"Наркотики: причины и последствия"
классный час по теме

Мукабенова Галина Николаевна

Методическая разработка классного часа по проблеме наркомании в молодежной среде. Приложение - образец анкеты для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_narkotiki_prichiny_i_posledstviya.rar115.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для студентов 2 «А» курса дошкольного отделения

Тема: «Наркотики: причины и последствия»

Цель: сформировать представление о проблеме наркомании в Республике Калмыкия; определить причины и последствия употребления наркотических веществ; способствовать формированию активной нравственной позиции.

Предварительная работа: анкетирование студентов (образец анкеты в прил.1).

Ход классного часа:

Сегодня мы рассмотрим тему, которая может показаться вам очень знакомой, может быть, много раз пройденной. Вы знаете, что наркотики — это зло. Тем не менее, темпы распространения наркомании в России и во всем мире, последствия немедицинского употребления наркотиков дают основание утверждать, что в начале нового тысячелетия наркомания приобретает статус глобальной проблемы человечества. Только по официальным данным, в настоящее время в России более 620 тысяч человек (438 на 100 тысяч населения) на постоянной основе потребляют наркотики, причем, преимущественно в молодом возрасте.

Когда человек начинает употреблять наркотики – как вы думаете, что это значит для его родителей? Для его друзей? Для государства? Для него самого? (ответы студентов).

Цель этого занятия в том, чтобы понять причины распространения наркомании и найти противоядие, чтобы эта беда не коснулась нас, наших семей или друзей.

Наркоситуация в Калмыкии

Сложная наркоситуация складывается и в нашей республике. По состоянию на 1 января текущего года на наркоучете в республике состоит 1549 лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, в том числе 1128 на профилактическом учете и 421 с диагнозом «наркомания». В этом году впервые на наркоучет поставлено 245 человек.

Еще одним показателем распространенности наркомании в республике является высокий уровень регистрируемой наркопреступности, который практически на треть превышает среднероссийский в расчете на 100 тысяч населения.

По итогам анкетирования, которое предшествовало сегодняшнему разговору, хочу сказать, что знания по данной теме у вас фрагментарные, недостаточные. Вы понимаете, что наркотики опасны для здоровья (вопрос 1). Но в вопросах: «…может ли человек, который принимает наркотики, самостоятельно отказаться от этой привычки?» и «…может ли наркоман стать полноценным членом общества?» четкой позиции в ответах не прослеживается. Более того, ваши ответы ошибочны или содержат формулировку: «не знаю».

Видимо, недостаточная осведомленность, интерес к теме этого классного часа, восприятие проблемы наркомании, как абстрактной, явились причинами таких итогов анкетирования. Поэтому, сегодня мы вместе попытаемся восполнить пробелы и немного изменить ваши представления о наркобеде.

Влияние наркотиков

Итак, наркотики опасны для здоровья. Как вы думаете, почему употребление наркотических веществ является опасным? (ответы студентов).

Давайте, исследуем влияние наркотиков на примере каннабиноида – наркотического вещества, содержащегося в конопле.

На территории нашей республики произрастает большое количество этого растения. Очаги произрастания в совокупности занимают площадь около 500 га, что способствует легкой доступности наркотиков каннабисной, изготавливаемых из конопли, группы для молодых жителей нашего региона.

Сегодня в мире наиболее распространены в незаконном обороте наркотики, получаемые из растения конопли, в основном это марихуана и гашиш.

Все большее число социальных, медицинских и психологических исследований доказывают, что каннабиноиды относятся к опасным наркотикам.

При употреблении каннабиноидов возникает масса вредных последствий для здоровья: нарушение координации движений, увеличение времени реакций. Ослабление глазодвигательных функций, нарушение глубины зрения и цветовосприятия.

Но главная, наиболее распространенная и неизбежная опасность употребления каннабиноидв заключается в поражении психики и умственных способностей человека.

Во-первых, каннабиноидная интоксикация вызывает нарушение кровотока в сосудах мозга, околососудистый отек нервных клеток. Представьте себе мозг! Он густо оплетен капиллярами, которые несут кислород и другие питательные вещества нашему мозгу. Токсические вещества попадают в кровь, в капиллярах мозга происходит стаз крови. Стаз (от лат. stasis — остановка) — остановка кровотока (или лимфотока) в сосудах микроциркуляторного русла (прежде всего в капиллярах, реже — в венулах). Стазу крови обычно предшествует замедление тока крови (престаз). Причинами стаза могут являться: инфекции, интоксикации, шок, искусственное кровообращение, воздействие физических факторов (холодовой стаз при обморожениях). Кровь не может течь по таким капиллярам и происходит пропитывание жидкой части крови в мозг. Развивается отек головного мозга, ухудшается питание рядом находящихся участков мозга, жидкой части крови  в околососудистом пространстве становится еще больше, и она начинает проникать в нервные клетки, они разбухают и начинают отмирать.

Во-вторых, каннабиноиды растворяются в жирах, а не в воде, как многие другие виды наркотиков, поэтому они и продукты их разложения (метаболиты) долгое время сохраняются в жировых клетках организма, в том числе в головном мозге. Тогда как само состояние наркотизации проходит через несколько часов. Из этих жировых клеток происходит выделение каннабиноидов в кровь еще до двух недель, если курение нерегулярное, от случая к случаю, либо до нескольких месяцев, если курение систематическое.

Таким образом, наркотик оказывает практически постоянное воздействие на мозг, а соответственно, и на психику, значительное время после его приема. Даже другие, более страшные наркотики, в том числе героин. Не оказывают такого разрушительного воздействия на мозг и мыслительные способности, как каннабиноиды.

Вы спросите, почему не уничтожаются очаги произрастания конопли?

Работы по ликвидации данных очагов требуют значительного финансирования и использования в больших объемах ручного труда. И то, и другое в республике в дефиците, поэтому в истекшем году силами районных и сельских администраций, хозяйств-землепользователей и правоохранительных органов уничтожено конопли на площади немногим более 20 га. Что составляет только 4 % площади заросших коноплей.

Сегодня средний возраст наркоманов в России снизился и составляет 13-14 лет. Средняя продолжительность жизни взрослого наркомана в нашей стране не превышает 7-10 лет. А для детей и подростков последствия употребления наркотиков еще более трагичны, чем для взрослых.

С уровня эксперимента к нормальной жизни возвращается только половина людей. Если мы пойдем дальше, то увидим, что из компании наркоманов в состоянии выбраться не более 20%. С уровня привычки и увеличивающейся потребности, когда отсутствие наркотика приводит к дискомфорту и физическим болям, — 5 - 10% людей. Когда же развивается наркозависимость — здесь может быть в лучшем случае 1- 2% выживших, которых можно причислить к психическим и физическим инвалидам.

Судьба, ожидающая практически любого наркомана, — это преждевременная смерть от передозировки, болезней или несчастных случаев, в которые они попадают, находясь в состояния наркотического опьянения.

Причины, по которым люди начинают употреблять наркотики

Казалось бы, информации о вреде наркотиков достаточно. Почему же молодые люди, тем не менее, попадаются на удочку наркотической зависимости? (мнения учащихся).

Проводятся игры  «Опасный прыжок» и «Яма» (прил. 2).

Сами наркоманы часто называют следующие причины: любопытство, давление со стороны ровесников, эффект изменения сознания (желание испытать «особенные» ощущения, желание расслабиться и др.). Около 80% называют первые две.

Как вы думаете, в каких обстоятельствах происходит первое знакомство с наркотическим веществом? Может быть, вы думаете, что к вам на улице подойдет нервный человек, с обезумевшими глазами, нестриженный и грязный, и предложит уколоться? Конечно, нет. Скорее всего, это может быть ваш знакомый или даже друг. Человек, для вас значимый, которому вы доверяете и которого не хочется обижать отказом. Что вы будете делать?

Известна реальная история: молодой человек стал наркоманом. Для того чтобы бесплатно получить дозу, ему нужно было привести новичка. (Распространенный прием наркоторговцев, для того чтобы расширить сеть «клиентов».) Он уговорил «попробовать» своего лучшего друга, аргументируя это тем, что «от одного раза ничего не будет». Но друг тоже втянулся. Через несколько месяцев он умер от передозировки. Это так потрясло молодого человека, что он нашел в себе силы «завязать». Но его самый близкий и преданный друг был уже мертв.

Не последнюю роль играют средства массовой информации. В последнее время заговорили о том, что влияние СМИ превосходит влияние семьи и школы. Употребление наркотиков приветствуется индустрией развлечений (вспомните нашумевший несколько лет назад популярный фильм «Криминальное чтиво», или «Особое мнение», где главный, положительный, герой — наркоман, и это оправдывается перенесенным им горем от потери сына).

Скрытая реклама наркомании встречается везде. Наркотики «первого шага» (табак, алкоголь) ассоциируются с общественным признанием и взрослением. Наркоманская субкультура распространяет сегодня свое влияние на массовую молодежную культуру. Например, откуда, как вы думаете, взялись распространенные сегодня молодежные словечки: «кайф», «я торчу», «передоз» и другие? Наркомания окружена ореолом таинственности, избранности. Наркоманская субкультура, втягивая в свою сферу молодежь, выступает как мощный фактор приобщения к наркотикам. Дело в том, что субкультура смягчает восприятие явлений, на которые люди за пределами субкультуры смотрят как на психическое отклонение или даже криминальное поведение.

Если подходить более глубоко к анализу причин наркозависимого поведения, то становится понятно, что они связаны с проблемой зависимого поведения в целом. На первый план выходит проблема, касающаяся эмоциональной сферы личности, то есть то количество и качество любви, заботы и поддержки, которые ребенок получает в своей семье. Не секрет, что многие дети вместо должной заботы получают боль и обиды вкупе с негативным примером поведения, которому подсознательно следуют.

Еще одной важной причиной (о которой заговорили в середине прошлого века) является отсутствие четкой цели в жизни и собственной жизненной позиции, что приводит к низкой самооценке, страху, неуверенности в себе и, как следствие, «наплевательскому» отношению к своей жизни и здоровью и соответственно жизни окружающих людей. Если человек не хочет преодолевать трудности, стремится получать только удовольствие и ради этого начинает употреблять наркотики, то это говорит не о его «крутизне», а о его слабости и отсутствии воли.

Административная и уголовная ответственность

Административная и уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков наступают с 16 лет.

Курение марихуаны – это административное правонарушение, влекущее до 15 суток административного ареста, с постановкой на профилактической учет в наркологическом учреждении, которая в свою очередь влечет иные правовые последствия, связанные с определенным поражением в правах. Например, вы не сможете получить водительское удостоверение, либо при наличии такового, его лишится. Можно забыть об устройстве на работу в государственные органы, поступлении на правоохранительную и иную службу, а соответственно и на учебу в соответствующие образовательные учреждения.

То есть молодой человек по недомыслию сам себе может создать массу проблем.

Помимо административной ответственности существует уголовная ответственность - статьи 230 «Склонение к потреблению наркотических средств» и 228.1 «Сбыт наркотических средств» Уголовного кодекса РФ. Ответственность по этим статьям наступает даже и в том случае, если товарищ отказался от предложения покурить анашу, - по статье 230 в полной мере, а по статье 228.1 за покушение на сбыт.если для того , чтобы совместно употребить наркотики, используется какое-либо помещение, независимо какое, то инициатор, имеющий формальное либо неформальное отношение к данному помещению, может быть привлечен к уголовной ответственности и по ст.232 УК за организацию и содержание притона для употребления наркотических средств.

 Моя цель в жизни

У всех нас есть определенные ожидания от будущей жизни. Например: Чего бы вам хотелось достичь или иметь к 16 годам? А к 20? К 25? (Ответы студентов). Это ваша карта жизни. У каждого она своя. Каждый из нас — неповторимая, уникальная личность. Но есть цели, которые объединяют всех нас.

Первая цель: создание себя как зрелой личности, раскрытие своего потенциала. Есть интересный миф о Геракле. Однажды ему приснился сон. Он стоял на перепутье двух дорог. Одна дорога была вымощена камнями, по ее сторонам росли финиковые деревья, чуть дальше виднелся красивый дворец, рядом с которым гуляли манящие его прекрасные девушки, но дальше — дорога тонула в тумане, и не было видно, куда она в конечном итоге ведет. У дороги стояла богиня. Она представилась как богиня удовольствия и предложила ему выбрать свою дорогу. А соседняя дорога была ухабиста и некрасива, почти сразу вела в горы, но вдалеке был ясно виден изумительно красивый город. Рядом с ней стояла еще одна богиня. Она представилась богиней труда, а потом предложила Гераклу выбрать ее дорогу — трудную, иногда опасную, но ведущую в этот удивительный город. Геракл выбрал дорогу богини труда. А что выбирает в своей жизни каждый из нас?

На нашу жизнь оказывают влияние много различных факторов, но каждый сам выбирает, находиться ли ему в плену своего окружения или самому определять свою жизнь. Это под силу только зрелому человеку. Зрелость человека определяется не его возрастом или образованием, а, во-первых, тем, насколько ему удалось развить свой внутренний потенциал, воплотить в жизни свои таланты, преодолеть свои недостатки. Во-вторых, насколько его нравственные принципы воплощаются в повседневной жизни, чиста ли его совесть, какой уровень ответственности он способен нести на своих плечах и, наконец, в-третьих, насколько бескорыстно его отношение к людям и насколько его любовь истинна и плодотворна.

Вторая цель: построение гармоничных отношений с другими людьми, создание крепкой семьи. Строить по-настоящему хорошие и близкие отношения непросто. Но это стоит того! Гармоничные отношения с другими людьми, и особенно в семье, приносят ни с чем несравнимое счастье. Какой бы замечательной ни была жизнь человека в детстве, однажды он начинает понимать, что ему не достаточно просто быть одному, а хочется разделить жизнь с любимым человеком и воспитать детей. Построение крепкой семьи, основанной на верности, доверии, жизни ради других, станет источником будущих побед в любом деле. Важно понимать, что только разрешение семейных проблем может помочь нам справиться с наркоманией. Если дети будут чувствовать любовь и заботу, если их родители смогут показать им настоящий пример семейного счастья, тогда им незачем будет убегать в извращенный мир наркотиков, похоти и преступности.

Третья цель: создание гармоничных отношений с окружающим миром. Зрелые люди, умеющие строить гармоничные отношения с другими людьми, могут многого добиться в своей жизни и оставить после себя наследие, которое послужит еще многим поколениям. Они могут найти профессию по душе и достичь полной творческой самореализации. Высокий профессионализм и стремление добиваться лучших результатов наполняют жизнь незабываемыми ощущениями.

Да, нам нужны яркие переживания в жизни. Но — настоящие. Кто- нибудь из вас ходил в горы? Прыгал с парашютом? Побеждал на олимпиаде, в соревнованиях? Можно ли эти переживания победы, радости, ликования назвать словом «кайф»? Еще как! Этот «кайф» - мощный, жизнеутверждающий, настоящий, и воспоминания о нем навсегда останутся с вами.

Итак, нам еще предстоит достичь многих целей, и жизнь стоит того, чтобы прожить ее достойно!

Работа по группам «Разработка системы мер по решению проблемы наркомании»

Студенты делятся на 4 группы: государственные деятели, СМИ, молодежные общественные организации, родители и разрабатывают систему мер по решению проблемы наркомании, представляя себя в роли работников той или иной государственной или общественной организации.

Литература

1. Материалы молодежной антинаркотической газеты «Молодежь Калмыкии против наркотиков». -№1 (1), январь 2012.

2. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

3.  Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. / Под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. —256 с.

4. http://www.medmedia.ru/narcology /

5. http://www.takzdorovo.ru

 

 

Приложение 2

Игра 1: «Опасный прыжок»

Выбираются 3—4 добровольца. Им предлагается совершить один прыжок с парашютом. Ведущий уговаривает добровольцев согласиться, но с условием, что прыжок будет производиться без парашюта. Употребляются выражения: только один раз, совершенно бесплатно, с вами ничего страшного не случится, уже многие пробовали, вы переживете незабываемые впечатления. Если все отказываются, ведущий спрашивает: почему? Обращается внимание на то, что используемые выражения чаще всего употребляются распространителями наркотических веществ. Если есть согласившиеся, ведущий также спрашивает: почему? Делается вывод: к опасному эксперименту подталкивает любопытство, интерес.

Игра 2: «Яма»

Вызываются 4—5 добровольцев, желательно друзья. Один на минуту выходит из класса. Остальным объясняются правила: после вступления ведущего все участники по очереди перепрыгивают через большую «яму». Приглашается вышедший доброволец. Участники игры становятся в шеренгу, неподготовленный участник становится в конце. Ведущий представляет участников как группу друзей, которые поздним вечером возвращаются из гостей. На пути им встречается большая, глубокая, опасная яма. Очень темно, поэтому не видно ни дна ямы, ни ее противоположного края. Задается вопрос: что вы будете делать? Подготовленные участники один за другим быстро прыгают. Испытуемый участник может также прыгнуть или отказаться. Ведущий спрашивает его о причинах его выбора. Делается вывод о том, что чаще всего мы склонны поступать «как все».

Классный руководитель – Мукабенова Галина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Пресс-конференция "Наркотики:истоки,сущность,последствия".

Внеклассное мероприятие, посвящённое   последствиям употребления наркотиков....

Пожары. Их причины и последствия.

Презентация может быть использована на уроке обж для успешного прохождения темы:"Пожары"....

Тема собрания: Агрессия, ее причины и последствия.

В седьмом классе очень часто начинаются проблемы трудного возраста. Подростки меньше уделяют внимания собственно учебной деятельности, стараются любыми возможными средствами заявить о себе: проя...

Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).

Тема урока:  Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...

Классный час: «Наркотики. Употребление и последствия» для учащихся 8-10-х классов

Формат мероприятия: тематический классный часЦель: показать отрицательное влияние наркотиков на психическое и физическое здоровье человекаЗадача: выявить прямую зависимость между наркотиками и поступк...