Классный час "Будьте добрыми, человечными!
классный час (9 класс) по теме

Саетгараева Зульфия Абдулловна
На данном классном часе обобщается информация, полученная на предыдущем классном часе по разделу: « Как прекрасен этот мир», продолжается углубление знаний учащихся о таких понятиях как человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость, доброжелательность и т. д.; Создается определенное дидактическое пространство занятия. Классный час проходит в нашем любимом литературном кафе. Особое значение имеет сама подготовка к классному часу: Класс делится на группы по интересам и способностям. 1 группа – группа консультантов (готовят маленькие сценарии по заданным учителем темам) 2 группа – группа художников ( оформляют класс, пишут лозунги, эпиграфы , рисуют) 3 группа – группа певцов (готовятся исполнять песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы, «Мы желаем счастья Вам!») 4 группа – философы и писатели(которые инсценируют, входят в роль мудрецов и предлагают поисковые задачи. Классный час проходит под девизом(эпиграфом)- "Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом». "Классный час помогли приготовить группа консультантов «Души прекрасные порывы», артисты театра , певцы и , конечно же, в их числе римские философы Сенека, Марк Аврелий, писатель И.С.Тургенев .Прошу любить и жаловать,- открывает классный руководитель данное занятие. Такая организация классного часа развивает умения учащихся контролировать свои поступки, учит применять нравственные понятия в жизни, развивает навыки общения, аудирования, приобщает к искусству слова, а самое главное,- воспитывает высокую нравственность, человечность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_-_budte_dobrymi.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

К Л А С С Н Ы Й         Ч А С

БУДЬТЕ ДОБРЫМИ, ЧЕЛОВЕЧНЫМИ .

( Классный час)

 

Эпиграф к классному часу: « Стремитесь открыть хоть однажды

                                    звезду  человечности в каждом»

Цель : обобщить информацию, полученную на предыдущем классном часу по теме « Как прекрасен этот мир», углубить знания учащихся о таких понятиях как человечность, милосердие, доброта, порядочность, чуткость, доброжелательность и т. д.;

2) развить умения учащихся контролировать свои поступки, научить применять нравственные понятия в жизни, развить навыки общения, аудирования, приобщить к искусству слова;

3) воспитание высокой нравственности, человечности.

Дидактическое пространство: Стенд «Как прекрасен этот мир», лозунги, эпиграфы, оформленные учениками, проигрыватель, песня Б.Окуджавы « Давайте восклицать» , песня В.Высоцкого « Песня о друге» , песня « Мы желаем счастья вам, эмблема «Звезда Человечества».

Участники классного часа: классный коллектив, классный руководитель, древнеримские философы- Сенека, Марк Аврелий, писатель И.С.Тургенев, группа певцов, группа консультантов « Души прекрасные порывы» , гости.

 

Классный час проходит в нашем любимом литературном кафе.

 Подготовка к классному часу:  Класс делится на группы по интересам и способностям.

1 группа – группа консультантов  (готовят маленькие сценарии по заданным учителем темам)

2 группа – группа художников ( оформляют  класс, пишут лозунги, эпиграфы , рисуют)

3 группа – группа певцов (готовятся исполнять песни В.Высоцкого,  Б.Окуджавы,  «Мы   желаем счастья Вам!»)

4 группа – философы и писатели

Ход классного часа.

Учитель ( знакомит с участниками классного часа)

Сегодняшний классный час пройдет под темой « Стремитесь открыть хоть однажды звезду человечности в каждом». Классный час помогли приготовить группа консультантов «Души прекрасные порывы», артисты театра , певцы и , конечно же, в их числе римские философы Сенека, Марк Аврелий, писатель И.С.Тургенев .Прошу любить и жаловать.

  1. Актуализация прежних ЗУН.

  Итак, для начала вспомним материал прошлого классного часа. Что хорошего , полезного  и необходимого для себя вы взяли на вооружение?

  1. Ребята обобщают, подводят итоги  по следующему плану прошлого классного часа:
  1. Умственный труд.
  2. Прекрасное - это мир. Прекрасное- я твой служитель.
  3. 100 земных дорог.
  4. Красота есть свидетельство личности.

11. Вступительное слово учителя

« Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку

Путь человека труден-

Мало похож на сказку.

В мире без ласки ,знайте,

Слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте,

Ласка нужна не злоба.

Говорят , если есть в человеке доброта, человечность, чуткость .доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В.А. Сухомлинский писал:  Если добрые чувства не воспитаны в школьные годы, их никогда не воспитать, потому, что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного языка».

            Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье других людей  создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства, человеколюбия пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.

Ученик 1: Древнегреческий философ 1У века Платон утверждал « Стараясь о счастье других , мы находим свое собственное счастье.»  ( показывает  лозунг , приготовленный к классному часу )

 Ученик 2: «Римский философ 1 века Сенека считал: « Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.»

( демонстрируется лозунг)

 Ученик 3: « Хочешь жить для себя ,живи для других» ( демонстрируется лозунг)

Английский писатель И.Бентам в ХУ111 Веке утверждает: «Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим». ( показывается лозунг, подготовленный группой художников)

Учитель: «Вспомним  слова Л.Н.Толстого: «В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других.»

Человек , делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец , эгоист несчастлив.

  1. А как считает И.С.Тургенев?

 ( Выступает ученик , гримированный под Тургенева)

  1. «Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает словно одинокое бесплодное дерево»
  2.  Если человек любит только себя, он не имеет  ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдания.
  3. Учитель: « Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека, определяется, прежде всего  в отношении  к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, «к братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
  4. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.»

 Отрадно, что ныне возрождаются  такие понятия, как «Доброта», « Человечность»,

« Милосердие», « Доброжелательность», внимание друг к другу.

-Какие примеры акций милосердия вы можете назвать?

-Многие организации , отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелыж, к инвалидам, воинам-афганцам. Например, ЗАО «Геология», НГДУ  «Азнакаевнефть», Организация ПАТП  выделяют определенные средства  для оказания помощи детям-сиротам, ЦРБ, школе—интернату.  Для благоустройства детской площадки, оказания помощи  детям-инвалидам из районного бюджета  выделяются деньги, малообеспеченным семьям  и осиротевшим детям выплачиваются компенсации.  О многих благотворительных акциях, проводимых в районе и городе можно узнать, прочитав  районную газету «Маяк».

- Некоторые родители , имея своих детей, берут на  воспитание детей-сирот из детского дома, например, супруги Хайруллины  в   селе Нурмабаш , известные всему миру супруги Ивановы и т. д.

  1. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели.( З.Фархетдинова, З.Билалов, Р.Галиев)
  2. А когда случилась авария  в Чернобыле, землетрясение в Армении, катастрофа в Башкирии, в Америке , вся страна помогала людям.( учащиеся приводят конкретные прмеры)
  3. Учитель: Похвально! Все это достойно уважения и признания. Но как вы думаете, можно в повседневной жизни  каждый день доказывать свое человеколюбие? Чем и как ?

( учащиеся приводят примеры : о заботе к старшим, младшим, соседям, животным, родной природе).

А теперь , посмотрите сценку!

 Сценка – стихотворение ( исполняют 2 ученика)

Слова автора:          Готов для человечества он многое свершить

Мысли мальчика:   Но торопиться нечего, зачем ему спешить?

Автор:                       Пока еще он подвига себе не приглядел,

Мальчик:                  А дома (что поделаешь) , нет подходящих дел!

Автор:                        Дед от простуды лечится, лекарство дать велит

Мальчик:                  Но он не человечество, он старый  инвалид.

Автор:                       С   утра Наташка мечется, гуляйте с ней с утра!

Мальчик:                  Она не человечество, а младшая сестра!

                                   Когда судьбой назначено  Вселенную спасти

                                   К чему сестренку младшую на скверике пасти!?

Автор:                       Пока еще он подвига себе не приглядел

Мальчик:                  А дома , что поделаешь, нет настоящих дел!

Автор:                       В своем платочке клетчатом в углу ревет сестра:

Сестренка:                 Я тоже человечество и мне гулять пора!

  1.  Как вы думаете, прав этот мальчик или нет? А какие полезные дела вы ежедневно делаете? ( учащиеся высказывают свои мысли, обмениваются мнениями)

Учитель: Совершая добрые дела по собственной инициативе, многие люди ожидают похвалы, благодарности, не получив которых даже начинают раскаиваться в совершенном добром деле. Конечно, нам понятно эмоциональное восклицание Шекспира: « Есть ли что-нибудь чудовищнее неблагодарного человека?»

А что Шекспиру скажет об этом наш философ Сенека ?

Сенека (ученик): « Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди. Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжения?

Учитель: Действительно, когда мы встречаем обязанного нам человека, то нередко вспоминаем, как он должен быть нам благодарен. Но как часто встречаем людей, которых сами должны  благодарить и об этом забываем.

 

А наш философ , Марк Аврелий  , что скажет?

Марк Аврелий (ученик):    « Когда ты сделал кому-то добро и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься еще похвалы и награды за свое доброе дело?»      

 Учитель: « Видимо, сознание сделанного добра – высшая награда для человека. « Против всего можно устоять, но не против доброты» - утверждал французский мыслитель Ж.Ж.Руссо. А как вы должны отнестись к своим друзьям? Что вы цените в них прежде всего7 ( ребята высказываются)

Ученица:                          Знай , мой друг, вражде и дружбе

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенной,

Изливать покуда не спеши.

Может ,друг твой сам  поторопился

И тебя обидел невзначай .

Ты ему греха не поминай!

Ученица:    Люди , мы старее и ветшаем

И с теченьем наших лет и  дней.

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь поранив ногу,

Вдруг споткнется, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу!

Ты коня не торопись менять!

Учитель: Что вы скажете по  поводу стихотворений девочек? ( учащиеся высказываются – нельзя помнить зло, нужно уметь понимать друга, каждый может ошибиться, но это не значит , что он плохой человек и т.д.)

Ученик:    Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай , мой друг , вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши,

Гнев на друга может быть мгновенный,

Изливать покуда не спеши,

Люди , я прошу вас, ради  Бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

                                      Опасайтесь потерять друзей!                Р. Гамзатов

Учащиеся высказываются: 1. Нужно уметь прощать
  1. Нужно беречь друзей
  2. нужно знать цену дружбе ( приводят примеры из жизни)

Учитель: Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Выступает группа девочек .Ученицы:  читают по куплету

И к  тому . что похвалят,

И к тому, что ругают

Ко всему постепенно

Человек привыкает.

К ежедневной заботе,

К еженочному бденью,

К напряжению при взлете,

К пустоте при падении…

Привыкайте к сраженьям;

К тишине и порядку,

Привыкайте к мишеням.

Привыкает к достатку,

К незнакомому краю,

Что в дали возникает …

Словом к аду и раю

Человек привыкает

К знойной ярости юга,

К черноте бездорожий.

Обе : Лишь к предательству друга,

Он привыкнуть не может.

В. Николаев

 Учащиеся    высказываются 1. Дружба несовместима с предательством ( приводят примеры)

Ученица: Мысль о том, что друзья познаются в беде,

Про сердечный огонь и про тленье.

Повторял я случалось всегда и везде.

Без особого назначенья.

Лишь однажды , упав, я увидел людей

Как со снятою кожурою:

И друзей настоящих, и мнимых друзей.

Кто словами любил, кто душою.

  1. Учащиеся высказывают свое мнению по услышанному. Дискуссия о мнимых и настоящих друзьях

Звучит  песня В. Высоцкого « Песня о друге»

  1. Какой вывод сделали вы для себя из всего услышанного?

( высказывание мнений).

Учитель: Какие советы, наказы дали бы вы  своим товарищам о дружбе,  об отношении к окружающим людям?

Ученик: Надо помогать друзьям

Вместе с ними вырастая.

И поверьте: сила злая

Не опасна будет нам!

Другу помоги с душой

И пекись, как бы о брате,

Не для выгоды пустой,

Или выигрыша ради,

Другу помоги с душой!

Ученик: Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей

Все отдал – богаче стал.

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год – на век богат,

Кто дружбу сохранит ,как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда.

Кто дружбу пронесет через года.

Учитель: Добрый, благожелательный человек  умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно отнесись к его переживаниям.

Но все же не часто встретишь человека, который бы никогда  ни с кем не ссорился.

Теперь группа « Души прекрасные порывы» дает нам советы:

-      Избегайте конфликтов, ссор, необдуманных поступков;

  1. Ссоры вырабатывают плохие черты характера;
  2. В споре будьте сдержанны, тактичны;
  3. Никогда никого не упрекайте;
  4. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания, если же все-таки упреки прозвучали, ссора состоялась – миритесь!
  5. Старайтесь видеть в людях хорошее, доброе!
  6. Читайте  мудрую книгу Дейла Карнеги, которая поможет разобраться в себе, в людях,

Звучит песня Б.Окуджавы « Давайте восклицать!»

Вывод после прослушивания песни: 1. Нужно стараться видеть в людях хорошее, им только присущую изюминку. Каждый человек в душе добр…

  1. Ученица читает стихи « Полюби человека»
  2. Комментирование учителем эмблемы-иллюстрации « Звезда человечности» ( Это ключевой момент урока, где учитель с толком, паузой, расстановкой, выразительно демонстрирует все, что нарисовано на эмблеме Это напутствие учащимся на будущее)

Лучами земля опоясана,

Цветами земля опоясана,

Ходите дорогами ясными,

Летайте высокими трассами.

Орбитой любви и привета

Пусть станет вся наша планета

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом!

  1. Артисты- певцы исполняют песню « Мы желаем счастья вам!»

В мире, где  снег шальной.

Где моря грозят крутой волной,

Где подолгу добрую ждем порой мы весть.

Чтобы было легче в трудный час,

Очень нужно каждому из нас,

Очень нужно каждому из нас, знать, что счастье есть!

Мы желаем счастья вам.

Счастья в этом мире большом!

Как солнце по утрам,

Пусть оно приходит в дом.

Мы желаем счастья вам,

И оно должно быть таким,

Когда ты счастлив сам,

Счастьем поделись с другим!!!

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Добро. Зло. Терпимость"

Часто можно услышать о дефиците доброты в современном российском обществе. На мой взгляд, воспитательную работу в этом аспекте нужно начинать как можно раньше и продолжать её в течение всех лет обучен...

Презентация к классному часу "Добро. Зло. Терпимость".

Классный час был проведён в январе 2011 года с учащимися 8 класса. Для экономии времени большая часть заданий 1 – 6 были выполнены как домашние задания. Для оформления класса на доске были вывешены ра...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»...

Технологическая карта классного часа «Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»

Технологическая карта классного часа«Добрая воля –добрые дела – добрая жизнь!»Тип - Обзорный.(Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в го...

Классный час "Добрая воля - добрые дела".

Классный час о том, кто такие добровольцы, волонтеры....

Классный час «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Цель:Оказать позитивное влияние на учащихся при выборе ими жизненных ценностей.Развитие волонтерского движения в колледже, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.За...