Сотрудничество детей и родителей
статья по теме

Тамара Вячеславовна Тихонова

Формы взаимодействия детей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotrudnichestvo_detey_i_roditeley.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

         Современный этап развития образования ориентирует общество на полноценное формирование каждого ребенка и его самореализацию в жизни. В поисках средств гуманизации школьного образования приоритетом российской педагогики становятся самоценность личности, ее внутренние ресурсы и создание для этого необходимых условий.  

    Индивидуальность, как известно, формируется в семье. Именно поэтому как для родителя, так и для педагога важно наладить сотрудничество друг с другом. Включение семьи в деятельность воспитательной системы школы должно быть основано на:

- гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

- уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг другу;

- систематическом повышении психолого-педагогического уровня учителей и родителей;

- умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

      Нередко с момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями:

– родители не активны, молчаливы на собраниях, часто предъявляют только претензии учителю, выражают неудовлетворение друг другом и чужими детьми;

– учителя неохотно  сопротивляются приходу на свои уроки родителей, устройству мероприятий с участием семей

– дети без особой радости сообщают дома о родительском собрании, не хотят

делиться своими школьными впечатлениями и переживаниями, не испытывают радости от общения с учителем и одноклассниками.

Видимо, причина этих противоречий кроется в нарушении взаимоотношений

сторон «педагогического треугольника».

        Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя

вылечить. Если же мы объединимся с тобой, то вместе победим болезнь». Так, в «педагогическом треугольнике» противоречия можно разрешить, по моему  мнению, четким и ясным определением целей всех сторон в этом взаимодействии:

– установление эмоционально положительных взаимоотношений учителя, родителей, учеников, стремление всех участников к сотрудничеству;

– всестороннее изучение ребенка;

– правильный выбор взрослыми методов нравственного воспитания в различных жизненных ситуациях;

– приобщение ребенка к решению серьезных нравственных проблем;

 

Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач:

– знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности;

– создание ситуации сопричастности родителей к воспитательному процессу, проводимому в школе;

– пробуждение в родителях интереса, активности, инициативы;

– формирование общности родителей как единого организма взаимодействия;

- организации такого взаимодействия родителей, учителей и учеников, в основе которого возможна совместная деятельность взрослых и детей с последующим обсуждением ее результатов, на основе не только прямого воздействия педагога на детей и родителей, но и оказания косвенного влияния на ребенка через родителей и на родителей;

-формирование у родителей понимания важности, значимости организации совместного интересного, содержательного досуга в семье и в школе.

      Функция взаимодействия учителя – ученика–   родителей в общественно значимой деятельности проявляется в совместной работе по благоустройству и оборудованию классного пространства. Все классное пространство, обустроенное родительскими усилиями, воспитывает в детях уважение к своему труду и труду родителей.

Родительский комитет договорился с работниками одного из детских домов нашего района о том, чем можно помочь детишкам.  Отзывчивость, милосердие, доброту нельзя воспитать в ребенке, не дав ему возможности прочувствовать чужое горе, не показав личный пример бескорыстия и любви. Важно, чтобы в этом учителя и родители были единомышленниками.

   Взаимодействие с родителями в нашем лицее носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных  дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов  между лицеем  и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в  лицее. Программа «Семья», целью которой является   реализация дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы, психолого-педагогической  и социальной поддержки семьи, помощь  родителям в определении природосообразности  ребёнка  в условиях профильного лицея, ведется уже не первый  год. Ее основными направлениями являются:

выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;

привлечение ребенка к обучающей деятельности (выступление в роли учителя);

участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
" проведение дней здоровья;

проведение совместных праздников с участием родителей

определение стратегии родительского воспитания и ее корректировка, при необходимости;
" оказание своевременной квалифицированной помощи родителям в воспитании детей;

создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми

      Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Для родителей проводятся концерты, выставки работ детей, им посылаются письма об успехах их детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса.

        Необходимое условие и источник развития - трудности. Посильная трудность создаёт условия для переживания чувства удовлетворения, дарит радость познания, веры в свои силы. Дети с удовольствием участвуют в международных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок» и «Золотое Руно», «Бульдог», интеллектуальных марафонах. С каждым годом увеличивается уровень интеллектуального развития детей, повышается мотивация к обучению. А огромную и неоценимую помощь здесь могут оказать родители. Моя практическая работа как учителя. так и классного руководителя зачастую строится на участии  учеников, учителей, родителей в коллективных творческих делах, где есть возможность раскрыться каждому ребенку.

Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет:

-развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка;

-забывать на время о своих проблемах;

-познакомиться с новыми людьми;

-ощутить "приятную усталость" вместо "тягостного" утомления.

  В то же время родители должны видеть в учителе человека авторитетного, знающего и  способного найти решения в любой, самой сложной ситуации. Его авторитет основывается на компетентности, ответственности, такте, справедливости, умении заботиться о своих воспитанниках.

       Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

-педагогическому такту и этике взаимоотношений;

-педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;

-педагогическому просвещению родителей;

-умению видеть сложные взаимоотношения в семье;

-единству требований школы и семьи.

.    Если представить это сообщество в виде схемы, то субъекты «Учителя», «Ученики» и «Родители», образуют треугольник. Линии, являющиеся сторонами треугольника, будут обозначать устойчивые связи, коммуникацию. Практически невозможно представить себе современное общество без телефона, Интернета, почты, средств массовой информации и транспортной сети. Так же сложно представить себе успешное образовательное сообщество без устойчивого взаимодействия учеников, учителей и родителей. Стороны должны знать друг друга, уметь скоординировать свои усилия, объединиться вокруг общей цели, одинаковой для трех сторон образовательного треугольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика асоциальных явлений. Технология сотрудничества «Дети-детям»

Данная презентация обобщает опыт работы классных руководителей по профилактике асоциальных явлений среди подростков, Презентация подготовлена к выступлению на областном учебно-методическом семинаре по...

Сотрудничество учителя и родителей в экологическом воспитании

Статья о результатах опытно-экспериментальной работы по теме "Взаимодействие семьи и школы в экологическом воспитании учащихся", проводимой лабораторией воспитания экологической культуры ИСВ РАО....

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Исходя из многолетнего опыта работы учителем − логопедом на школьном логопедическом пункте, считаю необходимо важным с самого начала занятий в логопедическом классе построить теплые доверительны...

Сотрудничество учителя и родителей

Из опыта работы с родителями учащихся начальных классов, материалы для проведения родительских собраний....

Помощь студентам в написании ВКР по теме "Обучение детей и родителей сотрудничеству как средство профилактики семейных конфликтов".

Данная разработка создана в помощь студентам при написании выпускной квалификационной работы. В ней выделены основные структурные компоненты работы, понятия, исследовательские методики, наиболее важны...

Открытый урок, как форма сотрудничества детей, родителей и педагога

Урок по изучению расположения нот на грифе гитаре...