Классный час "Кто возвратит им детство"
методическая разработка на тему

Сценарий классного часа к 9 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1)

(презентация «Счастье – это наши дети»)

Шло детство, поспела клубника…

Нам день обещал тишину.

И было нелепо и дико,

Что вдруг объявили войну.

Мы ждали гостей. Наша мама,

Начав хлопотать у стола,

Смотрела так пристально прямо

И слез удержать не могла.

И болью огромного роста

Набат поднимался, как крик.

И было нам, детям, непросто

Понять этой скорби язык.

Война надвигалась столико.

Родной закручинился кров…

На блюде забытом клубника

Сочилась как алая кровь.

Война обрушилась на детей так же, как на взрослых – бомбами, голодом, холодом, разлуками. Война в жестокой слепоте своей соединила несоединимое: детей и кровь, детей и смерть.  И сегодня,  в дни,  когда вся страна празднует 65-летие со дня нашей великой победы, мне хочется поговорить с вами о тех, чье детство пришлось на военное лихолетье. И нашу встречу я назвала «Кто возвратит им детство?». (СЛАЙД 2)

Страница 1 – «Мы  родом из войны»

(СЛАЙД 3)

Идти устали маленькие ноги

Но он послушно продолжает путь

Еще вчера хотелось близ дороги

Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его теряя силы

В пути минуты длились словно дни.

Все время сыну непонятно было,

Зачем свой дом покинули они?

Что значат взрывы, плачь, дорога эта?

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки,  рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…

Могла ли малышу ответить мать,

Что этим детям, спящим у березы,

Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснил ему в пути

Что это спали неживые мамы

От бомбы неуспевшие уйти

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.

Он шел и шел.  И,  чтобы мать спасти,

Следил ревниво за июньским небом

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Утром 22 июня 1941 года на одной из брестских улиц лежала убитая девочка с растрепанными косичками,  рядом лежала ее кукла. Многие запомнили эту девочку. А кто считает, сколько детей убивает война? Убивает тех кто родился,  убивает тех кто мог бы,  кто должен был прийти в этот мир.  Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли это?  Кто возвратит ему детство? А их, таких, были тысячи. Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, летят пули, рассыпаются дома и горят детские кроватки. Потому что сегодня кому-то хочется больше войны, в огне которой дети испрялись бы как капли воды. Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери, об отце? Только их смерть. (СЛАЙД 4)

«Осталась на угольках лишь одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба» - Аня, 5 лет.

«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, уведите, чтобы не смотрел» - Саша, 7 лет.

Как тосковали, когда наступило время 1 сентября 1941 года и не надо было идти в школу. Как в 10 – 12 лет работали по 12 часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как,  увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что… «…я забыл за 4 года, что это такое – белый батон» - Саша, 10 лет.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?

Страница 2 – «Детские воспоминания»

(СЛАЙД 5)


Судьбы детей похожи. Война стала общей биографией целого поколения. Рассказанное ими – подлинный документ. Обычно мы, рассказывая о своем детстве, украшаем его. Они это не могут сделать. Нельзя же украшать ужас и страх.

«Я, Валентина Дорохова, уроженка города Петровска Саратовской области. В первые дни войны мне было 11 лет,  и я могла выполнять посильную работу в госпитале. Мама отводила меня в большую палату, где лежали тяжело раненные, которые не могли ходить. Я приносила им воду, убирала посуду. Иногда меня просили спеть песню, прочитать письмо. Однажды из глубины палаты я услыхала голос: «Дочка, подойди сюда».

Меня дома никто так не называл. Я подошла на зов и увидела человека. У него не было рук по локоть и ног выше колен. Раненый недавно перенес операцию.

Он спросил: «Ты можешь писать?» Я ответила: «Да».  

«Тогда напиши моим родным, что я жив и здоров». Карандаш прыгал  по бумаге, плечи мои вздрагивали, я боялась расплакаться. Я представляла, что мой отец, возможно раненный, тоже без рук и без ног лежит в госпитале  и не дает о себе знать. В первые годы войны он часто писал нам письма.  Последние два он написал в январе 1942 года. Перед боем он написал: «Если вернусь живым, то напишу….Писем от отца больше не было».

Но два треугольных конверта

В конце нам зимы принесли.

Пред боем написаны были,

Предсмертными были они.

О смерти отец и не думал,

Но все ж написал те слова:

«Останусь я жив – напишу вам,

Сейчас уже в бой мне пора».

Короткие строчки, но в сердце

И в память мою залегли.

А нам треугольники эти

Уже после смерти дошли.

Отец мой красив на портрете

В неполных свои 40 лет,

У всех у подруг моих папы,

И лишь у меня папы нет.

Страница 3 – «Блокадный Ленинград»

(СЛАЙД 6)

(СЛАЙД 7) На выезде из Санкт – Петербурга (раньше Ленинград) стоит памятник – «Цветок жизни», в память о детях блокадного Ленинграда, которые перенесли весь ужас войны.  На каменных лепестках начертано: «Пусть всегда будет солнце». Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось. 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял! Из города эвакуировали жителей: женщин, стариков, детей. Но около 2, 8 миллионов человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тысяч детей. Эти дети старались во всем помогать взрослым.  Более 5 тысяч подростков за мужество и героизм были награждены медалями за оборону Ленинграда.

(СЛАЙД 8) Таня Савичева  была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. В семье было 5 детей. Отец рано умер, и мать много работала, чтобы поднять их на ноги. Лето 1941 года семья Савичевых собиралась провести в деревне. Но из города успел уехать только один ребенок. Остальные остались в городе и старались всеми силами помогать фронту. Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить пожары, рыть траншеи. Однажды с работы не вернулась сестра Нина. Ее долго ждали, но когда прошли все сроки, мать отдала Тане на память о сестре маленькую записную книжку, в которой девочка стала делать записи.

С тех пор Таня все чаще и чаще стала ее открывать.

(СЛАЙД 9) «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 год.

Лека умер 17 марта в 5 часов утра.1942 год.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год.

Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год.

Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра.1942 год».

(СЛАЙД 10)

9 страничек. Страшные строчки.

Нет запятых, только черные точки.

Пусто и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может короче дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше сил и нет больше слез.

Умерли дяди, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Умерли все. Что поделать. Блокада.

Голод уносит людей Ленинграда.

Тихо в квартире. В живых только Таня.

В маленьком сердце только страданья!

Умерли все! Никого больше нет.

Девочке Тане 11 лет…

Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». Ее, потерявшую от голода сознание, обнаружили санитары. Жизнь еле теплилась в ней. Вместе с другими 140 истощенными голодом детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область. Многие дети окрепли, поднялись. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2 лет боролись за ее жизнь, но у Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечка умерла.

(звучит песня «Дети войны»)

Страница 4 – «Маленькие солдаты»

(СЛАЙД 11)

Один из документов фашистской программы гласил:«Помни и выполняй: уничтожай в себе жалость и сострадание. Убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик».

Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился наш народ. На столы мобилизационных пунктов,  рядом с заявлениями отцов и матерей с просьбой отправить их на фронт, клали заявления их дети.

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем.

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

(СЛАЙД 12) Валя Котик. Погиб в феврале 1944 года.

(СЛАЙД 14) Зина Портнова. Расстреляна фашистами осенью 1943 года.

(СЛАЙД 15) Марат Казей. Погиб в мае 1944 года.

(СЛАЙД 16) Леня Голиков. Погиб зимой 1943 года.

(СЛАЙД 13) Витя Хоменко. Казнен фашистами в декабре 1942 года.

Сегодня мы должны учиться у этих ребят беззаветной любви к Родине, смелости, достоинству, мужеству, стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей России.

Страница 5 – «Ангелы небесные, чистые и вечные, к Господу пришедшие в дни бесчеловечные»

(СЛАЙД 17)

Много лет прошло после ужасов войны. Но и в наше мирное время сердце иногда сжимается от страха за родных и близких, просто за людей, когда слышишь слово «терроризм». Слово, несущее беду.

Беда случилась осенью 2004 года. 1 сентября, когда все присутствующие здесь шли в школу с букетами цветов, в маленьком городке Беслан в Осетии террористы захватили школу. В заложниках оказались сотни детей, учителя, родители. Всего около 1 тысячи 200 человек. Детей и взрослых террористы загнали в спортивный зал школы, никому не разрешали вставать, не давали воды. За любое неповиновение грозили расстрелять, даже тогда, когда плакали меленькие дети.  (СЛАЙД 18) Всего в период с 1 по 3 сентября погибли и позднее скончались от ранений 333 человека, среди них 186 детей.

«Мама! Я не могу без тебя жить! Найдись, пожалуйста!» Эта надпись на уцелевшей стене спортивного зала появилась 6 сентября 2004 года. Дождь, ветер и снег стирали строчки, но они возникали снова и снова. Весь год.

- Это мои детки тоскуют, - говорит бесланская женщина Роза. – Я по почерку вижу.

Дети Розы погибли в теракте. Сосик, Лиза, Вова, Ацамас. Она была рядом. Лишь на секунду отошла, чтобы сфотографировать малыша Ацамаса с первоклассником Вовой. В объектив  увидела перекошенные от страха лица детей. Начался хаос. Больше Роза своих детей не видела. «Они стали ангелами, - говорит женщина. – Все наши маленькие мученики стали ангелами, а это значит, что они живы. Вы же видите, зовут они своих матерей. Когда-нибудь мы обязательно воссоединимся».

(презентация «1 сентября. Беслан»)

Время. Подрастают сыновья.

Лето кончилось, и в тридцать пятый раз

Снова осень. Вот уже и я

Провожаю сына в первый класс.

Дома ждут машинки без колес

И набор пластмассовых солдат.

Мишки, кубики, разбитый паровоз

И любимая игрушка – автомат.

Насмотревшись телевизионной шелухи,

Сын вопросами достал отца и мать,

Он усвоил, кто его враги,

А еще понятье убивать.

Он всегда со мной вести готов

Откровенный и серьезный разговор,

Только путает еще значенья слов

Терроризм, теракт, антитеррор.

Разве грудью можно всех детей

Заслонить? О, Боже, помоги!

Нелюдей искать среди людей,

Волю сжав в железные тиски.

Только, видно, Бог за что-то проклял нас,

Нас и нашу грешную страну.

Провожаю сына в первый класс,

Провожаю. Словно на войну.

Я предлагаю вспомнить и почтить минутой молчания детей, которые погибли от рук фашистов и террористов, а также всех, кто отдал свои жизни во имя нашего счастливого будущего.

(минута молчания)

(СЛАЙД 19)

Каждый человек хранит в памяти момент жизни, который кажется ему вторым рождением. Война живет таким воспоминанием в сердцах тех, кто  ее пережил. Она оставила отпечаток в душах не только взрослых, но и детей. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Действительно, те ребята, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Что есть у нас дороже наших детей? Что есть дороже у любой матери, у любого отца? Во время второй мировой войны на земле погибло 13 миллионов детей.

Дети – самый лучший народ на земле. Как нам сохранить его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и жизнь? А вместе с ним наше будущее?

Ты дура, смерть: грозишься людям

Своей бездонной пустотой,

А мы условились, что будем

И за твоею жить чертой.

И за твоею мглой безгласной

Мы здесь – с живыми заодно.

Мы только врозь тебе подвластны –

Иного смерти не дано.

И нашей связаны порукой,

Мы вместе знаем чудеса.

Мы слышим в вечности друг друга

И различаем голоса.

И как бы ни был провод тонок,

Между своими связь жива.

Ты это слышишь, друг – потомок?

Ты подтвердишь мои слова?

Именем солнца, именем Родины клятву даем.

Именем жизни клянемся павшим героям:

То, что отцы не допели,- мы допоем!

То, что отцы не построили,- мы построим!

Встречайте трепетную весну, убейте, люди земли, войну,

Прокляните войну, люди земли.

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но, а тех, кто уже не придет никогда, заклинаю – помните!

(презентация «Зажгите свечи»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дверь в детство"

Сценарий путешествия в детство родителей «Дверь в детство».Цель: формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям, к родителям, умение ценить людей, свою семью.Предполагаемый ...

Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

Классный час "Дверь в детство" 6 класс

Цель: Формировать у учащихся нравственное отношение к близким людям,родителям, умение ценить людей, свою семью.Расширение представлений об окружающем мире, семье, родных и близкихлюдях, рядом с которы...

Сценарий классного часа "Куда уходит детство" в 9 классе

Итоговый классный час "Куда уходит детство", проведен в 9б классе (2014 учебный год) после праздника "Последний звонок", гости- родители, учителя-предметники, завуч по ВР....

Классный час на тему:"Детство,опаленное войной".

9 мая наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В то время много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины. И эта тем...

Классный час Война и детство несовместимы

Классный час Война и детство несовместимы...

Классный час на тему "Детство без обид и унижений".

Областная акция «Детство без обид и унижений»  проводится среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений Кемеровской области. Цель:- формирование системы профилактик...