Социальный проект "Музей - связующая нить"
методическая разработка (11 класс) по теме

 Санаткина Галина Павловна

 

 В 2007 году в Шахунской МОУ СОШ №1 им. Д.Комарова открылся музей "Вехи памяти". Наблюдая за своими ребятами, которые, перебирая пожелтевшие вырезки из местной газеты о жизни школы в годы войны (в то время в здании школы находился госпиталь),  письма с фронта, воспоминания ветеранов, разглядывая фотографии учеников первых выпусков школы, которые в самом начале войны ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма, осознала насколько  значим,  важен  этот материал в наше время время духовно – нравственного кризиса, когда поменялись приоритеты, ценности, ушли в забвение многие положительные, нравственные ориентиры, которыми всегда была сильна наша страна: мораль, нравственность, честность, порядочность, душевное тепло, сопереживание,  доброта.   «Зацепило» меня, «зацепило»  и моих ребят. Хотелось  снова и снова идти в музей, слушать истории  Людмилы  Леонидовны Троцкой  об учениках, которыми гордится школа, о выпускниках военных училищ, которые пошли по стопам героя –земляка, об истории школы и её учителях. Оказалось, что многим ученикам интересно вдвойне, т.к. у некоторых близкие родственники –бывшие выпускники, прославившие школу -  музей – связующая нить между поколениями.  Поняла, музейный материал, который можно потрогать, полистать, нужно использовать в воспитании своих ребят, донести до их сердец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soc._proekt.doc813 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Шахунская СОШ №1 им. Д. Комарова

Всероссийская акция «Я – гражданин России»

Социальный проект

Музей – связующая нить поколений

                «Память - это тот посох, на который человек опирается в

                        своем жизненном пути, она делает его зрячим…»      

                                             В.П.Астафьев

         Автор проекта: Санаткина Г. П., учитель английского языка,

                                       классный руководитель 11Б класса

2011-2012 г

Предисловие  или  анализ ситуации

   В мае 2012 года мой 11Б выпускается из стен родной школы в большую жизнь. Они пришли ко мне из начальной школы в 2005 году.  Неугомонные, громкоголосые, всегда отстаивающие свою точку зрения, даже если не правы.  «Очень полярный класс, половина класса –отличники – ударники, а другая половина…. ничего не хотят, курят!!!, а ведь могли бы учиться, способные…», - сетовали учителя – предметники.

    Конец учебного 2007 года. Мои ребята заканчивают 7 класс. На дворе стояла по – летнему тёплая погода.  Май, предстоящие каникулы, встреча с выпускниками…Вся школа жила приготовлениями к 70-летнему юбилею школы, к которому было приурочено открытие школьного музея «Вехи памяти».  Давняя  мечта директора школы Квашнина Евгения Ивановича и (тогда ещё завуча по воспитательной работе, а теперь директора музея) Троцкой Людмилы Леонидовны, фанатично преданных своему делу людей, наконец, сбылась – школьный музей был готов к тёплой встрече учителей, выпускников, которые слетались, съезжались  из разных уголков нашей необъятной страны и из-за рубежа.  Задолго до торжественного открытия музея собирался уникальный материал, который оформлялся  учителями и  учениками школы. Помогала в оформлении экспозиций  и я со своими ребятами. Только бы успеть, ведь приедет столько гостей…

     На юбилее школы собралось (по результатам регистрации) около 2000 выпускников. Самым запоминающимся событием было открытие музея «Вехи памяти». Выпускники разных лет вернулись в своё детство, молодость, благодаря экспозициям музея. С трепетом, волнением и слезами на глазах гости рассматривали старые фотографии, вспоминая своих  одноклассников и учителей.

Когда мои ребята со стороны помогали гостям, застывшим у экспозиций или горячо обсуждавшим события из их детства, на лицах детей были видны эмоции удивления, интереса, восхищения. Я поняла, они неравнодушны к происходящему!  События, связанные с открытием музея, взволновали не только нас, учителей, но и учеников. Наблюдая за своими ребятами, которые, перебирая пожелтевшие вырезки из местной газеты о жизни школы в годы войны (в то время в здании школы находился госпиталь),  письма с фронта, воспоминания ветеранов, разглядывая фотографии учеников первых выпусков школы, которые в самом начале войны ушли на фронт и погибли, защищая Родину от фашизма, осознала насколько  значим,  важен  этот материал в наше время время духовно – нравственного кризиса, когда поменялись приоритеты, ценности, ушли в забвение многие положительные, нравственные ориентиры, которыми всегда была сильна наша страна: мораль, нравственность, честность, порядочность, душевное тепло, сопереживание,  доброта.

  «Зацепило» меня, «зацепило»  и моих ребят. Хотелось  снова и снова идти в музей, слушать истории  Людмилы  Леонидовны Троцкой  об учениках, которыми гордится школа, о выпускниках военных училищ, которые пошли по стопам героя –земляка, об истории школы и её учителях. Оказалось, что многим ученикам интересно вдвойне, т.к. у некоторых близкие родственники –бывшие выпускники, прославившие школу -  музей – связующая нить между поколениями.  Поняла, музейный материал, который можно потрогать, полистать, нужно использовать в воспитании своих ребят, донести до их сердец. 

   Асоциальное поведение, невысокая успеваемость некоторых учеников приводит к потере внутреннего ощущения своей успешности. (Проблема)

  Воспитание через музейную педагогику, вовлечение в совместную  проектную деятельность всех учащихся  позволит обрести ощущение успешности и положительного отношения к школе, учителям, родителям, обществу.  (Гипотеза)

    Духовно-нравственное воспитание  способствует  формированию у ребенка верного  понимания этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма. (Идея)

    Больше всего ребят  не оставили равнодушными письма, карточки, фотографии  с фронта, которые они могли  потрогать, обсудить. Письма с фронта…. Они занимают особое место среди экспонатов школьного музея, играют первостепенную роль в воссоздании «живого образа человека».  Чем дальше уходят годы Великой Отечественной войны, тем с большим волнением и бережностью относимся мы к  заветным «треугольникам» – самым дорогим реликвиям, которые передавались из поколения в поколение.   Ребята могли рассказать об этом.

     Поэтому,  в сентябре нового учебного года, когда они пришли в 8 класс, первыми экскурсоводами в музее стали эти ребята.  Записались всем классом (23 человека)  в кружок «Поиск» и  до выпускного класса они не расстались с этим.  По первому зову проведут любую экскурсию, расскажут о любом экспонате, обучат экскурсионному делу всех желающих, а смена из 8-9 –х классов с удовольствием у них учится.

 Кружок  ведёт директор  школьного музея Троцкая Л.Л.  , тесное  сотрудничество и взаимодействие  с которой  помогает мне планировать  и проводить  мероприятия на материалах школьного музея.

Мы вспоминаем с ней сколько сил, здоровья уходило на подготовку первых экскурсий. По месяцу учили материал.  Дикция, презентационные и коммуникативные навыки оставляли желать лучшего. Сейчас совсем другое дело: говорят чётко, доходчиво, свободно.

Школьный музей - гордость всего коллектива школы. Туда хочется приходить и каждый раз открывать  новое для себя.  Самое главное,  желание детей не пропало принимать участие в мероприятиях, связанных с музеем.

     Музей  «Вехи памяти»  является одной из форм дополнительного образования в условиях данного образовательного учреждения,  развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность.  

  1. Определение цели и задач социального проекта

Цель проекта:

Создание условий для духовно – нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея.

  Задачи:

- воспитывать  патриотическое сознание школьников,

- формировать  интерес к истории страны, своей малой Родины, школы и уважительное отношение к нравственным ценностям прошлых поколений,

- развивать  коммуникативные, презентационные  компетенции, навыки  исследовательской, проектной деятельности,

- интервьюировать учителей – ветеранов, выпускников с целью пополнения экспозиций музея,

- планировать и проводить экскурсии, передачи «От всей души»,

- формировать чувства ответственности и  гордости за свою  школу, семью, чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.

  1. Составление плана работы

План составляется ежегодно по четвертям совместно с директором музея Троцкой Л.Л, кружковцами,  активом музея, с завучем по воспитательной работе Сусловой Е.В., корректируется по ходу работы.

  1. Ожидаемые результаты

Отчуждаемый продукт в виде презентаций, исследовательских работ, участия в конкурсах, проектах, где по нарастающей виден компетентностный рост.

Неотчуждаемый продукт  определяется личностным ростом, желанием приносить пользу обществу, творить, сопереживать, самосовершенствоваться.

  1. Определение ресурсов и  источников их получения. Составление бюджета проекта.

Проектные расходы:

  1. Часть расходов по организации передач «От всей души», поздравление ветеранов (цветы, чаепитие, открытки) берет на себя Администрация города и фонд школы (200-300 рублей в полугодие, за  период действия проекта 2007 – 2012 гг – 3000руб.).
  2. Оформление документов, листовок, презентаций за счет использования школьной компьютерной техники.
  3. Экскурсии (бесплатно)

  1. Обучение членов команды осуществляется
  1. на заседаниях актива музея,
  2. занятиях кружка «Поиск»,
  3. классных часах.

  1.  Формирование общественного мнения

  1. Информирование общественности о результатах работы через буклеты, листовки.
  1. Статьи в СМИ, в школьной газете, на сайте школы, личном сайте:

http:// shah-school1.edusite.ru/

http://sanatkina.shah-school1.edusite.ru/

http://nsportal.ru/galya-0

  1. Встречи с администрацией города и района.
  2. Сотрудничество с молодёжным парламентом.
  3. Проведение экскурсий для учащихся школ города, района, области.

1.Бабинцева Катя    

2.Баранник Саша

3. Гюльбенгян Гурген

4. Ершов Влад

5. Киселёва Галя

6. Кожина Катя

7. Кузнецова Юля

8. Леднев Алёша

9. Лобанова Настя

10. Модебадзе Саша

11. Мухин Денис

12.Новосёлов Денис

13. Поткина Лена

14. Половинкина Алёна

15. Раевская Аля

16. Семёнова Алёна

17.Серафимович Никита

18. Сердцева Ирина

19. Смирнов Артём

20. Смирнов Дима

21. Смирнова Катя

22. Смирнова Лиза

23.  Софронова Катя

24.Фальмонова Таня

25. Фалина Катя

26. Хлыбова Настя

27. Чернигин Игорь

28. Чистякова Катя

3. Время  действия проекта:

с мая 2007 года  по  май  2012 мая

Участники проекта:

Санаткина Г.П., классный руководитель 11Б , ученики 11 Б (28 человека)


Проведение классных часов  с использованием экспозиций музея

    Цель: познакомить школьников с подлинными материалами, которые можно потрогать, рассмотреть.  Такие классные часы носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Например, классный час «Письма с фронта» знакомят детей с реальными письмами фронтовиков.

     Используя экспозиции « Выпускники 1941года» и  «Герой Советского Союза  Д. Комаров» экскурсоводы  моего класса  проводят классные по запросам классных руководителей начальной школы и 5-8 классов по темам: «Великая отечественная война», «Учителя – участники ВОВ», «Памяти павших будем достойны».

Что сделано  за период 2008-2012  гг.

Активом кружка «Поиск» за период 2008 – 20012 гг.

проведены экскурсии по темам:

- «Подвиг Д.Комарова»  

  - «По стопам героя - земляка» о выпускниках школы, закончивших военные училища.

- «Школа в годы войны»

- «Учителя-ветераны войны»

- «Дети войны» 

- «Первые выпуски»

- «Пионерская организация школы»

- «Письма с фронта»

- «Старые фотографии расскажут»

      Первый опыт – первая  экскурсия  «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища, октябрь, 2007г

Стержнем нашего музея является история школы,  выпускника - Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова, выпускников и учителей – участников ВОВ: Никулин А.В., Воронцов А.А., КантеринА.С., Зайцев А.А., Фомичев Г.В., Дружинин  В. Ф., Пестов Г.П. и другие.  В каждом  из   таких свидетельств отражается частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

                                                                                   

 Устные журналы по заявкам:

- «Подвиг Д. Комарова»  для учащихся школы №1 (2-9 классы), для учащихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №14 (Кл. руководитель Бушуева Т.Л  и её ученики 7 кл),  Шахунской гимназии ( Кл. руководитель Держурина Е.Н.  и её ученики 8 кл)

- «По стопам героя» о выпускниках школы, закончивших военные училища. 10 А, 10 Б,

-«Школа в годы войны» (5А МОУ СОШ №1 ,

кл.рук. Кропотова Т.П.)

- «Дети войны» (6-7 кл, 9А МОУ СОШ №1)

- «Традиции школы» (начальные классы МОУ СОШ №1

1А, 1В, 2-4кл.)

- «Письма с фронта» МОУ СОШ №14 (Кл. руководитель Бушуева Т.Л  и её ученики 7 кл),  Шахунской гимназии ( Кл. руководитель Держурина Е.Н.  и её ученики 8 кл)

   

       Поисковая и собирательная деятельность

  Поисково-собирательское направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. Много исследовательских работ на материалах музея ребята создали за 4 года. Самые яркие о выпускниках: о Д.Комарове, М.Светлове, первых выпусках, ветеранах – участниках войны и т.д

Например, собирая материал о Михаиле Светлове, выпускнике школы 1939 г., курсанте Московского командного училища 1941 г., который погиб в самом начале войны, удалось воссоздать его жизнь по почтовым карточкам,   который посылал Михаил  своим  родным по мере следования на фронт: Костромская, Ярославская, Пензенская обл. …

     «Здравствуйте, дорогие родители папочка и мамочка, а также бабушка и Витя. В настоящее время пока жив и здоров и вам, дорогие мои родители, от всего сердца желаю доброго здоровья. Если буду жив и здоров, то постараюсь за всю вашу заботу отблагодарить на деле.»    

16.10.1941 г. –последняя весточка с фронта.

Родственники не знали, когда погиб и  где захоронен М.Светлов.  Л.Л. Троцкая сделала запрос в  центральный архив министерства обороны и в этом году, в августе пришёл ответ, что командир взвода 1103 стрелкового полка 328 М.П.Светлов погиб 14.12.1941 г. и похоронен в с. Ивановское Тульской области.

Бережно перебирая пожелтевшие от времени листочки писем с фронта, невольно окажешься в атмосфере того времени и понимаешь, какую историческую ценность они представляют, ведь по ним можно проследить историю целого поколения. Не все солдаты были героями, но все честно выполняли свой воинский и гражданский долг.

Культурно-массовые мероприятия

Цикл передач «От всей души» для учителей-ветеранов  

- «От А до Я в любом открытии всё начинается с учителя»,

-«У старости мудрое лицо»,

- «Учителя – ветераны ВОВ»,

- «День Победы – это радостный и грустный праздник»,

- « Дети войны»,

- «Письма с фронта»

       Формы и методы работы.

В основе лежит личностно-деятельностный подход к ребёнку, педагогика сотрудничества, многообразие образовательных маршрутов и право их свободного выбора учащимися создаёт условия для самоактуализации личности и её социализации. Если на уроках истории учащиеся получают  основы знаний о городе и крае, то во внеурочной деятельности они могут углубить и расширить эти знания, кроме того, реализовать их в  одном из видов практической  деятельности, получить профессиональные навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника.

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. В деятельности школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью. Так появились музейные проекты, интерактивные, новые формы учебного взаимодействия в школе.

Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Участие в конкурсах

- Смирнов Вячеслав, занял 1 место в районном конкурсе «Мой первый учитель»

- Раевская Аля,  стала лауреатом конкурса компьютерных  презентаций «Салют, Победа!»

Большую исследовательскую работу провели все ребята по теме «История семьи в истории страны».

Защита проектов -15, исследовательских работ – 20человек.

Конкурсы плакатов, сочинений, – 23,  эссе - 22человека.

       В этом году мой 11Б последний учебный год работает в музее. Результат проекта в виде отчуждаемого продукта мы видим в созданных детьми конкурсных работах, творческих проектах, презентациях.

  Неотчуждаемый продукт выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте, в дальнейшем желании принимать участие в жизни страны.

    Внутренний результат увидеть сложнее.    Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

-собеседование,

- методика сочинений,

- наблюдения,

- тестирования и др

 Хорошей традицией стало проведение общешкольной линейки  9  мая у памятника Д. Комарову, на которую собираются все жители города  Шахунья. Самые значимые результаты поисковой, исследовательской работы, связанные с накоплением фондов музея, отражаю в школьных газетах «Комаровец»,  «Школьный вестник», районной газете «Знамя труда», «Школа» (НИРО).

 

 Доброй традицией стало проведение экскурсии для первоклассников в первый день учёбы в школе. Ребята знакомятся с уголками боевой славы, посвящёнными Герою Советского Союза Д.Комарову и учителям – ветеранам ВОВ.

  Просветительская и массовая работа.

За последние три года в музее проведено 257 экскурсий,

 из которых моими учениками:

в  2008 -  2009 учебном году  - 15экскурсий,

в  2009 -  2010 учебном году  - 20 экскурсий,

в  2010 -  2011 учебном году  - 20 экскурсий. Была проведена большая исследовательская работа  по теме «История семьи в истории страны».  В 2008 году Семёнова Алёна была награждена грамотой за участие в проекте «Голос ребёнка», где она представила рассказ о своём дедушке – участнике ВОВ.   Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем,  насколько владеем мы  умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в  коммуникативные ситуации, требуя проявления  качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.

   Заключение или послесловие

Социальный проект «Музей – связующая нить поколений» сыграл огромную роль в жизни не только ребят. Желание работать в этом направлении, применять музейную педагогику, привлекая ребят   в многообразную деятельность школьного музея, вижу в дальнейшем.

 Каждый этап – это логический шаг в построении социального проекта. Проблема обоснована  объективными данными, выявленными путем исследования. Цель (конечный результат) вытекать из проблемы. Задачи отображают пошаговые действия и имеют конкретные количественные  и качественные результаты.

Модель нашего социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева). Почва – это социальная среда, которую вы хотим изменить в лучшую сторону, корни – это социальная проблема.  Далее мы ставим перед собой цель, -  задаем направление роста дерева планирования. Определяемся с четкими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны привнести определенные изменения в среде. Можно выдвинуть утверждение: «Хороший плод дает свои корни.» 

Ребята моего класса выпускаются и возможно приведут своих детей в будущем  в нашу школу Этот круговорот и есть процесс стратегического планирования дальнейшей  деятельности ребят

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по английскому языку и истории по теме: “И никогда не оборвётся веков связующая нить…” в 8 классе.

Урок проведен с целью обобщения и закрепления знаний по теме "Эпоха Петра I", развития у детей коммуникативныъх и интеллектуальных навыков. Нестандартная форма урока позволила вызвать интерес к изучае...

Времен связующая нить

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению...

Интегрированный урок (английский язык - история) в 8 классе на тему : “И никогда не оборвётся веков связующая нить…”

Цели урока:Повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы.Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убеди...

социальный проект «Школьный музей ─ связующая нить поколений»

НАПРАВЛЕНИЕ: «Создание условий для духовно-нравственного развития личности путём  включения её в многообразную деятельность школьного музея»....

«Времен связующая нить…»

Внеклассное мероприятие ко дню Защитника Отечества для учащихся среднего звена. Посвящается памяти воинов Великой Отечественной войны, Афганистана, Чечни.Цель: формирование патриотизма, как качества л...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Данный проект реализуется в течение нескольких лет учителями и учащимися школ НИжнего Новгорода и Дзержинска....

Социальный проект по духовно-нравственному воспитанию "Времен связующая нить"

Проект предусматривает приобщение обучающихся к культурным национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям направлен на поддержку становления и развития высоконравственног...