Казачьи посиделки
методическая разработка (5 класс) на тему

Мелихова Ирина Васильевна

Составитель: учитель русского языка и литературы Мелихова И.В. (МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»).

Конспект внеклассного мероприятия.

Разработка ориентирована на учащихся  5 -6  классов общеобразовательной школы, однако материал может быть использован педагогами дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazachi_posidelki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Казачьих посиделок.

Составитель: учитель русского языка и литературы Мелихова И.В. (МОУ «СОШ №5 г. Михайловки»).

Конспект внеклассного мероприятия.

Разработка ориентирована на учащихся  5 -6  классов общеобразовательной школы, однако материал может быть использован педагогами дополнительного образования.

Цели:

- познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

-  прививать любовь к родному краю

 

1 ЧТЕЦ:     Мой край, где невесты-березы

             Зеленые косы плетут,

            Где первые вешние грозы

                    Саблями небо секут,

                    Над речкою мостик горбатый

                    И месяц, упавший в траву,-

                    Все это – что с детства так свято

           Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ:     Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ:     Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

                    В нас кровь – горячее огня –

                    За наши курганы и наши станицы

                    Мы вихрем взлетим на коня!

                    И горе соседям, коль в бешеном споре

                    Весной заколышется степь.

                    И вспенит волну до широкого моря

                    Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ:   Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ:     Сабли, пики, чубы вихрастые –

                     Храбрецам дозор по силе.

                     С казаков начиналась Астрахань –

                     Крепостица южная России.

                     Укрепив себя станицами,

                     Рос над Волгой красавец – город,

                     И его низовой столицею

                          Казаки называли гордо.

                             

1 ВЕДУЩИЙ:     Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ:       Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК:     Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА:   Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА:   А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка  казачьи загадки!

  1. Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

  1. Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

  1. Какая  обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

  1. Желтая свинка без щетинки

      На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

  1. Сом с одним усом. (Кнут)

  1. У кого в темнице семья родится? ( У картошки)

  1. Десять  братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

  1. Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

            Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК:   Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.   По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему  «на зубок», стрелу, патрон , пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком. 

                 С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА:   Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца  собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ:     Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.  

СЫН:      Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная  матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

 

КАЗАЧКА:   По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту.   Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН:      С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА:    Кланялась я в ноги мужу  в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК:     Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА:    Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было  множество.

КАЗАК:     А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» -  говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание! 
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят.  На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА:   Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК:    Посиделки - посиделками, а про веселье  забыли. Ну-ка,  гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек  на казачью тему.)  

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона  куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ) 

1 ВЕДУЩИЙ:      Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер для 9 – 11 – х классов «Казачьи посиделки»

Ведущий 1: Добрый вечер, ребята!       Ведущий 2: Добрый вечер. Мы рады приветствовать вас на казачьих посиделках....

Казачьи посиделки

Духовно-нравственное воспитание - основа возрождения нации....

Методическая разработка по теме:«Казачьи посиделки»

Задачи: ознакомить детей с героями-казаками; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области...

«Казачьи посиделки» (Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп)

«Всякая душа празднику рада»Методическая разработка воспитателя Н.Н. УсановойЦель проведения: Формирование чувства любви к своей малой родине, желания изучать свой родной край; развитие творческ...

Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....

Казачьи посиделки «Веселы привалы, где казаки запевалы».

: Существенным фактором, способным позитивно влиять на формирование духовно – нравственных основ личности у подрастающего поколения является процесс реализации регионального компонента государственног...

Казачьи посиделки.

Сценарий (фрагмент) смотра художественной самодеятельности...