Классный час "Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"
методическая разработка по теме

Семенова Зухра Гиджиевна

Цель классного часа:
- Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
- Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
- Развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группе.
- Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.

«Природа — наше богатство, она содержит не только материальные, но и духовные, эстетические ценности. Защитить, отстоять их можно, лишь любя природу, уважая её законы. Помните о пожарной безопасности!  Берегите лес - наше богатство!» 

Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу .Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. Однако неправильное его использование может привести к непоправимым последствиям.

«Природа — наше богатство, она содержит не только материальные, но и духовные, эстетические ценности. Защитить, отстоять их можно, лишь любя природу, уважая её законы. Помните о пожарной безопасности!  Берегите лес - наше богатство!» «Природа — наше богатство, она содержит не только материальные, но и духовные, эстетические ценности. Защитить, отстоять их можно, лишь любя природу, уважая её законы. Помните о пожарной безопасности!  Берегите лес - наше богатство!» «Природа — наше богатство, она содержит не только материальные, но и духовные, эстетические ценности. Защитить, отстоять их можно, лишь любя природу, уважая её законы. Помните о пожарной безопасности!  Берегите лес - наше богатство!»    К    На классном часе применяется презентация "Пожар и его последствия",  проводится викторина "Как мы знаем правила пожарной безопасности?", демонстрируются фотографии с экологического рейда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_2.docx88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Есть просто храм,

                                                     Есть храм науки.

                                                            А есть природы храм,

                                                                   С лесами, тянущими руки

                                                                      Навстречу солнцу и ветрам.

                                                                        Он свят в любое время суток,

                                                                           Открыт для нас в жару и стынь,

                                                                              Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                                                    Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

(Слайд1-2)

Цель урока:

- Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

- Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

- Развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группе.

- Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.

(Слайд 3)

Ход  занятия:

Учитель: Стихийные бедствия – это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу.

К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные. По- разному  можно встретить их: растерянно, даже обречено, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение.

Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. Однако неправильное его использование может привести к непоправимым последствиям.

Дома вы должны были найти пословицы и поговорки об огне и пожаре. (Слайд 4)

 Вот некоторые из них:

Не шути с огнём - можно сгореть.

                                   Из искр пожар разгорается.

 Спички не тронь, в них огонь.

                                   Спичка невеличка, огонь - великан.

 Маленькая спичка сжигает большой лес.

                                    Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Огонь - не вода, схватит – не выплывешь.
Сегодня мы рассмотрим такие вопросы как  типы лесных пожаров, классификация лесных пожаров по силе, причины возникновения лесных пожаров, последствия и профилактика лесных пожаров. Также проведем викторину «Как мы знаем пожарную безопасность?»

Выступление ученицы «Типы лесных пожаров»: (Слайд 5)

Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям. Причины возникновения пожаров в лесу принято делить на естественные и антропогенные. Наиболее распространенными естественными причинами больших лесных пожаров на Земле обычно являются молнии. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7%-8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека. Таким образом, существует острая необходимость работы противопожарных служб, контроля  за соблюдением пожарной техники безопасности. Иногда пожары специально вызывают искусственно. Такие пожары принято называть управляемыми. Целью управляемых пожаров является: уничтожение пожароопасных горючих материалов, удаление отходов лесозаготовок, подготовка участков для посадки саженцев, борьба с насекомыми и болезнями леса и т.д. (Слайд 6)

 В зависимости от того, где распространяется огонь, пожары делятся на низовые, верховые и подземные:

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т.п. Скорость движения пожара по ветру 0,25–5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

  1. При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок.
  2. Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.
  3. Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5–30 км/ч. Температура от 900°C до 1200°C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар – это обычно завершающаяся стадия пожара.
  4. Ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 30 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения. (Слайд 7)

Выступление ученика: «Классификация лесных пожаров по силе»  (Слайд 8)

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, верховые и почвенные. По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения:

– слабого низового пожара не превышает 1 м/мин (высота слабого низового пожара до 0,5 м)

– среднего от 1 м/мин до 3 м/мин (Высота среднего – до 1,5 м)

– сильного свыше 3 м/мин. (Высота сильного – свыше 1,5 м)

Верховой пожар, скорость распространения:

– слабый до 3 м/мин,

– средний до 100 м/мин,

– сильный свыше 100 м/мин.

Сила почвенного пожара определяется по глубине выгорания:

– слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см,    – средним – 25–50 см,   – сильным – более 50 см.

Оценка по площади:                                                                            

– загорание – огнём охвачено 0,1–2 гектара

– малый 2–20 га

– средний 20–200 га

– крупный 200–2.000 га

– катастрофический более 2000 га.

Средняя продолжительность лесных крупных пожаров 10–15 суток при выгорающей площади – 450–500 гектаров.

Выступление ученицы: «Причины возникновения лесных пожаров» (Слайд9)

Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон (период с момента таяния снегового покрова в лесу до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней погоды).

Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В сухую погоду низовой пожар легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь. Существующие методики оценки лесопожарной обстановки позволяют определить площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе (области, районе). Исходными данными являются значение лесопожарного коэффициента и время развития пожара. Значение лесопожарного коэффициента зависит от природных и погодных условий региона и времени года. Время развития пожаров определяется временем прибытия сил и средств ликвидации пожара в лесопожарную зону.

Выступление ученика: «Последствия и профилактика лесных пожаров»  (Слайд 10-12)

Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов, ухудшают почвенные условия.

С одного гектара горящего леса в атмосферу выбрасывается от 80 до 100 тонн дымовых частиц, 10–12 тонн таких газов как: оксид углевода, окислы серы, окислы азота.

Из-за лесных пожаров многие животные гибнут, другие с территорий пожарищ в другие места в поисках пропитания.  Лесные пожары, бушующие этим летом в России, не только «слизывают» целые деревни, причиняя вред населению страны, но повреждают или уничтожают ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов.

   «Если не принимать дополнительных мер, в любом случае, на восстановление уйдут сотни тысяч лет», – сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин, отвечая на вопрос о сроках восстановления лесов, пострадавших от верховых пожаров, во время которых горит не только лесная подстилка – трава и хвоя, но деревья целиком.

При этом, по словам экологов, породный состав леса изменяется. «Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня», – отмечает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.

 До возникновения подлеска пройдет пять лет, а первыми появившимся здесь деревом станет береза или осина.

При пожаре, как говорит эколог, наиболее уязвимыми являются лиственные породы, такие, как дуб, липа, ясень. Хвойные деревья по-разному справляются с огнем. Если пожар произошел в еловом лесу, то ель выгорит полностью и не восстановится. «Менее других деревьев подвержена выгоранию сосна, которая выдерживает низовые пожары. При этом крупные деревья, скорее всего, переживут пожар, а мелкие деревья, у которых кора не такая толстая, погибнут. Выгорает подрост, и остаются старые деревья. Это приведет к старению леса», – говорит Шматков.

Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществление ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.), а также проведение специальных мероприятий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов.

В целях предупреждения пожаров в пожароопасный период в лесу запрещается:

– пользоваться открытым огнем (бросать горящие спички, окурки …);

– заправлять горючим топливные баки работающих двигателей внутреннего сгорания, использовать машины с неисправной системой питания двигателя горючим, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

– оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки или осколки стекла, так как, фокусируя лучи, они способны сработать как зажигательные линзы;

– выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах и лугах, а также стерню на полях, расположенных в лесу;

– разводить костры в хвойных молодняках,  лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев.

Учитель: Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Мы с вами должны знать правила поведения в лесу, как вести себя в экстренных ситуациях. Мы должны беречь нашу природу, наше богатство! Необходима срочная организация защиты памятников природы, в особенности тех, которые расположены в зоне походов выходного дня.

А сейчас проведём викторину «Правила пожарной безопасности».

1 ТУР:

  1. Когда люди научились искусственно добывать огонь?

10 – 5 тыс. лет до н.э.

1 – 5 тыс. лет до н.э.

100 – 50 тыс. лет до н.э.

 50 – 20 тыс.лет до н.э.

  1. Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза?

Вестовой;  Всадник;  Курьер; Скачок

  1. Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке?

               Фурман;  Поручик ; Брандмайор;  Брандмейстер

  1. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Сколько пожарных было в её составе?

10 ; 40; 80; 100

       5) Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту 

    пожара?

Варежка; Рукав ; Гидрант; Муфта

2 ТУР:    « Ждем ответа»  

1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно "01"? (1 балл)

3. Почему пожарная машина красная? (1 балл)

4. Как одеваются пожарные? (2 балла)                          

5. Чем опасны пожары? (1 балл)

6. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)

7. Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)

8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)

9. От чего бывают пожары? (1 балл)

10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)

11. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)

12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)

13. Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)

14. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)

(Просмотр слайдов12-18)

3 ТУР: «Выбери правильный ответ»   (Просмотр слайда 19)

            Подводятся итоги викторины. Делаются выводы.

Учитель: За  знание всех этих правил, грамотные и оперативные действия при пожаре  на объекте «Дом культуры» г. Теберда, учащиеся нашего класса Джукаев Рамазан и Байрамкулов Аслан , были награждены Почетными грамотами ГУ «ЦУКС МЧС России по КЧР»

/Просмотр фотографий из «Экологического похода» и экскурсий. /

 Учитель: «Природа — наше богатство, она содержит не только материальные, но и духовные, эстетические ценности. Защитить, отстоять их можно, лишь любя природу, уважая её законы. Помните о пожарной безопасности!  Берегите лес - наше богатство!»

                                                                                                                Природа не знает остановки

                                                                                                              в своем движении  и казнит

                                                                                           всякую бездеятельность.

И. Гете

Список литературы

  1. http://www.pozharnyj.ru/
  2. http://spirovopch52.ucoz.ru/load/pozharnaja_profilaktika/8
  3. http://www.ivalex.vistcom.ru/obz25.htm
  4. Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварии, катастрофы». М. 2009 г.
  5. Газета. ru «Ситуация с лесными пожарами».
  6. images.yandex.ru
  7. Презентации и фотографии из классного архива 2011- 2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу"Пожар и его последствия" в рамках "Марш парков- 2012"

Презентация являетя приложением к классному часу "Пожар и его последствия", который был проведен  в рамках "Марш парков- 2012". Приведены слайды к выступлениям учащихся по темам:...

Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

Отчёт классного руководителя о проделанной воспитательной работе за 2012-2013 учебный год

Цель работы на 2021-2013 учебный год:  .Создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться ...

Парки Лондона - Гайд парк, Риджен Парк

Презентации учащихся к урокам в 5 классе по учебнику М.З.Биболетовой,Н.Н.Трубаневой...

Презентация к классному часу "Причина одна, последствий много..."

Пропаганда в подростковой среде ЗОЖ, профилактика употребления ПАВ....

Классный час на тему:"Последствия вредных привычек"

Презентация на тему:"Последствия вредных привычек"...

Педагогические технологии. Урок вне классной комнаты “С днем рождения, Парк Победы!”

Наш урок вне класса предназначен для учеников 6 и 10 классов (возможны другие варианты участников и кураторов, можно не привлекать к участию кураторов). Для участия в уроке необходимо: сформировать ко...