Публичная презентация профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности Борисковой Натальи Ивановны
статья

Борискова Наталья Ивановна

В статье обобщается опыт работы и результаты педагогической деятельности  по гражданско - патриотическому воспитанию обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Демиховский лицей»

Орехово – Зуевского городского округа

Московской области

Публичная презентация результатов педагогической деятельности

Борисковой

Натальи  Ивановны

«Учитель и классный руководитель – воспитатель

ПАТРИОТА  и   ГРАЖДАНИНА

 будущей РОССИИ»

Будущее есть только у того государства,

молодое поколение, которого

выбирает патриотизм.

ЦЕЛЬ:

Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие у обучающихся  активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

ЗАДАЧИ:

     – формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

     – развивать гражданственность и национальное самосознание обучающихся;

     – создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции;

     – развивать и углублять знания об истории и культуре родного края;

     – обеспечить организационно-методическое сопровождение;

     – осуществлять отбор оптимальных форм и методов работы, применять инновационные технологии;

    – формировать патриотические чувства, развивать чувство гордости за свою страну и ее Вооруженные силы, интернационализм и толерантность;

     – приобщать детей к культуре предков, к возрождению народных традиций, активно использовать краеведческий материал.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

Через учебную деятельность, систему воспитательной и краеведческой работы я предполагаю  воспитать в будущем гражданине России:
1.Чувство гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
2.Чувство личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным участником в общественной, учебной, трудовой и досуговой  сферах жизни;
3.Способность к творчеству;
4.Физическое совершенство;
5.Умение избегать всего, что может вредить здоровью, адаптироваться и сознательно выбирать здоровый образ жизни.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся  в настоящий момент в обществе.        

В общественном сознании всё  более глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство, самоотверженность, коллективизм, развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена.

Существуют противоречия между знаниями обучающихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни.

Я убеждена: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично, кто придет  нам на смену.

По моему мнению, гражданско-патриотическое воспитание – одно из значимых и многообразных направлений в деятельности учителя и классного руководителя. Во все времена это воспитание играло огромную роль. Любовь к Отечеству, к родному краю оставалась и остается основополагающей, базовой в воспитании каждого нового поколения.

Мне, педагогу, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

         Гражданско-патриотическое воспитание является делом государственной важности и требует консолидированных усилий государства, семьи, школы, и общества.

     

   

       Молодежь – самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть общества. К сожалению, сегодня молодые люди стали проще относиться к таким понятиям как любовь к Родине, патриотизм, гражданский долг. Для многих главное – деньги вне зависимости от их источника, престижный уровень потребления и досуг. В результате появился новый тип молодого человека, для которого главное – жить без идеалов. И если это во время не остановить, то в России будет социальная катастрофа. По этой причине работа по патриотическому воспитанию должна вестись с учетом особенностей и интересов молодежи и изменений, происходящих в нашем обществе.

Я считаю, что, сохраняя многие черты традиционных технологий гражданско-патриотического воспитания, данный опыт содержит в себе ряд принципиально новых подходов.

Чтобы подойти к сути направлений самого процесса гражданско - патриотического воспитания, необходимо определиться, на чем оно будет базироваться. Вера в Россию, в ее будущее - эта основа, краеугольный камень всей системы гражданско - патриотического воспитания. Каковы же направления  и формы этой сложной и ответственной работы?

Свою работу по  воспитанию ПАТРИОТА  и  ГРАЖДАНИНА 

веду по направлениям:

              1.Историко-патриотическое направление.

Воспитание на боевых традициях народа.

          В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в д. Демихово. Ветераны закреплены за нашим классным  коллективом, который шефствует над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение ветеранов  на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая. Детьми нашего класса готовятся подарки, сделанные своими руками (прихватки, кухонные полотенца, фартучки, разделочные доски), традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.  Возрождается Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается. 

По данному направлению были проведены  следующие мероприятия:

- Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины, открытие Стены Воинской славы в МОУ «Демиховский лицей»;

- проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;

- поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны;

Проект «Вспомним  всех  поименно»:

- Беседа-реквием  «России верные сыны»;                              

- Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ;

- Акция «Дети войны»;    

- Акция «Ветеран живет рядом» (адресная помощь, поздравления);

- Акция «Георгиевская ленточка»;

- Вахта Памяти. 9 Мая  наш класс участвовал в митинге, посвященном Дню Победы.

- Исторический репортаж «Жизни своей не жалели за Русскую землю свою» (посвящённый русским полководцам);

-Поисково-исследовательская работа «Война в  судьбах моих родных»

(Филиппова У.), «Геральдика родного края» (Шувалова М.);

 - Час истории «Своими видел я глазами» (встречи с участниками современных войн)

Афганистан  и Чечня перемололи в своих жерновах огромное количество молодых людей, многих, к сожалению, уже нет. Кто-то погиб в боях, кто-то умер от ранений в госпиталях, многие умерли от ранений уже дома,  но есть еще живые, которые могут быть поставлены в пример подрастающему поколению, да и  всему обществу.

В мероприятии « Своими видел я глазами» принимал участие ветеран войны  в Афганистане Лаптев С.П. За боевые заслуги Лаптев С.П. награждён  орденами и медалями.

-  Участие в военно – патриотическом форуме;                                                                                                            

- Проведение конкурса гражданско-патриотической песни (к 90-летию Московской области);

- Участие в смотрах строя и песни ко Дню Защитника Отечества;

- Ежегодное изготовление обучающимися нашего класса венка-гирлянды к празднику Победы, который воины-интернационалисты возлагают к памятнику погибшим воинам в д. Демихово, Орехово – Зуевского городского округа.                                

 

                               

2. Направление по формированию гражданской позиции.

                               

Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

         Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

- Изучение правил поведения в школе и общественных местах;

- Изучение символики д. Демихово,  МОУ «Демиховский лицей»;

- Лекторий для учащихся 7х-9х   классов «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

- Классные часы на тему «Права школьников» (5-9 классы) ;

- Работа обучающихся 7 «в» класса в Совете д/о «Радуга»;  

- Выборы  Президента детской организации «Радуга».                                

   

 

             

3. Историко-краеведческое  и экскурсионное направление.

Воспитание на культурных традициях народа.

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

- Соцпроект  «НАШ  КРАЙ – ЭТО МЫ» (участники обучающиеся 7 «в» класса);

- Экскурсии в городской  Орехово – Зуевский краеведческий музей, музей  МОУ «Демиховский лицей», экскурсии в музей ОАО «Демиховский машиностроительный завод»;

- Оформление стенгазеты «Страницы истории родного края»;

- Изучение обычаев, традиций, праздников своего народа. «Масленица»;

- Организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

                               

                

4 . Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление

Ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения обучающихся. Профилактика асоциального поведения учеников.

В своей работе уделяю большое внимание созданию условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Данный опыт создает широкие возможности для самореализации обучающихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей, что способствует укреплению психологического здоровья.

- Участие в «Днях здоровья»;

- Экскурсии-походы  по живописным местам малой родины;

- Единый День спорта в МОУ «Демиховский лицей»;

 -Участие в военно-спортивной игре «Зарница».

- Классные часы о вреде курения табака, алкоголя, наркотических веществ.

5.  Экологическое и трудовое направление

Воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Воспитывать сознательное отношение к труду.

             «Кто  не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин»                                                                  

                                                                                      Ф.М.Достоевский                     

-Акция «Сохраним свой край»;

- Проведение экологических викторин членами школьного лесничества «Младая поросль»  (наш 7в класс)  для первоклассников «Знаешь ли ты родную природу» «Лесные голоса», «21 марта –Международный День лесов»;

 - Сбор материала в фотографиях (начиная с 5го  класса) на тему: «Любимый уголок моего посёлка»;

- Конкурс экологических проектов (6 класс)(2017-2018 учебный год);

- Благоустройство территории лицея и территории у памятника погибшим воинам.

                                      6. Семейное направление 

Целью является  осознание обучающимися значимости семьи в жизни любого человека. Задачей этого направления являлось создание условий для духовного общения детей и родителей.

- Изучение истории своей семьи, составление родового древа семьи;

- Классный час «Твои истоки»;

- Классный час «В кругу семьи»;

- Ежегодный праздник, посвященный «Дню Матери».

 Формы работы с родителями:

– Родительские собрания на гражданско-патриотические темы;

– Лекторий для родителей; открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

– Экскурсии совместно с родителями;

– Ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

–помощь родителей лицею (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт).

8. Исследовательская работа (диагностика изучения детского коллектива)

По моему мнению, эффективность гражданско - патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учетом мнений самих обучающихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволит оценить действенность реализуемых мною методов воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.

Обучающимся было предложено выбрать словосочетания и эпитеты, которые ассоциируются у них с понятиями Родина и характеризуют ее сегодняшнее состояние.

Распределение ответов школьников, отражающих их понимание слова Родина.

Слово Родина вызывает чувство

Количество ответов(%)

Любви к своему народу

16,3

Гордости за свой народ

10,5

Уважения к своей стране

35,3

Сострадания к своему народу

7,0

Гордости за историю, культуру и традиции страны

22,8

Готовности отдать жизнь за свой народ

3,5

Безразличия

1,3

Другое

3,3

Более чем для трети обучающихся 7 «в» (2019-2020 учебный год) класса понятие Родина ассоциируется с уважением к своей стране, почти для каждого пятого – с гордостью за ее историю, культуру, традиции  или с любовью к своему народу. Испытывают гордость за свой народ 10,5 % опрошенных.

        Поскольку понятие Родина может вызывать не только высокие положительные эмоции (любовь, уважение, преданность), но и негативную реакцию в связи с сегодняшним состоянием, неудивительно, что 7 % обучающихся оно вызывает чувство сострадания, у 1,3 %  - ощущение безразличия. Таким образом, подавляющее большинство семиклассников относятся к своему Отечеству не безразлично, их глубоко волнует судьба страны и народа, успехи и трудности.

С какими качествами и конкретными  жизненными позициями связывает подрастающее поколение сущность понятия патриот, можно увидеть из анализа следующей таблицы.

Распределение ответов школьников по приоритетности качеств, отражающих сущность понятия патриот.(25 обучающихся)(2019-2020 учебный год)

Быть патриотом означает

Количество ответов

Любить и уважать Родину

7

Отстаивать интересы Родины

3

Уважать людей всех национальностей моей Родины

3

Гордиться Родиной и переживать за нее

3

Быть преданным Родине

4

Защищать Родину

5

Демонстрировать показную любовь к Родине

0

        Таким образом, подавляющее большинство опрошенных обучающихся 7 «в» класса имеют достаточно зрелое представление о таких базовых, святых для человека и гражданина понятиях, как Родина и патриотизм, которые необходимы для полноценного формирования личности и гражданина.

Для выявления уровня гражданственности и патриотизма мною было проведено анкетирование среди обучающихся 7 «в» класса (2019-2020 учебный год)

Анкета «Патриот и гражданин»

           

           Идентификатор автора анкеты: 219-028-114

           Марченко Е.С., заместитель директора по ВР, МОУ – СОШ № 19, г. Армавир,    

           Краснодарский край

Ответьте на вопросы анкеты, согласны ли Вы с данными утверждениями:

(да, нет, не знаю)

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Я многим обязан своей стране.

3. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

4. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

5. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

6. Большинство преступлений в нашем городе (селе) совершают приезжие.

7. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов.

8. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто не справедливо, потому что россиян никто не любит.

9. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

10. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодёжи.

11.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

12. Человеку не обязательно знать свою родословную.

13. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

14. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

15. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности .

16. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

17. Истинной религией может быть только одна - единственная религия.

18. Государство и Отечество – это разные понятия.

19. Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.

20. Меня не волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).

Первая часть теста содержала вопросы для определения уровня патриотизма учеников.

Во второй части было необходимо закончить высказывания на знание Конституции РФ.

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью). 

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом). 

3. Статья 19. Все равны перед законом и... (судом). 

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством). 

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность). 

6. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова). 

7. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь). 

8. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с... (18лет). 

9. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью). 

10. Статья 95.Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и... (Государственной Думы).

        Анализируя результаты тестирования, обучающиеся показали достаточно высокие результаты, но ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (1 ученик ответил «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (1 – «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (2 – «нет»).

       Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня я прекрасно понимаю: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься.

Как вы оцениваете свою роль в обществе?

(ответы обучающихся 7 «в» класса)

       Я уверена, что Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

Растить, воспитывать настоящих людей с чувством патриотизма, с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для меня одной из главных.

                                    Быть патриотом….

Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

И если это в сердце утвердится

Тех, кто за партой нынешней сидит,

Учитель школьный, можешь, ты,

гордиться –

Твой век земной не зря тобой прожит.

Структура гражданско-патриотического воспитания как совокупность качеств личности, подлежащих формированию (рисунок).

Рис. Гражданско-патриотическое воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Здесь представлены результаты моей педагогической деятельности за последние три года.В презентации не будут работать гиперссылки на материалы из Приложения из-за ограничений объёма загружаемой работы...

ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учителем  представлены:- учебные результаты учащихся, результаты ГИА и ЕГЭ;- результаты внеурочной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы);- уровень воспитанности, личностного развит...

публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности за последние три года...

публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности за последние три года...

информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности, достоверность которой документально подтверждена

Данный материал рассказывает о преимуществах кейс -технологии при подготовке к работе над композицией сочинения - рассуждение в формате ЕГЭ на факультативных занятиях по русскому языку.В представленно...