«Формирование системы толерантных отношений как условия комфортного пребывания учащихся и учителей»
материал по теме

Нургалиева Гузель Фаязовна

Воспитание толерантности – общее дело многих го­сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от­ветственность в работе с ними ложится именно на об­разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита­телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad__k_pedsovetu_15.11.2010.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование системы толерантных отношений как условия комфортного пребывания учащихся и учителей»

О путях и средствах воспитания толерант ности

Сложные социально-поли тические условия совре менной российской дей ствительности, в том числе об разовательной среды с ее внут ренним и внешним простран ством, актуализировали пробле му воспитания толерантности все более остро требующую практического решения, а потому и его научного обоснования.

Воспитание толерантности – общее дело многих го сударственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и от ветственность в работе с ними ложится именно на об разовательную среду, на педагогов – учителей, воспита телей, социальных педагогов, психологов, вожатых и др.

Толерантность это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого  закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Демократизация воспитательного процесса предполагает:

 учёт интересов всех участников воспитания;

– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

          Смысл  деятельности учителя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Какой возраст наиболее удо бен для воспитания толерант ного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 25 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание терпимости, принятия учащихся такими какие они есть, способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте.  Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности чело века, а соответственно повыша ется интерес к вопросам куль турной принадлежности. В подростковом воз расте закладываются основы дальнейшего социального пове дения личности, в том числе: способность к эмпатии или кон фликтность, социальная изоли рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный. Именно в этот период формируется принадлежность к различным субкультурам. Отсутствие общих морально-нравственных ценностей наводят на мысль о  возможности поиска различных молодежных групп, объединений с целью изучения, ознакомления( готы, скинхеды и пр.).

ФГОСТ II поколения ставит  одним из приоритетных направлений в воспитании учащихся    «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

О педагогической сущности толерантности

Известно, что толерантность понимается как спо собность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. Эта способность формируется у каждого человека как существа со циального, у каждой общности, неизменно «сопри касающейся» с другими общностями.

Среди источников, формирующих терпимость, принятие человека, на первом месте, разумеется, семья, т. е. живой пример семейных приоритетов: отноше ний взрослых, их мнений, суждений, поступков. Едва ли не столь же существенны влияния образователь ной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды обязательной и свободной деятельности. Весьма действенны и такие источники, как личные впечатления от отдельных лю дей (память ума и сердца), читаемых книг, потока «об разцов», навязчиво транслируемых СМИ... Все эти и другие источники и создают, формируют разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, а в нем и их опыт толерантности. Тот и другой, естественно, есть и у педагогов, но среди его источников – профес сиональное образование и профессиональный опыт.

Опыт толерантности и есть не что иное, как реа лизованное отношение: множество источников стихийно влияет на формирование толерантности как качества личности и развитие толерантности как свое образного состояния человека, его действительно го отношения к тем или иным явлениям жизни. Сти хийность не исключает направленности. Любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной орга низации позитивного (преодоления негативного) опыта толерантности, т. е. создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими – иными по взглядам или поведению – людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования  разного. Каким бы это разное ни было, в любом слу чае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого в наибольшей мере знать не только источники, но и факторы, зоны, содержащие саму возмож ность того, что вызывает необходимость толерантности (религиозная, этническая, психологическая, ценно стная, коммуникативная, поведенческая и пр.). Каждая из них может оказаться реальной сферой возникнове ния негативизма, отторжения, кажущейся (а то и ре альной) несовместимости.

Психологическая зона сложна тем, что является самой тонкой, деликатной, по-своему труднодоступной педагогу, ибо связана с порой трудно объяснимым ду шевным приятием или неприятием ребенком личностных параметров того или иного человека – сверстника или взрослого.

Зона ценностная – приемлемость или осуж дение значимых смыслов, установок, образцов, испове дуемых сверстниками (взрослыми), группами сверстни ков, общественными объединениями; это – сфера миро воззрения, если допустима такая характеристика дет ства.

Известные трудности связаны и с зоной коммуни кативной, когда кто-то не приемлет тот или иной круг общения, особенно вынужденного (в одном классе, круж ке и пр.) или чью-то манеру общения, его содержание, интонацию, стиль.

Наконец все эти зоны будто пересе каются, воплощаются в пространстве зоны поведенчес кой – в реальном проявлении остальных: взаимоотно шениях субъекта толерантности и различных ее объек тов. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его орга низация – основное поле деятельности педагогов, на ко тором только они и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

Границы имеют не только внутреннюю, но и внешнюю сторону. Поэтому важно подчеркнуть, что толерантность – отношение, проявляемое к реально происходящему как в микросреде ребенка, детского сообщества, так и в макросреде, вне непосредственного с нею контакта, но могущему вызвать их реакцию и оценку.

В педагогическом плане ситуация осложняется тем, что у ребенка (группы, класса) и учителя (воспитателя, вожатого) могут быть разные точки зрения, т. е. разные, порой полярные, ценности, представления, а значит, и отношение к объектам толе рантности. И круг таких объектов, а следовательно и противоречий в оценках и отношениях, может быть сколь угодно широк и многопланов – от молодежно го сленга и взгляда на моду до жизненных ценнос тей и содержания перспектив.

Между тем, противоречивость, несовпадение, альтернативность позиций требует толерантности... от обеих сторон по отношению друг к другу. В дости жении устойчивости, укреплении, обогащении таковой и состоит главная педагогическая задача. Ее ре шение в значительной мере обусловлено тщательным диагностированием ценностных оснований, процесса и динамики результатов воспитания толе рантности. Это общее и естественное условие осо бенно актуально именно в данном случае.

О путях и средствах воспитания толерант ности

Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям, воспитание мо жет и не менять этого отношения, даже если оно не гативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыс лить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не при знавал, полюбил то, чего прежде не любил: он име ет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ре бенку достойно прийти к этой ситуации.

Опыт толерантности, положительный (созданные нормальные отношения) или отрицательный (нега тивизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка, даже самого маленького, у кото рого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем бо лее такой опыт есть у школьников, обладающих раз ными характерами, темпераментами, представлени ями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужден ных принимать (а то и терпеть!), скажем, школьные порядки, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе...

Принципиально важно и другое: процесс воспи тания толерантности происходит эффективней, ког да он обоюдный. Конечно, создать такую ситуацию весьма непросто, но в «контактных» условиях веро ятно. И при этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

О толерантности педагога

Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задача ми, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связа но с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.

Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объе диняемых общим положением: известной зависимо стью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и оста ются весьма разными... Нередки ситуации их противо стояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное – авторитетов в глазах ре бят. Но как ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходит ся терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.

Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае - внешне) равно доброе, заботливое отношение ко всем детям, сколь это ни сложно в реальности. Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне со циальном – как средства и условия взаимной толерант ности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимо действие в интересах ребенка, а с другой – возможны драмы и его, и родителей, и... педагога.

Самая деликатная проблема – толерантность в от ношениях между педагогами, прежде и острее все го – между учителями. Это проблема, которая каса ется специалистов, работающих в общих пространстве и атмосфере, формально – в едином статусе. Однако, будучи специалистами-педагогами, они яв ляются при этом разными людьми, а известная замкнутость этого мира, постоянное нервное напря жение в нем, дефицит мужской сдержанности, стре мительная, часто непредсказуемо развивающаяся че реда ситуаций обостряют значимость толерантности.

В этих условиях чрезвычайно важны умение всех и каждого быть снисходительным, мириться с суще ствованием иного мнения, осознанно стремиться к достижению согласия в решении педагогических воп росов, единства (но не одинаковости!) требований.

Человеческая стратегия проявления толерантно сти здесь реализуется вектором от познания, пони мания другого человека к реальному взаимодей ствию, сотрудничеству с ним. Это и добрые, не исклю чающие критики слова после посещения уроков или организованных коллегой дел, и помощь молодым учителям, и способность признать собственные не достатки, и участие в совместном профессиональном творчестве – в рамках ли предметного МО или создания авторской школы. Ведь, в конеч ном счете, даже худой мир лучше доброй ссоры.

Особая роль принадлежит усилиям учителя по само воспитанию толерантности. Оно связано в первую оче редь с осознанием своего профессионального досто инства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, честная, не вызванная эмоциональным возбуждени ем оценка своих мыслей, отношений, решений, по ступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошиб ку, но нельзя не видеть и последствия той или другой, чтобы развить первую и впредь уберечься от второй.

Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдержи вая неприязнь, негативное отношение к кому-то (чему-то) из окружения. Очень непросто в нервной обстанов ке сдерживать свои нервы, но без толерантности пе дагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обо стрение обстановки отношений. Значит, каждому пе дагогу важно воспитывать в себе толерантность – одну из существенных черт, характеризующих профессио нальное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешколь ной среды, ситуаций и условий ее существования.

Средства решения этих задач могут быть различ ны. Прежде всего, целесообразно, повторю, орга низовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем – значит стимули ровать, «провоцировать» общие дела, позволяю щие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.

Гораздо сложнее (по причинам, от педагога не за висящим!) помочь ребятам понять внешкольную сре ду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, обществен ное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного дет ства: его идолов, привязанностей, представлений, и динамики развития каждого школьника. Ведь улавли вая новое, легче увидеть причины возникающих труд ностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.

Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников. Здесь важна его способность «предъявлять» себя не в маске строгости, надеваемой перед тем, как вой ти в класс, но человечески – своими эмоциями, иро нией, пониманием и т. д. Важно «сравняться» с ребя тами на основе человеческих эмоций и эмпатии, инте ресов и увлечений, показывая пример, образец спо собности слышать слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование толерантных отношений в системе «учитель» - «родитель» с применением тренинговых упражнений.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование  единению, спл...

Условия психологически комфортного пребывания ребенка с ОВЗ в детском саду.

Условия психологически комфортного пребывания, создание атмосферы тепла,внимания и т.п.,этапы и практические приемы....

Поощрение и порицание как стимул формирования системы нравственных отношений.

Успехи в обучении и воспитании детей прямо зависели от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личнос...

Применение телекоммуникационной системы Stat Grad как условие успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.

В данном разделе обобщен педагогический опыт работы в системе Стат Град и его неоценимая польза для учащихся 9 и 11 классов....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» позволяет школе реализовывать образовательные программы разного уровня и профиля. Специальная статья закона (ст. 7...