Материал для работы с родителями "Ребёнок в виртуальном мире или..."
статья (5 класс) по теме

В условиях шаговой доступности к различного рода средствам коммуникации  развитие этической и мировоззренческой культуры школьника является актуальной проблемой в работе классного руководителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebyonok_v_virtualnom_mire_ili.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Ребёнок в виртуальном мире или

«Что такое хорошо, что такое плохо»…  

Ценностные ориентации являются основой саморазвития, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения и обуславливают мотивы поведения личности. Человечество находится в ситуации постоянно увеличивающегося информационного потока, под воздействием которого формируются духовно-нравственные, художественно-эстетические, социальные, интеллектуальные ценности и интересы.                                                                  

Медиасредства фактически представляют собой систему неформального образования и просвещения детей, существенно влияющих на усвоение социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности. Необходимость этической компетентности заложена, прежде всего, в постоянном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир. Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций, несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа качественного времени (то есть периода бодрствования) с родителями, 850 часов с учителями и 1400 часов с экранными медиасредствами.  Медиа могут служить стимулом для совершенствования жизни человека, средством отражения национального своеобразия и развития, международного взаимопонимания и мира, сообщая реалистичную и адекватную информацию об истории, культуре, ценностях каждого народа. В то же время медиа, превращаясь в доминирующее средство культуры, представляют потенциальную угрозу разрушения моральных и этических норм, культурных и художественных ценностей.  Актуальной является проблема информационно-психологической безопасности общества, особенно молодежи, имеющей небольшой жизненный опыт, недостаточный уровень развития критического мышления. Иными словами, 5- 6-ти классникам трудно разобраться в том, что такое «хорошо и что такое плохо» в таком море информации. Вот «друзья » по «Контакту» заменяют целый оборот речи  одним нецензурным словом или «огрызком» слова. Другие присылают по «почте» фрагмент с недвусмысленной «картинкой» из порнофильма. Ребёнок думает, что можно писать с «кучей» ошибок и отсутствием знаков препинания.  Можно анонимно присылать оскорбления в адрес других пользователей ПК, зарабатывать деньги, пересылая «спамы». Возможности сотовой связи, на мой взгляд, даже толкают на преступления: можно говорить за счет собеседника (особенно если он об этом не догадывается), можно читать чужие  sms (в школе мы говорим, что читать чужие письма неприлично), «навигатор» позволяет отслеживать местонахождение своих близких. В настоящее время медиа вызывают у человека психологическую напряженность, ценностную дезориентацию, неадекватное поведение. В конечном счете - разрушение этической компетенции. Большинство школьников не задумываются о том, что в киберпространстве существуют какие-то морально-этические нормы и нормы поведения.

Учителям-предметникам, классным руководителям просто необходимо  проводить специальную работу для того, чтобы научить школьника правильно вести себя в виртуальном мире, правильно реагировать на проявления девиантного поведения в сфере ИКТ. Такие занятия проводить прямо в компьютерном классе, предварительно разъясняя задачу практических упражнений. Чаще всего школьники просто не готовы воспринимать виртуальное пространство, как область, где отношения между участниками также регулируются различными нормами. Иллюзия анонимности и безнаказанности зачастую приводит к весьма неблаговидным поступкам, словам и выходкам. На самых первых занятиях целесообразно записать и обсудить 10 простых правил пользователя:

 - помните о человеке,

 -придерживайтесь стандартов поведения, принятых в реальной жизни;

- помните, что вы находитесь в Сети (то, что без колебаний принимается      

  в одном месте, могут посчитать за грубость в другом);

- уважайте время и трафик других;

- пишите грамотно;

- делитесь своими знаниями;

- не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их;

- уважайте неприкосновенность частной жизни других пользователей;

- не злоупотребляйте полномочиями;

- умейте прощать чужие ошибки.                

Работа учителя нацелена на развитие этической и мировоззренческой культуры школьников. Поведение детей в информационном пространстве – одно из важнейших её направлений. Ребёнок должен приобретать ценностно-ориентированные знания, направленные на осмысление себя самого  как личности, индивидуальности, а также социального и природного существа, носителя разума и нравственных качеств.

                                                                               

 Е.И. Рязанова учитель русского языка и литературы

 МОУ Дударевская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

зависимость от виртуального мира

Материал был использован на родительском собрании в 8 классе. Даются советы родителям, как уберечь ребенка от компьютерной зависимости. Пр подготовке беседы частично использовалась "Настольная книга к...

Родительское собрание по теме: "Безопасность в виртуальном мире"

Родительское собрание по теме "Безопасность в виртуальном мире"....

Презентация по теме: "Безопасность в виртуальном мире"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по теме: "Безопасность в виртуаальном мире"....

Конспект урока по информатике "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире" .

Здесь предлагается конспект открытого  урока по теме "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире". Урок был проведен в 6 в классе С(К)ОШ 8 вида....

Пленники виртуального мира

Как уберечь сегодня наших  детей от виртуального мира? Рекомендации для родителей ....

Внеклассное занятие «Приключение Серёжи в виртуальном мире» /в технологии проектной деятельности/

Проект включает в себя сценарий проведения классного часа, анкеты опроса, памятка по работе за компьютером....