Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования
статья на тему

Тульская Анна Гарибальдиевна

Обобщение опыта по теме "Инклюзивное образование". Работа рассказывает об игровых технологиях, которые можно использовать на уроках литературы в классах с инклюзией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Игровые технологии как объединяющий фактор в учебно-воспитательном процессе в условиях инклюзивного образования

Инклюзивное образование – это совершенно новая система, где ученики и учителя работают идут к общей цели – доступному и качественному образованию для всех без исключения детей. В классах, где дети с ОВЗ (VII и VIII вида) обучаются по отдельной программе и отдельным учебникам, зачастую еще одна немаловажная цель инклюзивного образования – интеграция ребенка в общий образовательный процесс – не достигается в полной мере. Большая часть класса работает по одной программе, а ребенок с ОВЗ работает отдельно по своей теме, не взаимодействуя с остальными.  Вроде бы вместе, а по сути – врозь. Преодолеть эту пропасть помогут игровые технологии, которые можно вписать в любой урок. Игры интересны всем детям без исключения, поэтому могут выступать не только как образовательные технологии, но и как объединяющий фактор в классах с инклюзией.

Актуальность темы заключается в необходимости разработать средства и технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих социализации ребенка в классе и школьном сообществе.

Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она помогает в доступной форме обобщить изученное, закрепить, повторить, а также помогает более глубокому усвоению пройденного материала. Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности.

Викторина как вид интеллектуальной игры может быть использована на различных этапах урока литературы. Викторины – отличные помощники учителя на уроках повторения тематического блока, так как позволяют охватить большой объем пройденного материала. Викторина как игровая технология на уроках литературы повышает интерес к предмету, так как поднимает у учащихся соревновательный дух, помогает закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения. В викторину, рассчитанную на часть класса, обучающуюся по обычной программе, можно включить вопросы по коррекционной программе. Так, ребенок с ОВЗ будет участвовать в общей работе и не чувствовать себя обделенным.

Пример викторины по произведениям «Бежин луг» Тургенева и «Кузнечик Денди» Дональда Бисетта.

1. Как звали собаку рассказчика в произведении «Бежин луг»?

2. Что учитель говорил кузнечику в произведении «Кузнечик Денди», когда он прыгал выше всех?

3. Как рассказчик в произведении «Бежин луг» познакомился с крестьянскими мальчишками?

4. Как кузнечик в произведении «Кузнечик Денди» повстречался с улиткой?

5. Кто из мальчиков в произведении «Бежин луг» был из обеспеченной семьи?

6. Почему улитке из произведения «Кузнечик Денди» нравилось быть улиткой?

7. Кто из мальчишек в произведении «Бежин луг» рассказывал историю про русалку?

8. Почему кузнечик Денди не мог попасть домой на обед?

9. Кто из мальчишек в произведении «Бежин луг» был самым младшим?

10. Как кузнечик Денди попал домой?

Игру как объединяющий фактор можно применять во время динамической паузы. Пример такой игры - игра «Расшифруй слово». На интерактивной доске изображена таблица. Ребятам необходимо написать слово, связанное с литературой (название произведения, автора, термин и т.п.)  на каждую букву этого слова и вписать в таблицу. Такие задания также можно проводить, разделив класс на команды.

С –

К –

А –

З –

К –

А -      

Игра «Найди пару» может содержать в себе любую литературную информацию. На интерактивной доске можно поместить названия произведения и их авторов, отчество, имя писателя и его фамилию и т.д. Учащимся в этой игре необходимо соединить пункты столбцов, найдя правильную «пару». Эту игру также можно использовать в качестве разминки.

Иван Тургенев

«Дубровский»

Николай Некрасов

«Муму»

Василий Жуковский

«Заячьи лапы»

Константин Паустовский

«Черная курица, или подземные жители»

Дональд Бисетт

«Спящая царевна»

Александр Пушкин

«Кузнечик  Денди»

Антоний Погорельский

«Железная дорога»

Игра «Найди лишний элемент» отлично подойдет в качестве повторения на этапе актуализации знаний. Ребятам необходимо выходить к доске и обводить маркером свой ответ.

Задание: найти лишний элемент в цепочке.

красивый – деревянный – синева – красный

маленький – мизерный – крохотный – небольшой – пушистый

бежать – лететь – плавание – прыгает

Еще одна игра для интерактивной доски – «Собери цепочку», которая будет интересна любому ученику. Ее достоинство в том, что играть ребята могут как у доски, так и на распечатанных карточках. На экране (или на карточках) – звенья цепи, каждое из которых – это момент из произведения. Ребятам нужно соединить звенья, восстановив сюжет произведения, собрав таким образом цепочку.

Использование игровых технологий  как объединяющего фактора в классе с детьми  с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного  образования  помогает:

успешно адаптировать ребенка к новой ситуации развития;

развивать школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

сохранить и укрепить его нравственное, психическое и физическое здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благоприятный климат как фактор эффективности учебно-воспитательного процесса

Автор статьи рассказывает о своем опыте работы формирования классного коллектива. В основе работы по созданию коллектива лежат толерантность, взаимопонимание, уважение к личности ребенка. Дети составл...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Психологические факторы риска у детей с особыми потребностями развития и методические рекомендации по их предупреждению в условиях инклюзивного образования

Данная статья описывает психологические факторы риска у детей с ограниченными возможностями в условиях обучения в общеобразовательной школе и способы их предотвращения...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в условиях инклюзивного образования»...

Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

В статье говорится о что нужны специальные условия для инклюзивного образования, включающие в себя: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми с ОВЗ, соответствующих в...

«Методика применения информационно-коммуникационных технологий как фактора интенсификации учебно-воспитательного процесса на уроках и внеурочных занятиях гуманитарного цикла»

В данной статье представлены особенности использования учителями русского языка и литературы информационно-коммуникационных технологий на уроках и внеурочных занятиях. Цель статьи - оказание методичес...