План-конспект урока внеклассного чтения "Подвигу народа жить в веках"
классный час по теме

Яковлева Лилия Валентиновна

Внеклассное мероприятие для по патриотическому, нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvigu_naroda_zhit_v_vekah.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»

Сценарий мероприятия

        

Разработала классный руководитель

6 класса Яковлева Лилия Валентиновна

д. Купсола

2012 г.

Пояснительная записка

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому  одна из  базовых  национальных ценностей: патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству.

Одна из задач духовно-нравственного воспитания - воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Тема мероприятия: «Подвигу народа жить в веках!».

Цель: Воспитание чувства патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, чувства благодарности за их подвиг.

Задачи:

  1. Ознакомить с некоторыми фактами Великой Отечественной войны, с Героями Советского Союза, нашими земляками.
  2. Ознакомить с некоторыми произведениями художественной литературы о Великой Отечественной войне.
  3. Развивать навык выразительного чтения, умение выступать перед аудиторией.
  4. Развивать образное мышление, творческое воображение, воздействовать на эмоции и чувства детей.

         Оборудование. Портреты Героев Советского Союза, письма военных лет, компьютерная презентация, фонограмма песен военных лет

Сценарий мероприятия.

Слайд 1.

Учитель.     И смотрит на сынов своих Россия,

                          Как будто лишь вчера закончен бой.

                          Проходят победители седые

                          Победа остаётся молодой.

9 мая 2012 года в 67-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа.

        Год 1941… Июнь… Стана жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу землю.

(Звучит фонограмма. Слова диктора о начале войны, песня «Священная война»)

        Слайд 2.         

Чтец. Казалось, было холодно цветам,

        И от росы они слегка поблекли.

 Зарю, что шла по травам и кустам,        

 Обшарили немецкие бинокли.

         Такою всё дышало тишиной,

         Что вся земля ещё спала, казалось,

         Кто знал, что между миром и войной

         Всего каких-то пять минут осталось.        

         (Слайд 3,4)

Учитель.  Вслед за днём первым было ещё 1418 суровых дней и ночей Великой Отечественной войны. Шёл смертельный бой не ради славы, а ради жизни на земле. Но даже в дни тяжёлых испытаний – и в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре – советские воины верили, что придет час расплаты и ненавистным врагам.

Слайд 5,6.

        На священную борьбу с захватчиками вместе со всей страной встал и  марийский народ. (Слайд 7)

Вед. 2.  22. Июня 1941 года марийский народ отмечал 20-летие автономии. В 12 часов дня, когда проходили празднества, радио принесло грозную весть о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину. Вскоре юбилейные митинги сменились митингами антифашистскими. Многие сразу с митингов шли в военкоматы записаться в добровольцы. С 22 по 24 июня было подано 10 тысяч заявлений, из них 300 – от девушек.

        За 4 года войны с нашей республики ушло на фронт 131340 человек, из них погибло 74820 человек. (Слайд 8)

Вед 1. Сыновья марийской земли в боях с немецко-фашистскими захватчиками проявили массовый героизм. Наши земляки воевали среди защитников Брестской крепости, участвовали в Смоленском сражении, в боях на Украине и на других участках огромного фронта. В первые недели войны лётчик-истребитель А. Н. Вершинин (уроженец Сернурского района) сбил два вражеских бомбардировщика. 22 июля 1941 года он был награждён орденом Ленина.

        Чтец 2.          (Слайд 9) В сражениях первого года войны боевое мастерство  и стойкость проявил Василий Степанович Архипов. В оборонительных боях осенью 1941 года он уничтожил из своего пулемёта свыше ста вражеских солдат и офицеров. Во время контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 года кавалерийский полк, где служил Архипов, вёл напряженный бой. Пулеметчик Архипов успешно отбил атаки противника и уничтожил около 60 фашистов. В момент третей атаки у него закончились патроны. Когда враги стали его окружать, он отстреливался из нагана. Чтобы не попасть в руки врага, он последним патроном застрелил себя. Василию Степановичу Архипову, первому из наших земляков, за подвиги в Великой Отечественной войне было присвоено звание Героя Советского Союза.

        Чтец 3.  (Слайд 10) В июле 1942 года совершил героический подвиг сын марийского народа Сергей Суворов. Ему было всего 20 лет. В составе роты автоматчиков он участвовал в наступлении на вражеские позиции на земле Калужской области. Фашисты открыли ураганный огонь и перешли в атаку. . Командир роты и политрук погибли. Суворов взял на себя командование. Он приказал бойцам отходить, а сам решил прикрыть отход товарищей. В течение дня огнём автомата он отразил все попытки фашистов приблизиться к нему. Мужественный воин получил семь ранений., но отстоял занимаемый рубеж. Ночью товарищи подобрали его. Вокруг позиции героя было обнаружено 22 вражеских трупа. Раны оказались смертельными, но совершённый им подвиг сделал его имя бессмертным.

        Чтец 4.  (Слайд 11) На земле Смоленщины наш земляк, мариец Василий Соловьёв, 28 августа  1943 года повторил подвиг Александра Матросова. Во время атаки на укреплённую врагом высоту у деревни Жуково неожиданно с фланга враги открыли сильный пулемётный огонь. Василий Соловьев ворвался во вражескую траншею, уничтожил гранатами два пулеметных расчета противника.. Но из фашистского дзота хлестнул пулемётный огонь. В мгновение В. Соловьев принял решение. Он бросился к дзоту и закрыл своим телом амбразуру. Пулеметная очередь пронзила его и захлестнулась. Потрясённые и воодушевлённые подвигом товарища бойцы с криком «ура» бросились в атаку и овладели высотой. Дивизионная газета «За Родину» писала: «Василий Соловьев сражался как богатырь и умер как герой.»

Учитель: В дальнейших боях подобный подвиг совершили ещё два наших земляка: Константин Кутрухин (уроженец Горномарийского района) (Слайд 12)  и Зинон Прохоров (из Волжского района) (Слайд 13).

        За годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза стали 49 наших земляков, орденами и медалями награждено свыше 150 тысяч человек.

Учитель.  (Слайд 14) Женщины на равнее с мужчинами уходили на фронт. Они утоляли боль и подносили снаряды, они были снайперами и летчиками, моряками и танкистами – они были солдатами.

Чтец.          Качается рожь несжатая.

                        Шагают бойцы по ней.

                        Шагаем и мы - девчата,

                        Похожие на парней.

                        Нет, это горят не хаты –

                        То юность моя в огне…

                        Идут по войне девчата,

                        Похожие на парней.

Чтец.          Я только раз видала рукопашный.

                        Раз – наяву и сотни раз во сне.

                        Кто говорит, то на войне не страшно,

                        Тот ничего не знает о войне.

Учитель:  (Слайд 15) Эти строки принадлежат поэтессе Юлии Друниной. Она была человеком очень отважным. Выросшая в городе, в интеллигентной семье, она вопреки воле родителей девчонкой в 1942 году ушла на фронт. В самое трудное время. И в самый трудный род войск – в пехоту.

                        «Школьным вечером,

                        Хмурым летом,

                        Бросив книги и карандаш,

                        Встала девочка с парты этой

                        И вступила в сырой блиндаж.»

После тяжёлого ранения – осколок едва не перерезал сонную артерию, прошёл в двух миллиметрах от неё – снова ушла на фронт. Под обстрелы. В холод и грязь…

Вед.1.  (Слайд 16) Примером мужества в годы войны может быть и жизнь Анны Ахматовой. В тяжелейшие годы, в дни блокады Ленинграда, жители города могли прочесть на плакатах, наклеенных на стенах домов, ахматовские стихи «Мужество».

Чтец.          Мы знаем, что ныне лежит на весах

                        И что совершается ныне.

                        Час мужества пробил на наших часах,

                        И мужество на с не покинет.

                        Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

                        Не горько остаться без крова, -

                        Но мы сохраним тебя, русская речь,

                        Великое русское слово.

                        Свободным и чистым тебя пронесём,

                        И внукам дадим, и от смерти спасем

                                        Навеки!

Учитель. (Слайд 17)   Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжёлой утраты. Долг живых – не забывать о тех, кто спас Родину. Каждая семья хранит фотографии своих дедов, отцов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны., перечитывает письма с фронта. В нашей семье тоже хранятся письма моего деда Никифорова Павла Егоровича. Девятнадцатилетним парнем он ушёл на фронт, прошёл всю войну разведчиком.  (Слайды 18 -21) Читая его письма, глазами участника войны можно увидеть то, что происходило в те страшные годы в пекле войны. Вот в одном из писем он пишет: «Наступила весна. Я знаю, что дома на нашем лугу появляются одуванчики, зелёная трава, а здесь из-под снега оттаивают трупы наших солдат…»

Вед.1.  (Слайд 22 - 25) Следы преступлений фашизма неисчислимы по всей Европе и за её пределами. Однако больше всего пострадала наша страна. Двадцать семь миллионов человек было убито фашистами. Люди погибли на войне, защищая священные рубежи любимой Отчизны, умирали в концлагерях,. За время войны только в Бухенвальде мучениям подвергались 240 тысяч человек. Более 56 тысяч из них нашли здесь свою смерть. Всего же за годы войны пыткам и издевательствам в концлагерях подвергались 18 миллионов человек, а 2 миллиона из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев.

Вед. 2. В первые минуты война прямой наводкой ударила по белорусским городам и деревням. Три долгих года длились черные дни оккупации Белоруссии. Жестокая трагедия произошла 22 марта 1943 года. Отряд фашистских карателей окружил белорусскую деревню Хатынь. Из хат выгнали всех детей, стариков, женщин. Всех согнали в сарай, обложили соломой и подожгли. А тех, кто пылающими факелами вырывался из огня, расстреливали в упор.

Чтец.            Кругом бело. Простор. Раздолье света.

                        Снег первозданный и мороза стынь.

                        И вот она – нетленна и воспета

                        В сердцах у них хранимая Хатынь.

                        Деревня, превращённая в пустыню,

                        Земля людей, сожжённая дотла…

                        Они звенят – колокола Хатыни.

                        Как совесть наша бьют колокола.

Вед.1. Фашисты не щадили ни женщин, ни детей. Это ярко отражено в стихотворении Мусы Джалиля «Варварство»

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,


Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
1943

Учитель.   (Слайд 26)  Горькой ценой была одержана победа в самой страшной войне XX  века. Никогда не исчезнет из памяти гордость за великий народ, победивший фашизм. Никогда не забудем слёзы, боль, горечь утрат, нанесённых войной. Праздник Победы! Мы будем отмечать и столетие и двухсотлетие этой даты. Пусть цветут сады и смеются дети, и никогда не услышат люди взрывы и грохот орудий, а свет Вечного огня будет охранять тихие зори над счастливой страной.

(Слайд 27)

Вед.1.         Помните! Через века, через года

                        Помните о тех, кто уже не придет никогда.

                        Помните! Не плачьте!

                        В горле сдержите стоны,

                        Горькие стоны.

                        Памяти павших будьте достойны!

                        Вечно достойны!!!

Вед.2.                 Встречайте трепетную весну,

                                Люди земли!

                                Убейте войну, прокляните войну,

                                Люди земли.

                                Мечту пронесите через года

                                И жизнью наполните!

                                И тех, кто уже не придёт никогда,

                                Заклинаю – помните!!!

Использованная литература.

  1.  Ахматова А. А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа: Вече, 2002., с 209.
  2.  Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т.: Т1. – М.:          Дрофа:Вече, 2002, с 181.
  3.  Друнина Ю. В. Стихотворения. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004., с. 20, 351.
  4.  Идет война народная… Стихи о Великой Отечественной войне. – М.: Дет. лит., 2005. С 259 – 262.
  5. Они защищали Родину. Поименный список участников Великой Отечественной войны Республики Марий Эл. Сводный том. – Йошкар-Ола: Издательство Марийского  полиграфкомбината, 2006, с. 3 – 25.
  6.  Очерки истории Марийской АССР  (1917 – 1960 гг). Йошкар-Ола, 1960, с.  317 – 357.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвигу народа - жить в веках.

Это литературно-музыкальная композиция посвященная дню Победы....

Подвигу народа жить в веках

В этой разработке речь идет о Великой Отечественной Войне....

Подвигу народа жить в веках!

Сценарий тематического воспитательного занятия-драматизации для учащихся 4-х еклассов ко Дню Великой Победы...

"Подвигу народа - жить в веках!"

Методическая разработка с презентацией посвящается празднику День Победы. Можно использовать на уроках истории, для проведения классных часов или внеклассных мероприятий для разной возрастной категори...

Открытый урок по литературе в 5 классе «ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ»

Открытый урок по литературе в 5 клас«ПОДВИГУ НАРОДА ЖИТЬ В ВЕКАХ»Цель урока:  расширять исторические знания детей; воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к оте...

урок мужества "Подвигу народа жить через века"

1) Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края;2) Формировать познавательный интерес учеников, привлекать детей к выполнени...

Внеклассное мероприятие "Подвигу народа жить в веках"

В этом году наша страна отмечает 75-ю годовщину Победы в ВОВ. 75 лет минуло с тех огненных лет. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величе...