. Посещение секции и спортивных кружков

2. Спортивные праздники и соревнования.

3. Недели здоровья.

4. Походы выходного дня.

5. Проект «История Олимпийских игр»

6. мероприятие  «Здоровье и безопасность»

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: 

  1. формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  2. формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  3. воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  4. воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

1. День мира. Конкурс рисунков. Акция «Голубь мира».

2. День памяти героя

3. Проект «Они защищали Родину»:

Организовать урок памяти, новую встречу с фронтовой поэзией и военной публицистикой; узнать много нового о героической обороне оккупированных городов, о мужестве выстоявших блокаду ленинградцев, о трудовом подвиге народа, о знаменитых военачальниках Великой Отечественной войны поможет этот проект.

4. «Крона и корни» (создание родословного древа семьи)

Человек, как дерево, как цветок, которые не могут цвести, плодоносить без корней. Воссоздавая самих себя в прошлом, в настоящем и будущем, мы как бы живем в этих трех измерениях. Кто я, откуда я, кто мои родители, сколько у меня бабушек и дедушек и кем они были? Каждый человек должен ощущать свои корни. Работая над родословной, дети узнают много нового о своей семье, а заодно проверяют себя, свой характер и свою способность доводить дело до конца

Направление «Жизненная дорога и ты»

Цель: формирование личности человека, готового и способного  правильно сделать свой выбор в профессии

Задачи: 

1. Овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;

2. Формирование способности оперативно и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи;

3. Развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда: способности к саморегуляции поведения, коммуникабельности, мобильности, направленности на саморазвитие и самообразование.

Формы реализации:

1. Цикл бесед.
2. проекты по теме «Моя будущая профессия»
3. Просмотр кинофильмов

Направление «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи: 

  1. создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  2. использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  3. развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации: 

  1. Культпоходы на концерты, музей
  2. Посещение кружков, секций, студий.
  3. Классные собрания:
      создание законов;
      распределение поручений
  4. Участие в делах школы.
  5. Цикл мероприятий «Спешите делать добро».
  6. День матери.
  7. Праздник Осени
  8. Новогодний праздник.
  9. «А ну–ка, мальчики!».
  10. Праздничный концерт для мам.
  11. Окно радости.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

  1. сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
  2. развитость креативных способностей учащихся;
  3. проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
  4. сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

  1. методики для исследования развития познавательных процессов личности школьника
  2. модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
  3. методика «Герб класса»;
  4. социометрические методы;
  5. тест «Цветок настроения»;
  6. сочинение-рассуждение, «Каким я стал за этот год и почему»;
  7. анкета «Я и моя школа»;
  8. творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»
  9. тест на определение склонностей
  10. тест на определение направления личности и.т.д.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, воспитывают у учащихся ответственное отношение в выборе профессии.

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Основные направления и формы воспитательной работы с учащимися.

Направления

Виды  деятельности

Учебно-познавательное:

Конкурсы и викторины

Интеллектуальные игры: «Звездный час», «Что? Где? Когда?» Педагогическая и психологическая диагностика и самодиагностика школьников, их индивидуальных интересов и способностей, профессиональной ориентации.

Нравственное:

Совместная работа с библиотекой «Они сражались за Родину!».

Акция «Копилка добрых дел».

 Кл. час. «Учитель и Врач – лекари души и тела»

Патриотическое:  

Классный час «Я гражданин   России»

Праздничное мероприятие «Сыны Отечества»

Классный час «Профессия, Доблесть и Честь».

Акция «Ветеран живет рядом».

Правовое

  Мероприятия: «Я и мои права», «Служить Закону».

Родительное собрание «Воспитание законопослушного гражданина»

Экологическое:

 Классный час «Я хочу спасти мир!»

Экскурсии «Красота родной природы»

Проектная деятельность учащихся «Важность профессии эколога  в современном мире»

Эстетическое:

Музыкально – литературная гостиная «Великие певцы родной природы», «Профессия, дарящая людям радость», «Творчество и самосовершенство».

Концерты, фестивали, конкурсы с участием родителей.

Спортивное:

«О, спорт! Ты -  мир!» - кл. час, посвященный великим спортсменам мира.

Школьные спартакиады

Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья».

Трудовое:

Участие в выставках по ДПИ;

Кл. час: «Трудом красен человек».

Летний трудовой десант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "В мире профессий"

Урок для учащихся 10 класса....

Сценарий профориентационной игры "В мире профессий"

Сценарий  и мультимедийная презентация профориентационной игры "В мире профессий" . Данная разработка может быть полезна всем специалистам, занимающимся профориентационной работой в учр...

Сценарий внеклассного мероприятия "В мире профессий"

Помочь обучающимся приобрести знания по основам выбора профессии...

В мире профессий. "Профессия - ветеринар"

В нашей школе каждый год проводится традиционное мероприятие - "Вечер защиты профессий". Каждый класс выбирает свою профессию, ищет материал, готовит конкурс художественной самодеятельности. В 2010 го...

Классный час "В мире профессий" Медицинские профессии

Классный час «В мире профессий»Медицинские профессииРазработка классного часа для 9-11классов. Классный руководитель: Ермакова М.Д.Цель:расширить представление учащихся о профессиях, дать представлени...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...

СЦЕНАРИЙ ИГРЫ ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий Задачи: 1. Образовательная: Обеспечить средствами самопознания, развивать навыки и умения по целеполаганию и планиров

СЦЕНАРИЙ  ИГРЫТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРОФЕССИЙ Цель:  Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессийЗадачи:1. Образовательная: Обеспечить средствами ...