Положение о классном руководителе
материал по теме

Остапец Елена Анатольевна

В данном материале общие положения, цели и задачи, функциональные обязанности, полномочия, формы работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основе методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утверждённых приказом Минобрнауки РФ от 3 февраля 2006 года №21.

1.2.Классный руководитель осуществляет педагогическую функцию, обеспечивающую организацию образовательного процесса в первичном ученическом коллективе - классе общеобразовательного учреждения. Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

1.3.        Классный   руководитель   обеспечивает   эффективную   организацию   образования обучающихся в рамках одного класса в индивидуальных, и в групповых формах работы, как классный воспитатель одного из 1-11 классов или параллели.

  1. Классный руководитель  назначается для выполнения функциональных обязанностей и освобождается от выполнения функциональных обязанностей  приказом    директора школы.
  2. Классный руководитель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы.

1.6 Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе.

1.7.        Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся   на   основе   устава общеобразовательного   учреждения,   иных локальных   актов,   анализа предыдущей   деятельности,    позитивных    и    негативных тенденций  общественной   жизни,  на основе  личностно-ориентированного  подхода  к
обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации  в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

1.8.        Классный  руководитель  опирается  в своей  деятельности   на знание  Закона РФ об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, детской и подростковой педагогики, психологии, школьной гигиены, требований СанПиНа, педагогической этики, теории и методики  воспитательной  деятельности,  основ   трудового,   гражданского  и  семейного законодательства.

2. Цели и задачи деятельности

  1. Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.
  2. Задачи деятельности классного руководителя:

- формирование и развитие коллектива класса;

- создание   благоприятных   психолого-педагогических   условий   для   развития личности,      самоутверждения        каждого       обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

- формирование здорового образа жизни;

- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

- защита прав и интересов обучающихся;

- гуманизация   отношений   между   обучающимися,   между   обучающимися   и педагогическими работниками;

- привитие толерантности;    

- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;

- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

3. Функциональные обязанности

Классный   руководитель   в   своей  деятельности   выполняет   следующие   обязательные функции:

3.1 .Организационно-координирующие:

- самостоятельно планирует воспитательную работу класса на каждый учебный год в соответствии с программой воспитания школы, утверждается план работы заместителем директора школы по воспитательной работе  не позднее 5 дней с начала планируемого периода;

- работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы;

- предоставляет заместителю директора по воспитательной работе (по требованию его или директора школы) письменный отчет о своей деятельности; обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

- проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

- обеспечивает связь общеобразовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказывает им помощь в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

- взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

- стимулирует и учитывает разнообразную деятельность обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

- развивает систему   самоуправления в классном коллективе;

- ведет в установленном порядке документацию (классный журнал, личные дела обучающихся, план  работы классного руководителя, протоколы родительских собраний, дневники учащихся и т.д.).

3.2. Коммуникативные:

- регулирует межличностные отношения между обучающимися;

-устанавливает оптимальные взаимоотношения «ученик-ученик»;
содействует общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
помогает обучающимся устанавливать отношения с людьми.

3.3.        Аналитические:

- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития;

- анализирует и изучает динамику и перспективы развития коллектива;

- анализирует и оценивает влияние семейного воспитания;

- анализирует и оценивает уровень воспитанности личности и коллектива.

3.4. Контрольные:

- контролирует посещаемость учебных занятий обучающимися:

- контролирует учебные успехи обучающихся.

4. Полномочия классного руководителя

Классный руководитель в своей деятельности как административное лицо имеет право:

- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;    

- определить свободно индивидуальный режим работы с коллективом обучающихся;

- вести    опытно-экспериментальную    и    методическую    работу,    по    различным проблемам воспитательной деятельности;

- выбирать    форму    повышения    педагогического    мастерства через    систему переподготовки   педагогических  кадров,  участие  в  различных   коллективных  и групповых формах методической работы, через систему образования и выездную
стажировку;

- ходатайствовать или выдвигать кандидатуры обучающихся на поощрение, участие в конкурсах, проектах, фестивалях и т.д.

5 . Ответственность

5.1.  Классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проводимых им мероприятий, за нарушение прав и свобод обучающихся.

5.2. Классный руководитель несет ответственность за проведение инструктажа по технике безопасности    (с   обязательной   записью   в   журнале   инструктажа)    перед   каждым мероприятием, проводимом за пределами общеобразовательной) учреждения.

6. Формы работы

Классный руководитель является творцом интересных, разнообразных, авторских форм работы, которые разработаны с учетом особенностей конкретного классного коллектива, условий школы, приоритетных направлений развития общества:

- дискуссионные;        

- социально-значимые;        

- игровые;

- творческие;

- ролевые;

- индивидуальные;

- партнерские.

Выбор и создание новых форм определяется как целями воспитания конкретного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.

7. Условия

Для  реализации   педагогических  задач   классному  руководителю  необходимо  создать условия (регламентируются трудовым соглашением)

- материально-техническое    обеспечение    организуемого     им  воспитательного процесса;

- административная поддержка и методическая помощь;

- систематическое  научно-теоретическое  осмысление  классного  руководства  как проблемы;

- стимулирование и поощрение.

С инструкцией ознакомлены: