«ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
методическая разработка (9 класс) на тему

Чекмезова Марина Владимировна

          Успех в воспитательном единстве между школой и семьёй зависит от содержательного и разностороннего  общения педагогов и родителей, благодаря которому устанавливаются правильные взаимоотношения. Главная роль в организации такого рода взаимодействия должна, безусловно, принадлежать педагогам, в функции которых входит общение не только с детьми, но и их родителями.

           Правильная организация  работы с родителями способствует формированию у ребёнка положительных качеств, осознанной мотивации к учению, ответственности за свои действия и самостоятельности. В работе представлены возмождные формы работы с родителями, позволяющие установить контакт  между педагогами и обучающимися и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

                  Материал для классного руководителя

«ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»

                       Подготовила:

                                   учитель английского языка

                                  «ПСОШ №1 им. Ю.В. Фролова»

                                    Чекмезова

                                    Марина Владимировна  

Первомайский 2011

        На современном этапе развития общества особенно возрастает воспитательная функция образовательных учреждений, призванных осуществлять всестороннее развитие детей. Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия педагогов и родителей обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка.  Педагоги работают в тесном контакте с родителями, делают всё возможное для оказания им помощи в вопросах воспитания. Для этого они используют существующие формы работы с семьёй: лекции и доклады на родительских собраниях, семинары, коллективные беседы, консультации, посещение семей.

           Посещение семьи ребёнка требует дополнительного времени. Непосредственное ознакомление с условиями воспитания ребёнка в семье  помогает правильно наметить конкретные воспитательные задачи, которые необходимо осуществлять вместе с родителями, определить более чётко содержание, формы и методы работы с различными семьями. Каждое посещение семьи даёт незаменимый материал для улучшения качества воспитательной работы с детьми, для определения дифференцированных путей воздействия на семью и выявления положительного опыта. Во время посещения семьи внимательный и наблюдательный педагог много увидит и поймёт, даже не задавая специальных вопросов. Беседа в семейной обстановке носит обычно более спокойный, интимный характер и способствует установлению взаимопонимания между педагогом и родителями.

           Есть и такая форма посещения семьи, как обследование, проводимое обычно с участием общественности с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребёнка, воздействия на одного из членов семьи, нарушающего свои обязанности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что посещение семьи ребёнка в большинстве случаев не только облегчает установление взаимопонимания между школой и семьёй, но и  намного повышает эффективность воспитания детей.

           Беседы с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй. Она может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Подчас педагог, дав родителям совет, считает, что побеседовал с ними. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители, как они восприняли замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по их мнению, явилось причиной отклонений в поведении ребёнка. Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать педагогу. Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребёнком: за выполнением им правил поведения в школе, за отношением к детям, взрослым, за отношением к учёбе, разговоры с ребёнком. Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребёнка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Поэтому знания о характере воспитания ребёнка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребёнка.

           Воспитание ребёнка вызывает у родителей ряд вопросов. Чтобы ответить на них, организуются консультации. Иногда сам педагог видит необходимость провести консультацию по той или иной теме. Часть консультаций посвящается трудностям воспитания детей определённого возраста. Могут быть организованы консультации психолога, медсестры и т.д.. Консультации как одна из форм работы с родителями помогают ближе узнать жизнь семьи, оказать помощь там, где она нужна, побуждают родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Продолжительность консультации – 30-40 минут. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей. Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Рекомендации, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими индивидуальные особенности ребёнка. Темами консультаций могут стать следующие:

- Авторитет родителей.

- Особенности воспитания в неполной семье.

-  Психология подростка.

- О вреде курения.

- О детях с ослабленным здоровьем.

- О рациональном питании детей.

- Гигиенические требования к одежде ребёнка и т.д..

           Классные родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях школы и семьи. Повестка дня собраний должна быть разнообразна. Она включает, во-первых, педагогический доклад по теме, наиболее важной для детей данного возраста. В повестку дня может быть включено выступление психолога, учителей-предметников, сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания. Могут быть также обсуждены текущие организационные вопросы. Надо стремиться к тому, чтобы в каждом докладе возможно полнее представить особенности жизни, поведения, отношений, учебной деятельности каждого ребёнка. Давая характеристику учащимся, важно показать динамику их развития, т.е. изменения к лучшему, пусть даже незначительные. Собрание можно начать с разбора педагогических ситуаций. Родителям зачитывается ситуация, близкая по содержанию к теме разговора. Сначала им предлагается высказать своё мнение, а после этого прослушать сообщение учителя. В этом случае родители могут сравнить, сопоставить услышанное со своими ответами.

           Каждому собранию предшествует подготовительная работа. Собрание проводится в срок, установленный годовым планом. По окончании собрания почти всегда остаётся какая-то часть родителей, желающих задать вопрос о своём ребёнке. Важно, чтобы педагог обеспечил доброжелательный характер такого разговора.

           Помимо классных проводятся и общешкольные собрания,  посвящённые наиболее общим вопросам воспитания или организационным вопросам, касающимся работы учебного заведения. Успешное проведение собрания во многом зависит от продуманности и тщательности его подготовки.  В этой подготовке участвует весь педагогический коллектив школы и родительский комитет. Большое внимание необходимо уделить оформлению помещения, в котором будет проходить собрание. Планируя тематику докладов для общих собраний, нужно предусматривать сочетание психолого-педагогических, семейно-правовых, организационных вопросов.

           Одной из форм работы с родителями является проведение семинара-тренинга по актуальным вопросам воспитания и обучения. Так, например, в 2005 году был проведён семинар «Конфликт. Пути его преодоления». Целью его стала выработка навыков эффективного взаимодействия между  детьми и родителями, осознание конфликтности собственного поведения, формирование положительного отношения друг к другу.  Такой семинар обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В ходе подготовки к психологическому тренингу на собрании обсуждается значимость данной проблемы, устанавливается природа конфликтов, возникающих между родителями и детьми. Практическую часть проводит психолог. Он предлагает родителям и детям ответить на вопросы анкеты, а затем проанализировать несколько ситуаций с целью определить верную тактику поведения для выхода из конфликта и его предупреждения. Результаты подобных мероприятий показывают, что родители начинают лучше видеть собственные стереотипы воспитания.

           Практика показывает, что успех в воспитательном единстве между школой и семьёй зависит от содержательного и разностороннего  общения педагогов и родителей, благодаря которому устанавливаются правильные взаимоотношения. Главная роль в организации такого рода взаимодействия должна, безусловно, принадлежать педагогам, в функции которых входит общение не только с детьми, но и их родителями.

           Правильная организация  работы с родителями способствует формированию у ребёнка положительных качеств, осознанной мотивации к учению, ответственности за свои действия и самостоятельности.

Список использованной литературы.

1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.– М.:  Вербум-М, 2001. - 64 с.

2. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие/Под ред. Рожкова М.И. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - 280 с.

3. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - с. 304.

4. Научно-методический журнал "Классный руководитель" №6. Формы взаимодействия педагогов и родителей. - М.: Педагогический поиск, 2001. - 109 с.

5. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы, от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256.

6. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград.: Учитель, 2005. - 91 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Консультация для воспитателей "Основные формы работы с родителями".

Консультация  на тему:Основные формы работы с родителями. «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» - эти слова Сухомлинского стали девизом моей работы с родителями.С ц...

Методические рекомендации для педагога дополнительного образования "Основные формы работы с родителями"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования, в частности молодых специалистов, об основных формах работы с родителями....

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...

Основные формы взаимодействия с родителями

Основные формы взаимодействия с родителями.ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...