Внеклассное мероприятие "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"
классный час (8 класс) по теме

Ткаченко Анна Борисовна

Разработка внеклассного мероприятия "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_dengi.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа

«Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?».

Классный час «Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?» проводится в рамках программы воспитательной работы «Путь к успеху, или азбука делового человека». Необходимым условием социального становления человека в современных условиях является формирование инициативности, предприимчивости, организованности, трудолюбия и других качеств делового человека. Поэтому целью проведения классного часа является формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами как части общей культуры человека, т.е. подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи классного часа:

  1. ознакомить учащихся с историей денег и объяснить их необходимость;
  2. путем постановки проблемного вопроса «деньги - это добро или зло?» раскрыть сущность денег как нравственной категории;

^ применяя методику тестирования выявить наличие качеств, определяющих возможность самостоятельно решать денежные вопросы;

^ ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами.

Материалы:   Я.А. Маленкова «Я - человек»;

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья»;

Журнал «Классный руководитель»; сочинения учащихся.

Оформления кабинета:

1. Эпиграфы:

И в стертых исчисляется монетах Цена великих дел, поэтами воспетых.

Э.Верхарн

Так странно: мне дали сметаны и сала,

Черного хлеба, яиц и масла кусок.

За что? За деньги, за смешные кружочки металла?

За звонкий символ обмена,

проходящий сквозь мой кошелек?

Саша Черный

  1. Сочинения учащихся.
  2. Выставка книг:

Л.А. Маленкова «Я— Человек»;

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья»;

М.А. Кушин, В.И. Шимолин «Экономика без секретов»

А.А. Щелоков «Монеты СССР»

В.П. Грошев «Занимательная экономика»

4.        Выставка различных монет и денежных купюр (экспозиция школьного музея)

Музыкальное сопровождение:

Записи группы АВВА; песни Ю. Визбора, А Дольского.

Раздаточный материал:

Листы с вопросами теста «Можете ли вы решать денежные вопросы?»;

Карточки для проведения опроса «Все ли можно купить за деньги?»

Ход классного часа

Классный руководитель;

Каждый день мы имеем дело с деньгам, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто - нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги - это такие бумажки или монеты, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их просто не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывался. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие - то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, вкусный торт? Всегда ли были деньги? Как они появились? Для чего? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла - приносят они людям? Вопросов много. И сегодняшний наш разговор станет полезным для тех, кто хочет понять, какое значение имеют деньги в жизни людей, отчего в мире существует жадность к деньгам и преклонение перед ними, кому интересно узнать, как изготавливаются деньги, и для тех, кто хочет разгадать секрет превращения денег в своих надежных и верных помощников.

1        участник:

Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел -тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собирали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. Тут - то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Или еще ситуация: надо выменять яйца на звериные шкуры, взяли десять яиц - донесли восемь, остальные разбили, шкуры не дали.

Обмен расширялся, захватывал народы и страны, делался регулярным. Человечество забеспокоилось о пропорции обмена. Ведь если обменять топор на 10 глиняных кувшинов - это один интерес, если же - на 20 кувшинов - то выгода другая. Люди же хотели обменивать эквивалентно, равноценно, с одинаковой выгодой. На поиски основы обменной пропорции ушло 2 тыс лет. Установили, что обмен происходит по труду, затраченному на производство товаров. Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбирать из товаров какой - то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.

2        участник:

Случай с капитаном.

Английский капитан Верни Камерун разыскивал своего соотечественника - известного исследователя Африки Давида Левингстона. Капитан рассказывает:

Этот случай произошел в небольшой африканской деревне. Мы достигли ее в два часа дня. Неожиданно путь преградило огромное озеро. Где взять лодку? В деревне - ни одной. Кругом безлесная местность. Туземцы говорят, что в соседнем поселении у арабского купца есть лодка. Через десять часов ходьбы. Под палящим солнцем беседую с купцом, которого звали Сайд ибн Габиб. Он согласился обменять две лодки, но на слоновую кость. У меня не было слоновой кости, но, к счастью, я узнал, что у другого араба Магомета ибн Саиба она есть. До его бивака день пути. Это араб охотно отдавал слоновую кость в обмен на сукно и обувь. Ни того, ни другого я не имел. Предлагал ружья, порох, кожи, но всего этого арабу не надо было. Последовал решительный отказ. Когда я, раздосадованный, уже уходил, ибн Саиб сказал, что у его соплеменника Магомет ибн Гаариба есть подходящая обувь и сукно и он согласился обменять их на проволоку. Проволоки у меня было много. Я послал за ней своих помощников, а сам отправился к хозяину сукна и обуви. Через два дня я был у него. Еще через два дня прибыла проволока. И тогда, наконец, состоялась сделка. Я отдал проволоку Магомету ибн Гаарибу и получил от него одежду и обувь. На обратном пути я завез все это Магомету ибн Саибу, у которого взял слоновые бивни. Доставив их Сайду ибн Габибу, я получил желанные лодки.

3        участник :

В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по - разному. Например, самые первые русские деньги ходили на четырех ногах, мычали и блеяли. Ксати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло потом понятие «капитал», что означало главное имущество. Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство - скот, главный подвиг - угон его от соседей». Вот лишь некоторые предметы, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, коровьи черепа, слоновые бивни, жемчужины, клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру, дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев,, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами и т. д.

4        участник:

Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Это произошло в античном государстве на берегу Эгейского моря Лидии - на рубеже 8-7 веков до нашей эры. Их чеканили из природного сплава золота и серебра. Монеты получались неказистыми, но зато удобными для использования, полновесными, надежными, запоминающимися. Но главное - появился новый вид платежного средства - монеты, которые вскоре по достоинству оценили в соседних, а потом и в дальних странах. И последовали примеру Лидии.

5        участник :

В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна - серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на четыре части, отсюда и название - рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам, получалось две половины. Кроме того, рубль можно было резать на 50 резаней.

Название же копейки появилось в связи с тем, что на серебряной монете Московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий на коне и с копьем в руках, от которого и шло название монеты. На

другой стороне монеты изображался княжеский вензель («решето»). С тех пор копейка стало основной разменной монетой на Руси. Ее приравнивали к рублю в соотношении 1:100. Такое деление оказалось очень удобным.

Само же название «деньги» произошло от слова «деньга». Это название серебряной монеты, которую начали чеканить в годы правления Дмитрия Донского. Со временем деньга была вытеснена из обращения копейкой.

Но с появлением металлических денег проблемы все - таки не исчезли. Их не всегда было удобно использовать. Вот один пример. Когда М.В. Ломоносову за написанную в честь императрицы Екатерины Петровны пожаловали 2 тысячи рублей и премию выплатили медными монетами, то на перевозку денег потребовалось несколько подвод.

6        участник :

Бумажные деньги были изобретены в Китае в 8 веке. Когда в 13 веке венецианский купец Марко Поло вернулся на Родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал о том, что там видел, его поднимали наспех. В частности, не верили, что в Китае платят за товар «бумажками с печатью» (так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в 17 веке. В 1994 году европейские деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.

А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходит от латинского слова, которое в переводе означает -назначение, введение в обращение. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина 11. Ее портрет украшал 100 - рублевую купюру, ласково называемую «Катенькой».

7        участник:

Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «талер». Это название серебряной монеты, которая чеканилась сначала в Германии, а затем и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую внешность. Рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен более полувека назад русским художником Сергеем Макроновским.

Кроме американцев, собственными деньгами, называемыми словом «доллар», пользуются жители одиннадцати других стран. Называеют свою валюту словом «франк» не только французы, но и граждане еще семи государств. Кстати, денежная система Франции долгое время была довольно запутанной.

А вот Россия обладает рекордом по количеству денежных единиц внутри одной страны. Во время гражданской войны по стране «гуляло» свыше двух тысяч самых разных и невероятных денежных знаков. Дошло до того, что выпустило свои деньги ростовское скаковое общество. Все это, конечно, создавало неразбериху и не поддавалось регулированию. Лишь начавшаяся в 1922 году реформа позволила сделать наш рубль полновесным и уважаемым, чего, к сожалению нельзя сказать о нынешнем периоде.

Классный руководитель;

Мне бы хотелось предложить вашему вниманию рассказ об истории одной бумажной купюры (ученица 9А класса Лепа Виктория)

8 участник :

Сегодня многие экономисты считают, что бумажные деньги устарели: быстро изнашиваются, сдерживают процесс товарооборота. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег. Для этого он должен открыть в банке счет на определенную сумму, получив взамен пластиковую кредитную карточку, на которой закодированы данные банка и владелец карточки. Используя кредитную карточку, можно оплачивать практически все услуги. Для этого достаточно вставить карточку в отверстие специального аппарата. Электронные приборы мгновенно расшифруют коды клиента, передадут их в банк, проверят сумму вклада, вычтут из нее стоимость покупки и перечислят на счет кредитора.

Классный руководитель:

Согласитесь, что между используемыми в качестве денег домашними животными и современными электронными деньгами огромное расстояние. И рассказывать можно очень и очень долго. Вообще, деньги - вещь таинственная. Начнешь тратить - не остановишься, начнешь про них рассказывать - не остановишься тем более. Наше путешествие в историю денег заканчивается, но разговор о них продолжается.

Как - то еще в начале нашего века подсчитали, что специально о деньгах написано 6000 тысяч книг. С тех пор это количество во много раз возросло. Только по истории денег написано столько литературы, что если пересчитать одни только названия книг, то потребуется отдельная книжка. Деньгами занимаются такие науки, как археология, этнография, история, философия, социология, юриспруденция и экономика. Деньги - это тема множества произведений художественной литературы.

Я вам предлагаю совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на следующие вопросы

1.        Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной
тематикой.

Ответ: К.И. Чуковский «Муха — Цокотуха».

2.        Герой какого произведения наивно последовал следующему совету:

«   на этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пеке», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, не нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?

Ответ: «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстого.

3.        Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:
-Клад.... - это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю
спрятали. Разбойники всякие.

-А зачем?

-А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

-Я? Прозапас.

-Вот и они прозапас.

Ответ: Между Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского

4.        Герой какого произведения продал свой смех незнакомцу в
клетчатом костюме, рассуждая следующим образом: «Если бы у меня было
очень много денег, я снял бы большую квартиру, у меня была бы отдельная
комната, и каждый день я давал бы Эрвину на карманные расходы, сколько
он ни попросит. А мать могла бы покупать себе все, что захочет»?

Ответ: «Тим Талер, или проданный смех» Джеймса Крюса

5.        Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское. Если бы ты лежал на полу, право, не стоило труда нагибаться, чтобы поднять тебя»?

Ответ: Робинзон Крузо, герой книги Даниэла Дефо.

  1. Кто и в каком произведении восклицал: «Пиастры! Пиастры!»? Ответ: Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона
  2. Откуда эти строки:

«...        рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался... Крепко затылки чесали они: Каждый подрядчику должен остался, Стали в копейку прогульные дни».

Ответ: К А. Некрасов «Железная дорога».

8.        Между кем и в каком произведении состоялся этот диалог:

  1. Слушай-ка... если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?
  2. Я? Каждый день буду покупать, пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне делать, чтобы прожить весело!
  3. Не уж-то ты ничего не отложишь про запас?
  4. Откладывать? Это к чему?

- А к тому, чтобы хватило и на будущий год.

Ответ: Между Томом Сойером и Геком Финном из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера».

Кстати, рассказывают, что однажды, ещё обучаясь в школе, Марк Твен вырезал на парте свои имя и фамилию. Учитель сказал: «Или плати штраф 5 долларов, или я тебя побью ремнём». Узнав об этом, отец Твена заметил: «Не могу позволить, чтобы нашу фамилию опозорили. Вот тебе сынок, 5 долларов, а выпорю тебя я». После домашней порки мальчик смекнул, что учитель вряд ли будет бить сильнее, нежели отец, и оставил деньги себе, спустя годы он хвастался: «Те 5 долларов были первым моим заработком, и я понял, как много стоит моя подпись».

9.        Какие деньги ввёл на своём острове царь Гвидон?
Ответ: Золотые.     («Все скорлупки золотые.

...Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету».)

10.        «Там царь Кощей над златом чахнет». А где это - там?
Ответ: В Лукоморье, сказки А.С. Пушкина.

Классный руководитель:

Согласитесь - странным на первый взгляд кажется тот факт, что деньгам, такому не романтическому понятию, посвящают свои произведения многие писатели, поэты, художники, композиторы. Что делать - с давних времён манил людей блеск жёлтого металла, таящего в себе непонятную магическую силу. И надо сказать, что жизнь денег очень интересна. Скольких людей заставляет удивляться самая-самая необычная информация о предмете разговора!

9 участник:

Например, самой лёгкой металлической монетой была непальская серебряная монета, выпущенная около 1740 года. Её размеры были просто смешными - 2 миллиметра на 2 миллиметра. Самое удивительное то, что, делая мелкие покупки, хозяин мог разрезать эту монету пополам, а то и на четыре части!

Самая крупная сумма за покупку одной монеты - 314 тысяч долларов -уплачена 30 июня 1974 года на аукционе в Цюрихе за саребрянную декадрахму из древних Афин.

Достаточно высоко ценят и другие монеты из прошлого. Например, за две копейки 1927 года можно купить аудиоплеер, за 20 копеек 1934 года -видеомагнитофон, а за редкую разновидность медного рубля - автомобиль. Впрочем, легче заработать деньги другим способом, чем найти эти монеты.

А самая дорогая из этих монет достоинством 10000 долларов отчеканена из платины в 1993 году в Австралии. Она весит 1 килограмм и имеет диаметр 57 миллиметров.

Классный руководитель:

Почти во всех случаях, когда общаются люди, деньги имеют далеко не последнее значение. Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение первой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточённую борьбу за обладание ими, причём борьбу злую и беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег. Вот как выразил этот факт А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:

Барон смотрит на своё золото.

Кажется, не много,

А сколько человеческих забот,

Обманов, слёз, молений и проклятий

Оно тяжеловесный представитель!

Да! Если бы все слёзы, кровь и пот,

Пролитые за всё, что здесь хранится,

Из недр земных все выступили вдруг,

То был бы вновь потоп - я захлебнулся б

В моих подвалах верных.

А вот, что по этому поводу думаете вы.

Отрывки из сочинений учащихся «Деньги - это добро или зло?»:

  1. Если деньги тратить на наркотики, спиртные напитки, сигареты — это зло, а если трата денег направлена на благотворительность, то это добро.
  2. Деньги — это добро. На них можно что — нибудь купить.
  3. Бывает, что деньги - это зло. Люди теряют рассудок, становятся злыми и жадными, ревнуют к детским потребностям, боясь потратить деньги не на себя. С другой стороны, имея деньги, можно жить ни о чем не задумываясь.
  4. Деньги – это зло. Когда их много, то не знаешь на что потратить.
  5. Если деньги заработаны честным трудом, своими силами и умом, то это добрые деньги. А если деньги - доход от воровства, он идет на наркотики, то это злые деньги.
  6. Деньги — это граница добра и зла. Если трата на хорошие дела — добро, а если деньги идут в плохую сторону — это зло (взятка, наркотики, сигареты, алкоголь). Если денег много, то они портят человека, но и плохо, когда денег мало -из-за этого происходят грабежи, убийства.
  7. Деньги - это и добро и зло. Добро — они позволяют кому- нибудь помочь, купить подарок или сделать человеку приятный сюрприз. Зло — если деньги идут на наркотики, заказные убийства.
  8. На наркотики трата денег это зло, а на помощь детскому дому — это доброе дело.

Классный руководитель:

Неустанно проклинали бесовскую власть денег великие гуманисты, видя в них зло, причину вражды.

А вот как выразил своё мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».

В старину поговаривали, что деньги изобрёл дьявол. Миф о деньгах, как порождение сатаны - пожалуй, единственный в мировой истории миф, создававшийся усилиями людей простых и самых просвещённых.

Вот какой парадокс - с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого не возможен был прогресс, а с другой стороны, это - зло, от которого нужно избавиться.

Возьмём, к примеру, мнение народа, выраженное в пословицах и поговорках. Вспомните известные вам пословицы, которые имеют отношение к деньгам.

Проводится конкурс: необходимо разбить предложенные пословицы на две группы, отражающие плохое и хорошее отношение к деньгам:

  1. Богатство разум рождает.
  2. Долго спать с долгом вставать.
  3. И слова не скажи, только грош покажи.
  4. Денежка дорожку прокладывает.
  5. Захочешь добро - посыпь серебра.
  6. Лишние деньги - лишние заботы.
  7. Меньше денег - меньше хлопот.
  8. Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  9. Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют.
  10. Без копейки рубля нет. /Береги денежку про чёрный день.
  11. Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
  12. Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет рубля.
  13. Горе - деньги, а без денег вдвое.
  14. Горе деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  15. Денег ни гроша, да слава хороша.
  16. Денежки без ног, да весь свет обойдут.
  17. Денежки, что голуби; где обживутся, там и поведутся.
  18. Денежкам счёт, а хлебу мера.
  19. Деньги смогут много, а правда всё.
  20. Деньги, что пух: только дунь на них - и нет.
  21. He горюй о деньгах, не они нас наживали, а мы их.
  22. Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  23. Уговор дороже денег.

Классный руководитель:

И снова противоречие: «денежка дорожку прокладывает» и в то же время «лишние деньги - лишние заботы». А ведь в этих пословицах выражена человеческая мудрость, мысль и опыт, накапливаемые веками. Получается, что мы деньги слишком любим и в то же время слишком ненавидим, мы денег слишком боимся, и в чём же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна - неумелое пользование деньгами.

10 участник:

В 90-е годы прошлого века электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10 часов в день, а вечерами уединялся в старом сарайчике и до полуночи работал над новой машиной. Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трёх лет упорного труда, незадолго до своего тридцатилетия этот странный парень выехал из кирпичного сарая в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. А в соей книге, рассказывая о седее, писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

Классный руководитель:

В нашей стране ситуация несколько иная. Много лет у нас говорили о том, что деньги - зло. Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни, что за деньги можно купить всё. А самое печальное - то, что люди, считающие деньги способными сделать всё, сами готовы всё сделать за деньги.

Звучит песня А. Дольского «Деньги, деньги, вещи, вещи».

Пейзажи, ландшафты и виды в придачу,

Поля и леса — благодать!

Согретые солнцем курорты и дачи -

Полжизни за это отдать!

И восходы — загляденье, и закаты я люблю,

Но природа стоит денег,

Каждый листик порублю.

Запах сена, дух озона на веранде, летний день

Стоят денежного звона.

Деньги, деньги...

На берёзе все серёжки, корабли в морской дали -

Это трёшки, это трёшки

И рубли, рубли, рубли.

Мы честно справляем наш долг, нашу службу.

Но часто работы нам - казнь.

И нету прекраснее долга, чем служба,

Взаимная эта приязнь.

Удовольствие простое обретёшь не без труда:

Друг - он тоже денег стоит, и немалых иногда.

Идеи и вещи на всём белом свете -

И грешная плоть и святая душа -

Подвластны монете, монете, монете.

Ни шагу не ступишь нигде без гроша.

И расчёты нас тревожат,

Кто купил и кто продал

Подешевле, подороже.

Люди гибнут за металл!

И за фирменную тряпку, и за джинсы, и дублёнку

Продаём родного папку, дедку с бабкой и сестрёнку.

Голос страшный, голос вещий

Нас зовёт в свои владенья.

Деньги, деньги, вещи, вещи...

Классный руководитель:

О чём сегодня наши сограждане говорят так же активно, как англичане о погоде? Любимый предмет разговора - денежные дела, семейные трудности, возможности заработка. И, наверняка, все согласились бы с мнением поэта: «Хотя нам деньги счастья не приносят, но с ними много легче быть несчастным». Мы действительно переживаем непростое время, так что постоянные жалобы на бедность можно понять. Но, к сожалению, идея недостатка денег захватывает человека настолько, что становится едва ли не главным содержанием жизни. Она постоянно находится в его сознании, не давая сосредоточиться на плодотворной деятельности. Человек так привыкает быть бедным, что даже если ему удаётся разбогатеть, то он либо быстренько избавляется от богатства, либо просто продолжает считать себя бедным (жемчуг, мол, мелок). Но нужно всегда помнить о том, что, фиксируясь на неудачах, мы закрываем себе дорогу наверх.

Кто-то однажды сказал, что если сутра сегодня раздать всем людям по 100 рублей, то уже в обед окажется, что у одних больше 100 рублей, а у других - меньше. Видимо, так и есть. Если бы ещё знать заранее, в число кого ты попадёшь... Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По каждому из приведённых высказываний, которые вам подходят, нужно просуммировать баллы.

  1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1 балл)
  2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации. Чем своим планам. (1 балл)
  3. Закончив одно дела, я могу тут же взяться за другое. (1 балл)
  4. Деньги - самое главное в жизни. (7 баллов)
  1. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1 балл)
  1. Я могу работать 10-12 часов, даже если работа мне неприятна. (1 балл)
  2. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы. (7 баллов)
  3. Любая компания признаёт меня лидером. (5 баллов)
  4. Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4 балла)
  5. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 балла)
  6. Почти всегда бедность - следствие недостатка способностей. (5 баллов)
  7. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 балл)
  8. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5 баллов)
  9. Я хороший организатор. (5 баллов)
  10. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1 балл)
  11. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 балл)

П. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё. (5

баллов) \%.В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 баллов)

  1. Я не могу сидеть без дела. (1 балл)
  2. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна. (1 балл)
  3. При поражении я тут оке начинаю работать на реванш. (1 балл)
  4. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 балла)
  5. Я не могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 балла)
  6. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 баллов)
  7. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 балла)
  8. У меня очень много знакомых. (3 балла)
  9. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 баллов)
  10. Я с удовольствием пошёл бы на работу, где много поездок. (1 балл)
  11. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 балл)

30.        Я почти никогда не опаздываю. (1 балл)
Высказывания, которые вам не соответствуют не оцениваются.
Результаты:

Меньше 6 баллов. В каменных джунглях бизнеса вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут, - сначала научитесь лучше плавать.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток - вас ждёт успех.

Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете достигнуть, однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь за это заплатить? Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Действительно, если всерьёз задуматься над этим вопросом, то можно сделать вывод - купить за деньги можно далеко не всё. Подумайте, какие из перечисленных потребностей людей можно удовлетворить только за деньги, а какие - нет:

  1. познание окружающего мира,
  2. спокойная и безопасная жизнь,
  3. постоянное саморазвитие,
  4. пища,
  5. влияние на других людей,
  6. модные вещи, одежда,
  7. любовь,
  8. самоуважение,
  9. хорошее здоровье,
  10. уважение близких,
  11. хорошо устроенный быт,
  12. дружба,
  13. образование,
  14. развлечения,
  15. общение с природой,
  16. общение с людьми.

И ещё один вопрос: на что вы потратили бы свою первую зарплату?

(Этот опрос можно провести при подготовке классного часа, а на самом классном часе сделать выводы по результатам исследования).

На что бы я потратил (а) свою первую зарплату:

  1. Наполовину первой своей зарплаты я купила бы еды и приготовила бы вкусные блюда, а на остальную часть продолжила бы своё дальнейшее обучение.
  2. Свою первую зарплату потратил бы на подарки всем своим родным.
  3. Я потратила бы деньги на помощь детям, живущим в детском доме, а на оставшиеся деньги я куплю себе полезную вещь.
  4. Я потратила бы деньги на помощь бедным людям.
  5. Мои первые деньги пойдут на покупку еды, одежды и на дальнейшую учёбу.
  6. Я бы потратила бы свои первые деньги на подарки друзьям, которых я уважаю, или потратила вместе с друзьями.
  7. Я купил бы компьютер
  8. На первые свои деньги я продолжила бы учёбу, а часть отдала в детский дом.
  9. Я купил бы шоколадки и открытки и дарил бы их своим близким и друзьям.
  10. Я бы потратил первые деньги на учёбу, покупку автомобиля.
  11.  На детей и пищу.
  12. На подарок маме — купила бы ей огромного зайца - мечту всей её

жизни.

 Деньги потрачу на свои нужды.

Классный руководитель:

Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Поэтому экономьте на мороженом или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не сэкономьте на хорошей книге или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушаетесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

А как часто и порой неожиданно раскрывается характер человека в ситуациях, когда дело касается денег!

В народный суд явились два Поэта.

«О чём вы спорите?» - спросил у них судья.

«Мы спорим о правах на авторство сюжета! -

Сказал один Поэт. - А означает это,

Что рифмы здесь - его, а в рифмах мысль - моя!»

«Да! - заявил другой. - Он подсказал мне тему.

Но пусть народный суд сейчас подскажет нам,

Как славу нам делить и деньги за поэму?

Я предлагаю треть. Он хочет пополам!»

Дал Пушкин Гоголю сюжет Бессмертного произведенья, Но он не ждал вознагражденья, Не намекал на свой бюджет... Как широко щедры таланты И как ничтожны коммерсанты! Прозвучала басня СВ. Михалкова «Таланты и коммерсанты».

Звучит песня Ю. Визбора «Деньги».

Классный руководитель:

Нужно помнить, что не деньги сами по себе приносят несчастья, как считалось на протяжении многих лет, а отношение человека к ним. Общий язык с деньгами найти можно, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные, хотя и весьма соблазнительные, методы. Культура общения с деньгами - это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги. Именно такая мысль заложена в заповедях русских купцов, которые не утратили своей актуальности и в наши дни.

  1. Денежку наживай, да честь не продавай.
  2. Почтенный покупатель дороже денег.
  3. >Не надо барыша, была бы слава хороша. >Лишнего не бери, души не губи.
  4. Неправая нажива - купцу не разжива.
  5. Неправедно придёт, быстро и уйдёт.
  6. Нажитое грехом не устроит дом.
  7. >В ком правды нет, тому и добра нет.
  8.  >Хоть не корыстно, да людям не обидно.
  9. Торгуй правдой, больше барыша будет.

>Не возьмёшь товаром, не возьмёшь и обманом.

>        Обманом барыша не наторгуешь.
>Барыш наживай, да совесть не потеряй.
>Копейку пожалеешь, рубль потеряешь.
>Без ума торговать - только деньги терять.

>И дорого продают, да проливаются, и дёшево продают, да наживаются.

>Нам лишь бы сбыть, да на покупателя угодить.

>        Превыше всего прибыль, а честь выше прибыли.


А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попасть в полную от них зависимость, неплохо последовать некоторым советам.

  1. Не стыдитесь вести денежные подсчёты. Французский писатель Стендаль, к примеру, до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько - на путешествия и даже сколько - на любимую женщину. И такой не считающий денег аристократ, как герой «Анны Карениной» Алексей Вронский, время от времени приводил в ясность все свои дела.
  2. Избегайте вести подсчёты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой. А от этой «славы» - ох, как трудно отмыться!
  3. Планируя расходы, будьте сдержаны: пока что вы не столь богаты, чтобы удовлетворить все свои желания. Любая хорошо организованная жизнь требует от человека самоограничения, финансовая сторона жизни не исключение. Будьте строги к себе: отказывайте в малом во имя большого!
  4. Но только не экономьте на заботе о своих близких! Одеколон отцу, смешная заколка сестре, галстук старшему брату - вы не представляете, как эти мелочи обрадуют их! А кроме того, обрадуют вас: ведь подарки также приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?
  5. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением. В конце концов, никакая сумма не велика, чтобы ради неё поступаться независимостью и гордостью. Но отказывайте, если кто-то просто паразитирует на вас.
  6. Старайтесь не влезать в долги! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев булгаковского «Мастера и Маргариты». Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас. Пусть этот девиз станет и вашим девизом.
  7. Если у вас возникнут трудности, ищите выход из сложной ситуации. Прилагайте усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться. Вернитесь к исходному моменту и скажите себе: «Постой-ка, постой! Как можно ещё решить эту проблему?» Такое возвращение называют методом разворота. Случается, что такой метод позволяет повернуть ход событий неожиданно в хорошую сторону.

11 участник:

Вполне естественно, что каждый человек хочет иметь как можно больше денег, так как потребности наши неограниченны. И, наверное, каждому понятно состояние героя некогда известной песни, который к деньгам обращался со словами: «И ваше нежное шуршанье приводит сердце в трепетанье!» Но, чтобы иметь деньги, их нужно заработать. И делают это по-разному. Например, герой рассказа Н.С. Лескова «Неразменный рубль» вполне всерьёз хотел разбогатеть, следуя народному поверью о неразменном рубле. Вот что об этом он рассказывал: «Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его не выдавай, он всё-таки опять является целым в кармане. Но для того, чтобы добыть такой рубль, нужно претерпеть большие страхи. Всех их я не помню, но знаю, что между прочим, надо взять чёрную, без одной отметины кошку и нести её продавать рождественской ночью на перекрёсток четырёх дорог, из которых притом одна непременно должна вести к кладбищу.

Здесь надо стать, пожать кошку посильнее, так, чтобы она замяукала, и зажмурить глаза. Всё это надо сделать за несколько минут перед полночью, а в самую полночь придёт кто-то и станет торговать кошку. Покупщик будет давать за бедного зверька очень много денег, но продавец должен требовать непременно только рубль - ни больше, ни меньше, как один серебряный рубль. Покупщик будет навязывать более, но надо настойчиво требовать рубль, и когда, наконец, этот рубль будет дан, тогда его надо положить в карман и держать рукою, а самому уходить как можно скорее и не оглядываться, этот рубль и есть неразменный, или безрасходный, - то есть сколько не отдавайте его в уплату за что-нибудь - он всё-таки опять является в кармане. Чтобы заплатить, например, сто рублей, надо сто раз опустить руку в карман и оттуда всякий раз вынуть рубль.

Конечно, это поверье пустое и недостаточное; но есть простые люди, которые склоны верить, что неразменные рубли действительно можно добывать. Когда я был маленьким мальчиком, и я тоже этому верил».

12 участник О:

О древнем поверье знают и наши современники. Вспомните Владимира Высоцкого:

Много тыщ имеет кто -

тратьте тыщи те;

Даже то - не знаю что -

здесь отыщите!

Коль на ярмарку пришли -так гуляйте, -

Неразменные рубли

разменяйте!

А есть счастливчики, которым деньги, в буквальном смысле, падают с неба на голову.

Зачитывается отрывок из книги М.И. Ильина «Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина».

«Давно это было, - рассказывает радист. - В ту пору в нашем городке Горьковской области одна бабка жила. Не такая уж старая или немощная была, а работать ни за что не хотела, от любого дела отлынивала, даже самого лёгкого. За птицей смотреть отказывалась, сторожихой быть не желала. Целыми часами на церковной паперти сидела, милостыню просила. Кто не знал бабку, подавал монету-другую. А от тех, кто с нашей или соседней улицы, поживы у неё было мало.

Помню, сидит она у церкви, разные жалостные слова произносит, а ей, как положено, вежливо отвечают:

- Бог подаст, бабка.

Бабка злющая, огрызается на такой ответ: «Захочет и подаст, вам назло подаст!»

И вот ведь какое необыкновенное происшествие с этой бабкой приключилось. Выходит она рано утром из хаты, где жила, а по всему её дворику деньги рассыпаны. И все серебряные. Земля словно после дождя мокрая, монетки тоже мокрые, так повсюду и поблёскивают.

Обрадовалась бабка, собрала деньги в мешок, к соседям кинулась, серебро показывает. Соседи ахают, удивляются, а она им одно твердит: «Вот мне и подал Бог. Вам назло вместе с дождём с неба прислал!»

Обежала бабка соседей, от них прямиком в магазин направилась.

Продавец посмотрел на деньги, обратно возвращает: «Не могу монеты принять, у меня их кассир в банке не возьмёт: хоть и русские, да не нашей чеканки».

Те, кто в магазине был, обступили продавца, интересуются деньгами, некоторые на зуб пробуют, не фальшивые ли. Серебро как серебро, чеканка не наша, царские гербы на них выдавлены. Прав продавец, не примут монету в банке.

В городке полный переполох, умов смятение: деньги хотя и не наши, но всё же серебряные, притом действительно на бабкин двор с неба упали. Много хлопот было, пока разобрались, в чём дело. А небесные деньги бабка потом в музей сдала, там ей уплатили за них нашими рублями».

Классный руководитель:

Сможет ли кто-нибудь из вас объяснить причину такого удивительного явления? Виновники происшествий подобного рода - ураганные ветры и смерчи. Такой случай действительно произошёл в Нижегородской области. Вместе с дождём там выпали мелкие серебряные монеты, поднятые смерчем из размытого старинного клада. Так что факт этот верен, хотя и кажется малоправдоподобным.

Нам, конечно же, не стоит рассчитывать на то, что в кармане появится неразменный рубль. Да и сне ба деньги далеко не каждый день падают. Вот так, например, решил свои финансовые проблемы один десятилетний мальчик. Родители наняли ему репетитора по английскому языку. Плату за уроки передавали учителю с мальчиком. Через несколько месяцев заметили, что сынок сильно не высыпается, но в английском делает грандиозные успехи, оказалось, что мальчишка к репетитору давно не ходит, язык учит самостоятельно по ночам, забираясь с фонариком под одеяло. А деньги, предназначенные на учёбу, отдаёт в рост своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель.

Конечно, мы не призываем вас в следующую рождественскую ночь отправиться с кошкой на перекрёсток к кладбищу, и не призываем

экономить, например, на обедах, чтобы отдавать деньги под проценты друзьям. Но уже сейчас вам нужно всерьёз задуматься, откуда берутся деньги. Если у родителей денег хватает и беспокоиться не о чем -попытайтесь представить, что совсем скоро вы станете взрослыми и самостоятельными людьми, и брать деньги у мамы с папой будет просто стыдно. А значит, надо самим научиться чему-то, что поможет вам зарабатывать. Образование, кстати, получить, тоже имеет смысл. Не для родителей, а для вас.

И кто-то по-прежнему будет «гибнуть за металл», а кто-то мечтать о погибели самого «металла». Но реальность такова, что общий язык с деньгами нужно найти каждому из вас. В любом случае нужно помнить, что «деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Высказал эту мысль английский философ Фрэнсис Бэкон около четырёхсот лет назад. В наши дни она не потеряла своей актуальности.

И если вы начнёте зарабатывать деньги, создавая что-либо своими руками, у вас появится чувство, которое может принести огромную радость: чувство уважения к себе, гордость собой. Самое главное богатство, которое, кстати, никуда не денется.

Надеемся, что сегодняшний наш разговор станет для вас полезным. А чтобы уже сейчас вы смогли оценить свои возможности, предлагаем выполнить домашнее задание. Представьте, что у вас появилась возможность получить работу, которая вам нравится. Но есть другие претенденты на это место. Попробуйте составить краткое резюме, в котором нужно указать основные свои достоинства, что вы умеете и какими возможностями располагаете, сколько хотели бы получать за эту работу. Резюме должно быть чётким, лаконичным.

И пусть это успешно выполненное вами задание станет одной из первых ступенек на пути вашей самостоятельной жизни.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: “Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”

«Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга».                 ...

Открытый классный час на тему: «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?»

Тема моего классного часа очень актуальна в современном мире.Предлагаемый мною материал может быть использован для беседы с детьми на классном часе, на уроках истории, обществознания, экономики.Культу...

Самоанализ открытого классного часа "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"

самоанализ посвящен краткому содержанию классного часа, рассмотрено достижение целей и задач, проанализирована работа учителя и учеников....

классный час Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?

классный час Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?...

Беседа "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга"

Беседа об истории возникновения денег...

“Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”

Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни....

Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?

Путешествие в историю денег...