классные часы для обучающихся "Выбор..."
классный час (11 класс) по теме

 

Очень актуальная тема - нравственный выбор в жизни. Почему у людей отличается представления о счастливой и несчастной жизни...

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya_vybor.ppt1.89 МБ
Microsoft Office document icon vybor.doc93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«ВЫБОР…»

Цель: формировать умение совершать нравственно оправданный выбор.

Задачи:

  1. создать и обсудить ситуации-коллизии;
  2. стимулировать нравственно ценные мотивы поведения.

Форма: беседа на этическую тему.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

Ход занятия.

На партах перед обучающимися лежат карточки с критериями оценки «жизнь-несчастная», «жизнь-счастливая». На доске- рисунок обучающейся 6 класса «Жизнь». Выбор- «несчастная-счастливая» закрепляются по обе стороны рисунка.

(Слайд)

Случайно ничего не происходит…

Есть тайный смысл законов бытия.

Написано: кто ищет, тот находит,

И кто стучит, тому и отворят.

Случайности у жизни не бывает…

В судьбу свою ты верь или не верь,

Но, коль на стук тебе не открывают,

То громко ли стучишь и в ту ли дверь?

- Как вы думаете, о чем эти стихи?

- Насколько важно, на ваш взгляд, уметь правильно сделать нравственный выбор в жизни?

- Как часто мы слышим роптания: «Жизнь не удалась! Не сложилась! Я несчастлив(а)». Или, напротив: «У меня в жизни все складно, да ладно! Все сложилось! Счастливая жизнь!»

- Что для вас  -  жизнь несчастливая или, напротив, счастливая?

(работают с карточками, результаты вывешиваются на доске). (Слайд)

-  От чего зависит наша жизнь? Что важнее – материальные или духовные ценности в нашей жизни? Замкнуться в своем мирке или подарить себя миру? «Оставить след или наследить»? Есть ли у нас выбор?

-  Об этом мы сегодня поговорим. Тема нашего занятия: «Выбор…». (Слайд с названием темы)

-  Что означает слово «выбирать», «выбрать»? Обратимся к Толковым словарям. (Слайд)

Посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Счастлив ли герой ролика? Примерные вопросы: «Может ли быть счастливым человек в таком состоянии? Какой нравственный выбор сделал герой ролика? В чем, на ваш взгляд, его счастье?..» (Просмотр и обсуждение»).

Посмотрите на эту фотографию. Обратите внимание – он действительно счастлив? Какие слова героя вам запомнились?

Мне запали в душу: «Никогда не смогу взять любимую за руку!»

-  Обратите внимание на этот кадр (Фотография свадьбы героя).

-  Его слова: «Я понял, не обязательно держать любимую за руку, можно держать ее своим сердцем».

-  В чем увидел смысл жизни молодой человек? Счастлив ли он? Что ему пришлось изменить в себе?

Еще одна судьба. (На слайде фотография Григория Николаевича Журавлева – «утеевский иконописец»)

         

Григо́рий Никола́евич Журавлёв родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки. Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина. Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти, зажатыми в зубах.

К 1885 году, в царствование Государя Императора Александра Александровича, в богатом и хлебном селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, и Гришу пригласили расписывать стены. Для него по его чертежу были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро, в течение одного часа, и Гриша, опасаясь за качество изображения, решил писать по загрунтованному холсту, наклеенному на стены. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие        язвы.
Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. До самой своей кончины он все писал Богородичный образ "Благоуханный цвет". 

А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: "Се, Человек". 

-  Как вы понимаете слова: «Се, Человек». Поставьте себя на место Григория Журавлева. Вы смогли бы так? Какие качества характера героя вы бы хотели воспитать в себе? Что для этого надо делать?

- В чем счастье иконописца? Могло бы быть по-другому? Какая судьба бы его ждала? Назвали бы его Человеком?

- И еще одно судьба. Еще один выбор (Видеоролик)

- Какие чувства вы испытывали при просмотре сюжета? Как Вы думаете, эти двое  счастливы?

 Так что же такое – счастливая жизнь? От чего она зависит?

От нашего выбора. В зависимости от того,  какие мы определим приоритеты.  

- Перед вами высказывания известных людей. Выберите близкое вам! (Приложение 1)

Зачитывают и обосновывают свой выбор. Я для себя выбрала следующие…(Слайд)

Рефлексия. Перед вами карточки с незаконченными предложениями завершите их. (Зачитывают).

- Вот портрет одного из героев нашего классного часа. Что бы вы ему хотели сказать?

Счастливая или несчастная жизнь… Жизнь! Все в ваших руках!

Я дарю вам притчу.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли, и, молча, продолжали бросать землю в колодец. Однако очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

      Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.

Судьба - это не дело случая, а вопрос выбора.

Неизвестный автор

Есть два важных выбора в жизни: принять обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по их изменению.

Неизвестный автор

Бог всем дал право выбора: радоваться или грустить, любить или ненавидеть, созидать или разрушать, дарить или отбирать, жить или медленно умирать.

Ольга Анина

Постоянно выбор перед нами
Ставит потрясений круговерть:
Очень больно шевелить мозгами
Чтобы не предать и уцелеть.

Эдуард Александрович Севрус (Борохов)

Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни.
Козьма Прутков

Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям.
В. Ирвинг

Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком.
Ф. Искандер

Все определяется тем, чего ищешь в жизни, и еще тем, что ты спрашиваешь с себя и других.
С. Моэм

Тот, кто ответил себе на вопрос: «Зачем жить?» — сможет вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»
Ф. Ницше

Когда человек полон жизни, он не спрашивает себя, зачем он живет; он живет для того, чтобы жить, потому что жить — чертовски славная вещь.
Р. Роллан

Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить

И. Бергман

Нет такой ситуации, в которой нам не была бы предоставлена жизнью возможность найти смысл, и нет такого человека, для которого жизнь не держала бы наготове какое-нибудь дело. Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим

В.Франкл

Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже — разум для того, чтобы понять ее

Л. Н. Толстой

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно

Э. Фромм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...