Открытый классный час на тему: «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга?»
классный час (8 класс) по теме

Дидоренко Татьяна Викторовна

Тема моего классного часа очень актуальна в современном мире.

Предлагаемый мною материал может быть использован для беседы с детьми на классном часе, на уроках истории, обществознания, экономики.

Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых так или иначе используются деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Деньги – плохой хозяин, или хороший слуга?»

Форма проведения: час общения.

Оформление: предложения для анализа, презентация, записи на доске, прикрепленные «конвертики», раздаточный материал. 

Подготовительная работа с детьми: назначить группу детей для подготовки информационного блока

(4 ученика).

План классного часа

  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.
  3. Введение в тему классного часа.
  4. Постановка целей.
  5. Анализ высказываний.
  6. Информационный блок.
  7. Проблемный вопрос «Кого считать бедным?»
  8. Воспитывающие ситуации по теме.
  9. Ролевая игра «Бизнес тинэйджеров».
  10.  Экспресс-анкета.
  11. Незаконченные предложения».
  12. Анкета «Можете ли вы подружиться с деньгами?».
  13. «Дебаты».
  14. Составляем памятку.
  15. Рефлексия.
  16. Анализ высказываний. Мудрые советы.
  17. Подведение итогов классного часа.

Приветствие

Учитель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Сегодня я проведу у вас классный час. Мы с вами мало знакомы, и я сделала всем бейджики, чтобы нам было комфортно общаться. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной.

Эмоциональный настрой

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

(1 слайд «Словарный ряд»)

любопытство, страх, радость, удивление, раздражение,

 новизна, равнодушие, безразличие, удовлетворение, заинтересованность.

Учитель: Обратите своё внимание на ряд слов, выберите и назовите те из них, которые соответствуют вашему состоянию перед началом классного часа. (спросить по желанию несколько человек)

(Выяснили, прокомментировали)

Учитель: Состояние ваше мне вполне понятно, так как вы не знаете, о чём пойдёт речь и как мы будем работать.

Введение в тему

Учитель: Я предлагаю вам обратить своё внимание на экран (2 слайд с загадками о деньгах).

Введение в тему. Разгадывание загадок.

- Маленькая, кругленькая  из кармана  в карман скачет. (Монета)

- Штучка  невеличка, а всякому  нужна. (Деньги)

- Для  всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. (Деньги)

- Без ног ходят. (Деньги)

- Одно брюхо, четыре уха. (Кошелёк)

- Как не берегутся, а растрясутся. (Деньги)

Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?

- О деньгах.

На 3 слайде – ответы.

У.: Верно. О деньгах.

С какими словами ассоциируются у вас деньги? (На 4 слайде два столбика)

 жадность

 покой

 страх

 достаток

 зависимость

 возможности

 ненависть

 щедрость

У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?

Верно, добро и зло.

У.: Исходя из данных загадок, какую тему классного часа вы бы предложили для сегодняшнего занятия? Какой будет тема нашего классного часа? 

Итак, нам предстоит ответить на вопрос: «Деньги – это плохой хозяин или хороший слуга, то есть деньги – это добро или зло?»  (На 5 слайде – тема урока. Раскрывается  доска  с  записанной темой)

А скажите мне, пожалуйста, действительно ли это очень важная тема, которую нужно затрагивать в наше время?

Ребята, какие же цели вы поставите перед собой?

Цели:

  1. расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с ними;
  2. раскрыть сущность денег как нравственной категории;
  3. формировать критическое отношение к «нетрудовому» богатству;
  4. воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления;
  5. побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

(После ответов детей показать 6 слайд с целями урока).

Оформление (на 7 слайде предложения). Думаем над их смыслом.


На доске записать предложения для анализа:


Самый доходный вид физического труда – грести деньги лопатой! (А. Морозов)
Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег! (Артуро Граф)
Старайтесь быть разумным, а не богатым. Богатства можно лишиться, разумность всегда с тобой. (Эзоп)

Информационный блок

Мини-лекция «Таинственная власть денег». Путешествие в историю денег.

      Классный руководитель.  (8 слайд со шкатулкой)

   Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше – добра или зла приносят они людям?

Когда были изобретены деньги — никто не знает. Кто их изобрел, тоже неизвестно, хотя в старину поговаривали, что это был дьявол.
По истории денег написано очень много книг.

Первые деньги  совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. Самые первые деньги на Руси мычали, блеяли и питались травой.

Вместо них использовались овцы, коровы, птичьи  перья, зерно, соль, черепа, какао – бобы, лопаты  и  многое другое. Все эти деньги называют товаро – деньги. (9 слайд из истории). При случае их обменивали  на другие  товары.

Деньги родились около 7 тыс. лет назад, когда у людей появились излишки изделий и продуктов и можно было обменивать их на другие необходимые вещи. Но тут-то и возникла проблема. Как обменять барана на лепешку? Или яйца на глиняный горшок? Додумались наши предки, что надо выбрать какой-то один товар и сравнить его ценность с другими. Этот товар и стал выполнять роль денег. Роль первых денег у многих народов выполняли домашние животные. Их считали по головам. У кого много было голов, тот и был богатым.

За все расплачивались скотом, даже первые монеты называли скотом. Позже для расплаты стали пользоваться шкурками куниц, соболей, белок, а монеты, которые еще нечасто встречались, называли «кунами» от слова «куница». Но князья платили своей воинской дружине только золотыми арабскими дирхемами, так как многие воины были иностранцами, шкурок не признавали, только золото.
Разные предметы использовались в качестве денег: рыба, меха, жемчужины, зубы собак, кенгуру и дельфинов, бруски соли, железные прутья и т. д. При обмене возникали большие сложности. Например, лодка стоила полкоровы – не будешь ведь рубить скотину пополам!

Через века они уступили место  деньгам более удобным. Например, ракушкам морского моллюска каури, которые были в ходу у туземцев. Арабские купцы покупали ракушки на островах  Индийского океана и развозили их по всему свету. Они удобнее шкур или зерна: не портятся и не теряют вида, их можно нанизать на шнурок – вот вам и кошелёк для хранения.

И тут появились драгоценные металлы: золото и серебро. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 7 веков назад в античном государстве.

Люди перепробовали немало денег, пока перешли к деньгам металлическим. Но и эти деньги мы бы с вами не узнали.  Это были металлические бруски, кольца, лопаты,  топорики  и даже бронзовые диски в виде шкур животных. При сделках они легко делились на части. Но самое главное – ими можно было расплачиваться  за  любой  товар.

Они  были  эквивалентом (это  слово  означает  «равноценный») всех  других товаров. 

Изготавливали их  из золота, серебра, меди.

Слитки  превратились  в  монеты  в 7 веке  до нашей эры  в Лидии. Так называлось  небольшое  государство  в Малой  Азии. Лидийцы догадались  чеканить  монеты  из  электра- природного  сплава золота  и  серебра. Кусочки  сплава напоминали  бобы. Умные  головы догадались расплющивать  их - так появились первые металлические  монеты.

На смену шкурам пришло серебро, основной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на четыре части, отсюда и название – рубль.

Позднее, когда серебро перестали резать вручную, а начали чеканить монеты разного достоинства, каждая из них получила свое имя.

Самой маленькой монетой была полушка. Говорили, что это цена половины уха куницы. Две полушки были равны одной деньге, две деньги – одной копейке, две копейки составляли грош, 3 –алтын, 10 копеек – гривенник, 15 – пятиалтынный, 20 копеек- двугривенный. (10 слайд).

Некоторыми названиями еще пользуются, другие остались только в пословицах и поговорках.

   Персидский  царь Дарий Первый  приказал чеканить золотые монеты с изображением своего профиля.      

   Первые  бумажные деньги появились в Китае в 8 веке до нашей эры. (11 слайд с Дарием)

   В  современной  экономике существуют ещё  деньги  безналичного  расчёта.

Слово «капитал» как раз и произошло от латинского caput, что значит «голова».

В нашей стране первоначальной денежной единицей была гривна – серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было разрубить на 4 части, и тогда получались рубли. А если рубль разбить на 2 части, получались 2 полтины. Дальше рубль можно было рубить на 50 резаней. На сто частей рубль не разрежешь, поэтому сделали копейку.

Вопрос: Знаете ли вы, почему копейка так называется? На монетах московского княжества с одной стороны был изображен Святой Георгий (12 слайд)  на коне и с копьем в руках (эта сторона называлась «копье», отсюда — копейка), а с другой стороны — ажурный княжеский вензель, получивший название «решето».

А слово «деньги» произошло от слова «деньга» - это была серебряная монета времен Дмитрия Донского (слайд 13). 

В конце X века появились первые русские золотые монеты, сначала их переливали из золотой посуды ил и чеканили из иностранных монет, так как не было известно ни одного месторождения золота.

В1706 г. крестьянин Ерофей Марков обнаружил месторождение золота около Екатеринбурга.

Петр Первый приказал чеканить монеты из этого золота.

Но деньги из металла создавали новые проблемы: например, Ломоносов, получив от императрицы премию в 2000 рублей, не смог их в кармане отнести домой – премия тянула на 3 с лишним тонны! А это – целый грузовик!

Вот тогда и появились бумажные деньги.

Их придумали в Китае в VIII в. Бумажные деньги изобрели в Китае в VIII веке, но в Европу они попали значительно позднее, с тысячелетним опозданием.

А через 1000 лет они появились в России при Екатерине II. Ее портрет украшал сторублевую купюру, которую ласково называли «катенькой»  (14 слайд с Екатериной). 

В1769 г. императрица Екатерина Вторая ввела в России бумажные деньги, ее портрет был на купюре достоинством 100 рублей, эту купюру ласково называли «катенькой».

Как видим, ничего демонического, сверхъестественного, и уж тем более божественного, деньги в себе не несут. Хотя есть люди, для которых деньги стали религией.

Классный руководитель. Чем для людей  на сегодняшний день являются деньги: целью или средством? Попросим выступить наших экспертов.

Ученик 1. (15 слайд)

Самый богатый человек Америки Джон Рокфеллер, который родился в бедной семье. Он начал свой бизнес в раннем детстве: покупал фунт конфет, делил его на маленькие кучки и с наценкой продавал собственным сестрам, ловил диких индюшат и выкармливал для продажи, врученные деньги будущий миллиардер складывал в копилку – потом  давал в долг отцу под разумный процент. Получив образование, Рокфеллер с трудом устраивается на работу помощником бухгалтера. Он не пьет (даже кофе!), не курит, не ходит на танцы и в театр. Всего себя он подчиняет одной цели – обязательно разбогатеть.

Ученик 2.

Он женился на подруге детства, когда стал очень богатым человеком. Но свадьба была скромной, и дом для семьи Рокфеллер снял по дешевке. На слуг он тоже не тратился. Все подчиненные боялись Рокфеллера как огня, хотя он был очень выдержанным человеком и никогда не повышал голоса. Скоро Рокфеллер вошел в двадцатку самых могущественных людей страны, был признан самым богатым человеком в мире. Но детей своих он воспитывал очень строго: заставлял колоть дрова, работать в огороде, помогать по дому. Его дети получали по одному кусочку сыра в день, а по воскресеньям не читали ничего, кроме Библии.

Ученик 3.

Компанию Рокфеллера «Стандарт Ойл» называли «величайшей, мудрейшей и самой НЕЧЕСТНОЙ из всех». Богатство Рокфеллера строилось на спекуляциях, аферах и приводило к разорению множества конкурентов. Джон Рокфеллер помог основать Чикагский университет, учреждал стипендии, выплачивал пенсии. Порой он вздыхал: «Богатство - или великое благословение, или проклятие».

Ученик 4 (16 слайд)

   В 90-е годы 19 столетия электрическая компания в Детройте приняла на службу молодого механика с жалкой оплатой в $11 в неделю. Он работал по 10 часов день, а вечером уединялся в старом сарайчике. Соседи называли его чокнутым. После трёх лет упорного труда этот парень выехал из сарайчика в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая промышленность. А парня звали Генри Форд.

Проблемный вопрос: «Кого считать бедным?»

   Классный руководитель. Вы услышали рассказ о выдающемся предпринимателе Джоне Рокфеллере.

   Наблюдая за финансовым возвышением Рокфеллера, американский писатель Марк Твен сказал: «Бедность человека определяется не отсутствием у него денег, а его потребностью в них. Каждый раз, когда я вижу господина Рокфеллера, моя рука тянется к карману подать ему 15 центов» (17 слайд с этой фразой).

   Самый богатый человек мира - и почему-то Марк Твен хочет подать ему 15 центов. Почему это происходит?

Примерные ответы детей:

  • Может быть, писатель имел в виду, что Рокфеллер нищий духовно?
  • Раз человек так напрягается, значит, чего-то ему не хватает. Наверное, это имел в виду писатель.
  • Может, он был жадный, жалел на себя денег, ходил в плохой одежде?
  • Наверное, писатель знал, как строго Рокфеллер относится к своим детям, жалеет на них денег.

Классный руководитель. А согласны ли вы с самой фразой, что бедность - это не отсутствие денег, а потребность в них? Кого тогда называть бедным?

Примерные ответы детей:

  • Жадные все время хотят еще денег, значит, они бедные.
  • Бедными можно назвать тех, кому, кроме денег, ничего не надо.
  • Тогда получается: бедные - это миллионеры и миллиардеры, потому что им нужно все больше и больше денег.

Классный руководитель. Мне кажется, у нас на 18 слайде есть фраза, которая перекликается с высказыванием Марка Твена. Найдите ее! («Как беден тот, у кого нет ничего, кроме денег!»)

Учитель:

Многие богачи говорят, что деньги для них – не цель, а средство для самоутверждения, для проявления своих способностей. Как правило, эти люди живут скромно, не балуют детей, жертвуют огромные суммы на религию, образование, помощь бедным. В Америке дети миллионеров не гнушаются стоять за прилавком, ремонтировать машины, торговать газетами. Это не жестокость, не жадность, а норма жизни, признак культуры в обращении с деньгами. В западных странах человек учится обращаться с деньгами с раннего детства: учится скромности, выдержке, самоограничению.

Рассказ учителя.

Очень хотелось бы сказать, что многие богатые люди жили и живут не только ради своих денег. В Древнем Риме, например, на средства богатых горожан строились театры, храмы, бани, мостились улицы.

На Руси своей заботой о бедных прославился князь
Владимир Святитель. (19 слайд). Каждый нищий, больной, немощный мог прийти на княжеский двор и получить еду, питье, одежду, деньги. Для тех, кто не мог прийти, по улицам возили мясо, овощи, хлеб, бочки с квасом.

Кто из вас знает, кто такой меценат? Меценатами зовут богатых людей, которые часть своих денег отдают на развитие науки, искусства. Очень-очень давно в Риме жил вполне реальный человек по имени
Меценат (20 слайд), который помогал поэтам. Известному поэту Горацию он подарил усадьбу. Вы знаете, что на основе частных коллекций были созданы самые известные музеи: Третьяковская галерея (создатели братья Третьяковы), театральный музей (создал А.А. Бахрушин). Богатые книгоиздатели прибыль от коммерческих изданий тратили на издание дешевых книг для бедных.

Воспитывающие ситуации по теме

Классный руководитель. Российские дети тоже учатся культуре обращения с деньгами. Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

(Учитель читает описание всех трех ситуаций, затем дает слов о детям.)

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...

Ситуация № 4. Восьмиклассник Игорь решил подзаработать и для этого предложил родным свою помощь за определенную платную услугу: выносить мусор, помогать бабушке полоть на даче картошку, подписывать праздничные открытки, выгуливать собаку, ходить за хлебом. И все бы ничего: и по дому все делается, и Игорь получает небольшой доход. Но…

Классный руководитель. Вы познакомились с четырьмя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные выступления детей:

  • В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.
  • Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.
  • В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал – наверное, у них это были далеко не лишние деньги.
  • В четвертой ситуации Игорь решил заработать небольшую сумму денег за счет своих же родных. Стоит ли платить за работу по дому? Ведь это и его дом, и, соответственно, его обязанности.

Лучше не надо. Во-первых, вы, так или иначе, предлагаете ребенку стать наемным рабочим. Во-вторых, дети привыкают все делать только за деньги. И каковы же последствия? Чего ждать, когда у них появится уже своя семья? Ничего хорошего. Семейная жизнь может и вовсе не сложиться.

Классный руководитель. Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально. Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

Ясно, что деньги нужны как взрослым, так и детям. Как раз сейчас существует положительный момент в жизни нашего общества, когда можно заработать своим умом и интеллектом. Для этого я предлагаю вам поиграть.

Итак, 

Ролевая игра « Бизнес тинэйджеров»

Предположим, что я банкир, а вы тинэйджеры (подростки),  которые должны, проявив свою интеллектуальную изобретательность, предложить идеи, как можно заработать школьникам.

За каждую вашу идею группа получает условную валюту. Подумайте, чтобы источники ваших доходов были не опасными для здоровья и психики, и только то, за что заплатят. Победит та группа, у которой окажется большее количество «денег». А статистик, которого вы выберете, поможет подсчитать «деньги».

Творческое задание. На первой парте лежат фломастеры, цветные карандаши и бумага. В течение 3 минут каждая команда должна придумать не менее пяти занятий, которыми в школе можно было бы заработать деньги.
(
Смотря по времени, можно предложить. Нарисовать особые «школьные деньги» и придумать, на что в школе можно их потратить. Молодцы! Может быть, скоро так и будет).
В случае затруднения вы можете обратиться ко мне в банк и купить идею.

  1. мытьё машин;
  2. почта;
  3. торговля комнатными цветами.
  4. временное трудоустройство на  летний период;
  5. вскапывание огорода;
  6. складывание сена;
  7. картофель копать;
  8. разведение и продажа аквариумных рыбок, хомячков, морских свинок;
  9. присмотр за соседским ребенком;
  10. уборка территории;
  11. расклеивание объявлений;
  12. помощь в супермаркете или библиотеке и др.

У.: Давайте определим, какая же группа больше заработала. Слово статистикам.

(Объявить результаты.)

У.: Молодцы, в этой игре победила группа. Ребята были очень активны.

Экспресс - анкета

У.: Итак, деньги вы заработали. Представьте, что это ваша первая зарплата. На что бы вы её потратили? Посмотрите, пожалуйста на доску. Там находятся 4 конверта с изображёнными на них картинками. Внимательно рассмотрите их, посоветуйтесь в группе, в какой конверт и в каком количестве вы вложите свои «деньги». Представитель от группы опустит «деньги» в конверты.

Вы должны истратить все «деньги».

«Конверты»:

  1. На себя, личные нужды и развлечения;
  2. На членов своей семьи и друзей;
  3. На образование, здоровье, расширение кругозора;
  4. На спонсорство и благотворительность.

Учитель делает вывод, на что больше потрачено денег.

Незаконченные предложения по теме «Чего нельзя купить за деньги»

Классный руководитель. Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь. Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы замечаете: «Но не сон». Понятно? Продолжим.

(Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы, можно хором.)

  1. За деньги можно купить часы... (но не время).
  2. За деньги можно купить еду... (но не аппетит).
  3. За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).
  4. За деньги можно купить икону... (но не веру).
  5. За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь). 
  6. За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).
  7. За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).
  8. За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).
  9. За деньги можно купить дом... (но не семью). 
  10. За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).
  11. За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).
  12. За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).
  13. За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

Учитель:

Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам французского писателя Жана де Лабрюйера, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!».

Кто-то сказал, что если сегодня с утра раздать всем людям по 100 рублей, то уже к обеду окажется, что у одних денег больше ста рублей, а у других – меньше. Если бы знать заранее в число кого ты попадёшь... Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами.

Анкета

Можете ли вы подружится с деньгами?

  1. В работе меня привлекает результат, а не процесс. (1б.)
  2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим планам. (1б.)
  3. Закончив дело, я могу без труда взяться за другое. (1б.)
  4. Деньги - самое главное в жизни. (7 б.)
  5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к прерванной работе. (1 б.)
  6. Я могу работать 10-12ч., даже если работа мне не приятна. (1 б.)
  7. Если я разбогатею, я решу себе все проблемы (7 б.)
  8. Любая компания признаёт меня лидером. (5 б.)
  9. Я не вижу в жизни более привлекательной цели, чем богатство. (4 б.)
  10. Я хочу получить в будущем высшее образование. (2 б.)
  11. Почти всегда бедность- следствие недостатка способностей. (1 б.)
  12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей. (1 б.)
  13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других. (5 б.)
  14. Я – хороший организатор. (5 б.)
  15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой. (1 б.)
  16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся. (1 б.)
  17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то ещё. (5 б.)
  18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего. (5 б.)
  19. Я не могу сидеть без дела. (1 б.)
  20. Для нормальной работы мне достаточно 6ч. сна. (1 б.)
  21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш. (1 б.)
  22. Деньги необходимы для решения любой проблемы. (4 б.)
  23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно. (4 б.)
  24. Ни одна деятельность не привлекает меня так, как зарабатывание денег. (7 б.)
  25. Мне легко производить на людей приятное впечатление. (3 б.)
  26. У меня очень много знакомых. (З б.)
  27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно. (5 б.)
  28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок. (1 б.)
  29. Я с интересом изучаю иностранный язык. (1 б.)
  30. Я почти никогда не опаздываю. (1 б.)

Результаты:

6 б – в бизнесе вас вряд ли ждёт успех. Скорее всего, вам подойдёт карьера святого. Советуем вам всё же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники общения, эти навыки нужны не только миллионеру.

6 –18 б – ваших задатков вполне достаточно для работы по найму, возможно, на относительно самостоятельной должности. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности, не кидайтесь в бизнес, как в омут – сначала научитесь лучше плавать.

19 –50 б – вы можете добиться успеха, если попадёте на «золотую жилу», или будете действовать за широкой спиной босса, либо в сплочённой команде, которая компенсирует ваши слабые места.

51 – 75 б – если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток – вас ждёт успех.

75 б – страшно подумать о тех высотах, которые вы можете достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы, подумайте, не слишком ли дорогую цену вы хотите за это заплатить?

Не забывайте, что есть вещи дороже денег.

Дебаты.

У.: Вот вы, ребята, сумели заработать деньги и легко их потратить. Так значит ли, что деньги – это всегда благо или всё-таки нет. Для этого мы с вами продолжим нашу работу в группах и проведём мини – дебаты.

У.: Ребята, как вы думаете, почему я записала слова в 2 колонки? Каким одним словом можно заменить слова в 1 колонке? Во 2 колонке?

Верно, добро и зло. Итак, нам предстоит ответить на вопрос:

«Деньги – это добро или зло?» (21 слайд)

(Учащиеся произносят слова, а учитель записывает их в две колонки.)

  зло

 покой

 страх

 достаток

 зависимость

 возможности

 ненависть

 щедрость

И две крайние точки зрения на деньги – деньги – это добро – деньги – это зло неверны. Ведь

Мир сотворён, но ещё недосоздан,
Задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись.
А человек оказался посерединке.

Поэтому, то, чем будут являться деньги в ваших руках - добром или злом, зависит не от количества денег, а от уровня вашего духовного развития и от способа их использования.

Составляем памятку

Учитель:

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с деньгами?

Классный руководитель. Дилемма, которую мы пытались решить, давно стоит перед мировой философией. И однозначного решения тут действительно быть не может. Сами по себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от отношения человека к деньгам.
Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от родителей.

(Дети поднимают руки, предлагают свои правила.)

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои (22 слайд)

  1. Не делайте из денег кумира, не ставьте деньги на место Бога.
  2. Зарабатывайте честно.
  3. Соизмеряйте свои «хочу» и «могу».
  1. Не хвастайтесь заработанными деньгами и не считайте деньги прилюдно.
  2. Старайтесь не влезать в долги.
  3. Не играйте в лотереи, азартные игры.
  4.  Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Стендаль до франка прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько - на путешествия и даже сколько - на любимую женщину.
  5. Избегайте вести подсчеты прилюдно. Многие люди могут вас не понять и счесть скрягой.
  6. Планируя расходы, будьте сдержанны.
  7. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не стоит денег?        
  8. Если вы в состоянии дать в долг - давайте и никогда не настаивайте, если ваш должник тянет с возвращением.

Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

Рефлексия

У: Возможно, вы сегодня впервые говорили так много об этой проблеме. Но ведь она сопровождала и будет сопровождать людей на протяжении всей истории существования человечества. Я хочу предложить несколько афоризмов. Посоветуйтесь в группе и скажите, какой из афоризмов взяла бы ваша группа в качестве девиза после нашего сегодняшнего разговора.

Анализ высказываний. Мудрые советы (На 23 слайде)

Классный руководитель.

  • Никогда с деньгами не бывает так хорошо, как плохо бывает без них. Неизвестный автор 
  • Если деньги портят человека, то виноват в этом человек, а не деньги. Бауржан Тойшибеков 
  • Если вы любите деньги, подумайте взаимная ли эта любовь. Башир Зугумов 
  • Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. "Пшекруй" 
  • Человек иногда более щедр, когда у него мало денег, чем когда их много; может быть, чтобы не дать подумать, что у него их нет вовсе... Бенджамин Франклин 
  • За деньги можно все купить, Любовь же надо заслужить. Гарун Агацарский 

Помните, что культура обращения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься, откуда берутся деньги и как разумно ими распоряжаться. В заключение нашего разговора о деньгах несколько мудрых мыслей. Они записаны на доске (читает). Первая цитата – это, конечно же, шутка. Второй мы с вами уже нашли пример. А третья принадлежащая античному баснописцу Эзопу, не утратила своего значения и в наши дни: «Чтобы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Я от всей души желаю вам его приобрести.

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к деньгам и богатству после сегодняшней нашей встречи?

Примерные ответы детей:

  • Не изменилось. Я обязательно постараюсь разбогатеть. Во что бы то ни стало!
  • Не изменилось. Я по-прежнему буду стараться получить хорошее образование, стать разумной. А деньги к этому приложатся.
  • Изменилось. Мне кажется, я стал понимать своих родителей.
  • Изменилось. Не думал, что деньги могут сделать человека несчастливым.

(24 слайд)У.: Большое спасибо вам, ребята, за интересный разговор, за поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"

Разработка внеклассного мероприятия "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"...

: “Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”

«Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга».                 ...

Самоанализ открытого классного часа "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?"

самоанализ посвящен краткому содержанию классного часа, рассмотрено достижение целей и задач, проанализирована работа учителя и учеников....

классный час Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?

классный час Деньги - плохой хозяин или хороший слуга?...

Беседа "Деньги - плохой хозяин или хороший слуга"

Беседа об истории возникновения денег...

“Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?”

Цель- формирование экономического мышления учащихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни....

Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга?

Путешествие в историю денег...