Сотрудничество детей и родителей
статья по теме
Формы взаимодействия детей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный этап развития образования ориентирует общество на полноценное формирование каждого ребенка и его самореализацию в жизни. В поисках средств гуманизации школьного образования приоритетом российской педагогики становятся самоценность личности, ее внутренние ресурсы и создание для этого необходимых условий.
Индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы должно быть основано на:
- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;
- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;
- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.
Нередко с момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями:
– родители не активны, молчаливы на собраниях, часто предъявляют только претензии учителю, выражают неудовлетворение друг другом и чужими детьми;
– учителя неохотно сопротивляются приходу на свои уроки родителей, устройству мероприятий с участием семей
– дети без особой радости сообщают дома о родительском собрании, не хотят
делиться своими школьными впечатлениями и переживаниями, не испытывают радости от общения с учителем и одноклассниками.
Видимо, причина этих противоречий кроется в нарушении взаимоотношений
сторон «педагогического треугольника».
Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя
вылечить. Если же мы объединимся с тобой, то вместе победим болезнь». Так, в «педагогическом треугольнике» противоречия можно разрешить, по моему мнению, четким и ясным определением целей всех сторон в этом взаимодействии:
– установление эмоционально положительных взаимоотношений учителя, родителей, учеников, стремление всех участников к сотрудничеству;
– всестороннее изучение ребенка;
– правильный выбор взрослыми методов нравственного воспитания в различных жизненных ситуациях;
– приобщение ребенка к решению серьезных нравственных проблем;
Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:
– знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности;
– создание ситуации сопричастности родителей к воспитательному процессу, проводимому в школе;
– пробуждение в родителях интереса, активности, инициативы;
– формирование общности родителей как единого организма взаимодействия;
- организации такого взаимодействия родителей, учителей и учеников, в основе которого возможна совместная деятельность взрослых и детей с последующим обсуждением ее результатов, на основе не только прямого воздействия педагога на детей и родителей, но и оказания косвенного влияния на ребенка через родителей и на родителей;
-формирование у родителей понимания важности, значимости организации совместного интересного, содержательного досуга в семье и в школе.
Функция взаимодействия учителя – ученика– родителей в общественно значимой деятельности проявляется в совместной работе по благоустройству и оборудованию классного пространства. Все классное пространство, обустроенное родительскими усилиями, воспитывает в детях уважение к своему труду и труду родителей.
Родительский комитет договорился с работниками одного из детских домов нашего района о том, чем можно помочь детишкам. Отзывчивость, милосердие, доброту нельзя воспитать в ребенке, не дав ему возможности прочувствовать чужое горе, не показав личный пример бескорыстия и любви. Важно, чтобы в этом учителя и родители были единомышленниками.
Взаимодействие с родителями в нашем лицее носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов между лицеем и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в лицее. Программа «Семья», целью которой является реализация дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, помощь родителям в определении природосообразности ребёнка в условиях профильного лицея, ведется уже не первый год. Ее основными направлениями являются:
выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);
участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
" проведение дней здоровья;
проведение совместных праздников с участием родителей
определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;
" оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;
создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми
Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса.
Необходимое условие и источник развития - трудности. Посильная трудность создаёт условия для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. Дети с удовольствием участвуют в международных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «Золотое Руно», «Бульдог», интеллектуальных марафонах. С каждым годом увеличивается уровень интеллектуального развития детей, повышается мотивация к обучению. А огромную и неоценимую помощь здесь могут оказать родители. Моя практическая работа как учителя. так и классного руководителя зачастую строится на участии учеников, учителей, родителей в коллективных творческих делах, где есть возможность раскрыться каждому ребенку.
Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:
-развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;
-забывать на время о своих проблемах;
-познакомиться с новыми людьми;
-ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.
В то же время родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой, самой сложной ситуации. Его авторитет основывается на компетентности, ответственности, такте, справедливости, умении заботиться о своих воспитанниках.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
-педагогическому такту и этике взаимоотношений;
-педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
-педагогическому просвещению родителей;
-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
-единству требований школы и семьи.
. Если представить это сообщество в виде схемы, то субъекты «Учителя», «Ученики» и «Родители», образуют треугольник. Линии, являющиеся сторонами треугольника, будут обозначать устойчивые связи, коммуникацию. Практически невозможно представить себе современное общество без телефона, Интернета, почты, средств массовой информации и транспортной сети. Так же сложно представить себе успешное образовательное сообщество без устойчивого взаимодействия учеников, учителей и родителей. Стороны должны знать друг друга, уметь скоординировать свои усилия, объединиться вокруг общей цели, одинаковой для трех сторон образовательного треугольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям»
Данная презентация обобщает опыт работы классных руководителей по профилактике асоциальных явлений среди подростков, Презентация подготовлена к выступлению на областном учебно-методическом семинаре по...
Сотрудничество учителя и родителей в экологическом воспитании
Статья о результатах опытно-экспериментальной работы по теме "Взаимодействие семьи и школы в экологическом воспитании учащихся", проводимой лабораторией воспитания экологической культуры ИСВ РАО....

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ
Исходя из многолетнего опыта работы учителем − логопедом на школьном логопедическом пункте, считаю необходимо важным с самого начала занятий в логопедическом классе построить теплые доверительны...
Сотрудничество учителя и родителей
Из опыта работы с родителями учащихся начальных классов, материалы для проведения родительских собраний....
Помощь студентам в написании ВКР по теме "Обучение детей и родителей сотрудничеству как средство профилактики семейных конфликтов".
Данная разработка создана в помощь студентам при написании выпускной квалификационной работы. В ней выделены основные структурные компоненты работы, понятия, исследовательские методики, наиболее важны...
Открытый урок, как форма сотрудничества детей, родителей и педагога
Урок по изучению расположения нот на грифе гитаре...

Консультация «Сотрудничество педагогов с родителями по физическому воспитанию и развитию детей»
консультация для педагогов ДОУ...