Основные формы взаимодействия с родителями
консультация

Чооду Чаяна Хензиг-ооловна

Основные формы взаимодействия с родителями.

ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Основные формы взаимодействия с родителями.

ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Одним из основных направлений работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) занимает работа с семьей. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве как позицию активного участника, партнера. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от педагогических кадров и их взаимодействия с родителями. ФГОС представляет собой трехсторонний общественный договор между семьей, обществом, государством. Родители становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Ученые указывают на то, что социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его интеграция в социум невозможна без приобщения родителей к данному процессу.

Работы, свидетельствующие о необходимости изучения спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития постоянно находятся во внимании исследователей. Данный вопрос изучали такие отечественные ученые как Алексеева Е.Е., Горячева Т.Г., Добряков И.В., Захаров А.И., Исаев Д.И., Касаткин В.Н., Ковалевский В.А., Мамайчук И.И., Никольская И.М., Овчарова Р.В., Осипова А.К., Синягина Н.Ю., Чепурных Е.Е., Эйдемиллер Э.Г. и др.

Семья — микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребенка, но и формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей развития ребенка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.

Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями к созданию максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психо-физическими недостатками. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и в образовательной организации общего профиля, а также и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная среда, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру.

Нарушения личностного развития детей с психо-физическими недостатками возникают как следствие взаимодействия двух факторов:

-           наследуемых особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая);

-           неблагоприятных условий воспитания, создаваемых психоэмоционально травмированными родителями (социальная составляющая).

Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями развития отражен так же в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально – психологическая реализация». Л.С. Выготский определяет дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, требует особого сопровождения, которое должны обеспечить специалисты образовательной организации. Необходимо понимать, что тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники и фрустрации. В результате дезорганизации они сами нуждаются в психологической помощи, без которой оказываются не способными осмысленно помогать своему ребенку. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Все члены семьи, особенно мама, находятся в состоянии эмоционального стресса, ведь «особенный» ребенок всегда требует повышенного внимания и заботы. Тогда консультации специалистов будут приносить большую пользу и открывать новые возможности развития.

Анализ современной научной литературы по проблеме комплексного психолого-педагогического сопровождения показал, что в настоящее время получило широкое распространение понятие о сопровождении как о различных технологиях оказания специализированной помощи ребенку в условиях регулярного образования, технологиях взаимодействия психолога с другими специалистами образования, психологической службой, с образовательной средой в целом. По мнению Посысоева Н.Н. психологическое сопровождение – это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающее пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с ОВЗ и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психо-коррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и нахождения «социальной ниши» как для себя, так и для своих детей.

Специалисты выделяют следующие трудности, с которыми сталкиваются родители:

- неприятие детей с ОВЗ в образовательной среде (как сверстниками, так и родителями нормально развивающихся детей);

- недостаток информации об особенностях нарушения;

- социальная изоляция;

- нарушение взаимоотношений внутри семьи;

- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;

- неприятие своего ребенка (как результат нарушения развития).

На наш взгляд, целесообразно говорить не только о психологическом сопровождении, сколько о психолого-педагогическом сопровождении родителей детей с ОВЗ. В основном, оно заключается в консультировании и организации различных мероприятий с целью оказания поддержки семье, например, тематические родительские собрания, просветительские семинары для родителей нормально развивающихся детей и т.д. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную семейную атмосферу и способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Семья, в которой есть  «особый» ребенок, как правило, не получает комплексной психолого-педагогической, социальной и информационной, поддержки. Службы, способные оказать помощь такому ребенку, разобщены. Разобщенность специалистов ограничивает возможность реализации комплексного подхода, что значительно снижает эффективность коррекционной работы. Особенно остро данные проблемы ощущаются за пределами больших городов, где родители не имеют возможности своевременно получать помощь.

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система комплексной психологической помощи включает следующие направления работы:

  • психологическое изучение (диагностика);
  • консультирование;
  • коррекция.

Диагностическая и консультативная работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, предполагает системный подход, включающий определение как основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с ОВЗ, так и направлений ее психологической диагностики.

Основная цель диагностической и консультативной работы — выявление причин, препятствующих адекватному развитию ребенка с ОВЗ и нарушающих гармоничную внутрисемейную жизнедеятельность.

 

Во время психологической диагностики и консультативной работы с семьями решаются следующие задачи:

 - определение степени соответствия условий, в которых растет и воспитывается ребенок дома, требованиям его возрастного развития;

 - выявление внутрисемейных факторов как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию ребенка с ОВЗ в семье;

 - определение причин, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения;

 - определение неадекватных моделей воспитания и деструктивных форм общения в семье;

 - определение путей гармонизации внутрисемейного климата;

 - определение направлений социализации как детей с ОВЗ, так и их семей.

 

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ

При проведении психодиагностических мероприятий специалисты должны руководствоваться следующими принципами.

Принцип комплексного и многоаспектного изучения проблем семьи. На современном этапе в качестве субъекта исследования уже не может рассматриваться только ребенок с нарушениями в развитии. В спектр диагностических мероприятий включаются все лица и факторы, влияющие на его развитие. К диагностической работе привлекаются родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, няни, другие близкие ребенка. Выбор психодиагностического инструментария должен также отвечать поставленным требованиям.

Принцип оказания ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить организованную психолого-педагогическую и социальную поддержку семей, имеющих детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития или риском возникновения нарушений развития, для адаптации детей в обществе и содействия их оптимальному развитию.

Принцип системного подхода в реализации психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья дает возможность представить семью как дифференцированное целое, подсистемы которого оставляют отдельные члены или несколько членов семьи. Использование системного подхода дает возможность реконструировать структуру семьи в процессе коррекционных мероприятий и привести к позитивным изменениям взаимоотношений между ее членами.

Принцип психолого-педагогического сопровождения семьи на разных возрастных этапах жизни ребенка, подростка, молодого человека с ограниченными возможностями здоровья, взрослого инвалида предполагает, что специализированная реабилитационная помощь семье должна осуществляться с момента установления диагноза ребенку с ограниченными возможностями здоровья и не ограничиваться рамками детского или подросткового возраста, а продолжаться в юношеский и взрослый период.

Принцип выявления реабилитационных возможностей семей детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот принцип, представленный многоаспектно, позволяет выявить потенциал семей, определяющий гармоничное развитие ребенка, а также факторы, оказывающие позитивное влияние на членов семьи и внутрисемейные отношения.

Среди перечисленных выше критериев одним из приоритетных является также принцип учета психологических особенностей родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии, или лиц их замещающих. Осуществление этого принципа позволяет наметить пути коррекции негармоничных типов воспитания, деструктивных форм общения в семье, нейтрализовать конфликты, смягчить проявление личностных акцентуаций членов семьи, в целом, гармонизировать атмосферу в семье и отношение ее здоровых членов к проблемному ребенку.

Принцип гуманного и чуткого отношения к членам семьи и к самому ребенку — важнейший принцип, оптимизирующий решение проблем семьи на разных этапах ее развития. Исследовательская работа не должна быть направлена на «потрясение» семьи и ухудшение взаимоотношений между ее членами. Напротив, она должна включать кроме диагностических,психокоррекционные и психотерапевтические аспекты. Этот принцип, в свою очередь, обязывает следовать другому критерию — принципу единства диагностики и коррекции. В соответствии с последним принципом, точное выявление причины нарушений предполагает и возможность ее максимально успешного исправления.

Огромное значение для установления адекватного контакта с семьей приобретает принцип конфиденциальности и профессиональной этики психолога. Этот принцип позволяет создать между членами семьи и психологом необходимые доверительные отношения. Информация личного характера, которую сообщают психологу близкие ребенка, не может быть разглашена или использована против членов семьи и ребенка с ОВЗ.

Реализация комплексного подхода к осуществлению помощи семьям с детьми с ОВЗ позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку.

Сентябрь. Родительское собрание «Психологические условия адаптации ребенка-первоклассника к школе»

Задачи собрания: познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения; разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Рассматриваемые вопросы: Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе. Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания: Обсуждение первого школьного дня ребенка. Родительский практикум-игра «Корзина чувств». Физиологические условия адаптации ребенка к школе. Психологические трудности адаптации ребенка к школе. Взаимоотношения одноклассников (использование правил при общении друг с другом).

Форма проведенияродительское собрание в форме групповой работы.

Продолжительность: 40 мин.

Октябрь. Родительское собрание «Как помочь «особому» ребенку. Меры взаимодействия» (проводится для родителей детей 1–2 классов).

ДекабрьРодительское собрание «Взаимодействие семьи и школы по отношению к успеваемости обучения ребенка с ОВЗ» (для родителей детей 4 класса).

Январь. Родительское собрание «Роль семьи по созданию ситуации успеха в самореализации младшего школьника с ОВЗ» (для родителей детей 2 класса).

АпрельРодительское собрание «Учебные способности ре-бенка с ОВЗ. Пути их развития на уроке и во внеурочной дея-тельности» (для родителей детей 1–2 классов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов, родителей и социума по профилактике девиантного поведения

Выступление на МО классных руководителей (2012-2013 учебный год)...

Формы взаимодействия с родителями

Для классного руководителя...

F.A.Q. как форма взаимодействия с родителями

Памятка для педагогов дополнительного образования и родителей, чьи дети являются воспитанниками туристских объединений.Предлагаемая форма взаимодействия с родителями - Ч.З.В., или F.A.Q. - часто задав...

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Основные формы взаимодействия с семьей в дополнительном образовании

Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими формами педагоги пользуются давно, некоторые были созданы недавно и учитывают современные требования к процессу воспитания и обуч...

Основные формы взаимодействия с семьей в дополнительном образовании (презентация)

Формы взаимодействия с семьей могут быть очень разнообразными, многими формами педагоги пользуются давно, некоторые были созданы недавно и учитывают современные требования к процессу воспитания и обуч...

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся.

Методические разработки при работе с родителями....