Школа здоровья
методическая разработка по теме

Школа здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_zdorovya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17

Презентация

педагогического проекта

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Тема моего проекта – «Школа здоровья». Актуальность  моей  идеи проявляется в теоретическом и практическом аспектах -  недостаточной изученности проблемы проектирования педагогического процесса общеобразовательной школы как здоровьесберегающего, то есть укрепляющего физическое, психическое и духовное здоровье его субъектов -  с одной стороны, и необходимостью его практической реализации – с другой.

Системный подход к пониманию здоровья обусловит значительные изменения в организации модели школы. Педагогические аспекты здорового образа жизни (ЗОЖ) в школе многообразны. Обозначим некоторые из них:

  1. благоприятный психологический климат в коллективе школы, сохранение (восстановление) душевного и эмоционального благополучия каждого ребенка являются важнейшими условиями успешности любой деятельности, в том числе и обучения;
  2. стремление к физическому совершенству;
  3. ориентация учащихся на успех за счет продвижения по «лестнице достижений» (признание и осознание личностной и общественной значимости достижений). Деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития, содействует эмоциональному и социальному благополучию.

Создавая условия для обучения и воспитания, организуя образовательное окружение, школа формирует свой тип жизнедеятельности, который особым образом влияет на детей, их интересы, мышление, поведение и здоровье. К таким условиям мы относим:

  1. питание разнообразной вкусной и полноценной пищей, помощь в выборе здоровой пищи и организации режимов питания;
  2. физическое воспитание, учебные, внеклассные, дополнительные и самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревнования, игры, турниры, походы и конкурсы содействуют физкультурному образованию, здоровью, красоте и удовлетворяют биологическую потребность детей в движениях;
  3. формирование ответственного поведения, отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Для этого необходимо иметь достаточные знания о человеке, здоровье и факторах здоровья (когнитивное начало), иметь манеры поведения, поддерживающие качество стиля жизни для себя и для других (конструктивное начало), сочетаний знаний и манер с умением принимать ответственные решения (нравственное и волевое начало).Здоровье человека – это всегда ответственность его перед собой и близкими;
  4. влияние семьи на благополучие и здоровье ребенка. Родители – первые и самые главные воспитатели и учителя своих детей. Любая коррекция в воспитании ребенка, в обеспечении здоровьесберегающих условий предполагает одновременную коррекцию поведения в семье. Выстраивая работу с родителями, педагогический коллектив должен приобщить их к получению валеологического, педагогического и психологического образования через Родительский университет.

Обеспечение этих и других условий, содействующих здоровью, функции служб, предусмотренных в данной модели, обеспечит, на наш взгляд, достижение цели по реализации здоровьесберегающего педагогического процесса, мотивации к здоровому образу жизни его субъектов, по формированию их валеологической культуры. Итак «школа здоровья» - это живая школа, модель ее не завершена, ибо стремительно меняющаяся жизнь вносит свои коррективы. Но мы знаем, что школа – это, возможно, определяющее средство преодоления кризиса в здоровье детей в начале XXI века.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

        Проектирование модели здоровьесберегающего педагогического процесса в логике личностно ориентированного подхода на базе средней общеобразовательной школы и ее практическая реализация.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. Научно-методическое обоснование модели здоровьесберегающего педагогического процесса.
  2. Разработка диагностических методик по изучению и анализу функционального состояния и заболеваемости школьников, по изучению оценки их физического развития, анализу педагогических, социальных и медико-биологических факторов, формирующих здоровье школьников.
  3. Разработка инновационной модели методической службы школы по обеспечению реализации проекта.
  4.  По стимулированию творчества учителей. Повышению их квалификации, по созданию авторских методических и воспитательных систем.

Такой проект поможет  

в разработке

  1. образовательных программ различного уровня и их учебно-методического комплекса;
  2. диагностического инструментария по изучению перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье;
  3. внедрения службы медико-психолого-педпгогического сопровождения и поддержки ученика;

в организации

  1. сотрудничества с медицинским персоналом школы и медицинскими учреждениями города для изучения и последующей коррекции здоровья детей;
  2. просветительской работы с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий как внутри школы. Так и вне ее.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

I этап.    

Формирование структуры управления в здоровьесберегающей школе через:

  1. создание кафедры «Здоровья», члены которой – учителя экспериментаторы;
  2. изучение и анализ физического и психического здоровья школьников;
  3. комплексную оценку состояния здоровья, распределение детей по группам здоровья;
  4. изучение умственной работоспособности в конце учебного года (в динамике учебного дня, недели), физической работоспособности (PWC – 170);
  5. оценку психоэмоционального состояния.

II этап.

Изучение педагогических, социальных и медико-биологических факторов, формирующих здоровье школьников.

Разработка образовательных программ для учащихся:

  1. «Культура здоровья»;
  2. «Педагогика здоровья»;

а так же  программ дополнительного образования:

  1. «Мир женственности, мужественности  и красоты»;
  2. «Красота и здоровье»
  3. «Основы народной медицины»
  4. «Основы репродуктивного здоровья»
  5. «Валеология семьи»
  6. «Формирование здорового образа жизни»

III этап.

Технологизация учебно-воспитательного процесса через:

  1. апробацию авторских образовательных программ и программ дополнительного образования;
  2. разработки методических рекомендаций к программам
  3. усовершенствование воспитательной системы;
  4. включение работы

 клубов:

«Здравствуйте», (деятельность которого направлена на формирование здорового образа жизни; реализуется программа «Формирование здорового образа жизни») (5 – 8 классы);

«Вдохновение», (деятельность которого направлена на развитие творческих способностей учащихся) (5 – 11 классы);

«Мода и здоровье», (деятельность которого направлена на формирование эстетических вкусов учащихся; реализуется программа «Красота и здоровье») (7 – 8 классы);

        факультативных занятий:

                «Человековедение». Цель: формирование нравственной позиции

                учащихся, сохранение их нравственного здоровья. Реализуется

                программа «Мир мужественности, женственности и красоты»

                (8 – 9 классы);

                «Основы репродуктивного здоровья». Цель: формирование

                устойчивых знаний о влиянии наследственных факторов окружающей

среды на репродуктивное здоровье школьников (10-11 классы);

«Валеология семьи». Цель: развитие навыков здоровых межличностных отношений (9 – 11 классы);

«Основы народной медицины». Цель: развитие способностей самооздоровления немедикаментозными средствами (6 – 9 классы).

IV этап.

Стабилизация обработки всех элементов системы работы школы по проекту, оформление результатов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Работа по проекту предполагает изменения:

А) в содержании образования:

  1. установление новой логики расположения учебных предметов в границах учебного плана;
  2. внедрение образовательных маршрутов в области здоровья в рамках базовой программы;
  3. введение новых форм учебной деятельности и способов проверки ее эффективности.

Б) в режиме функционирования школы:

  1. введение организационных структур и способов управления учебно-воспитательным  процессом;
  2. организация инновационного педагогического поиска в школе, процедур экспертиз педагогических новшеств и нововведений, освоений педагогических новаций.

В) в результатах образовательного процесса:

  1. выпускники школы получают полное среднее образование, означающее овладение и подтверждение образовательного уровня не ниже минимальных требований государственного образовательного стандарта, причем не менее 80% учащихся будут превышать минимальный образовательный уровень; при этом будет достигнут минимум физических, психических и духовных затрат, влияющих на их здоровье.
  2. выпускник школы будет обладать сформированными качествами успешной личности; настойчивостью и упорством в реализации своих целей; реальностью в оценке своих возможностей; уверенностью в своем будущем. обусловленной мотивированностью на здоровый образ жизни, сформированной культурой здоровья, осознающего значимость собственного физического и психического здоровья для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.

В результате будет создана и организационная, и педагогическая модель общеобразовательной школы городского типа, обеспечивающая более высокий, чем в массовой практике, здоровьесберегающий эффект, содействующая внедрению новых технологий в учебно-воспитательный процесс.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Для реализации проекта необходимо ввести штатное расписание школы дополнительно к существующим следующие штатные единицы:

  1. заместитель директора по научно-методической работе;
  2. методисты – 1;
  3. секретарь-машинистка – 1;
  4. лаборант – 2;
  5. научный консультант – 1.

        

Кроме того, необходимо предусмотреть:

  1. Доплату преподавательскому коллективу за дополнительные образовательные услуги.
  2. Формирование фонда оплаты работ, выполняемых специалистами вузов по договорам со школой.
  3. Поддержание материально-технической базы школы.
  4. Командировочные расходы по изучению опыта работы в других регионах, по апробации получаемых результатов на научных конференциях и семинарах.

         ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты реализации проекта представляются в форме нормативно-правовой документации, локальных актов учрежденческого уровня, образовательных программ, программ дополнительного образования, несущих здоровьесберегающий потенциал. И методических рекомендаций к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Сценарий классного часа "Спортивная школа - здоровая школа"

Сценарий классного часа "Спортивная школа - здоровая школа"...

« НОВАЯ ШКОЛА – ЗДОРОВАЯ ШКОЛА» Общешкольная родительская конференция

Материал данной общешкольной родительской конференции позволит родителям определиться с системой правильного питания детей, обучающихся в школе. В статье приведены результаты тестирования детей и роди...

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

УМК "Школа здоровья" программа внеурочно деятельности "Дневник здоровья 3 класс"

Разработка занятия по теме "Безопасная дорога" с использованием "Дневника здоровья" для учащихся 3 класса...

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы "Здоровые дети в здоровой семье"

Сценарий мероприятия, раздаточные материалы, материалы для жюри....

Программа здоровья школы: "Здоровье детей-забота семьи и школы"

Предлагаю ознакомиться с программой здоровья нашей школы....