Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"
классный час (9 класс) по теме

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proforientaciya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:








      Классный час



           по теме:



 «Мир профессий и  



   твоё место в нём».



































                                                                                                            Провела



                                                                                                 классный руководитель



                                                                                                       9 «А»класса



                                                                                                Барабаш Ольга Ивановна



                                                                                                 




Классный час по теме: «Мир профессий и твоё место в нём».

Цель: дать учащимся представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности, оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении.

Форма: классный час-разговор с элементами игры.

Оборудование: таблица для голосования, опросники для учащихся, таблица профессий, памятка «Как получить профессию», письма работадателям.

План классного часа:

1.- Представление учащихся и их выбранной профессией.

   - Голосование  «Лучший мотив выбора профессии».

2. Вступительное слово учителя. Девиз классного часа.

3.Беседа об осознанном выборе профессии.

   1). Факторы, которые учитываются при выборе профессии. (Приложение № 2, 3)

   2). Мотивы при выборе  профессии.

   3). Типы профессиональной деятельности человека. (Приложение № 4)

4. Проведение деловой игры «Самые престижные компании России будущего».  

    1). Презентации компаний.

     2). Разминка.

     3). Конкурс капитанов «Приёмная комиссия».

     4). Игра «Крокодил».

     5). Конкурс «Самореклама».

5. Подведение итогов.

                                            Ход классного часа:

  1. Учитель представляет по очереди входящих в класс учеников:

«Яна. Мечтает стать…» . Одновременно в это же время ученики принимают участие в голосовании «Лучший мотив». (Приложение № 1)

      2. Вступительное слово учителя.

- В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники  не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессий очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. Сделать правильный выбор будущей профессии – что это значит? Сегодня на классном часе мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос. Итак, наш девиз: «Сделаем правильный выбор!»

3.Беседа  об осознанном выборе профессии.  

-  Вы перед выбором профессии. (15)

Какие факторы необходимо учитывать, чтобы правильно выбрать верную дорогу?

Как вы думаете, что это за факторы? (Учитель записывает маркером на плакате.)

  1. Профессиональная цель-мечта.
  2. Знание себя.

 - Необходимо опираться  и знать свои психологические, индивидуальные, интеллектуальные способности, разбираться в своих профессиональных интересах и склонностях. Откройте, пожалуйста, тетрадь-карту для сопровождения выбора профессии и посмотрите, на выполненные нами тесты и анкеты.

Вспомните, какие стороны личности мы пытались осветить на классных часах?

- самооценку;

-интересы и склонности;

-общие способности;

-темперамент.

- профессиональные намерения.

-  В качестве Д.З. я предлагаю вам заполнить опросник для определения профессиональны интересов. (Приложение № 2)

  - Для каждого из вас есть разные мотивы выбора профессии. Перед классным часом вы приняли участие в голосовании. С помощью него мы  определили, какие  мотивы в нашем классе наиболее предпочтительны. Такими мотивами оказались:  

      3. Знание путей подготовки к достижению цели  и способов работы над собой.

4. Реальная подготовка к профессии.

5. Запасные варианты профессии.

-Для вас я приготовила памятки-рекомендации для осознанного выбора профессии. Посмотрите, ребята, что необходимо вам учитывать. (Приложении № 3)

- Знаний своих психологических особенностей недостаточно, для того чтобы выбрать правильно профессию. Необходимо научиться ориентироваться в профессиональном пространстве. Сейчас  я расскажу вам об основных типах профессиональной деятельности человека. В нашей стране принято пользоваться  классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация  делит все профессии на 5 основных  типов:

1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами,  явлениями и процессами живой и неживой природы.  Для них характерен общий предмет – животные и растения, почва и воздушная среда – природа. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу примеров конкретных профессий и назовите по ней несколько профессий данного типа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтеры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. Давайте посмотрим, какие профессии относятся к данному типу. (Учитель, врач, журналист, продавец.)

4.  Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Давайте, приведём ещё примеры таких профессий.

5. Человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Приведём примеры из таблицы. (Приложение № 4)

4. Проведение деловой игры «Самые престижные компании России будущего».  

1-ый этап – «Презентация компаний». (15)

1). Промышленная компания (профессии: инженер-конструктор, инженер-технолог, менеджер, металлург, эколог, строитель).

2). Торговая компания (профессии: менеджер, торговый представитель, продавец-консультант, бухгалтер).

3). Туристическая компания (профессии: экскурсовод, гид-переводчик, специалист по сервису и туризму, архитектор, дизайнер).

4). Транспортная компания (профессии: водитель, эколог, финансист, архитектор, архитектор, менеджер).

Жюри должно оценить:

  1. Обоснование название фирмы;
  2. Рекламный слоган или девиз;
  3. Эмблема;
  4. Представление компании.

     Максимальная оценка – 5 баллов.

     2-ой этап – «Разминка». (3)

    За каждый правильный ответ – 1 балл.

1). Что такое профориентация? (Это определение человеком своего места в профессиональном мире.)

2).  Назовите цель профориентации (Подвести человека к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.)

3).   Что такое профессия? (Это род  трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.)

4). Что такое специальность? ( Это вид  занятия в рамках  одной профессии.)

5). Что такое квалификация? (1. – профессия, специальность;

                                                   2. – степень годности к какому-либо виду труда, уровень

                                                   подготовленности.)

6). Что такое  должность? (Это служебная обязанность, служебное  место, круг действий, возложенных на определённого человека  и безусловных  для исполнения.)

7). Что такое вакансия? (Незанятая должность в учреждении, учебном заведении.)

8). Что такое карьера? (Достижение наивысших результатов, продвижение по служебной лестнице.)

9). Что такое призвание? ( Наивысшая степень взаимосоответствия конкретного  человека и его работы.)

    3-ий этап – конкурс капитанов «Приёмная комиссия». (8)

    Максимальная оценка – 5 баллов.

Задание:

- Все вы скоро будете куда-то поступать: в училище, колледж, вуз, оформляться на работу. Давайте пофантазируем и представим, что для поступления не нужно сдавать экзамены, а достаточно пройти собеседование с приёмной комиссией, которая примет решение о вашем зачислении.

Вопросы для собеседования:

  1. Знаешь ли ты основное содержание  профессии?
  2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
  3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения (кроме нашего) готовят специалистов данной профессии?
  4. Есть ли  у тебя такие  качества, необходимые для овладения профессией?
  5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
  6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

    4-ый тап – игра «Крокодил».(3)

Команды загадывают с помощью жестов и мимики какую-либо  профессию, остальные команды пытаются понять, что было загадано.  

   5-ый этап – конкурс «Самореклама». (3)

- Ребята,  в домашнем задании вам нужно было написать работодателю письмо с предложениями своих  услуг с описанием своих особенностей, способностей, склонностей, успехов.

Учитель собирает все письма, а затем, не называя автора, читает письма вслух. Участники игры пытаются угадать автора.

   5. Подведение итогов игры.

6. Подведение итогов классного часа.

- Сколько людей занимаются  всю жизнь нелюбимым делом: кто-то ради   денег, кто-то по привычке, а кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Ребята, попытайтесь четно оценить свои способности, желания и возможности и только тогда сделайте правильный выбор профессии.  Желаю вам в этом  успехов.

 

Приложение № 1.

«Лучший мотив выбора профессии»

  1. Возможность  получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Лёгкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает  знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13.  Романтичность.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная.
  16. Чистая, лёгкая, спокойная работа.

Приложение № 2.  

10а

10 б

11а

11б

12а

12б

13 а

13б

14а

14б

15а

15 б

16а

16 б

17а

17б

18 а

18б

19а

196

20а

20 б

              Нравится ли тебе это занятие?

Скорее да, чем нет +;                     Определённо нравится ++;                   Очень нравится +++;

Скорее не нравится, чем нравится -;      Не нравится - -;                         Скорее не нравится - - - .

             1а.  Ухаживать за животными.

             1б.  Обслуживать машины, приборы, другие механизмы.

             2а. Помогать больным, лечить их.

26. Составлять таблицы, схемы, программы.

За. Следить за качеством иллюстраций, плакатов, дисков.

36. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу...).

46. Рекламировать, продавать товары.

5а. Обсуждать научно-популярные книги.

56. Обсуждать художественные книги, пьесы, кино.

6а. Выращивать молодняк (цыплята, утята, телята) животных.

66. Третировать товарищей в том, что они безответственно относятся к своим

трудовым поручениям.        

7а. Копировать рисунки, изображения.

76. Управлять каким-либо грузовым транспортом.

8а. Отыскивать, объяснять людям сведения в справочном бюро, проводить -экс курсии.

86. Оформлять художественные витрины, выставки, участвовать в пьесе, в кон церте.

9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.

96. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.        

10а. Лечить животных.

106. Выполнять вычисления, расчеты.

11 а. Выводить новые сорта растений.

116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий.

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми.        

126. Разбираться, уточнять, приводить в порядок чертежи, схемы, таблицы,        

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.  

136. Наблюдать и изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать и налаживать медицинские приборы.

146. Оказывать медицинскую помощь при ранениях.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях.

156. Художественно описывать, изображать события.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

166. Принимать, осматривать, лечить больных.        

17а. Красить или расписывать стены, поверхности изделий.

176. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, изделий..

18а. Организовывать экскурсии походы.

186, Играть на сцене, участвовать в концерте.

19а. Изготовлять по чертежам детали.

196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты,        

20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса и садов.

206. Работать на клавишных машинах, телетайпе...

Приложение № 3.

При осознанном выборе карьеры необходимо учитывать:

1). Интересы (важно оценить, что это – просто заинтересованность или устойчивый профессиональный интерес).

2). Склонности (предрасположенность, потребность заниматься тем или иным трудом).

3). Способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного  выполнения  какой-либо продуктивной деятельности).

4). Мотивы (побудительные причины к какому-либо действию).

5). Готовность (пригодность к чему-либо).

6). Возможности (средства, условия, обстоятельства, необходимые для чего-либо).

7). Природные особенности (темперамент).

8). Здоровье.

9). Потребности общества в избираемой профессии.

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Ремесло и искусство"

Работа по профориентации школьников должна проводиться постоянно. Данная разоаботка позволит развить коммуникативные способности учащихся; привить учащимся понимание ценности труда и ремесла ...

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа ко Дню матери

Формирование нравственных ценностей, нравственных ориентиров учащихся...

Методическая разработка классного часа «Юрий Гагарин – современный Колумб»

Материал рассчитан для учащихся 6-8 классов и может быть использован в качестве классного часа к Дню Космонавтики, а так же в Дню рождения первого космонавта Ю.А.Гагарина. Рассказ учителя сопровождае...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...