Самовоспитание учащихся как необходимое условие формирования компетенции учителя
методическая разработка (7 класс) на тему

Программо воспитательной работы классного коллектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samovospitanie.doc49.5 КБ
Binary Data 5kl.ugly_..notebook15.52 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития классного коллектива 7 класса  ФГКОУ СОШ № 162

" Развитие интеллектуальных способностей школьника через самовоспитание»

Составитель: Мищенко Д.А, классный руководитель

«Всякое воспитание есть в конечном счёте самовоспитание»

Л.Выготский.

 Проблемный анализ состояния класса

Учащиеся 7 класса не  имеют знания о самопознании и саморазвитии, ребята не умеют работать в группах и предъявлять свои трудности с целью получения помощи.  Не имеют представление об алгоритме решения любого задания, о вопросах на понимание и критику.  Существуют  проблемы с интеллектуальной сферой и ОУУН. Высокий уровень развития мышления у 2  человек, средний у 4-х, низкий у двух. Низкая умственная работоспособность у 6 человек, устойчивость внимания – низкая у 6 человек. Утомляемость к концу урока у 7-и человек

 Низкий уровень сравнения и классификации у большинства класса.

Беседы с работающими учителями на классе и наблюдения за учащимися показали, что у большинства учащихся остаются ещё слабыми учебные возможности, так как слабо развита интеллектуальная сфера и ОУУН, что мешает по полноте организовать учебную и воспитательную деятельность. У учащихся слабо развито умение саморазвития и самовоспитания. При исследовании элементарных навыков самовоспитания обнаружено, что ребята за частую не доводят начатое дело до конца (если трудно, не интересно, устали), не умеют распределять своё время, не требовательны к себе. Поэтому в новом  учебном году необходимо работать над самовоспитанием и продолжать работу над формированием ОУУН и интеллектуальной сферы, что в свою очередь включает в себя развитие способов учебной деятельности, развитие мыслительных способностей, внимания и памяти.

 Методология решения проблемы

Чем сложнее деятельность, тем значимее предварительная теоретическая ориентировка. А как отмечал Л.С. Выготский, ряд процессов развития без теоретического осмысления возникать вообще не может ( в том числе осознание задач и возможностей самовоспитания и саморазвития). Чтобы что - то в себе изменить в лучшую сторону, что-то развивать, а что-то исправлять, в первую очередь необходимо знать себя, свою личность, своё Я и знать способы саморазвития. Уже зная свои возможности, внутренние качества и изучив способы саморазвития ученик сможет ставить цели своего самосовершенствования. Что же необходимо для того, чтобы ученик смог самоизмениться? Во-первых, знать свои психические возможности (высокий уровень самопознания); во-вторых отчётливо осознавать свои нравственные и духовные ценности (как критерии и цели жизнедеятельности); в-третьих, знать пути, способы самоизменения. Каждый этап самовоспитания завершается самооценкой, которая включает умения оценить свои силы и возможности. Отнестись к себе критически, отрефлексировать своё поведение и на этой основе выработать устойчивые критерии самосовершенствования. Для того, чтобы учащиеся могли сознательно управлять своим развитием необходимо:

- сформировать у них системообразующую теоретическую базу (изучение курса "Сделай себя сам", который знакомит учащихся с различными средствами и методами самовоспитания).  – составить курс по материалам педсовета.

- ознакомить их с практическими приёмами и методами своего духовного и физического развития.

- организовать рефлексивную деятельность учащихся, приводящую к появлению микро - и - макро - программ работы над собой.

Эффективности изучения курса "Сделай себя сам" будет способствовать:

 1. Взаимодействие классного руководителя с учителями - предметниками. Оно может быть выражено в следующих формах:

предоставление учителям информации о классе для построения конструктивных педагогических воздействий;

проведение занятий с учителями по ознакомлению с содержанием курса «Сделай себя сам"

 2.Взаимодействие классного руководителя с родителями:

ознакомление родителей с курсом "Сделай себя сам"

проведение тренингов: обсуждение ситуаций-проб и реальных ситуаций.

Рекомендации о взаимодействии родителей с детьми дома.

Зная свои возможности и способы самоизменения, ребёнок сможет под руководством взрослых развивать себя интеллектуально. В психологическом словаре В.Н. Дружинина имеется три определения понятия «интеллект». Вот одно из них: Интеллект – это система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей детей – это возраст от 3 до 8 лет. К концу подросткового периода (к 15 годам) завершается развитие интеллектуальных способностей человека.

Если по каким-либо причинам с ребёнком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, в дошкольном и младшем школьном возрасте, то это ещё не поздно сделать в подростковом возрасте.

Рекомендуется проводить занятия с подростками по 2 часа в неделю. Каждое занятие не более 45 минут, чтобы подросток не переутомлялся. Занятия должны происходить в доброжелательной обстановке, обязательно взрослыми должна создаваться для подростка ситуация успеха. Отмечайте даже самые маленькие успехи подростка, только в таком случае можно добиться серьёзных сдвигов в положительную сторону в интеллектуальном развитии подростка. Материалы, которые предложены в книге Л.Ф. Тихомирова «Развитие интеллектуальных способностей школьника» родители и педагоги могут использовать исходя из индивидуальных особенностей детей, которые будут выявлены в результате диагностики. Описанные Упражнения, приёмы и тренинги можно органично включать в учебный процесс, использовать в игровой деятельности подростков, в организации их досуга, что создаст особый эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательных способностей.

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют также развитию всех личностных качеств подростков. Они получат навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, понять его замысел, т.е. происходит развитие коммуникативных способноcтей.

 Постановка целей и задач

Постановка целей и задач на 2012- 2013 учебный год может быть сформулирована следующим образом:

Цель: Создание условий для активизации интеллектуальной деятельности школьников через самовоспитание для повышения эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Задачи:

Сформировать у учащихся доминанту на самовоспитание и саморазвитие;

Обеспечить учащихся необходимыми знаниями о процессах самовоспитания и самосовершенствования.

Развивать психические процессы: память, речь, логическое мышление, внимание и ОУУН.

Развивать рефлексивные и коммуникативные способности через групповую работу.

Организовать рефлексивную деятельность учащихся, приводящую к созданию программы работы над собой.

Первую задачу планирую решать через успешную совместную деятельность в различных сферах жизнедеятельности, вторую и третью через элективный курс «Сделай себя сам», классные часы, уроки и совместную деятельность. Четвертую через групповую деятельность и анализ различных ситуаций. Чтобы решить пятую задачу, необходимо изучить себя, соотнести с нормой и создать программу коррекции. Решение этих задач позволит учащимся познать себя и на этой основе правильно организовать свою учёбу, деятельность, развивать свои способности и построить отношения с людьми.

 Ожидаемые результаты

Наличие у учащихся знаний и умений о самовоспитании и саморазвитии.

Использование полученных знаний и опыта в различных сферах жизнедеятельности.

Более развитые психические процессы.

Наличие у учащихся коммуникативности и рефлексивности.

Ребята освоят новые шаги групповой работы.

Учащиеся овладеют простейшими способами учебной деятельности.

 Критерии

Улучшение показателей входной диагностики уровня самовоспитания учащихся.

У большинства учащихся психические процессы с низким уровнем должны стать средними, а со средним уровнем – высокими.

Учащиеся под руководством взрослого осуществляют рефлексию своей деятельности.

Учащиеся работают по алгоритму и могут сами составлять план действий.

Участием в олимпиадах разного уровня и НПК.

 Этапы реализации программы

1. Подготовительный этап:

Наблюдение за учащимися, классного руководителя и учителей предметников.

Входная и выходная диагностика о самовоспитании.

Входная и выходная диагностика психических процессов и ОУУН.

 2. Основной этап:

Для реализации поставленных задач планируется следующая воспитательная работа на 2010-2011 учебный год. Работа с педагогами по проектированию шагов преодоления затруднений класса. Педагогические консилиумы:

Обоснование проблемы класса с опорой на методологию. Предъявление шагов по преодолению затруднений класса;

Анализ результатов педагогического воздействия по проблеме класса;

Подведение итогов по работе с программой развития классного коллектива;

 Работа с учителями предметниками

Групповые уроки по технологии развивающего обучения.

Индивидуальные беседы с учителями по проблеме класса (в течение года).

Посещение уроков с целью анализа работы по проблеме класса.

 Работа с родителями

Родительские собрания:

Проблема класса и пути её решения. Роль семьи в самовоспитании подростков. (октябрь)

Цель: Познакомить родителей с программой развития классного коллектива. Определить перспективы его развития.

Отчий дом – основа воспитания человека (декабрь).

Развитие работоспособности подростков.

Итоговое родительское собрание «Школа – до свидания. Школа – здравствуй» (май). Цель: Подведение итогов развития классного коллектива и создание условий для дальнейшего самосовершенствования.

Индивидуальные и групповые собеседования:

По проблеме класса.

Выявление причин отклонения от норм поведения, необходимость их соблюдения.

Выявление причин плохой успеваемости учащихся, способы её улучшения

Совместная творческая деятельность:

«Поход за приделы села»» (сентябрь)

«Вперёд, к олимпийским вершинам!» (октябрь)

Семейные уроки (ноябрь)

Новогоднее приключение(декабрь)

«Защитникам Отечества»» (февраль)

«Самая, самая…» (март)

Итоговое родительское собрание «Школа – до свидания. Школа – здравствуй» (май).

Цель: Подведение итогов развития классного коллектива и создание условий для дальнейшего самосовершенствования. «Вот и стали мы на год взрослее» Поход на природу за пределы села. (начало июня)

Рекомендации учащимся по самовоспитанию

Каждый выбирающий профессию, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела не достает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.

Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

Этапы самовоспитания:

1. Самоанализ уровня развития своей личности.

2. Составление перечня тех качеств, которые нужно в себе укрепить и развивать, и тех, которые необходимо подавить, преодолеть.

3. Составление плана определенных действий для тренировки ценных качеств и преодоления недостатков.

4. Периодическое подведение итогов работы над собой.

5. Постановка перед собой более усложненных задач.

Приемы самовоспитания

1. САМОПРИКАЗ: "Сказано - сделано!". Этому правилу нужно следовать ежедневно. По телевизору показывают интересный фильм, а тебе нужно решать задачи. Заставь себя выключить манящий экран и ты одержишь победу. Психологи утверждают, что стоит научиться приказывать самому себе, и вырабатывается прочная привычка быстро, даже с удовольствием выполнять собственные команды.

2. САМОКОНТРОЛЬ: В одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: "В конце концов каждый остается один; вот тут-то и важно, кто этот один". Старайся всегда следить за самим собой, за своими поступками и действиями даже когда остаешься один. Постоянно подводи итоги каждого прожитого дня. Для этого лучше всего перед сном (пусть это станет привычкой!) придирчиво просмотри свой план и проверь: что успел выполнить, а что нет. Проанализируй причины неудач и постарайся преодолеть их.

3. САМООБОДРЕНИЕ: Иногда очень полезно самому себе подсказать: " Я должен сделать это, я смогу". Знай, что безнадежных ситуаций не бывает. Будь оптимистом!

4. САМОКРИТИКА: Внимательно всматривайся сам в себя, отмечай свои достоинства и недостатки. Первое - для совершенствования. Второе - для устранения. Самокритично относясь к своим слабостям или плохим привычкам, старайся их преодолеть. Одновременно умей радоваться своим положительным качествам, совершенствуя и приумножая их,

5. САМОВНУШЕНИЕ: Восточная пословица гласит: "Кто скажет себе: "Сломай препятствие" - сломает его. Но кто остановится в нерешительности - тому придется отступить". Внушить что-то себе - значит поверить в это. Когда веришь, легче добиваться поставленной цели.

6. САМООБЯЗАТЕЛЬСТВО: С юных лет надо учиться быть верным слову.  Помни об этом и старайся всегда выполнять все свои обещания, пусть даже и незначительные. Прежде чем обещать, подумай, сможешь ли его выполнить. В противном случае легко прослыть обманщиком.

Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Совершенствовать свои духовные и физические качества нужно всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Мастер-класс «Организация учебных исследований - необходимое условие формирования экологической культуры учащихся».

Цель мастер-класса: оказание методической помощи педагогам участникам семинара в проведении занятий, способствующих повышению  мотивации обучающихся, направленной на приобщение их к исследователь...

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Использование приемов активизации деятельности учащихся на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций

Как повысить интерес к литературе, чтению? Какие методы и приемы выбрать на уроках, чтобы у ребят возникло желание внимательно прочитать произведение, понять его проблематику? Это вопросы, которые вол...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

ldquo;Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”   Китайская мудрость...

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования

Формирование компетенций учителя физической культуры посредством создания условий для обеспечения качества образования...

Совместная деятельность учителей-предметников как необходимое условие формирования естественнонаучной грамотности учащихся в рамках требований ФГОС

В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспо...