Практико-ориентированный проект
материал по теме

 

               Практико-ориентированный проект

Тема: «Духовно-нравственные ценности воспитания в семье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vospitanie_v_seme.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


                              Кафедра воспитательных систем



               Практико-ориентированный проект



Тема: «Духовно-нравственные ценности воспитания в семье».

Слушатель курсов «Духовно –   нравственное развитие и воспитание обучающихся  на второй ступени   общеобразовательной школы»

                                                             Хачева Ирина Викторовна

                                                             МОУ лицей №4 города Чехова

                                                   Руководитель кандидат культурологии,                                                          

                                                             доцент Кутикова Н.А.

                                                Москва 2011

                                                            2.

СОДЕРЖАНИЕ        

1. Введение………………………………………………………………….3-6

2. Семья в народной культуре и народной педагогике…………..............7-8

3. Современная семья: воспитательные возможности, проблемы………9-13

4. Нравственное воспитание детей в семье. Анализ проблемы…………14-16

5. Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребенка………………17-18

6. Сценарий родительского собрания «Воспитательный потенциал                     семьи: проблемы и возможности»………………………….......................19-31

7. Заключение……………………………………………………………….32-33

8. Список использованной литературы…………………………………...34

                                                                    3.

ВВЕДЕНИЕ

 Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Семья в нашем обществе – первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива.
Общая цель всех членов семьи, и в первую очередь матери, отца, – забота друг о друге. Каждый член семьи думает не только о себе, своем благополучии, удобстве, но и о других. Уместно вспомнить в этой связи слова А.С.Макаренко: «Семья составляет органическую часть общества, и всякая ее попытка построить свой опыт независимо от нравственных требований общества обязательно приводит к диспропорции, которая звучит как тревожный сигнал опасности ».   « Каким будет наш ребенок?» - этот вопрос по-особому волнует молодых родителей, ожидающих ребенка. Кто будет: мальчик или девочка? Здоровым ли родится ребенок? Какой у него будет цвет волос, какие глаза? И , конечно, родителям очень хочется, чтобы их ребенок был красивым, особенно, если родится девочка. Ожидание ребенка одновременно выдвигает перед родителями и многие проблемы, так как каким быть ребенку зависит главным образом от воспитания. Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и коллективам и к обществу в целом – вот что играет определенную роль в воспитании. Характер человека образуется «в потоке мира» (по выражению Гете), т.е. на протяжении всей жизни, а не только на основе ощущений, полученных в детские годы в семье. И все-таки для ребенка на любой ступени его развития семья является значительнейшей частью мира. Для подрастающего человека в делах и словах его родителей отражается мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни

                                                         4.

родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал  это от людей, которым доверяет. И в школьной практике, и в семейном воспитании поступки детей, их взаимоотношения в коллективе постоянно оцениваются с нравственной стороны. Но отношение разных детей к нравственным нормам и требованиям зависит от многих особенностей внутреннего облика ребенка: какие мотивы поведения действуют реально, как складывается направленность его личности, насколько он умеет видеть нравственную сторону взаимоотношений и поступков людей, какие нравственные переживания были в его опыте. В зависимости от всего этого школьник может по-разному воспринимать как смысл различных предъявляемых взрослым требованиям, так и смысл своих и чужих поступков. Самое главное, чтобы все требования были по отношению к ребенку справедливы. Быть справедливым по отношению к детям трудно: взрослый забыл специфику детского восприятия мира, часто не может понять причины поведения ребенка, потерял представление о детском мироощущении. У ребенка понимание ситуации иное, чем у взрослого. Самому ему трудно, почти невозможно разобраться в многоплановости следования нравственному правилу. Каждый новый день жизни ребенка расширяет его познания о мире, о людях, о самом себе. Овладевая этими знаниями, ребенок опирается на мнение и суждения родителей, на их авторитет. Вот почему столь важно чутко улавливать, как дети реагируют на каждое общественное событие, насколько они объективны в своих нравственных оценках. Это особое  родительское чутье должно усиливаться по мере взросления ребенка. А вместе с ним – и воспитательное мастерство родителей: умение убеждать, направлять сына или дочь на

5.

справедливый моральный выбор. Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки нравственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Таким образом, налицо реально существующая проблема воспитания будущего поколения  в наше непростое  время. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в проектной работе, что и обозначило тему исследования: «Духовно-нравственные ценности  воспитания в семье». Данный проект предназначен для педагогов образовательного учреждения и родителей учащихся.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Разработать сценарий проведения творческого родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

 

1. Изучить и проанализировать литературные источники по духовно-нравственному воспитанию в семье.

2. Обосновать необходимость изучения вопроса в теоретическом и прикладном аспектах.

                                                          6.

3.  Раскрыть основы формирования духовно-нравственной личности в семье.

4.  Разработать сценарий родительского собрания по теме "Воспитательный потенциал семьи: проблемы и возможности».

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Подготовка теоретического и практического материла для проведения творческого родительского собрания по духовно-нравственному воспитанию.

                                                         

                                                       7.

СЕМЬЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ И НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.


Формирование у детей представлений о семье как величайшей общечеловеческой ценности содержится в народной педагогике. Народная мудрость гласит: «Сильна семья – крепка держава», «Самое лучшее наследство – воспитанность», «Дружная семья гору сдвинет», «На что и клад, коли в семье лад». Сегодня мы чаще обращаемся к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. В народной педагогике ищем опору в борьбе за нравственное и физическое здоровье молодежи. Это педагогика наших дедов и прадедов. Она реалистична, тесно связана с жизнью. Ее цели просты и человечны – воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, жил ее радостями, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным, добрым. В России семья считалась основным воспитателем ребенка. Она несла ответственность за качество воспитания перед общиной и перед церковью. Определяющим в развитии ребенка народная педагогика считала в первую очередь непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками. И сегодня подчеркивается тот факт, что только взаимоотношения этих трех поколений позволяют полноценно воспитывать и развивать личность ребенка, особенно младшего возраста. Доброе, ласковое, уважительное отношение к ребенку, умение понять его, привлечь к делам и заботам, которыми живет семья, считается в народной педагогике одним из важнейших условий воспитания. Вот, например, пословицы, записанные в разных регионах страны, но содержащие одну и ту же мысль: дети – это самое дорогое, что есть у любого народа. «Родное дитя, как дерево около дома», «Ребенок дорог, как сердце», «Украшение дома –ребенок». Для педагогики народов России характерно уважение к старшим, почитание их как носителей мудрости народа, его традиций и идеалов. «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай», «Золото и

        8.

серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» (дагестанские пословицы), «Слово дедов – источник разума», «Поступай по совету старшего, если даже он старше тебя на год» (осетинские пословицы). В педагогике каждого народа обязательно включали ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.). У всех народов России издревле приобщение детей к труду являлось важнейшей обязанностью родителей, рода, общины. Труд детей в семье всегда был связан прежде всего с заботой по дому, в огороде, в поле, с уходом за младшими. С раннего детства ребенок усваивал простую, но важную истину – труд никогда не бывает легким, но именно благодаря ему человек достигает определенного социального статуса и уважения других. Не случайно в народе говорят: «Всяк человек у дела познается», «Работа да руки – надежные в людях поруки», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда».  В педагогике всех народов России одним из важнейших факторов воспитания является природа. Эту сторону воспитания воспринял и развил В.А.Сухомлинский. «Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, прозрачную дымку степных просторов, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем.»
Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Литературовед Д.С.Лихачев отмечал, что если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им                                                                         принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу, к своей Родине.

        9.

СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ.

В современной науке нет единого определения понятия «Семья». Согласно определению Н.Я.Соловьева « Семья – малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношения между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущие общее хозяйство». По определению А.Г.Харчева: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы , члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, «Семья – воспитательная колыбель человека». Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. По мнению И.В.Гребенникова выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

 1) Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального аспекта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. В силу ряда способностей, присущих семье, она

        10.

оказывается самым действенным воспитанием, особенно в первые годы жизни человека.

 2) Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Семья представляет собой своеобразную школу, в которой каждый «проходит» много социальных ролей. Появился ребенок, стал сыном, внуком, братом, затем мужем, зятем, отцом, дедушкой. Выполнение ролей требует специфических приемов взаимодействия с окружающими, которые приобретаются в семейном коллективе через подражание примеру близких людей.

 3) Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждение их к самовоспитанию. Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей. Дети не всегда осознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни. В заботах о детях родители становятся опытнее, мудрее, самокритичнее.
Практика семейного воспитания показывает, что оно не всегда бывает                                                                                                                                                             «качественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и способствовать развитию собственных детей, другие не хотят, третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств, четвертые просто не придают этому должного значения. Ученые, занимающиеся проблемами семьи, семейного воспитания считают, что полноценное, «качественное» воспитание зависит от типа семьи, ее структуры, материальной обеспеченности, места проживания, психологического микроклимата,

        11.

традиций и обычаев, уровня культуры и образованности родителей и многого другого. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.
Преобладающим типом является нуклеарная семья, состоящая преимущественно из двух поколений - супругов и детей – до вступления в брак последних. Распространены семьи, состоящие из трех поколений, включающие родителей с детьми и бабушек и дедушек последних. Такие семьи часто носят вынужденный характер из-за отсутствия жилья. В последние десятилетия увеличилось число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских. В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных особенностей развития ребенка, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Современная семья сталкивается с весьма сложными проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграцией семей, ухудшением состояния здоровья населения. Остались в прошлом разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительный отдых детей. Дети, лишенные возможности творческого развития, пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных, никотиновых пристрастий.
В дружных семьях не смолкают оживленные разговоры, домочадцы испытывают желание делиться друг с другом мыслями, планами. Первое, что выдает семью неблагополучную - это гнетущее, натянутое молчание. Здесь не о чем разговаривать, не хочется лишний раз обращаться друг к другу. Бывает и так: семья вроде не хуже других, но беседовать в ней не принято. Супруги перекидываются между собой двумя-тремя фразами по хозяйству,

12.

выдают ребенку несколько указаний: «иди ужинать», «делай уроки» - и погружаются каждый в свои дела. Дефицит человеческого тепла, душевной близости в семье рано или поздно приводит к отчуждению, а то и к распаду брака. Чтобы этого не случилось, вспомните замечательную традицию семейных «посиделок». Кому, как не жене, хранительнице семейного очага, стать ее инициатором? Чашка чая располагает к неспешной задушевной беседе. Чтобы кто-то из домочадцев захотел поделиться сокровенным, он должен быть уверен, что его внимательно выслушают, постараются понять. Быть может именно в эти минуты каждый из собравшихся за семейным столом чувствует себя по настоящему счастливым. Не секрет, что сегодня общение в семье буквально зациклилось на материальном. С одной стороны это можно понять. Жизнь семьи очень трудна, и речь порой идет о выживании. Но с другой стороны дело в том, что подобные разговоры ведутся большей частью в семьях, где имеется немалый достаток. А рядом дети, они дышат тем же воздухом, черпают образцы для подражания, как правило, из взрослых разговоров, поступков, стиля той жизни, которую наблюдают в семье. Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные, где зачастую ребенку уделяют чрезмерное внимание, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких

        13.

семьях царит атмосфера сверхопеки и вседозволенности.
Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство, стяжательство, что и делает ущербным развитие детей. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу , выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию.
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей. Ребенок воспринимает мир притягательным или угрожающим.

        14.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ.

 Что же мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность». В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность – это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках». По мнению В.А.Сухомлинского, «воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятыми в обществе моральными устоями». Будет нравственное воспитание – ребенок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Будет нравственность, будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Человек может приобрести различные профессии, но одной из главных профессий мужчины и женщины, матери и отца является профессия быть родителем. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют свое разумное поведение и поступки в качестве родителей, у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей. Известный педагог и психолог И.С.Кон отмечает: «В глазах ребенка отец мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как образец для подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг, советчик, которому можно

                                                           15.

доверить все». Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия формируются семьей и в семье. Таким образом, выстраивается следующая иерархия: семья – ребенок – нравственность – поведение – поступок – семья. Говоря о нравственном воспитании ребенка в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства. Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:          мотивационно-побудительный; чувственно-эмоциональный; рациональный, или умственный. Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребенок проявляет активное участие в своем нравственном развитии. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится. Дом для ребенка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни, счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Помимо понятий к моральным знаниям относятся также

                                                             16.

принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, так как без них невозможна высокая духовность и доброта.

           17.

СОТРУДНИЧЕСТВО ЩКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям. Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитание детей. При этом очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. Школа не должна подменять ребенку его родной дом, она должна сделать все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребенку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребенком и обществом. Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, нужно уделять самое серьезное внимание просвещению родителей. Родительское собрание – не просто форма связи семьи и школы, это университет важной педагогической информации, где мы делимся с родителями лучшим опытом работы и как построить отношения с детьми. Поэтому главная задача встреч родителей и педагогов -  это поиск совместных путей решения возникающих

        18.

проблем. Школьная жизнь убеждает нас в том, что собрания родителей только тогда достигают цели, когда есть понимание сторон, когда они проходят взволнованно, вызывают вопросы, добрую дискуссию, столкновение мнений и опыта, а родители, покидая собрание, продолжают его в коридоре, на улице и у себя дома.

                                                             

        19.

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ».

Ты, отчий дом, являешься основой                                                                                           всякого  истинного, естественного воспитания человека.  Отчий дом, ты – школа нравов и государства

        И. Песталоцци

Задачи собрания:

  1. Помочь родителям в выборе методов и средств формирования нравственных качеств у детей: чувства долга, доброты ,щедрости, порядочности;
  2. Способствовать формированию культуры общения родителей.
  3. Тренировать коммуникативные умения родителей.

Подготовительная работа к собранию:

     1. Задания родителям : подумать над вопросами:

- Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?

          - Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?

          - Как мы воспитываем эти ценности в детях?

           - От чего надо беречь душу ребенка?

     2.  Ситуации для обсуждения.

     3.  Памятки для родителей.

        20.

                                          Ход собрания

1. Организационный момент.

Сообщение темы, целей и задач собрания, ознакомление с порядком проведения, представление приглашенных

2. Беседа классного руководителя «Родителям о нравственном воспитании.

 - Здравствуйте уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми. Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий, он там свой:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(Б. Берестов)

Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка

        21.

о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Нравственное воспитание подрастающего поколения – было, есть и будет самой актуальной задачей любого общества. Мы все знаем, что все начинается с детства и лучше с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием. Еще в старые времена приводили такую аналогию: согнутое в колесо дерево легче ломается, чем выпрямляется. Нравственное воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на личность с целью укрепления в душе и сознании моральных норм, принципов, ценностей. Народная мудрость гласит: “Человеком не рождаются, человеком становятся”. В мире нет ничего более ценного, чем сам человек. Но почему один человек идет по жизни с высоко поднятой головой, не падает духом, какие бы его испытания, ни ожидали, а другой человек теряется, опускает руки. Почему одному человеку люди радуются, считаются с его мнением, уважают его. А с другим стараются даже встречаться как можно реже? Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм? Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?
Как мы воспитываем эти ценности в детях? От чего надо беречь душу ребенка? На эти вопросы мы вместе с вами попытаемся ответить.

3. Обсуждение вопросов:

  1. Кто и что оказывает влияние на воспитание нравственных норм?

(Родители составляют список)

– круг общения;
– родители;
– книга;
                                                          22.                                                                                                                                        – телевидение;
– друзья…

  1. Какие ценности мы хотим вложить в душу ребенка?

– веру в добро, желание творить добро;
– справедливость, правду;
– любовь к людям;
– любовь к природе, Родине;
– чуткость, внимательность, щедрость души;
– веру в себя, в собственные силы, ответственность, отношение к собственной жизни;
– стремление к прекрасному…

  1. Как мы воспитываем эти ценности в детях?

Каким образом в столь нежном возрасте можно приучить детей к этим серьезным вещам?

На этот вопрос можно ответить так: молодые деревца легче заставить расти так или иначе, чем взрослое дерево; таким же образом гораздо скорее можно направлять ко всему доброму впервые годы его жизни, чем впоследствии, пользуясь при этом такими средствами как:

– постоянный образец добродетелей
– своевременное и разумное наставление
– умеренная дисциплина

  1. Отчего надо беречь душу ребенка?

Душа? Да что же это такое? Мы часто говорим о воспитании души, о душевных людях и о бездушных. О душе говорят как о живом существе:

        23.

одно дело “мне больно”, другое – “душа болит”. Вслушаемся в ряд выражений. Всей душою желаю; всей душой чувствую. Всей душой люблю. Надеюсь; благодарен; ненавижу; страдаю; радуюсь; стремлюсь; верю и т.д. Душа, если вслушаться в нашу речь, это соединение всех желаний, чувств, стремлений, печалей, радостей человека. Соединенные вместе, желания и чувства получают новые свойства, а именно свойства души, так что мы говорим о чистоте души, о красоте ее или о низости. Это чрезвычайно важно для воспитания. Так от чего же надо беречь душу ребенка?

  1. От пустоты душевной, от такого состояния, когда у человека нет ничего за душой святого. Пустота души – это самое страшное зло, для утверждения которого в душе ребенка не нужно никакого вредного окружения – достаточно только быть равнодушным к человеку. Человек с пустой душой лишен самого драгоценного счастья – счастья творить добро.

Беречь душу ребенка – это значит заботиться о том, чтобы в душе его крепко утвердились незыблемые святыни.

Святынями, которые надо утверждать в душе ребенка, чтобы беречь ее чистоту являются:

– вера в добро, вера в то, что человек – творец добра не только для себя лично, но и для других людей.
– вера в великую силу труда, в то, что трудом человек создает свою собственную красоту;
– вера в самого себя, умение видеть в себе добро, способность переживать чувство гордости за самого себя, за успехи в труде, за добро, что создается собственным трудом для людей. Вдохнуть в детское сердце стремление творить добро не для человеческих глаз, а для самого себя.

        24.

  1. От бездушного, бессердечного отношения к человеку. Кто научился сопереживать, тот научился уважать другого человека – щадить его чувства и переживания, беречь чужое сердце. Эта способность учит чувствовать внутреннее душевное состояние другого человека.
  2. Надо оберегать детскую душу от эгоизма. Самым главным корнем детского эгоизма является то, что впервые годы сознательной жизни, когда психика гибкая, чувствительная. Легко поддается воспитательному воздействию как раз в этот период “центром вселенной для ребенка являются его личные желания; все его чувства, его отношения к людям и самому себе – все это вырастает исключительно на почве личных желаний и зависит от того, как они удовлетворяются. Самое малое ограничение желаний вызывает тяжелые переживания, его сердце глухо к душевному состоянию других людей. Эгоизм калечит детскую душу.

Основное лечение от эгоизма – научить ребенка управлять своими желаниями. Воспитательная работа в этом направлении начинается в семье с того времени, как только ребенок осмыслит, что он живет среди людей и что у каждого человека есть желания.

  1. В тесной связи с предупреждением эгоизма находится оберегание детской души от равнодушия. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма. У равнодушного человека в душе нет никаких идеалов, он может стать предателем. Равнодушие – родная сестра бессердечности, бездушности.
  1. От неправды, обмана, фальши. От всего, что делается для “формы”, для отчета – это воспитывает подлость, лицемерие, теряется вера в правду.

        25.

  1. От лености, безделья, привычки выполнять работу кое-как. Лень развращает душу человека не только тогда, когда он ничего не хочет делать. Ленивый, бывает и делает все, что требуют, но единственным побуждением для него является принуждение, контроль. Лень уродует душу ребенка тем, что она лишает его самого главного внутреннего духовного стимула деятельности – вдохновения. Вдохнуть в душу ребенка желание, зажечь его работой – это означает дать ему счастье творчества, полноту духовной жизни.

4. Выступление педагога-психолога.

Сейчас я вам хотела бы раздать памятки, в которую мы включили 3 формулы американского психолога Джеймса Добса в помощь родителям подростков, чтобы между ними оставался контакт:

1 формула: «Держать на открытой ладони» (оказывать поддержку ребенку и лишний раз не зажимать)

2 формула «Будьте рядом, но не вмешивайтесь» (доверие и приобретение ребенком своего жизненного опыта)

3 формула «Если любишь кого, отпусти и его. Если не вернется он к тебе, то он никогда твоим не был» (Любви без свободы не бывает).

 Чтобы начать разговор, хочу обратиться с вопросом: всегда ли вы находите время поговорить с вашими детьми о школьных делах, об их проблемах? Какие вопросы вы задаете чаще всего своим детям: “Как ты себя вел? Двоек нет?”, или все же: “Что было сегодня интересного в классе? Что обсуждали с другом (подругой)?”. (Дискуссия с родителями.)

Конечно, я думаю, никто не возразит, что дети – наша радость и наши надежды, мы всегда открываем в них что-то новое, ранее нам неизвестное.

        26.

Иногда эти “открытия” нас радуют, иногда – огорчают. Что же в характере вашего ребенка вас радует: хорошие способности, доброта и т. д.? Что вас огорчает: неумение трудиться, озлобленность, слабая воля или другое? Возникают ли в связи с этим проблемы в вашей семье? (Дискуссия с родителями).

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию тест “На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?”.

Инструкция. Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет – 0 баллов.

Звучит музыка, родители выполняют задание.

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
  2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
  3. Современные школьные программы чересчур сложны.
  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
  6. Наивная непосредственность – это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
  10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.

        27.

  1. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.
  2. В детстве всем необходимы занятия спортом.
  3. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.                                                    
  4. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.
  5. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

Подведем итоги.

15–20 баллов.

Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8–11 баллов.

Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения. 

        28.

Вывод: – Да, семья – это тот надежный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью. Семья начинается с любви и дружбы, с взаимопонимания.

5. Работа по группам. Решение педагогических ситуаций.

1-я группа

– Что делать с ребенком, если он не слушается?
– Почему дети лгут, скрывают от родителей свои поступки?
– Дети послушны – родители спокойны. Надолго ли сохраняется такое послушание и спокойствие?

2-я группа

– Почему ребенок должен знать, что родители отвечают не только за себя, но и за него перед обществом?
– В каких случаях требования к ребенку должны быть иногда в суровой форме, без возражения?
– Почему необходим авторитет в семье?

3-я группа 

– Поможет ли атмосфера высокомерия (важный папа) воспитанию детей?
– Уверены ли вы, что бесконечные поучения и назидательные разговоры- это педагогическая мудрость?
– Нужно ли на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь?

4-я группа 

– Что порождает родительское непротивление?
– Правильно ли послушание детей покупать подарками и обещаниями?
– Почему родители должны знать, чем живет и интересуется его ребенок?

                                                         29.

5-я группа 

– У отца одни приоритеты в воспитании, мать придерживается других. Что делают в этом случае дети?
– Почему необходимо взаимное уважение родителей и детей?
– Почему среди детей появляются неискренние и лживые эгоисты?

6-я группа

– Согласны ли Вы, что ребенок сам должен выбраться из затруднения, решения сложных вопросов?
– Дети нуждаются в совете, помощи. Как часто вы приходите к ним на выручку? Какие формы помощи Вы оказываете?
– Хорошо ли, когда у матери своя жизнь, свои интересы? Она не обращает внимания на детей и больше думает о своем спокойствии.

6. Представление работ по группам 

7. Работа в группах

Каждой группе раздается ромашка. Предлагается написать на каждом лепестке ромашки написать положительные качества семьи.  Представитель от группы зачитывает.

8. Выводы. Рефлексия

Каждой группе раздается вырезанное сердце. Попросить родителей оставить свои записи.

9. Заключительное слово

Взрослые очень хотят, чтобы дети были лучше, чем они, не повторяли их ошибок. Были лучше и умнее. Но ребята вас копируют и часто не знают, как

        30.

поступить правильно. Я желаю вам находить время для своих детей, даже если его не хватает. Пусть ваш дом обходят стороной трудности.

Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали,
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

Дети подобно свежему зеленому ростку: они тянутся в ту сторону, куда вы их направите.

10. По традиции каждому родителю памятку и советы

                                      Советы родителям

  1. Любой ребенок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом.
  2. Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, успехов. Достоинства у ребенка есть сейчас, надо уметь их видеть.
  3. Не скупись на похвалу.
  4. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение.  Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.
  5. Всякое повышение требований надо начинать с похвалы, даже авансом.
  6. Ставьте перед ребенком достижение цели.
  7. Вместо приказаний просить совета или помощи, как у равного или старшего.
  8. Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.
  9. При необходимости наказания помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки.

        31.

  1. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.
  2. Надо убедить себя. Что в большинстве случаев замечания, одергивание, требования просто не нужны! 

        32.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Цель проекта достигнута в соответствии с поставленными задачами. В результате проделанной работы был подобран материал о проблемах духовно-нравственного воспитания в семье, разработан сценарий проведения  творческого родительского собрания по данной теме. По данному сценарию были проведены родительские собрания в 7 и 10 классах, на которых родители смогли поделиться своими семейными достижениями, обсудить проблемы, получить помощь со стороны классного руководителя и педагога-психолога. Ведь будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей – в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это в первую очередь решают родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать – ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей. Атмосфера сердечной привязанности, чуткости, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, выступает в качестве первичной школы его социальных чувств, в том числе и таких, как чувство гуманизма, милосердия. Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки духовности и нравственности детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей

        33.

посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения определяется единством действий семьи и школы. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать духовно-нравственную личность – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защите Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

                                                     34.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье. –М.Педагогика. 2011 -№4

2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. –М.: ВАКО. 2008

3. Максимова С.М. Родительские собрания. –М.: ВАКО.2009

4. Маленкова Л. Классный руководитель: педагогические основы и методика деятельности. –М.Народное образование. 2007. -№5

5. Пашкова А.М. Как эффективно провести родительское собрание. –М. Справочник классного руководителя.2009. -№11

6. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье. Культура семейных отношений. – М.: Просвещение. 1985.

7. Щуркова Н.Е. Школа и семья: Педагогический альянс. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...