Казачьи посиделки
методическая разработка (6 класс) на тему

Бондарева Валентина Николаевна

Духовно-нравственное воспитание - основа возрождения нации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc858.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 116

СОВЕТСКОГО РАЙОНА г. ВОЛГОГРАДА

Адрес: 400076 п. Горный, ул. им. П.П. Семушкина, 1

Тел.  45-91-59  E-mail  ikt–116@ yandex ru

Бондарева Валентина Николаевна

учитель английского языка

Тема: «Казачьи посиделки»

Секция: «Эффективные формы организации внеурочной

деятельности по  духовно-нравственному образованию и воспитанию обучающихся»

Волгоград    2012 год

Методическая  разработка  «Казачьи посиделки» - это разработка одного  из общего цикла внеклассных мероприятий, которые проводятся в нашей школе в рамках программы «Казачьему роду не должно быть переводу».  В этой программе участвуют многие учителя, все обучающиеся нашей школы, а также их родители, дедушки и бабушки.   Задача школы, вместе с семьёй, формировать у детей  такие черты национального характера, которые были присущи русскому человеку испокон веков: милосердие,  веротерпимость, совестливость, трудолюбие, любовь и преданность Родине. Возрождая и воссоздавая  духовность и нравственность, необходимо предоставить возможность подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни.

Духовный кризис общества в России, утрата духовного здоровья личности – одна из важнейших проблем, которую необходимо решать безотлагательно и, в первую очередь, в семье и школе. У детей и подростков искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Прагматизм, утрата смысла жизни, культ потребления  - это  характеристики состояния современного общества и человека в нём. Как следствие: высокий уровень преступности и, в том числе, детской преступности, агрессивность и жестокость, нравственная деградация, подростковая наркомания, алкоголизм и другие не менее страшные пороки. Духовно-нравственное возрождение в процессе воспитания  детей - основное  условие возрождения современного российского общества и человека. Мы должны понимать это.

Возвратить былые ценности, среди которых  семья и её традиции, жизненный уклад, вера в Бога необходимо.  Мы  отдаём себе отчёт в том, что это кропотливый, каждодневный труд не одного человека.

Говоря о духовно-нравственном воспитании, мы имеем в виду  понятия духовность и нравственность. 

Духовность –  это гармония внутреннего мира и способность установить гармоничные отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных  знаний и интересов, сколько предполагает постоянный  труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Это  особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким  чувствам и порывам,  установлению  духовных связей между людьми, в основе которых  чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. 

Нравственность -  внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственным считается человек, который руководствуется золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Я уверена, духовные истоки нравственности лежат в сфере любви к человеку и Богу, благоговения перед жизнью и другими высшими ценностями, боязни разрушить свою человеческую сущность и целостность, погубить свою душу.

Школа может способствовать тому, чтобы не прервалась «времён связующая нить». К.Д. Ушинский сказал, что «дело воспитания – важное и святое, так как именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

Какое поколение будет жить в России и сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Это будет зависеть и от нас.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Вряд ли кто возразит, что ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют решающее значение для человека в любом возрасте. Вспомним крылатую фразу о том, что «все мы родом из детства». Через семью, родственников, близких людей, имеющих влияние на ребёнка,  наполняются конкретным содержанием такие простые, но очень важные  понятия  как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается с изучения тех мест и жизни тех людей, которые рядом с нами, близки и понятны нам, с которых мы можем и должны брать пример.

  Ведь мы живём в казачьем краю, и наш посёлок Горный является местом объединения и возрождения казачества. Здесь живут казаки из самых разных районов области. В нашей школе мы проводим встречи с ними  за чашкой чая. Слушаем их рассказы о традициях казаков, их жизненном укладе в прошлом, о том, как трудились и воевали их отцы и деды, как охраняли рубежи нашей Родины.  В замечательных казачьих песнях – история, любовь, честь и достоинство. В зажигательных танцах – удаль, стремление к свободе и воле. Для всех: и учителей, и обучающихся, и их родителей  такие встречи  очень важны.

В рамках нашей программы мы организуем экскурсии в монастыри, по памятным местам Волгоградской области, которых у нас немало.

Например:  станица Луковская  Нехаевского района. В прошлом году она отметила свой  320-ый юбилей. Помнит и чтит станица свои поколенья. Триста двадцать  лет отражаются в водах быстротечного Хопра разные события, происходившие в станице:  это и борьба с кочевыми племенами первых поселенцев, и  Отечественная  война 1812 года, когда буквально все казаки ушли под знамена графа Матвея Платова бить французов. Тридцать пять тысяч донских казаков погибло, защищая Отечество. Более половины, ушедших бить французов луковских казаков, погибло.  Поколение тех лет высоко оценило героизм земляков. В честь победы в 1829 году в станице была построена церковь.

 В знаменитой станице Усть-Медведицкая находится легендарный казачий музей. Спасо-Преображенский женский монастырь является настоящей жемчужиной станицы. Сейчас он стал местом паломничества для многих верующих. Святой камень, находящийся в рукотворных пещерах, приносит исцеление просящим. С «Солдатовой горы» и «Пирамиды» открывается необыкновенный вид на весь Усть-Медведицкий парк, который создан совсем недавно для сохранения и возрождения историко-культурного наследия.

Двести лет назад появился хутор Качалин. Сам атаман Войска Донского граф Матвей Иванович Платов в 1809 году распорядился для заселения и освоения донских земель казачеством предоставить место с левой стороны реки Лиски.  Живут здесь настоящие, испытанные судьбой люди. Этот хутор начинался с тринадцати дворов, а сейчас их более двухсот. Умеют здесь ценить труд человека, а потому с каждым годом хорошеют избы и улицы качалинцев. Хутор Качалин – место историческое. Здесь шли бои во время Сталинградской битвы. Из хутора на войну ушло 153 человека, а вернулось только 17.  Свято чтут память о своих земляках качалинцы. Есть здесь и дом-музей «Казачий курень», атмосфера которого возвращает посетителей на многие десятилетия в прошлое: старинные крынки, кувшины, самовары, рогачи, фотографии удалых казаков и прекрасных в своей строгости казачек.

Местом паломничества для многих верующих является известный не только в России  Серафимовический монастырь.

Используя этот благодатный для воспитания нового поколения духовно здоровых людей материал, мы и решили проводить «Казачьи посиделки», привлекая не только  обучающихся  нашей школы, а также их родителей, дедушек  и бабушек. Близкие детям люди не только расскажут о традициях, нравах и обычаях казаков, споют песни, в которых вся жизнь казаков, покажут удалые пляски, но и многому научат  «младое племя», которому необходимо знать свои корни.

                      «Не забывайте рода своего, прошлого своего,

          изучайте дело и жизнь своих дедов и прадедов,

                      работайте над закреплением их в памяти»

П.А. Флоренский

Тема: «Казачьи посиделки»

Цель: воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого,

инициативного, компетентного гражданина России, способствуя сохранению духовно-нравственного здоровья детей, приобщению их к духовным ценностям исторического  и культурного  наследия.

Основные задачи:

  1. формировать и воспитывать у  обучающихся    уважение  к семье как  основе  российского  общества;
  2. формировать и воспитывать стремление возродить ценности и традиции семьи: почитание родителей, забота о младших и уважение к старшим, любовь,  верность, здоровый образ жизни;
  3. развивать такие нравственные ценности, как честность, доброта, искренность, милосердие, трудолюбие, жизненный оптимизм, самосознание, позитивная самооценка и самоуважение,  способность к преодолению  трудностей;
  4. формировать и воспитывать чувство патриотизма и гражданской солидарности, толерантность;
  5. развивать готовность и способность учащихся к самосовершенствованию «становиться лучше», умение осознавать ценность человеческой жизни;
  6. развивать творческие способности;

Сценарий

 проведения внеклассного мероприятия

«Казачьи посиделки»

Оформление: скамейки у стола в избе, у окошка с вышитой занавеской прялка, другая утварь и убранство казачьей избы. Столик с вышитой скатертью, икона, рушники. У всех, принимающих участие в представлении, вязанье.  Плетень, расположенный в глубине сцены,  подсолнухи и горшки.

На скамейках, у стола сидят взрослые и дети: девочки и бабушки с рукоделием.   Звучит песня «Пряха» (см. приложение №1)

Маша: бабуля, а что ты вяжешь?

Бабушка Мария Ивановна: карпетки, внученька.

Маша: карпетки?! Что это такое? Вы знаете, девчата?

Аня:        я знаю. И вязать их умею. Я даже стихи про них знаю:

 (см. приложение №2)

Карпетки  –  слово – то,  какое!

Как будто иностранное.

А веет от него покоем

И ничего в том странного!

Устав от службы иль от дел,

В семьи вернувшись лоно,

Карпетки  белые надел  

Казак.  Он дома.  Он спокоен.

Тепло, уютно в них ему,

Жена иль мать связала,

Вложила душу в них свою

И блага пожелала.

Сопят детишки в полусне,

Жена пригрелась рядом,

Старуха мать, казак отец,

Что в жизни ещё надо!?

Аня:        догадались?   Это… носки.

Мария Ивановна:  вот умница! Покажи-ка, что вяжешь.

Аня (показывает): это косынка пуховая будет.

Антонина Петровна: а знаете, как пуховая коза попала в наши края?

Дети (хором): расскажите!

Антонина Петровна: казаки народ военный говаривали: «Кормит нас молодцов Бог, как птиц небесных. Мы не сеем и не собираем хлеб в житницы, а всегда сыты бываем». Любимым  промыслом  была охота или, как они называли, гульба.  Гулебщики отрядами человек по сто рыскали по задонским степям, пробираясь даже на Куму и Кубань, а то и дальше, пригоняли табуны лошадей и стада рогатого скота. Одна из таких добыч изменила быт и свободное время казачек. Догадались что это за животное? Правильно, коза. Без неё родимой тяжко было в неспокойные годы, а она и молочком напоит, а из  пуха казачки-мастерицы чего только не вязали!  В Урюпинске ей  даже памятник из камня поставили. И по праву. Заслужила.

Люда: а я была в Урюпинске и козу видела, из камня. В сквере стоит.  Говорят, надо ей нос потереть ладошкой и удача будет.

Антонина Петровна: трудиться надо, тогда будет удача.

Люда:  я про неё стихи знаю:

(см. приложение №3)

Над рекою быстрой,

Чистой, серебристой -

Урюпинск, город небольшой,

Славен  издавна козой.

А река Хопёр течёт

До самого Дона.

Отчего ж такой почет

Здесь козе пуховой?

На площади центральной

В сквере городском

Стоит коза из камня

А подоплёка в чём?

Да в том, что в лихолетье

Выжить помогла,

И накормить, и обогреть

Смогла она одна.

Хотите посмотреть?

(на экране мультимедийная презентация «Урюпинск. Памятник Козе»)

Антонина Петровна: да.  Только она и спасала. Пастбища там вольные. Места много. Трудились казачки с утра до вечера, а вечером собирались на посиделки, как мы сейчас. Песни пели задушевные, разговоры вели длинные, а с ними  и такие как вы пострелята делу учились.

Даша:   я тоже стихи знаю, они как раз об этом.  (см. приложение №4)

Платки, косынки, шали

Казачки все вязали:

От мала  до  велика

Владели ремеслом.

Учили дочек, внучек,

Замысловатым штучкам.

Чесали пух и пряли,

А,  в общем, выживали

На хлеб насущный для семьи

Копейку   добывали.

Нина Алексеевна: точно выживали, копейку   добывали. Урюпинцы и Музей Козы создали.

Сергей: я там был. Мне понравилось  (читает стихотворение).

(см. приложение №4)

И в благодарность казаки

В Урюпинске создали

Музей, довольно странный,

В честь пуховой козы.

Казачки все вязали,

Шедевры создавали,

Не ведая о том,

Что позже, назовут это

Великим мастерством.

Теперь висят там в залах

Невиданной красы

Косынки,  покрывала,

Накидки и шарфы.

Джемпера, жилетки,

Манишки и горжетки,

Для праздника и будней

Пушистые платки.

Искусством тем гордится

Провинции столица.

Заказы отовсюду

Приходят мастерицам -

Заказы от Валерии,

От  Путина  жены,

От Бабкиной,  от Долиной,

Со всех концов страны.

Нина Алексеевна: неужто заказы и от Путина  жены!?

Сергей: да. Экскурсовод рассказывал нам,  и отзывы там есть. А давайте посмотрим.

(на экране мультимедийная презентация Музей Козы)

Людмила Григорьевна: Сейчас везде вяжут, не только в Урюпинске, но там почему-то пух какой-то особенный: самый нежный, необыкновенной красоты: серебристый, мягкий, кольцами вьётся. А кто из вас может рассказать, как получаются такие замечательные вещи? (на плечах пуховая шаль)

Арина: я знаю. Сначала пух стригут, а лучше вычёсывают с козы металлическим гребнем, потом тщательно перебирают, затем чешут на специальных приспособлениях (показывает чёски), потом уж прядут вот на такой прялке, что стоит у окна. А уж из пряжи вяжут.

Людмила Григорьевна: всё так. Правильно рассказала. Труд это великий. Терпения много надо, умения.

Арина: 

Коза, пух, пряжа, спицы, нитки:

И вот на модницах накидки,

Платки, косынки, полушалки

Ещё хранятся в доме прялки!    (показывает на прялку)

А в них казачий дух таится…

А ну, кто хочет похвалиться

Своим умением вязать?

(девочки демонстрируют вязанные вещи)

Нина Алексеевна: казачки всегда отличались трудолюбием: и дома, и в поле работы много было, одной разве справится? Семьи  большие были, дружные, иначе не выжить, не стать крепко на ноги. Вот и приучали с самого раннего возраста к труду. Ведь только трудом велик человек, а безделье губит. К чему у ребёнка душа больше лежит, потом разберутся, а пока будет он выполнять посильную работу.

Настя: мне бабушка рассказывала, что девочку учили вышивать, вязать, шить, стряпать да печь, а мальчика обучали плотничать, столярничать, землю обиходить.

Нина Алексеевна: многому учила мать-казачка  своих дочек, чтобы в замужестве ни в чём не могла упрекнуть  свекровь. И они становились хорошими женами и мамочками. К чести казачек надо отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятности в одежде,  и как они приучали к тому же с малых лет своих дочек.  

(на экране мультимедийная презентация Казачья изба)

Нина Ивановна: помню, в детстве у бабушки собирались на посиделки её подружки. В долгие зимние вечера при свете керосиновой лампы они вязали пуховые шали и песни пели протяжные, грустные, а потом кто-нибудь весёлой  частушкой прервёт печальный мотив, а то  истории начнут рассказывать: бывает житейские, бывает смешные, а мы больше любили  страшные. Скудно жили, но тепло и весело. А я как гордилась, что с ними вязала, да песни знала и  подпевала! Сорок лет прошло, а как вспомню, так на душе хорошо станет.

Поют песню: «Ой, да ты, калинушка»   (см. приложение №5)     

Тамара Николаевна: совсем загрустили. А я вот что расскажу вам: из дальних походов казаки привозили не только соль и оружие, золото и серебро, товары и драгоценные камни. Привозили они новые, дотоле незнакомые песни  и танцы. «Полечку», например.

Люда и Аня:   а мы можем станцевать! Мальчики, а ну, давайте! (танцуют)        

Тамара Николаевна: ай да молодцы! Развеселили так, что и нам в пляс захотелось.  Садитесь-ка поближе, расскажу вам историю ещё одну, как казаки привезли из Персии так полюбившуюся нам и очень необходимую обувь. Раньше шиком считалась такая обувь, а теперь…. Догадайтесь, какую?       Правильно, галоши  (в коробочке). Нужная вещь в казачьем доме, где держат домашних животных, тех же коз! Расскажу, а вы послушайте, какая история со мной была. Устала я, наработалась,  и не захотелось мне мыть эти самые галоши. Всё равно завтра испачкаю…. (см. приложение №6)

Стоят немытые галоши.

Да и зачем их на ночь мыть?

Им всё равно ведь  завтра  утром

Со мной по грязи выходить.

Не шик-модерн, не лак, не кожа,

Не берегу я их порой,

Но так их жаль, что правый Боже,

Глаза туманятся слезой.

Ну, нет, нагнусь, бросать негоже -

Без них ногам жизнь не мила,

Они, как я, устали тоже,

Хотят уюта и тепла.

Помою топы-вездеходы

И занесу их в тёплый дом.

Они у тех казачек в моде,

Кто добывает хлеб трудом.

Устала за день баба Тома,

В тепле в сарае спит коза,

Дела поделаны, все дома:

Галоши, кошка, дед и я.

Вот такая история… Галоши  - тоже атрибут казачьей жизни, не такой уж старый, но всё-таки.

Татьяна Петровна: тяжёл был крестьянский труд: и в избе, и на подворье, и в поле. Это теперь обед сварить просто – спичкой чиркнул и вари, что захочешь, а раньше: дров наноси,  печь истопи, а потом уж стряпать начинай. А стирка сколько времени занимала! Воды надо принести, хорошо, если рядом колодец, а то по воду идти далеко. Два ведра на коромысло повесят, а  бывало и третье в руке несут.  Нагреют  воду, а потом уж и стирать можно. А в поле хлеб-то жали вручную, серпами. Не видели, поди,  серпов-то, ребята? (показывает серп)

А давайте посмотрим, что за подворье да утварь были у казаков?

(на экране мультимедийная презентация «Казачье подворье»)

Тамара Николаевна:  (см. приложение №7)

Я тоже из краев казачьих.

Там, где Лавла впадает в Дон,

Промчались дни мои ребячьи,

И где остался отчий дом.                

Я из станицы Иловлинской.

Стоит казачий там курень -

Музей открыт под небом чистым,

Там  настоящий есть плетень!

А песня! Ах, какая песня!                

Любую душу усладит.

А плясовая!?  Ведь на месте

Никто из вас не усидит!        

Танцует детский коллектив «Росинка»

Света: мы и спеть, и сплясать, и частушку заиграть!        

Уж мы пели и плясали,

Атамана приветали –

Приезжайте к нам, гостёчки,

На чаёк да на блиночки! Ух!

Ансамбль «Росинка»  поёт песню:   «Уж и я ли, молода»

 (см. приложение №8)     

(на экране мультимедийная презентация Наши казачата ансамбль «Росинка»)

Тамара Николаевна:  хороши наши посиделки, да всему конец приходит.

А я хочу сказать вам, ребята, живите, как жили ваши деды и прадеды:  работайте по будням, отдыхайте по праздникам, Бога не забывайте. Чтобы жить достойно – надо много трудиться. Эта житейская мудрость никому не помешала. Храните традиции, уважайте старших, родителей почитайте, младших не обижайте.

Валентина Николаевна: традиций у казаков, также как и у других народов, много. Все они отражали разные стороны жизни с самого рождения человека и до ухода его в мир иной. С детства, вместе с мамой и бабушкой, готовили девочки приданое, всем миром ставили избу или копали колодец, по-разному готовились и встречали разные праздники…. На одних посиделках этого не расскажешь.  Мы соберёмся с вами ещё не раз и продолжим разговор об этом. Много могут  поведать нам о жизненном  укладе казаков наши бабушки и дедушки, но ведь и вы сами  сумеете узнать о традициях казаков из литературы, из разговоров с людьми старшего поколения, из интернета, без которого вы уже не мыслите своей жизни. Вот и постарайтесь отыскать интересные факты о казаках и их житье-бытье. Вот Дима у нас разыскал очень интересный обычай, и мы вместе с ним написали стихотворение, которое он читал на конкурсе стихов городского фестиваля народных казачьих традиций «Казачья станица», где занял 1-е место.

Света: мы знаем. Он даже грамоту получил и книгу о Российском  казачестве. Расскажи стихотворение.

Дима: хорошо. Там действительно описан очень интересный обряд посвящения в казаки.

(см. приложение №9)

Тамара Николаевна:  

Да, ребята.

В корнях, в семье вся наша сила

И не исчезнуть ей в веках…

Пока жива моя Россия –

Нуждаться будут в казаках!

приложение № 1

Пряха

В низенькой светёлке

Огонёк горит,

Молодая пряха

Под окном сидит.

Молода, красива,

Карие глаза,

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка

Думы без конца…

Ты о чём мечтаешь

Девица-краса?..

В низенькой светёлке

Огонёк горит

Молодая пряха

Под окном сидит.

приложение № 2

«Карпетки»  (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

Карпетки  –  слово – то,  какое!

Как будто иностранное.

А веет от него покоем

И ничего в том странного!

Устав от службы иль от дел,

В семьи вернувшись лоно,

Карпетки  белые надел  

Казак.  Он дома.  Он спокоен.

Тепло, уютно в них ему,

Жена иль мать связала,

Вложила душу в них свою

И блага пожелала.

Сопят детишки в полусне,

Жена пригрелась рядом,

Старуха мать, казак отец,

Что в жизни ещё надо!?

приложение № 3

«Памятник Козе»  (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

Над рекою быстрой,

Чистой, серебристой -

Урюпинск, город небольшой,

Славен  издавна козой.

А река Хопёр течёт

До самого Дона.

Отчего ж такой почет

Здесь козе пуховой?

На площади центральной

В сквере городском

Стоит коза из камня

А подоплёка в чём?

Да в том, что в лихолетье

Выжить помогла,

И накормить, и обогреть

Смогла она одна.

приложение № 4

«Музей Козы»     (автор Бондарева В.Н. учитель МОУ СОШ №116)

Платки, косынки, шали

Казачки все вязали:

От мала  до  велика

Владели ремеслом.

Учили дочек, внучек,

Замысловатым штучкам.

Чесали пух и пряли,

А,  в общем, выживали

На хлеб насущный для семьи

Копейку   добывали.

И в благодарность казаки

В Урюпинске создали

Музей, довольно странный,

В честь пуховой козы.

Теперь висят там в залах

Невиданной красы

Косынки,  покрывала,

Накидки и шарфы.

Джемпера, жилетки,

Манишки и горжетки,

Для праздника и будней

Пушистые платки.

Искусством тем гордится

Провинции столица.

Заказы отовсюду

Приходят мастерицам -

Заказы от Валерии,

От  Путина  жены,

От Бабкиной,  от Долиной,

Со всех концов страны!

приложение № 5

«Ой, да ты, калинушка»  

Ой, да ты, калинушка,

Ты, малинушка!

Ой, да ты не стой, не стой,

На горе крутой.  

Ой, да ты не стой, не стой,

На горе крутой,

Ой, да не спущай листа

Во сине море.  

Ой, да не спущай листа

Во сине море,

Ой, да во синем море

Корабель плывёт.  

Ой, да во синем море

Корабель плывёт,

Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт.

Ой, да корабель плывёт,

Аж вода ревёт,

Ой, да как на том корабле

Два полка солдат.

Ой, да как на том корабле

Два полка солдат,

Ой, да  два полка солдат,

Молодых ребят…

приложение № 6

«Галоши»   (автор Колесова Т.Н. учитель МОУ СОШ №116)

Стоят немытые галоши.

Да и зачем их на ночь мыть?

Им всё равно ведь  завтра  утром

Со мной по грязи выходить.

Не шик-модерн, не лак, не кожа,

Не берегу я их порой,

Но так их жаль, что правый Боже,

Глаза туманятся слезой.

Ну, нет, нагнусь, бросать негоже -

Без них ногам жизнь не мила,

Они, как я, устали тоже,

Хотят уюта и тепла.

Помою топы-вездеходы

И занесу их в тёплый дом.

Они у тех казачек в моде,

Кто добывает хлеб трудом.

Устала за день баба Тома,

В тепле в сарае спит коза,

Дела поделаны, все дома:

Галоши, кошка, дед и я.

приложение № 7

«Я тоже из краев казачьих…»

(автор Колесова Т.Н. учитель МОУ СОШ №116)

Я тоже из краев казачьих.

Там, где Лавла впадает в Дон,

Промчались дни мои ребячьи,

И где остался отчий дом.                

Я из станицы Иловлинской.

Стоит казачий там курень -

Музей открыт под небом чистым,

Там  настоящий есть плетень!

А песня! Ах, какая песня!                

Любую душу усладит.

А плясовая!?  Ведь на месте

Никто из вас не усидит!

В семье, в корнях вся наша сила

И не исчезнуть ей в веках…

Пока жива моя Россия –

Нуждаться будут в казаках!

приложение № 8

Уж и я ли, молода

Уж и я ли, молода,

Одинокая была,

Одинокая была,

В одиночестве жила.

Затопила избу-хату,

Сама по воду пошла

Сама по воду пошла

Как на Волгу на реку.

Как на Волге на реке

Гуси-лебеди сидят,

Гуси-лебеди сидят,

Воду свежую мутят.

Уж и я ли, молода,

Да догадлива  была,

Да догадлива  была,

Постояла, пождала.

Прошла тина, прошла глина,

Прошла мутная вода,

Распахнула широко,

Почерпнула глубоко.

Потихоньку-полегоньку

На плечики подняла,

На плечики подняла,

Да с коромыслом пошла.

Уж и я ли, молода,

Одинокая была,

Одинокая была,

В одиночестве жила.

приложение № 9    

Край казачий, край Донской

Край седой, ковыльный…

Кружат ветры день – деньской

По дорогам пыльным!

Я горжусь тем, что казак,

Как был  дед и прадед,

А отец  мне рассказал

О таком обряде:

Годовалого мальчонку

На кошме стригут.

Пряди первые волос

За иконой именной

Свято берегут.

Подостлав  платок  шелковый,

На коня сажают

И  как сложится судьба

Казака гадают:

Коль за гриву ухватился –

Храбрым станет, смелым,

А заплакал, и свалился –

Тут уж плохо дело…

Вокруг церкви обводили

На коне мальчонку

Портупею примеряли

Тому  казачонку,

Примеряли да желали:

«Чтобы рос  не квёлый,

До работы скорый,

Чтоб Богу молился

Да сабле учился!

Малых чтоб не забижал,

Старших чтобы уважал,

Да к родителям был почтительным!»…

Оседлаю я коня

И помчусь, как ветер.

Степь раздольная моя,

Я за всё в ответе!

Мне традиции хранить,

Казаком достойным быть!

Постоять сумею я

За тебя, моя Земля,

За цветок лазоревый,

И за жизнь привольную!

Литература:

  1. «Иллюстрированная история казачества». Репринтное издание 1909

      года с рисунками. Волгоград «Ведо» 1994

     2.   Краснов Петр «История донского казачества. Очерки истории Войска

      Донского»   Москва «Яуза» «Эксмо» 2007

     3. «Российское казачество» Ежемесячный  публицистический  культурно-

           просветительный журнал. №10 2011 Кронштадт ООО «Кремлин

            Мультимедиа»

 4.  Савельев Е.П.  «Древняя история    казачества» М. «Вече» 2010.

      5.   Интернет. Источник: www.orskinfo.ru. Казачьи песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!       Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....

Казачьи посиделки

Составитель: учитель русского языка и литературы Мелихова И.В. (МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»).Конспект внеклассного мероприятия.Разработка ориентирована на учащихся  5 -6  классов общеобразова...

Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»

Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...

«Казачьи посиделки» (Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)

«Всякая душа празднику рада»Методическая разработка воспитателя Н.Н. УсановойЦель проведения: Формирование чувства любви к своей малой родине, желания изучать свой родной край; развитие творческ...

Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....

Казачьи посиделки «Веселы привалы, где казаки запевалы».

: Существенным фактором, способным позитивно влиять на формирование духовно – нравственных основ личности у подрастающего поколения является процесс реализации регионального компонента государственног...

Казачьи посиделки.

Сценарий (фрагмент) смотра художественной самодеятельности...