Война 1812 года
классный час на тему

Классный час, посвященный войне 1812 года. В классном часе использованы сведения о главных участниках и событиях войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_1812.rar19.15 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида»

Конкурс «Недаром помнит вся Россия»

Классный час на тему:

«Война 1812 года2

Учитель: Васильева Татьяна Анатольевна

2012 год.

Цель: исследовать и познакомиться  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Задачи:

  1. Изучение литературы, знакомство с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время. 
  2. Способствовать умению чувствовать, сопереживать.
  3. Формировать умение слушать и слышать окружающих.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход классного часа

  1. Вступительная беседа.

     В 2012 году вся Россия  будет отмечать одну из славных дат нашего Отечества  200-летие победы в войне 1812 года.

На сегодняшнем классном часе мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века,  Отечественная война 1812 года.

      - Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечество»?

 (выслушиваются ответы детей)

      - Отечествоотчизна — родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

  1. Новый  материал

- В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. Захватив почти все европейские столицы, Наполеон мечтал о Москве. Взятие Москвы Наполеон считал главной целью военной кампании. Он говорил: "Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову, но, заняв Москву, я поражу ее в самое сердце".

О том, насколько опасной была эта угроза для нашей страны, мы поймём, если узнаем, кто такой Наполеон Бонапарт.

 Доклад ученика

      Французский полководец Наполеон Бонапарт- человек необычной судьбы. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г.  Наполеона провозгласили императором.

      В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.

«Через 3 года я  буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее»,-  заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

          В поход на Россию он взял 600 человек из подвластных ему народов. « Я иду в Москву, говорил он, и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

       На самом деле все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх.

     Основные сражения

  1. Смоленское сражение

       В начале августа под Смоленском произошло крупное сражение, ставшее одной из героических страниц в истории России. Несмотря на то, что город удержать не удалось французы потеряли под его стенами около 20 тысяч своих солдат. После того, как русские войска и население покинули Смоленск, противнику достались лишь обугленные руины города.

       Ни продовольствия, ни фуража, на которые рассчитывал Наполеон, захватить здесь та и не удалось. Русская армия была не только сохранена, но и убедилась в том, что  «непобедимого» противника вполне можно успешно бить. 

Назначение Кутузова главнокомандующем

     Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили при дворе и в обществе в целом не просто уныние но и разговоры об измене. Главной фигурой критики стал Барклай-де-Толли, которого с учетом его шотландского происхождения обвиняли в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала М.И.Кутузова.

      Он никогда не был любимцем царя. Александр не мог простить ему поражения под Аустерлицем, самостоятельности, а самое главное – популярности в народе. Тем не менее царь был вынужден уступить мнению общества. Подписав указ о назначении Кутузова главнокомандующим, он произнес «Я должен был остановить выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».

Доклад ученика

      Кутузов стал известен еще при Екатерине 2. Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

      «Видно, говорил доктор,- Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран».

      Военная философия Кутузова выражена им в простой, но емкой формуле: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым».

     Соединение огромного жизненного опыта с редкостной интуицией, расчета-с даром предвидения не может не изумлять.

     С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. «Старый лис Севера»-сказал о Кутузове Наполеон.

     Одни из главных черт Кутузова-человека и военачальника были осторожность и хитрость.

В грозном 1812 году он принял командование на себя. Кутузову  было 67 лет, но он был бодр и активен.

     Известна фраза, которую он сказал, отправляясь в августе 1812 года в действующую армию, в  ответ на неосторожный вопрос племянника: «Неужели, дядюшка, вы думаете разбить Наполеона?» «Разбить! Нет…» - произнес тогда Михаил Илларионович. - « Но обмануть - да, рассчитываю!»

  1. Бородинское сражение

     Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра в 110 км от Москвы . Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции. Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска «одержали победу», однако на следующий день Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии. Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!"" - герои Бородина.

(чтение стихотворения учеником)

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле
Есть разгуляться где на воле
Построили редут.
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки
Французы тут, как тут.

Забил заряд я в пушку туго.
И думал: "угощу я друга",
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою,
За родину свою!
И только небо засветилось
Всё шумно вдруг зашевелилось
Сверкнул за строем строй.

  1. Битва под Малоярославцем

     Малоярославец представлял в то время маленький городок с населением в 1500 жителей. Будучи предупреждёнными о продвижении Наполеона, жители Малоярославца разобрали мост через реку Лужу, взорвали плотину (под руководством жителя-героя С. В. Беляева), потоки воды от которой снесли наводимые французами понтоны, и покинули город. Однако Дельзон смог восстановить мост и, не ожидая прибытия русских, разместил в городе 2 батальона. Наполеон с основными силами ночевал в Боровске.

     Главные силы русской армии вечером 23 октября выступили из Тарутинского лагеря, чтобы перекрыть новую Калужскую дорогу. К Дохтурову были посланы казачьи полки, а 24 октября Кутузов направил на помощь Дохтурову 7-й пехотный корпус генерала Н. Н. Раевского.

     Утром 24 октября Дохтуров приблизился к городу и, зная о немногочисленности противника, отправил в 5 часов утра в атаку 33-й егерский полк полковника А. И. Бистрома 2-го. Егерям (примерно 1000 солдат) удалось выбить французов (500—600 солдат) на окраину города. С подходом к 11 часам утра основных сил 4-го корпуса Богарне и самого Наполеона французы вновь овладели Малоярославцем. Лично возглавивший одну из контратак французский дивизионный генерал Дельзон,  командир 13-й дивизии, был убит. К полудню в Малоярославце сражались друг против друга 9 тысяч французов (13-я и 14-я дивизии) и 9 тысяч русских.

     К 2 часам дня французы ввели в бой 15-ю дивизию, а на помощь Дохтурову подоспел корпус Раевского. Постепенно с обеих сторон подходили новые силы (до 24 тысяч с каждой стороны), и сражение приняло ожесточённый характер. Город представлял ценность как плацдарм на правом берегу реки Лужи. Бой велся не за незначительный населённый пункт, но за обладание плацдармом, и, следовательно, возможность для французской армии продолжать движение.

     С подходом в 4 часа дня главных сил русских Кутузов занял сильную позицию в 1—3 км южнее Малоярославца на высотах вдоль пути к Калуге. Город 8 раз переходил из рук в руки и к концу дня остался у французов, артиллерийская перестрелка стихла в темноте к 10 часам вечера. Русские войска окружали город полукольцом, перекрывая из него все пути. Артиллерийские батареи были выдвинуты к городу вдоль дорог.

     Малоярославец сгорел почти полностью, на улицах города из-за пожаров погибло много раненых с обеих сторон.

  1. Тарутинский маневр

     Действия русской армии в 1812 после оставления Москвы и сражение с французами 6 (18) октября. По решению военного совета в Филях русская армия оставила Москву и совершила фланговый марш-маневр, перейдя у Боровского перевоза с рязанской дороги на старую калужскую.

     Несколько казачьих полков, оставленных на рязанской дороге, успешно имитировали отступление целой армии, и французы на несколько дней потеряли из виду главные силы М. И. Кутузова.

     Русские же войска, достигнув Подольска, продолжили отступление и остановились в «неприступной позиции» у села Тарутино в 80 км от Москвы.

    Итог войны

Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливы, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу, на ряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, башкиры, грузины и представители многих других народов. Победа в Отечественной войне привела к усилению освободительной борьбы жителей покоренных Наполеоном европейских стран.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Приросшие к полю русские умирали там, где стояли. Они бились до последней пули, последнего ядра, бились штыками "Хоть все бегите, а мы будем стоять до конца! Хоть все сдайтесь, а мы умрем, но не сдадимся. С нами крестная сила!"" - герои Бородина.

III. Обсуждение картины И. И. Пчелко «М. И. Кутузов под Бородином»

На доску вывешивается картина, но название закрывается.

Учитель: Что странного и необычного в этой картине?

Ученики: рассуждают, все высказывания записываются на доске.

После обсуждения, учитель вместе с детьми анализирует ответы.

Учитель: Как вы думаете, какое название может быть у этой картины? Как она может быть связана с настоящим? Почему?

Послушайте подсказку, как это событие вспоминают очевидцы:

Было мне годов восемь. Французы в ту пору пришли на русскую землю. Москва горела, и людей много побито было. Нас, ребят несмышленых, все Французом пугали, и представлялся нам француз страшным, черным, а изо рта огонь пышет. Вот кончилась война, и французов домой погнали; сказывали, что мимо нашей деревне пленных поведут.

Пришел, раз отец в избу и говорит матушке: «Француз недалеко». У меня сердце так и упало, а поглядеть хочется. Побежала я на двор да в подворотню и гляжу; а на дворе-то холодно было, – дрожу и жду. Смотрю, идет много  народу и, видно, что не наши; тело-то в лоскутья-то какие-то завернуто; у одних башмаки есть, а другие совсем босые; в лице-то кровинки нет: худые все, белые-белые! Идут, шатаются, да все стонут: «Глибо,  глибо!» – хлеба просили. А сзади солдаты с ружьями. Уж так-то мне жалко их стало, так жалко, что и сказать не могу. Побежала я в избу, схватила ковригу хлеба да на улицу. Подбежала к переднему, и страх пропал, хлеба даю. А он, как увидал, по-своему что-то лопотать стал, по голове погладил и так жалостно глядит и плачет. Думала, что отец бранить меня за хлеб станет, – нет, ничего не сказал. (В. и Э. Вахтеровы. «Мир в рассказах для детей»)

Беседа по рассказу. Способствовать умению чувствовать, сопереживать.

IV.Подведение итогов

  1. В каком году была война?
  2. Какие две страны участвовали в войне?
  3. Кто первый начал войну?
  4. Какие знаменитые полководцы участвовали в войне?
  5. Где было страшное сражение?
  6. Кто  его выиграл?
  7. В кокой деревне Кутузов собирал генералов?
  8. Что там было решено?
  9. Правильно ли поступил Кутузов?
  10. Что русские сделали с Москвой?
  11.  Кто выиграл войну?

Список литературы

1. Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, 1997.
2. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, 1996.
3. Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1999.
4.Алексеев, А. «Недаром помнит вся Россия...»: страницы истории Отечественной войны 1812 г./ А. Алексеев// Наука и жизнь. - 2010. - № 9. - С. 81-87

  Интернет ресурсы

http://www.hrono.ru/sobyt/1800sob/borodino.php

http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Наполеон_I

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Автор материала (ФИО)

Васильева Татьяна Анатольевна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель математики

Образовательное учреждение

ГБОУ «Плоскошская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида»

Название материала

Война 1812 года

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Классный час

Цели,

Задачи материала

Цель: исследовать и познакомиться  с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время.

Задачи:

  1. Изучение литературы, знакомство с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время. 
  2. Способствовать умению чувствовать, сопереживать.
  3. Формировать умение слушать и слышать окружающих.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

1. Бородино, 1812. Б. С. Абалихин, Л. П. Богданов, В. П. Бучнева и др. П. А. Жилин (отв. Ред.) - М., Мысль, 1997.
2. Бородино. Документы, письма, воспоминания. М., Советская Россия, 1996.
3. Жилин П. А. Михаил Илларионович Кутузов. Жизнь и полководческая деятельность. М., Воениздат, 1999.
4.Алексеев, А. «Недаром помнит вся Россия...»: страницы истории Отечественной войны 1812 г./ А. Алексеев// Наука и жизнь. - 2010. - № 9. - С. 81-87

http://www.hrono.ru/sobyt/1800sob/borodino.php

http://www.notabene.ru/history/kutuzov.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Наполеон_I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"

Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....

"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")

8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....

урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!

Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....