Агрессия в подростковой среде
материал (10 класс) по теме

Бережная Ольга Николаевна

Родительское собрание, посвященное проблемам подросткового возраста детей и проблемам общения в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Агрессивность в подростковой среде».

Цели собрания:

- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.

- фрмировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления.

Ученики: классный руководитель, родители детей класса, школьный психолог.

Форма проведения: круглый стол.

Организация родительского собрания:

- подготовка приглашений для родителей;

- анкетирование;

- проведение исследования психологической службы по проблеме детской агрессии;

- разработка сценария собрания;

- подготовка памятки для родителей;

- организация выставки детских рисунков на тему «Мои чувства и эмоции».

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки), и вербально ( нарушение прав другого человека без физического вмешательства)

Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычной феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

Если ребенок не приживается в классе, коллективе, плохо себя ведет, не подчиняется нормам или каким – нибудь образом отличается от других, то у него на это, конечно же, есть свои причины. И это еще не значит, что мы имеем дело с невротическим или каким – либо другим патологическим симптомом.

Один и тот же ребенок может прекрасно уживаться в одной группе и совершенно не прижиться в другой. Или в этом году он может хорошо себя чувствовать в коллективе, а в следующем – нет, потому что пять старых товарищей ушли из класса и им на смену пришли новые дети. Но это не значит, что данный ребенок стал вдруг невротиком. Изменилась всего лишь ситуация. Может быть, агрессивно настроенный ребенок переживает дома серьезные проблемы.

Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителями.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации. Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям.

Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей. Причины проявления детской агрессии в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижения, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от своего ребенка то, что им самим в его ребенке не заложено. Требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Понятие «агрессивность» воспринимается нами как нечто из ряда вон выходящее. На самом же деле – это, прежде всего обычной феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений.

        Вот несколько советов:

- Учитесь слышать своих детей.

- Старайтесь делать так, чтобы только Вы, родители, снимали их эмоциональное напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить их такими, какие они есть.

Каков же портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.

Взрослым  не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Как же выявить агрессивного ребенка? Существуют определенные критерии агрессивности.

Давайте каждый про себя подумает

Ребенок:

Часто теряет контроль над собой

Часто спорит, ругается с взрослыми

Часто отказывается выполнять правила

Часто специально раздражает людей

Часто винит других в своих ошибках

Часто сердится и отказывается сделать что-либо

Часто завистлив, мстителен

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Памятка для родителей

Агрессивность ребенка проявляется если,

- ребенка бьют;

- над ребенком издеваются;

- над ребенком зло шутят;

- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

- родители заведомо лгут;

- родители пьют и устраивают дебоши;

- родители воспитывают ребенка двойной моралью;

- родители нетребовательны и не авторитетны для своего ребенка;

- родители не умеют любить одинаково своих детей;

- родители ребенку не доверяют;

- родители настраивают ребенка друг против друга;

- родители не общаются со своим ребенком;

- вход в дом закрыт для друзей ребенка;

- родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;

- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Анкета для родителей

Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка [1]. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».

Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит

Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение

Он не прочь подразнить животных.

Переспорить его трудно

Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот

Часто не по возрасту ворчлив

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

Любит быть первым

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых

Легко ссорится, вступает в драку

Старается общаться с младшими и физически более слабыми

У него редки приступы мрачной раздражительности

Не считается со сверстниками, не уступает, не делится

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность – 7-14 баллов.

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

        Хочется, чтобы наша встреча оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

Ваш родительский дневник пополнится сегодня новыми правилами, которые помогут вам, я надеюсь, в воспитании вашего ребёнка. Это «Золотые правила воспитания» (слайд 10) и «Памятка по предупреждению детской агрессивности».

В заключении хочется сказать, что внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Агрессивное поведение в подростковой среде

Слайд 2

Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки), и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). Понятие «агрессивность», на самом деле, это обычный феномен взаимоотношений между людьми, составная часть этих отношений. !

Слайд 3

Три основных закона, которым подчинено поведение ребенка 1-й закон – дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах! 2-й закон – любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни семьи, «чувствовать свою важность и значимость»! 3-й закон – нарушая дисциплину, ребенок осознает, что ведет себя не правильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит определенная цель или причина!

Слайд 4

Основные причины агрессии, формирующиеся в семье: 1. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. 2. Постоянные ссоры родителей, грубость и хамство ежедневного обращения, унижения, сарказм… 3. Властность взрослых: нежелание объяснить требования, поступки, санкции…

Слайд 5

Причины агрессии, формирующиеся вне семьи: Неуважение личности ребенка: Оскорбления Унижения Нетактичная критика Средства Массовой информации (СМИ) Компьютерные игры Интернет Телевидение Гормональные изменения в организме Чувство несправедливости Страхи Злость Негативный пример для подражания Повышение восприимчивости и чувствительности

Слайд 6

Есть ли хорошее, в плохом? 1 .« Привлечение внимания » Дети нуждаются в общении с родителями. 2. « Власть » Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить. способность сопротивляться авторитетам. 3. « Месть » Дети демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитится. 4. « Избегание неудач » - Дети хотят и могут добиться успеха.

Слайд 8

Поведение, которое, на Ваш взгляд, является нежелательным Бывают очевидные проблемы : Часто теряет контроль над собой, спорит, ругается со взрослыми… Подобные формы поведения проявляются ярко и их легко отнести к категории нежелательных. Однако бывают и менее явные проблемы: Отказывается выполнять правила, сердится и отказывается сделать что-то; Завистлив, мстителен; Специально раздражает людей; Винит других в своих ошибках; Чувствителен, быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. ! Предположить, что ребенок является агрессивным, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 признака.

Слайд 9

ПЯТЬ ШАГОВ ДЛЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ Шаг первый : Установить и поддерживать отношения равенства и взаимного уважения.

Слайд 10

Шаг второй Понять причину поведения ребенка (не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции)

Слайд 11

Шаг третий Помочь ребенку определить и осознать причину нежелательного поведения НЕОСУЖДАЮЩИМ образом.

Слайд 12

Шаг четвертый Предупреждать возникновение проблемных ситуаций

Слайд 13

Шаг пятый Обеспечить ребенку возможность: Помогать (понять смысл чувства полезности); Сотрудничать (объяснять, насколько больше он сможет сделать, работая вместе с родителями и братьями, сестрами); Делать то, что ему по силам (чтобы сделать ситуацию более приятной); Научить правильно решать проблемы (анализировать поступки)

Слайд 14

Правильно проявлять внимание к ребенку! « Все дети жаждут внимания!» Внимание за хорошие дела объятия, улыбки, интерес и похвала являются вознаграждением и, следовательно, сильным побудительным мотивом вести себя "хорошо". Внимание, которое следует за нежелательным поведением неприятные слова или нахмуренные брови и резко брошенное: "Прекрати!" с точки зрения ребенка, такая реакция – это тоже проявление внимания

Слайд 15

Правильно проявлять внимание к ребенку! Повышенное внимание (сверозабоченность) "Ты должен чистить зубы или у тебя будут дырки". "Я не хочу, чтобы ты смотрел телевизор весь вечер". "Перестань драться сию же минуту! ". "Ты должен ходить в школу или ты не сможешь получить хорошей работы". "Ешь, что я приготовила, тебе эта еда полезна". Переделано к модели уважения: "Я беспокоюсь, что продеться идти к зубному врачу". "После 9 часов вечера комната мне нужна самому". "Я не хочу рисковать твоим здоровьем, позволяя тебе драться» "Когда ты так много пропускаешь в школе, учителя звонят мне. Я не знаю, что им говорить". "Я не хочу всем готовить разную еду". ,

Слайд 16

Следить за своими словами и действиями! «Чем меньше мы знаем, что делать, тем больше мы знаем, что должны делать другие!» Никто не хочет, чтобы им понукали , необходимо действовать и говорить другим, что МЫ собираемся делать, а не что должны делать ОНИ !

Слайд 17

Несколько лишних, но отнюдь не ненужных слов! Указания "Перестань!" "Поторопись!" ("Одевайся!" ) "Чисти зубы!" "Покорми собаку!" "Убирайся отсюда!" Предложения "Не мог бы ты играть, не так шумно или пойти играть в своей комнате? "Хотел бы ты одеваться здесь или в машине ( на площадке )?" "Что ты предпочитаешь: чистить зубы или не есть сладкого?" "Хочешь покормить собаку или вытащить мусор?" "Не хочешь ли ты покинуть комнату или ты предпочитаешь, чтобы я тебя вытащил?"

Слайд 18

«НЕТ», не «НЕ-Е-ЕТ!!!» Говорить «нет» и отстаивать свое мнение необходимо! НО!!! «НЕТ» не, должно быть наказанием, оно должно быть осознаваемым для ребенка! Почему «НЕТ», объясните! Чем старше ребенок, тем труднее говорить «НЕТ», а уж объяснить почему, вообще кошмар! (Ты же уже взрослый, сам не понимаешь почему? ) Подходите к ответам на вопросы с детской стороны! Они может быть и правда не понимают !!

Слайд 19

Попробуйте заменить слово «НЕТ» . Не сейчас, потому, что… Я подумаю, и тогда… Как ты думаешь, разумно ли это….

Слайд 20

Решать только одну проблему за раз ! «Не старайтесь поймать ребенка на проступках и складывать все в один тазик!!!» Может быть проблема вытекает одна из другой, а может они не связаны и ребенку от непонимания, только хуже! Попробуйте сосредоточится на чем-то одном!

Слайд 21

Помогайте ему анализировать ситуацию, что бы не совершать подобные проступки! «2» по поведению : Как надо почему? в чем причина? как ты поступил? как надо было поступить? как поступил взрослый? а как он на твой взгляд должен был поступить? Как делаем мы я так и знала! маешься дурью, уроки не учишь! вещи не убираешь! только хулиганить можешь!» Проблема не выделена! Ребенок потерян! За что ему оправдываться?

Слайд 22

Внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, любовь и забота – главный залог успеха наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Агрессия в подростковой среде"

Материал для проведения родительского собрания совместно с учащимися, с привлечением членов администрации и социального педагога....

Родительское собрание для 6-11 классов: "Суицид в подростковой среде. Меры профилактики и предупреждения подросткового суицида"

Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;2.Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком;3.Воспитывать уважение к личн...

«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».

Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...

Агрессия в образовательной среде

Психологическая травля, взрослые и дети....

«Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»

Доклад на педсовете «Профилактика агрессий и правонарушений в подростковой среде и в семейном воспитании»...

Тема занятия «Агрессия в подростковой среде и как с этим бороться» _2019-2020 учебный год

Цель занятия:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся.       Задачи занятия:Обсудить с учащимися причины агрессивности и её влияние на взаимодейс...

Агрессия в подростковой среде

Для бесед с родителями.Причины агрессии подростков. Рекомендации по воспитанию агрессивных детей...