ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему

Мантрова Ольга Викторовна

Материал, содержащийся в данном документе, позволит каждому классному руководителю определить перечень его обязанностей и прав.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_klassnom_rukovodstve.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Общие положения.

1.1 Основное назначение должности состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной работы с закрепленным классом, направленной на создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

1.2 Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном порядке приказом директора из числа педагогических работников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование.

1.3 Обязанности, предусмотренные данным положением, выполняются в дополнение к обязанностям по основной должности.

1.4 Классный руководитель подчиняется директору общеобразовательного учреждения. Текущее руководство его работой осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1.5 Классный руководитель в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом общеобразовательного учреждения, настоящим положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором общеобразовательного учреждения.

2. Обязанности.

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Трудового кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании», приказа Минобрнауки России № 21 от 03.02.2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», а также Устава и концепции деятельности общеобразовательного учреждения и настоящего положения о классном руководителе.

Классный  руководитель  по  своей  должности  выполняет  следующие о б я з а н н о с т и:

2.1 Работа с учащимися:

• контроль за посещаемостью учебных занятий, выяснение причин отсутствия на занятиях, организация питания;

• защита прав и интересов обучающихся;

• изучение индивидуальных особенностей, способностей, интересов и склонностей обучающихся и динамики их развития, их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса, регулирование межличностных отношений между обучающимися, оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств;

• работа с органами ученического самоуправления класса;

• организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в процессе индивидуальных, групповых, коллективных форм работы;

• работа по формированию здорового образа жизни, профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, ВИЧ, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

• контроль за успеваемостью каждого обучающегося; выявление причин слабой успеваемости, организация своевременной необходимой помощи;

• содействие получению дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений в школе, в учреждениях дополнительного образования, по месту жительства;

• организация совместно с психологом индивидуальных консультаций с учащимися по их просьбам, обращениям родителей и учителей;

• организация дежурства и другой социально полезной деятельности учащихся.

2.2 Работа с учителями-предметниками:

• посещение уроков с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся;

• организация и проведение малых педсоветов, педагогических консилиумов;

• координация и согласование педагогических воздействий на обучающегося;

• вовлечение учащихся в предметные кружки, НОУ, клубы и т. д.

2.3 Работа с родителями:

• индивидуальная работа с родителями, привлечение их к участию во внеклассных мероприятиях;

• информирование об успехах, проблемах ученика;

• проведение родительских собраний (не реже одного раза в четверть);

• организация консультаций по вопросам воспитания детей с участием психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования.

2.4 Взаимодействие с работниками общеобразовательного учреждения:

• информирование директора, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по учебно-воспитательной работе о проблемных ситуациях в классе, об одаренных детях;

• участие в педсоветах общеобразовательного учреждения, советах по профилактике правонарушений: подготовка необходимой информации о классе и отдельных учащихся;

• участие в работе методических объединений классных руководителей;

• содействие в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;

• взаимодействие с медицинским работником; библиотекарем, психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного образования.

2.5 Работа с документами:

• ведение личных дел учащихся;

• ведение классного журнала;

• контроль за ведением ученических дневников;

• составление плана воспитательной работы с классным коллективом;

• протоколы родительских собраний.

3. Права.

3.1 Классный руководитель имеет право:

• самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики воспитания;

• посещать уроки других учителей в закрепленном за ним классе с целью изучения учащихся и контроля за ходом учебно-воспитательного процесса в классе;

• использовать помещения и материальную базу общеобразовательного учреждения для проведения воспитательной работы с классом;

• приглашать от имени общеобразовательного учреждения родителей учащихся в необходимых случаях;

• участвовать в работе структур самоуправления: педсовета, совета общеобразовательного учреждения, профсоюзных и других органов общеобразовательного учреждения;

• выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности общеобразовательного учреждения;

• защищать собственную честь и достоинство.

3.2 Классный руководитель не имеет права:

• унижать личное достоинство ученика, оскорблять его действием или словом;

• использовать оценку для наказания ученика;

• злоупотреблять доверием ученика, нарушать данное ученику слово, сознательно вводить его в заблуждение;

• использовать семью для наказания ребенка;

• обсуждать своих коллег.

4. Оценка работы классного руководителя.

4.1 Работа классного руководителя оценивается по уровню ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей, определяемому по итогам:

• проверки выполнения плана воспитательной работы по итогам четверти или полугодия;

• проверки установленной документации;

• посещений внеклассных мероприятий, проводимых классным руководителем;

• собеседования с администрацией общеобразовательного учреждения;

• анкетирования учащихся и их родителей.

4.2 Оценка работы классного руководителя снижается в случаях:

• наличия обоснованных жалоб на его работу со стороны родителей, учащихся, коллег-педагогов;

• педагогически необоснованных конфликтов с учащимися;

• нарушения трудовой дисциплины.

\

ФУНКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:

• изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

• изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

• анализ и оценка уровня воспитанности;

• изучение и анализ становления и формирования коллектива класса, группы, объединения, клуба и др.;

• изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;

• изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, группы, клуба, объединения.

2. Прогностическая:

• предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

• прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

• прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

• построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, группы, объединения, соответствующей воспитательной системе учебного заведения;

• определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;

• предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, педагогами, родителями учащихся и др.).

3. Организационно-координирующая:

• помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;

• помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;

• организация взаимодействия с семьями учащихся;

• помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами района, города, республики, страны;

• стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;

• координация воспитательных усилий педагогов класса, группы, психологов, социальных работников различного профиля;

• участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4. Коммуникативная:

• помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;

• построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т. д.;

• помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;

• содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата коллектива;

• коррекция (совместно с психологом, социальными работниками) поведения, отношений социально дезадаптированных детей и подростков.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ КЛАССА

1. Общие положения.

Родительские комитеты создаются в целях содействия школе и семье в организации общего среднего образования детей. Они оказывают помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

Родительский комитет класса руководствуется в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей.

2. Задачами родительских комитетов являются:

• всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьей;

• привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

• помощь в укреплении хозяйственной и учебно-материальной базы школы;

• оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

3. Организация и содержание работы родительских комитетов.

3.1 Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в составе председателя и 2–4 членов.

3.2 Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.3 Родительский комитет организует помощь:

• в укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

• организации питания;

• привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеучебное время;

• работе по профориентации обучающихся;

• осуществлении контроля за выполнением Устава школы, за углубленным изучением отдельных предметов обучающимися;

• организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

• осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

• проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.4 Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом.

3.5 Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.6 Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

4. Права родительских комитетов.

Родительский комитет класса имеет право:

• устанавливать связь с руководителями школы по вопросам оказания помощи классу в проведении воспитательной работы, укреплении его учебно-материальной базы, а также отношений родителей к воспитанию детей;

• вносить на рассмотрение директора и педагогического состава школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся (директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского комитета и поставить его в известность о принятых решениях);

• созывать родительские собрания;

• принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;

• вызывать на заседания родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;

• организовывать дежурства родителей в школе и микрорайоне школы;

• вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.

ПОЛОЖЕНИЕ

О КЛАССНОМ РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

1. Общие положения.

Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в классе – созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть.

2. Классное родительское собрание:

• определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

• избирает классный родительский комитет, делегатов на школь-ную родительскую конференцию;

• рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

• решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

• слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

• обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

• рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

• утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

• принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний.

3.1 Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

3.2 Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.

3.3 Главным методом проведения собрания является диалог.

3.4 Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за 3 дня до даты проведения собрания.

3.5 Администрация школы должна быть проинформирована о дате проведения  и повестке дня не позднее чем за 4 дня до проведения собрания.

3.6 Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

3.7 Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

3.8 Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

3.9 Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

4.1 Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

4.2 Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

4.3 У семьи и школы одни проблемы и заботы – это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

НОВЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику возможности духовного возвышения. Но особо выделенное время школьной жизни и специально организованное дело, в ходе которого проходят дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия.

В ходе воспитательного мероприятия педагог осуществляет тонкое психолого-педагогическое влияние. При этом он занимает скрытую педагогическую позицию. Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен проблемами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием, является одним из участником коллективного размышления.

Практика современной школы богата разнообразием групповой духовной деятельности. Эти формы не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заряда, в которое попадает ребенок, приобретая при этом опыт эмоциональных переживаний. Во-вторых, оно концентрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей общечеловеческой пленительной значимости. В-третьих, реальное взаимодействие ребенка подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознать себя как некую индивидуальность. Наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируется умение взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИРА

Эта форма групповой деятельности является лишь одним из элементов общей системы духовного становления школьника.

Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто лежащее за пределами реальности, например, тостер, пуанты и т. п.), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к предмету. Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко; через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой; на демонстрационном кубе – кусочек мела.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет по-новому, как говорится, свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, подойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» – это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».

Предметом презентации могут стать явления, события, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.

«Презентация мира» может выступать частью какой-либо программы (на вечере, на поляне в лесу, на уроке).

ПРИГЛАШЕНИЕ К ЧАЮ

Испарилось кондитерское содержание, но осталась форма, сохранив себя самое, и наполнилась новым содержанием.

В «Приглашении к чаю» много символического, во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь, о чем с ним хотел бы поговорить, что ему скажешь, что услышать бы хотел в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к своей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста, и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а происходит лишь общение, которое объявлено целью встречи. Наконец, в-пятых, музыкальное сопровождение (например, «Приглашение к танцу» Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумье, но это не раздумье как таковое. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм. Трудно квалифицировать такую форму группового дела. Название вечера «Приглашение к чаю», сегодня перерастает в нечто новое: «Приглашение в космос», «Приглашение к совместной работе», «Приглашение в театр»... Может быть, примет общую форму «Приглашаю».

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы, следует найти мотивировку, необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Тут сгусток этических проблем: нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение, следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровождающие его слова, скорректированные педагогом воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если педагог скажет: «Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в классе и девочки?», – то эти слова открывают для мальчика канал выбора. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, смягчения взаимных отношений некоторых детей, психологического раскрепощения отдельных детей.

Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения, именно от педагога, его педагогической технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, добрый, веселый, уверенный, воодушевляющий тон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения сыграют свою позитивную роль.

СОКРАТОВСКАЯ БЕСЕДА

«Сократовская беседа» – это одна из форм культивирования искусства думать, умения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

Данная форма получила название по имени философа Сократа, обучающего учеников путём постановки системы вопросов.

К предложенному суждению или вопросу учитель и ученики ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа. Вопросы фиксируются на доске, но на них не ищут правильного ответа. Предполагается, что каждый участник сделает для себя свой собственный выбор. Суждения предлагаются с учётом конкретных педагогических обстоятельств и уровня воспитанности детей. Например, «Хорошо живётся на свете эгоисту», «Всегда ли надо отстаивать истину?», «Одиночества не боится сильный», «Свободен ли дикарь?».

Однако, чтобы беседа была плодотворной, необходима своеобразная разминка-подготовка к интеллектуальному усилию. Она состоит из попыток оценить предварительные вопросы к суждению повседневного, житейско-обыденного порядка: «Полезно ли ходить босиком по земле?», «Всегда ли надо солить пищу?», «Следует ли по утрам делать зарядку?», «Надо ли чистить зубы?». Так как в этих вопросах не оговорены частные условия: о человеке ли идёт речь? В какое время года? Какова мера?, – то, несомненно, дети поставят много предварительных вопросов к предъявленному вопросу. Первые успешные шаги в разминке послужат большим стимулом к последующему духовному усилию, возможно, финалом «сократовской беседы» станут индивидуальные поиски ответа на поставленный вопрос. Под тихую музыку в течение нескольких минут ученики пробуют выразить в письменных формулировках свой выбор.

Количество участников – в пределах одного класса либо параллели. Темы: «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет своё я», «Самое страшное наказание – одиночество».

КОРЗИНА ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ

«Грецкий орех» – зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед школьниками.

«Корзина грецких орехов» – это разговор о том, что заботит школьника, перед чем он останавливается в раздумье, с чем не может пока справиться, вопросы крепкие, как грецкий орех, который не расколешь без инструмента и без особых усилий.

Дети «бросают» в корзину (произносят один за одним, передавая корзину или подходя к ней) мучительные неразрешимые ситуации или случаи, отношения или желания, свои качества или черты других людей, непонятные для них. Никто не даёт никаких советов, не предлагает ответов, внутренняя реакция участников остаётся тайной каждого, о ней можно догадываться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка  по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины.

Бесспорна решающая роль психологического климата этого нового дела: доброжелательность, деликатность, сочувствие и понимание – вот черты благоприятного климата. Они зависят от тона педагога, от характера речевого обращения к детям, от манеры слушать и от общей поведенческой стилистики педагога. Имеют значение даже детали: как выглядит символическая «корзина», каков интерьер помещения, как организуется поочерёдность детей в высказываниях, как будет обставлен «момент опускания» в корзину «грецкого ореха», будет ли в руке каждого реальный «грецкий орех» или будет единственным, передаваемым из рук в руки.

Конечно, «корзина грецких орехов» – это доверительный разговор, эта форма может быть отдельным приёмом. Игровая деталь создаёт детям психологическую опору, снимает зажатость и, безусловно, стимулирует активность.

ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Цель группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности. Присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза. Все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Дети называют качества (умный, нежный, добрый) или указывают на поведенческие характеристики (он всегда помогает и т. д.), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность (когда я болел, он ко мне приходил). Для старших школьников очень важны провозглашения достоинств внешнего портрета (красивая, грациозная, сильный).

Такого рода упражнения не бесплодны, они помогают обрести уверенность в себе, поднимают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе. В итоге переориентируют внимание детей с недостатков на достоинства.

«Волшебный стул» проводится неоднократно, чтобы через момент возвышения прошёл каждый ребёнок, тон задаёт педагог, его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и пробуждая желание сказать любому что-то ободряющее и возвышающее его как личность.

Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находят ответа на вопрос, какие достоинства они видят.

ФИЛОСОФСКИЙ СТОЛ

Быть философом – значит отдавать себе отчет в собственной жизни. Содержание «философского стола» самое разнообразное, потому что любой вопрос жизни может быть проанализирован с высоты общего взгляда на существующий мир. Назначение данного группового дела и заключается в развитии у школьника умений всматриваться в текущую действительность, обнаруживая объективные закономерности в частном и случайном.

К общим вопросам жизни относятся такие, как «Жизнь и смерть», «Счастье и смысл жизни», «Свобода и долг», «Цена и ценность», «Человек и природа», «Жизнь женщины и жизнь мужчины», «Труд и творчество», «Истина и добро», «Красота в жизни человека».

Предметом размышления может стать и узкий вопрос, однако он обсуждается в аспекте философском: «Конфликт с родителями», «За что следует уважать стариков?», «Безобидна ли неряшливость?».

Предметом обсуждения может стать одно понятие (например, добро), один вопрос (что такое свобода?), одно суждение (например, духовность – это сопричастность жизни). Составляется программа «стола» в виде трех-пяти вопросов. Эти вопросы логически связаны и, тем самым, определяют движение коллективной мысли в деловом разговоре. Предположим, группа учащихся собирается обсудить категорию совести. Вопросы, предварительно выдвигаемые, могли быть такими: что такое совесть? Приведи пример жизненных явлений, связанных с совестью человека. Как узнать о наличии или отсутствии совести? Можно ли развивать совесть у себя и у других? Что делать, когда нет совести? Что ты понимаешь под «муками совести?» Вопросы оглашаются задолго (за неделю) до «философского стола». Педагог договаривается с некоторыми учениками о том, что они возьмут на себя начало обсуждения какого-то одного вопроса. Рекомендует посмотреть книги, словари, газеты, журналы, вспомнить кинофильмы, театральные спектакли, стихи, живописные полотна, песни, в течение недели ученики могут побеседовать на эту тему с родителями, приятелями, продумать свои жизненные события и наблюдения или специально организовать наблюдения за людьми на улице, в общественных местах, в магазине.

«Философский стол» оснащается портретами философов, их афористическими изречениями, украшается ритуалом зажжения свечи как символа живой мысли, музыкой, помогающей создать необходимое психологическое состояние. Располагаются участники разговора по кругу – имитируя «круглый стол», где все – равные участники беседы, только одному ведущему даются некоторые дополнительные полномочия организационного плана.

Участие педагогов в «философском столе» обязательно, но следует сделать все, чтобы исключить момент поучения, наставления.

Полезно приглашать на «философский стол» учащихся на год моложе, чтобы ознакомить их с такой формой и более плодотворно в будущем устраивать такого рода дискуссии.

Эффективным приемом для стимулирования духовной активности детей является разделение всех участников на две группы: одна – выдвигает суждения, другая – оппонирует предлагаемые решения.

ОТКРЫТАЯ КАФЕДРА

«Открытая кафедра» – это одна из ступенек взросления школьника, пусть маленькая и несущественная, однако значительная. На открытую кафедру восходит школьник в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством.

Данная формула импонирует старшему подростку и юношеству, отвечает его потребности в активном преобразовании жизни, его романтическим мечтам о возведении дворцов, его острому желанию вмешиваться в реальность, содействовать изменению ее.

Выходя на открытую кафедру, школьник опирается на свое воображение, скорее, играя роль в воображаемой ситуации перед всем миром, чем обращаясь непосредственно к сидящей публике.

Это один из способов вывести школьника на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи своего я с всеобщей жизнью.

Учитывая эмоциональность юношества, кратковременность их переживаний, нетерпеливость и резкие перепады в настроении, педагог сводит до минимума подготовительную работу, чтобы школьники приняли участие в «открытой кафедре» на уровне высокой психологической активности, иногда достаточным является подготовка помещения, интерьера, объявления и приглашения всех желающих. Важно, чтобы максимально соблюдался принцип добровольности: на кафедру свободно восходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свое мнение.

Отправным моментом мог бы стать вопрос: «Что я сказал бы, если бы..». Варианты поставленного вопроса: «Если бы в моей власти было изменить мир», «Если бы меня услышало человечество», «Если бы все государственные деятели сидели передо мной».

В случае необычайных событий в школьной жизни или в общественной жизни «открытая кафедра» предоставляет возможность гражданского отклика на случившееся. Этот отклик инициирует духовные усилия каждого школьника, ставя его перед выбором отношения к свершившемуся самим фактом широкого спектра мнений, разворачивающихся перед ним. Участвовать в «открытой кафедре» могут и педагоги, предварительно обдумав тактику, чтобы не подавить свободы детей и не навязать им своей жизненной позиции. Такое участие дети приветствуют, очень внимательны к суждению педагога, нередко благодарят его за то, что выступление на «открытой кафедре» помогло им решить для себя какой-то трудный вопрос. Зная это, педагоги должны основательно готовиться к такому простому внешне делу.

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

В этой групповой деятельности школьник проявляет себя как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни.

Тематику проектов диктует сама действительность. Вот примеры: «Наша школа через 50», «Классная комната, построенная мною», «Чем будет заниматься школьник через 100 лет», «Внешний образ учителя и ученика в будущем веке», «Школьный двор моих внуков».

Первоначально можно создавать свободные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, финансиста. Обсуждение проекта, таким образом, запрограммированно в его церемониале, содержание же остается свободным и непредсказуемым, позже, когда защита проектов как форма творческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проектов, обращаясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего. Объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, чтобы каждому школьнику захотелось создать свой проект-мечту.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: «За самый смелый проект», «За самый изящный проект», «За самый обоснованный проект», «За красивый проект».

ДИАЛОГ С ВЕКОМ

Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу жизнь.

Диалог ведут школьники с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведения искусства любого вида и жанра, чаще всего это живописный портрет, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.

Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Беседа ведется тихо, «глаза в глаза», «наедине» – субъект ХХI века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованном педагогом интересе. Поясним последнее: подростку в ранней юности при всей центрированности на своем «я», не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем; чтобы разговор с представителями иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и  вновь ждать последующего ответа.

Психологическими условиями «диалога с веком» являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, – и скрытое для современника, еще не привыкшего к публичному вниманию. Беседы, которые поведут дети, не равнозначны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!»). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала? Она с тобой согласилась или возражает?» Если художественное полотно сохранило бессмертный облик личности великой, то диалог модифицируется в «диалог с великим».

Великим мы называем человека, достоинство которого превышает меру обычного, по масштабам влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного.

Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте как… Во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во- вторых, столь же уникален и неповторим и ребенок, который, в итоге, может и должен остаться самим собой. Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового.

Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начавшей свой путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающей над собой, изучающей немецкий и французский языки, осваивающей игру на фортепьяно, пластику, риторику, философию, и закончившей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясая сердца людей (об этом говорит множество фактов).

Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог («Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста...), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.

Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим. Противопоказание к этой форме работы – отсутствие у педагога личного желания говорить с веком или с великим. При таком показателе не спасет ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.

РАЗБРОС МНЕНИЙ

«Разброс мнений» – это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Суждения могут быть самыми разными, неожиданными. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».

Методическим ключом этого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Их прочтение и произнесение вслух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент беседы иметь что сказать, потому что определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос.

Вот вероятные формы первоначальных инициирующих мыслительную активность детей недописанных фраз: «Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...», «Мне кажется, что в этом вопросе больше всего меня смущает то, что...», «Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...»

Педагог представляет детям высказать свое мнение по определенной теме: «Что вы думаете о...» – либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли вы, что...». Обсуждаемые вопросы: «Человек и его одежда», «Что такое хорошая жизнь и хороший человек в ней?», «Нужна ли мне книга?», «Как человек проводит каникулы?», «Когда я очень разозлюсь…», «Родители и я», «Красота, меня окружающая». Возможен разговор о только что происшедшем в классе, школе, обществе.

Методическая сторона этого группового дела предельно проста и сводится к выдвижению интересного для детей вопроса и подготовке карточек. Число карточек непременно равняется числу участников дискуссии. На карточке (плотный картон, лучше цветной) четкий текст фразы – первые слова. Условия игры следует соблюдать.

Педагогическая трудность: необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен, и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое поглаживание, подбадривающие реплики, подкрепляющие психологические оценки, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы (по кругу) – все это имеет огромное значение и для успеха дела. Центральное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно». «Разброс мнений» – очень оперативная и гибкая форма организации группового дела, удобная для обсуждения конфликтных ситуаций, для выявления группового общественного мнения, его можно использовать перед тем, как приступить к большому делу или при подведении итогов большого дела.

ТЕАТР-ЭКСПРОМТ

В этом деле принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, предполагает сиюминутное созидание, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него будет роль – поэтому его поведение свободно.

Театр-экспромт в качестве ведущей имеет психологическую задачу. Она состоит в раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации театра-экспромта предельно проста, составляется текст для «голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «голос за кадром».

Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы поворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления.

ПЯТЬ МИНУТ С ИСКУССТВОМ

Это гибкая, легкая форма приобщения детей к искусству, в ней реализуется, прежде всего, исходный принцип «малой дозировки»: коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначально организуемое общение с искусством должно быть недолговременным и малообъемным в целях предотвращения утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведения.

Дети в течение коротких, но насыщенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведений. Ни анализа, ни оценок не производится. Свободное общение и свободное впечатление, даже если речь идет о всемирно известном художнике, композиторе, скульпторе.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент представления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей «пятиминутки»: «В следующий раз мы с вами…»

Содержание зависит целиком от запасника школы: наличия репродукций, фонозаписей, слайдов, художественных альбомов, фотографий и т. п.

Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с учебным материалом, в соответствии с настроением, хронологический, тематический, жанровый.

Наилучшим методическим решением является двойной художественный ряд (аудио-визуальный), когда одновременно демонстрируются разновидовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатлений. Например, картина Боттичелли «Весна» – музыка Вивальди, портрет Струйской кисти художника Рокотова – ноктюрн Шопена. Дети получают сильное впечатление, положительные эмоции обусловливают желание повторных минут эстетического наслаждения.

Назначение «Пяти минут с искусством» не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры, поэтому акцент педагогического внимания ставится на процессе представления произведений искусства более, чем на самом содержании: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, способы создания психологического благоприятного климата.

Возможно, дети, увлеченные такими приятными минутами общения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластинки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следует поощрять и помогать вести «Пять минут с искусством» этим детям, через некоторое время в коллективе заметно повышается интерес к искусству, растет лидерство тех, кто любит искусство, увеличивается количество детей, желающих заниматься художественной деятельностью. Но самое главное – преобразуется в сознании школьника образ достойного человека и его достойной жизни.

ПРОБЛЕМЫ И АРГУМЕНТЫ

Это командная состязательная форма духовной деятельности школьников. Назначение этой формы – в развитии способности оценивать реальную действительность во всем многообразии ее проблем, свое место в этой реальности и свои отношения к отдельным объектам раскрывающейся для школьника жизни. Момент осмысления выступает одним из факторов, побуждающих школьника к саморегулированию своего поведения.

Организуются две команды, две группы, два класса. Поочередно выступая то в роли «аналитиков», то в роли «прагматистов», команды рассматривают один из жизненных вопросов с точки зрения правомерности заявленной проблемы и с точки зрения ее решения. Представители команд выбирают из «корзины проблем» карточку, на которой написаны слова, обозначающие какую-то проблему сегодняшнего дня, например, «Духовное и материальное в жизни человека», или «Мужчины и женщины», или «Иждивенчество детей в семье», или «Способности и талант человека». Команда «аналитиков» выдвигает ряд аргументов в пользу предложенной им проблемы, тем самым показывая объективность явления, команда «прагматиков» должна предложить ряд практических решений проблемного вопроса.

Как во всяком состязании, время для обдумывания строго ограничено, его отмечает по часам «хронос», иногда шутливо это лицо называют «счетчик». Главный арбитр жюри начисляет баллы за число и качество аргументов, а также за число и качество предложенных решений. Конечно, такой подход кажется несправедливым, пока не произойдет смена ролей команд. Окончание первого тура состязаний означает смену названий команд: та, что выступала под именем «аналитиков», становится «прагматиками» и наоборот. Второй тур сразу выравнивает условия, и принцип справедливости уже не вызывает сомнения.

В состязании могут принять участие и школьники из болельщиков, из публики. По окончании каждого из туров им предлагается внести свои аргументы или решения в пользу какой-то команды. Разгорается негласное состязание и между болельщиками.

Оценивает способности болельщиков один член жюри, и он же оглашает результаты, иногда останавливаясь на характеристиках деятельности болельщиков. «Счетчик» ведет общие подсчеты на большой доске или табло.

«Проблемы и аргументы» – очень гибкая форма, в нее можно влить любое проблемное содержание. Если вдруг педагогов стало волновать поведение детей по отношению к людям неординарным или странным, по отношению ко всему нетрадиционному, непривычному, то они могут воспользоваться игрой «Проблемы и аргументы», развернув перед детьми палитру самых различных проявлений «странного» человека, тогда игра получает особое название, скажем «…А не странен кто?».

В карточках школьникам предложено осмыслить с позиции аргументов и решений, как относиться к «странному» человеку, самые неожиданные проявления «странных» людей, предположим, такие: «Старуха идет в детской панаме», «Директор школы встречает учащихся в цыганском наряде», «Муж истратил всю зарплату на подарок жене», «Мальчик идет по улице и поет», «Девушка одна в лесу на поляне танцует», «Человек, не будучи дворником, метет улицу».

Содержанием обсуждения могут стать и проблемы школьной жизни, в ходе такой игры рождаются нередко интересные решения, которые не могут не учитывать педагоги.

Методическая сложность игры – соблюдение темпоритма, четкий не сбивающийся ритм обеспечит активность всех участников. Достаточно быстрый темп предотвращает утомляемость: смена ролей команд, церемония изъятия из «корзины проблем» карточки с заданием, звучание музыкальной паузы для публики, пока команды ведут обсуждение, появление время от времени цифровых оценок жюри – все это способствует сохранению веселого, живого ритма. Игра проходит легко, не утомляет детей, число туров зависит от возраста участников, старшеклассники могут провести от 4 до 8 туров. Подросткам же рекомендуется не более 4 туров, следует тщательно продумывать формулировки проблем так, чтобы их лексическое содержание было понятно детям.

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

1. Классный журнал.

2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.

3. Личные дела учащихся.

4. Карты развития личности воспитанника.

5. Протоколы родительских собраний.

6. Дневники учащихся.

      7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических    исследований  в  классе,  с  детскими   работами и т. д.

ПАМЯТКА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ
ДЛЯ ОТЧЕТА В КОНЦЕ УЧЕБНОГО ГОДА

1. Подготовить ведомость успеваемости, проанализировать результаты успеваемости и определить задачи на будущий год.

2. Оформить и сдать журнал.

3. Оформить личные дела учащихся, проверить наличие всех личных дел.

4. Добиться того, чтобы все учащиеся сдали книги в библиотеку.

5. Довести до каждого ребенка и его родителей результаты успеваемости за год.

      6. Иметь план работы на предстоящий год.

Методы и формы совместной работы с родителями.

Методы изучения семьи:

• наблюдение,

• беседа,

• тестирование,

• анкетирование,

• деловая игра,

• анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний – это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи и школы, взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа «университета» составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т. д.

Лекции – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей. Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, тематику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, формул и цифр. Одно из необходимых условий лекции – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной, актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростка в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т. д.

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции проводятся раз в год. Они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда заполняется краткая анкета.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если классная). С краткими заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться в семье во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Однако необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители – частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 Марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет родителям лучше узнать своих детей, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность ее заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дискуссии во многом зависит от ее подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой обсуждения, основными вопросами, литературой.

Многое определяет поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию. В конце дискуссии подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип дискуссии – уважение к позиции и мнению любого участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о классном руководителе

Классный руководитель, положение...

Положение о классном руководителе

Классный руководитель, положение...

Положение о классном руководителе

В данном материале общие положения, цели и задачи, функциональные обязанности, полномочия, формы работы классного руководителя....

Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения

Функции, должностные обязанности и права классного руководителя....

Положение об учебных мастерских общеобразовательного учреждения

Требования к отдельным видам мастерскихМастерские по обработке тканей и кулинарииПеречень средств и медикаментов для аптечки первой помощи при несчастных случаях для учебных мастерских...

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения ...

ПЕРЕЧЕНЬ документов, регламентирующих деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения.

Перечень документов,регламентирующих деятельность классного руководителя общеобразовательного учреждения....