Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса
статья (6 класс) по теме

Автор статьи рассказывает о своем опыте работы формирования классного коллектива. В основе работы по созданию коллектива лежат толерантность, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Дети составляют самостоятельно в 5 классе свод правил, по которым им предстоит жить до выпуска из школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blagopriyatnyy_klimat_v_klassnom_kollektive.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса

Приходя в школу, ребёнок несёт с собой запас своих творческих возможностей. Основы этого замечательного человеческого явления формируются задолго до поступления в школу. Живость желания учиться и творить, любопытство и любознательность переполняют младшеклассников. Как волшебники, они готовы творить чудеса – рисовать, сочинять и изобретать. И как жаль, что в какой-то момент это в ребёнке исчезает. Вот тут должны в полной мере проявиться фантазия учителя, его педагогический подход для того, чтобы помочь ребёнку осознать себя личностью, способной творить, созидать, думать о тех, кто живёт рядом. Это и будут составляющие такого понятия как благоприятный климат. Нужно создать атмосферу, стимулирующую появление новых идей и мнений. Это и эстетическая среда, и интеллектуальная, и среда общения.

Одним из условий успешности является понимание целей, законов, которым надо подчиняться, по которым будешь жить. Это одно из условий благоприятной жизни. В 5 классе мы с детьми ставим вопросы: *Что такое дружба? *Кого можно назвать другом? Проводим классный час «Планета друзей». Начали занятие с тренинга «Почувствуй друг друга». Взялись за руки и пожали руку стоящему рядом. Стало теплее? Задаю такой вопрос, и дети отвечают утвердительно. Главным было создание своей планеты. Распределив класс на группы, приступаем к работе. Придумываем название планете или своей звезде, определяем, по каким правилам и законам будут жить. Правила должны быть такими, что они позволяют быть друзьями. А кого я называю другом? И дети отвечают: кто приходит на помощь, кто скажет правду в глаза, кто разделит с тобой неприятности, кто будет делить радость. У вас на планете возник конфликт. Какова будет ваша тактика его погашения? Как пример привожу рассказ В. Солоухина «Мститель». Хотел герой этого рассказа отомстить, но чистосердечие, доброта, непосредственность Витьки привели к отказу от мщения. Дети постигают такую истину: месть или отказ от мести – это выбор, перед которым оказывается каждый. Как важно научиться подавлять низменные инстинкты, сохраняя доброе отношение к людям. Это позволяет созданию благоприятного климата в классе. А значит, ребёнку будет хотеться идти в школу, он будет рад встрече с одноклассниками. Каждая группа рассказывает о правилах, по которым они думают жить. Я подвожу в заключение итог. Дети должны понять, что в общении важно научиться распознавать язык жестов, индивидуальные особенности мимики, понимать людей, настроиться на коммуникативную волну. Как это делается? Даю несколько советов:

  1. Излучайте положительные эмоции.
  2. Улыбайтесь по-настоящему.
  3. Демонстрируйте внимание и интерес к человеку как к личности.
  4. Нужно уметь слушать.
  5. Говорите комплименты.

Завершая обсуждение этих советов, мы задумываемся над вопросом, каким должен быть человек? Мы обсуждаем предложенные мной заповеди, по которым можем жить, творить, самосовершенствоваться, и выбираем 10 заповедей за основу своих взаимоотношений. Вот они.

  1. Делай добро.
  2. Бойся обидеть людей.
  3. Умей прощать.
  4. Будь всегда в радости.
  5. Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  6. Познай себя и окружающий мир.
  7. Не ищи причины в других, все причины в тебе.
  8. Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям.
  9. Лучше отдать своё, чем взять чужое.
  10. Даже в самые трудные минуты умей сказать: «Да здравствует жизнь!»

Это не просто красивые фразы. Это постоянное обращение к ним. Привожу пример из собственной практики. В конце 8 класса дети ушли с урока. Директор объявила классу выговор. Я как классный руководитель составила беседу. Обращаемся ко 2-ой заповеди: бойся обидеть людей. Говорю о том, что учитель готовился, прибыл с определёнными планами на урок, а вы их нарушили, не предупредив учителя, не сказав о своём несогласии с его действиями, ушли с урока. Не надо искать причины в других, все причины в нас. Это седьмая заповедь. Мы не умеем строить отношения: учитель – ученик. А ведь можно было просто поступить: выслушать друг друга. К тому же мы были лишены первого места в школьном соревновании. Это очень расстроило детей. Значит, они не безразличны к тому, где находится их класс в общешкольной жизни. А ещё послужило уроком. Думай, прежде чем совершить поступок.

Ни для кого не секрет, что выступать и критиковать друг друга в какой-то мере мы учащихся учим. Но видеть хорошее друг в друге детей надо учить.  И не только видеть, но и учить, говорить вслух хорошее даже тогда, когда детей не связывает большая дружба. Этому нужно учить и тренировать, чтобы справедливо, в словесной форме подчеркнуть достоинства другого человека. Проводим трениг «Комплимент». Как это оказывается сложно сказать приятное соседу по парте, и очень легко срываются с языка гадости. Трудно найти доброе слово, но если постараться, это получится. Есть такое упражнение «Одноклассник +». Класс разбивается на пары. Надо сказать соседу хорошие слова, характеризующие его только с положительной стороны. Думаем, находим и говорим. В этом упражнении особенно утверждаются дети, которых мы называем неуспешными в учёбе. Они могут почувствовать свою значимость в коллективе, понять, что они интересные люди. Это упражнение полезно для мальчиков. Они будущие мужчины, мужья, их доброе слово будет очень значимым в своей семье. А ещё любимо моими воспитанниками такое упражнение. Я раздаю чисты бумажные полоски, каждому по одной. На них надо написать слова, характеризующие человека с положительной стороны. Это могут быть слова: «милосердие», «честность», «совесть», «доброта» и другие. А теперь надо подарить бумажечку тому, у кого есть названное качество. У одного может оказаться несколько бумажек. Ребёнок учится дорожить мнением одноклассников, стремиться укрепить в себе эти качества. Это способствует созданию традиций. А если есть традиции, то ребёнок стремится их не нарушить, им следовать. Перечисленные упражнения развивают коммуникативную культуру, способность к признанию чужих заслуг. Это укрепляет благоприятный климат в жизни класса.

Хочу сказать о взаимоотношениях учителя и ученика, и о том моменте, когда директор может сыграть определённую роль в этих отношениях. По итогам года ставлю Н. четвёрку по русскому языку, по остальным предметам пятёрки. В течение лета от девочек не один раз слышу, что Н. переходит в другой класс. Наконец, и  Н. говорит мне, что её мама хочет перевести дочь в другой класс. Я отвечаю, что буду сожалеть, если девочка уйдёт от своих товарищей. Начинается новый учебный год, а разговоры не утихают. Я молчу. Мама девочки идёт к директору и просит о переводе. Я не возражаю, так как устала уже от этих разговоров. Но директор оказалась мудрым человеком.  Она хочет понять, что же случилось: успешная девочка и вдруг уходит из класса. Т.А. встречается с классом, в течение 2-х часов длится разговор, из которого следует, что у девочки завышена самооценка. Пройдёт время, конфликт уляжется. Девочка в марте выступит на районной конференции, займёт призовое место, а её выступление будет рекомендовано на областные чтения. Это была победа и учительницы, и ученицы. У меня хватило такта не разжечь конфликт, хотя от него я и не ушла. Я много думала, советовалась с директором и искала компромисс, выходила на сотрудничество с Н. Очень легко подбросить дров в горящий костёр, он разгорится с большей силой. Но я ушла от этого желания. Думаю, что стоила эта победа мне как учителю  и нервов, и прибавлением седых волос. Чувства такта, моей житейской мудрости не позволили зациклиться на личной обиде (а она была нанесена мамой девочки), стать выше несуществующих обвинений и вернуться к прежним доброжелательным отношениям со своей ученицей. Это и есть благоприятный климат, который способствует успеху в жизни обучающегося.

Часто провожу анкетирование на выявление ценностных ориентиров личности по методике «Что важнее?» Например, хочу знать, каковы мотивы дружбы в классе. 15 из17 опрошенных отвечают, что настоящая дружба основывается на взаимовыручке, поддержке в трудную минуту, на доверии и откровенности, на верности и доброжелательности. Что мешает дружбе – на этот вопрос дети отвечают так: нет взаимопонимания, каждый думает о себе. Вместе с психологом Горбиковой О.Э. прогнозируем диагностику. Идеалов не существует, но к ним стремиться надо. Провожу классный час по культуре поведения «Для чего это нужно?» Убеждена, что надо больше говорить о милосердии, сострадании, соучастии, сопереживании. Для этого использую такие формы работы: беседы, викторины. Каждый сам себе объявляет «Неделю вежливости». В этот период особенно внимательны друг к другу, стараемся говорить вежливые слова, проводим мини-беседы о правилах поведения в театре, в гардеробе, в столовой, за столом, на улице. Так предоставляется возможность самому анализировать, сопоставлять, наблюдать. Эта неделя пробуждает лучшие качества души. Ведь добро заложено в каждом ребёнке, а задача учителя – пробудить лучшие свойства души. Провожу классный час «Звук моего имени». Ученик рассказывает историю своего имени, предлагает послушать стихи, песни, связанные с его именем. Такая форма работы позволяет лучше узнать друг друга, проникнуться к нему уважением; и к тому же каждый получает возможность для самовыражения. Всё это способствует созданию благоприятных условий в школьной жизни.

Все годы стараюсь создать благоприятный климат, чтобы каждому было комфортно в своём классе. Любимым мероприятием является чаепитие в конце четверти. За чашкой чая в непринуждённой обстановке мы говорим о насущных делах: о приятном и не очень, о том, что нам мешает хорошо учиться, быть сдержанными. По ходу такого разговора дети лучше узнают друг друга, учатся понимать того, кто живёт рядом, учатся слышать себя и других. А ведь это составляющие благоприятной обстановки классного коллектива. По прошествии 4-х лет могу сказать, что это не просто одноклассники, а близкие люди, переживающие друг за друга, чуткие, внимательные, стремящиеся понять и поддержать друг друга. На вопрос: «Каким ты считаешь свой класс?» - 16 из 18 ответили: «Дружным».  Со школьным психологом проводим социометрические исследования, цель которых – выявление межличностных отношений. Для меня было важным, что вместо трёх «дезорганизаторов» дел (как это было в 6 классе) остался один, да и то его назвали всего 4 человека. Что особенно порадовало, так это тот факт, что никто из 8-миклассников ни с кем не захотел расстаться. А ведь в 5 классе этот факт был.

Анализируя ответы детей, прихожу к мысли, что надо провести беседу о том, что значит сам человек. Оказывается, он играет множество ролей. Прошу определить, какие это могут быть роли. Вместе рассуждаем, какие роли у нас есть и какие могут появиться. Это зависит от того, с кем живёшь, с кем дружишь, с кем общаешься. В жизни я играю роли себя, сына, друга, внука, одноклассника, соседа и т.д.. Итогом наших размышлений стал классный час «Лицей в жизни друзей». В течение 40 минут мы прожили отдельные моменты из жизни лицеистов, а потом шёл разговор о том, что есть у нас с ними общего, всегда ли они «были весьма благородны», чему бы мы хотели у них поучиться. Делаю вывод, что каждый из нас неповторим. У каждого свои увлечения, свой мир. По итогам анкетирования были приготовлены слайды «Самый надёжный друг», «Самый добрый», «Самые весёлые», «Они всегда помогут», «У них учусь выдержке». Много раз мелькнули одни и те же фамилии. И это правильно. Ведь в каждом коллективе есть свои лидеры. Это ровесники, на которых хочется равняться, которым хочется подражать. Интересны вот такие наблюдения. В начале 9 класса я провела тот же опрос, что делала в 6 классе. Результаты заставляют задуматься и в то же время понять, что дети взрослеют, меняются их жизненные ценности. Если в 6 классе отмечаем 6-х в рубрике «Самый добрый», то в 9 осталась одна из 6, и прибавился Антон, всего2 – это по большинству голосов; «Всегда помогут» было 5, стало – 3, осталась из прежних фамилий одна, появились новые имена; «У них учусь выдержке» - было 7, стало – 4, осталось 2 имени из прошлого.

Этот момент подчёркивает такую мысль: есть в классе лидеры, которые могут положительно влиять на микроклимат в коллективе.

Часто сама жизнь вырабатывает в ребёнке агрессию: безработица родителей, разные условия жизни детей. А отсюда и не всегда чуткие отношения между сверстниками. Поэтому большое внимание уделяю формированию в душе своего воспитанника нравственных качеств, учу прислушиваться к своему сердцу, глушу зачатки агрессии, потому как без души, без сердца человеческого не существует, учу быть милосердными. Эти качества в наибольшей мере проявляются в общих делах. Это акция «Подари игрушку детям», это трудовые дела. Каждый ученик проявляет себя, принеся книгу, игрушку для детей с ограниченными возможностями. Если в 5 классе это было под действием НАДО, то в 8 дети действуют, исходя из понимания: Я ОБЯЗАН ПОМОЧЬ.

В нашей школьной жизни мы переживаем множество чувств и эмоций. Это то, что создаёт настроение каждого и всех вместе. Мы рассуждаем о том, что может испортить настроение, как этого избежать. Подвожу к мысли, как важно говорить друг другу добрые слова, высказывать слова одобрения и поддержки. Ведь если у друга хорошее настроение, то и тебе это приятно. Жизнь была бы скучной без озарения её лучшими человеческими качествами. А коллектив считается состоявшимся тогда, когда в нём живёт любовь учителя к ученику, если детям хочется идти в школу, если в классе живёт радость. Умение учителя видеть каждого ребёнка, желание понять его душевное состояние, стать объединяющим человеком в жизни коллектива – эти качества учитель должен проявить, создавая благоприятные условия для достижения результатов в учебно-воспитательном процессе.

Одним из моментов успешности ребёнка в годы учёбы является создание портфолио. Ученик должен уметь представить себя. Ученик строит точки, которые помогают ему идти вперёд. В нашем классе 5-ый год дети формируют портфолио. Это папка достижений. Не забываем делать самоанализ собранного материала. Одним из видов портфолио является составление постера. Эту методику разработала Ольга Эриховна Горбикова, а я с классом воплотила её в жизнь. Это оказывается нужным для ребёнка. Я  говорю о том, что у каждого есть свой кумир. Но свою жизнь надо построить так, что главный кумир – это ты сам. Каждый берёт лист, в центре которого помещает своё фото, а далее определяем шаги. На первое место выдвигаем свои ценности. Что является главным для меня? Это может быть здоровье, любовь, учёба. Далее определяем цели. Они ставятся в зависимости от ценностей. Если на сегодняшний день для ребёнка является главным здоровье, то он определяет себе цель: буду заниматься бегом, волейболом, ходить в бассейн. Третий пункт – мои профессиональные планы. Хотя до времени конкретного выбора профессии ещё далеко, но думать надо: какая профессия привлекает. Это ни к чему не обязывает, но размышлять заставляет.В четвёртом пункте постера будут выделены личные качества, которые помогают в жизни. Они могут быть самые разные: любовь, доброта, сострадание и т.д.. Эти качества помогают ребёнку, но и могут мешать, например, излишняя доброта, доверчивость. Пятый пункт – девиз, герб. Составление девиза, рисунок герба – это потребует не только творческой фантазии, Нои близкого общения с родителями. Шестой пункт – мои способности. Они есть у каждого. Пусть все видят и знают, что я могу. Постер готов. На нём можно поместить  рисунки, фото из жизни класса, пожелания самому себе. Они должны быть в утвердительной форме и выполнимы. Советую каждое утро смотреть на свой постер. Пусть он радует душу. Надо не забывать и вечером обращаться к нему. Пусть ребёнок поразмышляет над ним: что сделал, к чему надо стремиться. Работая над постером, дети учатся вести осмысленную жизнь. Как однажды выяснилось, Женя поставила себе ещё в 8 классе цель – окончить школу с медалью. Она стремилась к цели, достигла её и сейчас успешно учится на 5 курсе ТГУ. Работа над постером приучает ребёнка ставить цель, стремиться к намеченному, учит анализировать свои действия, поступки, из которых состоит жизнь.

Одно из условий создания коллектива – это благоприятный климат. Когда есть взаимопонимание, поддержка, царит доброта в сочетании с требовательностью, тогда учитель достигает поставленных целей перед учениками. Нельзя сравнивать посредственные результаты с достижениями более успешных детей. Обязательно нужно хвалить за улучшение в работе. Эта оценка должна быть искренней и без иронии. Надо каждому найти такую деятельность, в которой он способен самоутверждаться. Это мои истины, которыми я руководствуюсь в создании благоприятного климата как необходимого фактора эффективности учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования

Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией....

«Повышение мотивации учебной деятельности учащихся как важнейшая составляющая эффективного учебно- воспитательного процесса»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»Методический семинар«Повышение мотивации  учебной деятельности учащихсякак важнейшая составляющая эффективного учебно-воспитательного процесса»Ц...

«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»

В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...