ИКТ в мире творчества
статья по теме

Аленина Наталья Юрьевна

Самоанализ использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_mire_tvorchestva.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ во внеклассной работе.

Из опыта работы классного руководителя

 МОУ Барсовская СОШ  

Алениной Натальи Юрьевны

В последнее время в России целенаправленно проводятся меры по росту информатизации общественной жизни. Современный молодой человек, выйдя в «большую» жизнь из стен школы, должен легко ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях не только в рамках предмета информатики и ИКТ, но и в любой другой сфере жизнедеятельности, которая требует от каждого нестандартного мышления, самостоятельности, творческого видения мира. При  правильной постановке целей и задач внеклассные занятия могут играть огромную роль в общеобразовательном процессе, т.к. помогают учащемуся выявить и развивать свои потенциальные творческие способности; достаточно рано определиться в своих интересах; удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной  программы.

Все начинается с коллективного планирования. Обсуждение предложений строится по плану: что и для кого сделаем, сроки выполнения, кто будет участвовать и кто отвечает за выполнение. После коллективного обсуждения предложения вносятся в учебно-воспитательный план класса. Самое важное на этом этапе коллективного планирования – развитие творческой активности и самостоятельности учащихся.

Главная цель творческой деятельности следующего этапа – накопление знаний, умений. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания.  Здесь каждый может найти дело по душе. Попробовать себя в качестве  музыканта, поэта, сценариста, декоратора. Результатом этого творчества явился выпуск газет к праздникам, последнему звонку, выпускному балу. Подготовка презентаций, рекламных буклетов в зависимости от готовящегося мероприятия.

Итогом творчества моих учеников являются компьютерные проекты – отчеты, театрализованные представления. Учащиеся находятся в ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.  

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Любое мероприятие  мы фиксируем, обрабатываем и собираем в фото и видео копилку.

В процессе творчества с использованием ИКТ ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового. Таким образом, происходит формирование и сплочение классного коллектива и формирование творческой личности учащегося в информационной среде.

В то же время ИКТ в творческой деятельности дают возможность учителю:  развивать творческий потенциал;  совершенствовать организаторские способности;  изучить классный коллектив; объединить учащихся, педагогов, родителей;  управлять процессом развития школьника.

Моим воспитанникам предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Каждый находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания нового. Результатами  такого творчества становятся написанные детьми сценарии, стихи,  песни,  оформленные в текстовом редакторе Microsoft Office  Word, на сцене демонстрируются сценки, агитбригады с использованием мультимедийных презентаций, видеороликов. Публичные выступления учащихся на сцене друг перед  другом, перед малышами, ровесниками создают ситуацию успеха, ситуацию оценки своих достижений относительно успехов других. Процесс творчества имеет огромное влияние как на личность каждого учащегося, так и на весь класс, который является первичным коллективом.

Участвуя в познавательных и интеллектуальных мероприятиях, учащиеся  в творческой, игровой форме проявляют и тренируют свою сообразительность, умение логически мыслить, способность работать в группе, расширяют кругозор, приобретают умение применять в самостоятельном знакомстве с какой-либо областью науки, искусства различные технические средства, пользоваться средствами массовой информации, справочной и другой литературой. Например,  организуя классный час «Угадай-ка» или внеклассные занятия по предметам  «Математика» и «Информатика»,  учащиеся  продумывают задания, отбирают вопросы и красочное оформление для викторин с помощью материалов, опубликованных в Интернете или из книг, взятых в библиотеке, решают, как оценивать участников, придумывают различные номинации. Это коллективное творчество  создает условия для проявления интеллектуальных, творческих возможностей учащихся с использованием ИКТ. Каждый проект, созданный с помощью программ  Microsoft Office  Power Point – это огромный труд, который не просто оценивается и «убирается на полку», а используется в дальнейшей работе педагогами школы. В самой презентации  заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность.

Приобщение к общечеловеческим ценностям; формирование гражданского   самосознания, чувства долга по отношению к семье, Родине, уважение к культурному и историческому прошлому России, к нашим традициям, формирование гражданственной   активности – все это задачи гражданско- правовой сферы. Чтобы развитие творческого потенциала в этой сфере воспитания шло более активно, я предлагаю такие мероприятия как «Государственная символика России», посвященная уроку Мира, «День Матери», уроки мужества «Служу России», «Наши права и обязанности», «Моя малая родина – Киржач», урок толерантности. Цель  данных мероприятий - освоение учащимися ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения.

Формой привлечения учащихся к проектно-творческой деятельности становятся создание презентаций: «Моя родословная», «Мои друзья», «Мой класс», презентации и видеоролики к последнему звонку и выпускному вечеру, подготовка к праздникам 23 февраля и 8 марта. Задачи данной сферы - воспитание устойчивого интереса к внеклассной деятельности, потребности в самостоятельном поиске и самообразовании, освоении культурного пространства.

Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей – это задачи спортивно-оздоровительной сферы. Умение заботиться об укреплении здоровья – требование ко всем, кто занимается воспитательной работой с детьми. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению учащимися функций в оптимальных для здоровья условиях. Целью работы в этой сфере направления творческой  деятельности является использование технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья. Решению  этих задач способствуют беседы по темам с использованием   слайдов с фотографиями, диаграммы, видеоролики.  Примером такой работы является классные часы: «Вред курения», «Наркотикам – нет!»,  «Спорт и мы».                                                                                              

При решении воспитательных задач огромная помощь оказывается родителями учащихся. Воспитание учащихся будет осуществляться более успешно, если между  педагогом и родителями существует контакт. Одно из условий – обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использовании в работе их опыта и помощи в информационной среде. Все наши мероприятия проходят в присутствии и с помощью родителей.

Таким образом, внеурочная  деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства,  сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технологий заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса – почетная и важная задача классного руководителя.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассный час. Тема: Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество

Тема:    Воспитание духовного мира человека через художественное и музыкальное творчество Цель:  Формирование духовно-нравственных ценностей по средствам различных видов иску...

Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му

Цель урока:    воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...

Тесты по творчеству Е.А.Евтушенко (стихотворение Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»)

Тесты по творчеству Е.А.Евтушенко содержит вопросы о жизни и творчестве писателя.К каждому вопросу даётся четыре варианта ответа.Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литера...

Сценарий недели английского языка "В мире творчества и успеха"

Предметная неделя представляет собой соревнование, в котором принимают участие творческие, целеустремленные учащиеся, направленна на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, изучающих англий...

Внеурочная деятельность "В мире творчества"

Внеурочная деятельность. 5 класс. Общекультурное направление....

Отчёт о проведении недели гуманитарного цикла «В мире творчества и знаний».

Активизация внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предметам, но и желание заниматься ею дополнительно, как под рук...