"Агрессия в подростковой среде"
методическая разработка (6 класс) по теме

Рыбакова Светлана Юрьевна

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.rar47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Агрессия и жестокость в подростковой среде.

Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применения  своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

 Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.

                                        Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

1.     Анализ проблемы агрессивности.

2.     Роль семьи в проявлении подростковой агрессивности.

3.     Поощрение, наказание в семье.

4.     Законы преодоления  агрессии.

Данное внеочередное родительское собрание посвящено проблеме, которая касается каждого участника образовательного процесса: и учителей, и учеников, и в первую очередь родителей.

ВИДЕОРОЛИКИ (Вступление классного руководителя)

     

   СОБРАНИЕ ПОСВЯЩЕНО, как вы уже догадались, ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИВНОСТИ.

         Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт.

       Каков же портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Агрессор

  1. вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);
  2. типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
  3. ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
  4. в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
  5. приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
  6. группируется со старшими подростками;
  7. имеет садистские наклонности;
  8. в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
  9. в игре навязывает друзьям свои правила;
  10. злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
  11. игнорирует указания и легко раздражается;
  12. введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
  13. не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами. 

 При подготовке к собранию было проведено анкетирование учащихся и родителей.

Результаты.

АНКЕТА. Степень агрессивности

Высокий

Средний

Низкий

Родители

-

35%

65%

Учащиеся

21,7%

52,2%

26,1%

Как можно помочь агрессивным детям?

Работа с гневом. Обучение приемлемым способам выражения гнева.

Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас.

(Учитель  раздает небольшие листки бумаги, на которых родители должны ответить на следующий вопрос: Как Вы выражаете свою злость?) Напишите, как минимум три способа.

 (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске).

Теперь посмотрим, какие способы преобладают у вас.

Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека?

Результаты анкетирования учащихся

Всегда снисходителен к чужим недостаткам –                                                       13 (56,5%)

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются –                                    17 (73,9%)

Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня                                            5   (21,7%)

Иногда люди раздражают меня своим присутствием                                             13 (56,5%)

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел                                             12 (52,2%)

Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь                                                             15  (65,2%)

Часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться                             8   (34,8%)

Иногда чувствую, что готов первым начать драку                                                  6   (26,1%)

Мне кажется, что я не способен ударить человека                                                 6   (26,1%)

Когда кричат на меня, кричу в ответ                                                                       16  (69,6%)

Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал

     первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.                                                5   (21,7%)

Иногда выражаю свой гнев, что стучу по столу                                                      4  (17,4%)

В раздражении хлопаю дверьми                                                                               11 (47,8%)

 

Обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные. Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.

Способы выражения (выплескивания) злости

Громко спеть любимую песню

Пометать дротики в мишень

Попрыгать на одной ноге

Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции

Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.

Пускать мыльные пузыри

Устроить бой с боксерской грушей или подушкой

Пробежать по коридору школы, детского сада

Полить цветы

Быстрыми движениями руки стереть с доски

Забить несколько гвоздей в мягкое бревно

Погоняться за кошкой (собакой).

Пробежать несколько кругов вокруг дома

Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)

Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)

Постирать белье

Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями

Сломать несколько ненужных игрушек

Стучать карандашом по парте

Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его

Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.

Помыть посуду

Принять прохладный душ

АНКЕТА. Уровень школьной тревожности

Низкий                      60,9%

Повышенный           30,4%

Высокий                 4,3%

Низкий

Повышенный

Высокий

Страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстра-ции своих возможностей)

26,1%

52,2%

21,4%

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих резуль-татов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок)

52,2%

17,4%

26,1%

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижа-ющие приспособляемость ребенка к стрессовым ситуа-циям, повышающие вероятность неадекватного реаги-рования на тревожный фактор среды)

65,2%

26,1%

8,9%

АНКЕТА. Уровень самооценки учащихся.

Завышенная    3 учащихся (13%)

Адекватная   10 учащихся (43,5%)

Заниженная 10 учащихся (43,5%)

Результаты диагностики учащихся показывают, что среди учащихся класса есть дети, которые считают себя лучше других, что им  можно устраивать в классе свои порядки демонстрируют это разными способами.  Это в свою очередь вызывает негативные эмоции и ощущения у других учащихся, что автоматически понижает их уровень самооценки и повышает уровень школьной тревожности по тем критериям, которые связаны со взаимоотношениями между учащимися.

 ЭТО - АГРЕССИЯ

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически  (ударили)  и вербально  (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (социальный педагог.)

Учащиеся удаляются

Причины появления агрессии у детей могут быть разными: это и соматические заболевания или заболевания головного мозга, положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников. Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Результаты анкетирования

1. Как часто ваша семья собирается вместе?

Родители

Учащиеся

Ежедневно

85,7%

56,5%

По выходным

8,7%

17,4%

Редко

8,7%

17,4%

2. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

Родители

Учащиеся

Решает проблемы

42,9%

26,1%

Вместе работает

23,8%

4,3%

Все заняты общим делом

19%

26,1%

Каждый занят своими делами

14,3%

13%

Вместе отдыхает и проводит свободное время

66,7%

60,9%

3. Используемые методы воспитания

Родители

Учащиеся

Поощрение

33,3%

13%

Убеждение

66,7%

60,9%

Внушение

47,6%

43,5%

Разъяснение

76,2%

69,6%

Принуждение

14,3%

4,3%

Жесткие требования

14,3%

4,3%

Угроза

-

4,3%

Оскорбление

-

8,6%

Физическое наказание

-

13%

Унижение перед другими людьми

-

4,3%

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Результаты анкетирования родителей

Как вы поощряете своего ребенка?

Родители

Покупками

23,8%

Даю деньги

9,5%

Разрешаю заниматься любимым делом

14,3%

Хвалю

38,1%

Игры на компьютере

9,5%

Никак

19%

Очень значимо для человека и наказание, если:

  1. оно следует немедленно за проступком;
  2. объяснено ребенку;
  3. оно суровое, но не жесткое;
  4. оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Результаты анкетирования родителей

Как вы наказываете своего ребенка?

Родители

Лишаю развлечений

4,8%

Не даю деньги на карманные расходы

4,8%

Лишаю любимых дел

9,5%

Не пускаю гулять

33,3%

Лишаю игры на компьютере

38,1%

Ставлю в угол

4,8%

Перестаем общаться

4,8%

Ругаю

28,6%

Проводим воспитательную беседу

4,8%

Не пускаю в секцию

4,8%

Ору

4,8%

Никак

14,3%

Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям, именно они отвечают за все, что происходит с их ребенком.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (социальный педагог.)

Методические рекомендации для родителей

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3. Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых.

Ограничьте общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.

Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

4. Для ребенка необходимо рациональное чередование сна и отдыха, учителям известен «синдром понедельника», когда вследствие нарушения режима дня в выходные дни дети приходят в школу невыспавшиеся и озлобленные.

5. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: 

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.
  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему – либо.
  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
  10. Помните, что ребёнок – это воплощённая возможность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

Агрессия в подростковой среде

Родительское собрание, посвященное проблемам подросткового возраста детей и проблемам общения в семье....

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Агрессия в образовательной среде

Психологическая травля, взрослые и дети....

«Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»

Доклад на педсовете «Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»...

Тема занятия «Агрессия в подростковой среде и как с этим бороться» _2019-2020 учебный год

Цель занятия:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся.       Задачи занятия:Обсудить с учащимися причины агрессивности и её влияние на взаимодейс...

Агрессия в подростковой среде

Для бесед с родителями.Причины агрессии подростков. Рекомендации по воспитанию агрессивных детей...