Обобщение опыта работы "Страницы из дневника классного руководителя"
методическая разработка по теме

В данной работе проанализирована вся деятельность классного руководителя за учебный год, сделаны определенные выводы. К обобщению опыта выполнена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc45.5 КБ
Office presentation icon obobshchenie_opyta_raboty.ppt604 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА  РАБОТЫ

СТРАНИЦЫ ИЗ ДНЕВНИКА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  В 6 ЗАКЛАДКАХ

( или мысли, которым нет места в анкетах)

ЗАКЛАДКА 1  «ЗДРАВСТВУЙТЕ !»

  Мне представлялось классное руководство так: на мостике классного корабля стоит капитан. Он строит команду, проверяет, указания раздает. Все наглажены, как на параде, палуба надраена.

  А на деле, оказывается, плывёт этот самый капитан со своими матросиками в шторм в открытом море и безо всякого корабля. И надо ему, самому спастись и команде не дать утонуть.

  Поначалу у меня руки опускались, ни на что смотреть не хотелось.  В классе 6 мальчиков и 6 девочек. Мальчишки имеют низкий уровень воспитанности и низкий познавательный уровень развития. У них отсутствует умение сопереживать, проявлять доброжелательность. Девчонки же составляют полную противоположность мальчишкам. Они активны, переживают за неудачи своего класса, болеют душой за весь класс. Класс довольно сложный, т.к. в классе имеются дети, которых психологи называют проблемными ( трое мальчиков из неблагополучных семей).

  И всё же думаю, что со временем я пойму, как реагировать на капризы ребят, понимать их нужды. Мы приспособимся друг к другу: я - к ним, а они – ко мне.

  Моим девизом в работе стали слова А.С. Макаренко: « Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

ЗАКЛАДКА 2. « С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СОЮЗ?»

Союз классного руководителя и детей начинается с равноправия. Именно это понятие и явилось исходной составляющей педагогической системы духовно – нравственного воспитания « Путь  к успеху», основной целью которой является формирование у учащихся нравственных качеств и черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры, т.е. необходимо, чтобы каждый ребенок стал не только хорошим учеником, но и хорошим человеком, т.е. Гражданином!

Задачи пед. системы:

- формирование ученического коллектива;

- воспитание высокой нравственности, сознательной дисциплины и культуры поведения;

- формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству;

- развитие эстетической культуры учащихся через ознакомление с историей России, родного края, обычаев, духовной культуры народа;

- воспитание уважения  и любви к родителям, близким, природе;

- физическое совершенствование и укрепление здоровья.

ЗАКЛАДКА 3. «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ»

  В работе с детьми я открываю для себя новые формы сотрудничества. Как важно учителю сохранить своё «я»,  в погоне за успехом не навредить ребёнку.

  «Не навредить» - значит помочь ему познавать мир и самого себя, выстраивать свою жизнь осознанно и целенаправленно, формировать потребность быть счастливым, нужным и полезным людям.

  Моё педагогическое кредо, как классного руководителя, - это 4 основных глагола:  «смотреть», «видеть», «понимать», «создавать».

  В чём же суть эти слов?

При первых встречах с учеником мы только «смотрим» друг на друга. И здесь моя задача заключается в том, чтобы не играть роль воспитателя, а постараться раскрыть себя ребенку. И тогда и я, и ученик начинаем «видеть»: видеть хорошее, видеть плохое, ведь мы с ним абсолютно разные, непохожие. Академик Д.С.Лихачев сказал: «Именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность  оставляет нас равнодушными. Чтобы увидеть нестандартное, привлекающее, отталкивающее, любое, необходимо общение». И тогда вступает в работу глагол «понимать». Это и есть главная ступень в общении педагога и ученика. Педагог должен понимать ученика не как субъекта учебно–воспитательного процесса, а как личность. Ученик – это заповедник, его оберегать и охранять надо. А для того, чтобы попасть в заповедник, надо получить пригласительный билет. Для взрослых – это пропуск в страну детства, который ребенок даст, если он будет доверять, понимать, что мы ему не навредим. Последняя составляющая – это глагол «создавать», где задача классного руководителя заключается в том, чтобы помочь ученику стать человечнее.

  Хочется, чтобы ученики, которые являются самыми неактивными в классе, игнорирующими различные мероприятия, постепенно стали уверенными в себе, активно участвовали в различных конкурсах, соревнованиях.

  На 1 этапе работы с классом я провела анкетирование с целью диагностики познавательных и творческих интересов учащихся и выявления их уровня нравственности. Результаты показали довольно низкий уровень нравственных установок учеников и помогли мне определить основные направления пед. работы с классом. И очень важно то, что пед система «Путь к успеху» является одной из составляющих воспитательной программы школы «Гражданско – патриотическое воспитание школьников».

ЗАКЛАДКА 4. «ПЛОДЫ РАЗДУМИЙ»

  Наши ученики – это не только школьники,  но и ребята с различными интересами, запросами, стремлениями. Воспитать гражданина, целеустремлённого, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого – это долг каждого учителя – воспитателя. Решить эту задачу поможет хорошо продуманная система работы с детьми.

  Составляя систему работы я включила 5 основных направлений: «здоровье», «нравственность», «знания», «истоки», «семья».

 1. Все мы рано или поздно задумываемся о смысле жизни и выбираем свой путь. Понимая, что жизнь потребует от ребят умения преодолевать трудности, я и включила в систему работы направление «Нравственность», главной целью которой является развитие волевых качеств ученика, инициативности и самостоятельности, ответственности и искренности, способности к осмыслению своих поступков и действий.

  Основные формы и виды деятельности: классные часы: «Устав школы – закон школьной жизни», «Государственные символы России»,  «В жизни всегда есть место подвигу», деловая игра «Как ты знаешь паспорт?», встречи с представителями правоохранительных органов, участие в конкурсе сочинений о героях ВОВ, конкурсе чтецов «Поклонимся великим тем годам».

2. Как повысить в наш век интерес к знаниям, как воспитать в ребятах желание  знать больше и больше?  Эти вопросы бесспорно волнуют. Правда, на телевидении появляются интересные программы для развития ума, но либо их недостаточно, либо ребята ими мало заинтересованы,  поэтому возникла необходимость использования новых форм работы. Цель направления «Знания»: изучить особенности и возможности учебной деятельности учеников, оказывать позитивное влияние на развитие познавательного интереса учащихся.

  Основные формы и виды деятельности: классные часы: «Книжкина неделя», «Моя любимая книга», участие в школьных предметных неделях и олимпиадах, исследовательской работе, конкурсе юных поэтов  «Любимые стихи детства», участие в выпуске школьной газеты «Школьный вестник» и работе кружка «Юный журналист».

3. Расширению кругозора, углублению представления о культуре славянских народов поможет направление « Истоки»,  целью которой является: привитие уважительного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи и школы. Формы работы: классные часы: «Русские  посиделки», «Горячи калачи из русской печи», «Дом нашей мечты», участие в конкурсе поделок «Рождественские традиции», районном конкурсе фольклорных коллективов «Северная звезда», празднике Рождества Христова, творческом отчете «Дом, в котором мы живем», проведение экскурсии в Малые Корелы, а также  участие в традиционных праздничных концертах к Дню учителя, 8 Марта и др.

4. Для пропаганды здорового образа жизни выбрано направление «Здоровье».  Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку значимость его физического состояния для развития его нравственных качеств.

  Основные формы и виды деятельности: классные часы о здоровом образе жизни и режиме дня, участие в школьной спартакиаде, в спортивных и оздоровительных мероприятиях: «Лыжня России», биатлон,  соревнованиях по баскетболу, волейболу, настольному теннису, участие в пешеходных и водных походах на байдарках по рекам Пинежья

5. Основная цель направления»Семья»: изучение семей учеников, обучающихся в классе, организация педагогической помощи родителям через систему родительских собраний, индивидуальных консультаций, собеседований.

Формы работы: анкетирование учащихся и их родителей, проведение родительских собраний, посещение семей на дому, работа с родительским комитетом.

   Все формы и виды деятельности воспитательной работы направлены  прежде всего на формирование ученического коллектива, поддержание благоприятного психологического климата в классе, изучение личностных особенностей каждого ученика с целью оказания своевременной психолого – педагогической помощи нуждающимся в ней детям, коррекцию поведения в коллективе.

ЗАКЛАДКА  5. «РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ»

Для анализа  результативности  данной программы в классе было проведено анкетирование с целью выявления уровня активности и нравственной воспитанности учащихся. В ходе анкетирования было выявлено следующее: из 12 опрошенных учеников все 12 считают, что делать людям добро – это главное в жизни, 9 учеников переживают неприятности других, как свои и 11 человек способны защитить того, кого обижают. Надо отметить, что 8 человек из опрошенных с удовольствием посещают школу, 9 учеников могут обратиться за помощью к учителям по любому вопросу, 10 школьников считают, что в нашей школе созданы все условия для развития их способностей.    

Анализ моей работы с классом позволяет сделать вывод о том,  что более активное участие в жизни класса и школы стали принимать и родители, которые теперь чаще посещают школьные мероприятия и  обращаются за помощью и советом. Повысился интерес и самих учащихся к общественной жизни класса и школы. Ребята стали принимать активное участие в районных и школьных конкурсах. Так,  девочки класса стали победителями в конкурсе фольклорных коллективов «Северная звезда» в номинации русская песня, Субботина О. награждена грамотой за победу в конкурсе  «Любимые стихи детства», Кузнецова Т. стала победителем в конкурсе сочинений «Победа в лицах и фактах» . Активно включились учащиеся класса и в работу созданного школьного научного общества, где занимаются исследовательской работой не только по изучаемым предметам, но и по истории родного края. Также участвуют в работе кружка «Юный журналист», где изучают основы журналистики, пишут заметки в школьную газету. В кабинете музыки оформлена выставка поделок Дрыгина С.(лепка из глины, мукасольки, рисунки). В течение нескольких лет учащиеся класса являются членами кружка « Основы православной культуры». Больших успехов ученики добились в спорте. Они постоянные призеры и победители школьных, районных соревнований по баскетболу, настольному теннису, шахматам и др. соревнований, участники областных соревнований по баскетболу, настольному теннису.

Всё выше изложенное свидетельствует о повышении уровня воспитанности школьников и удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Поэтому я считаю, что выбранная мною педагогическая система актуальна, даёт определённые результаты и предполагает дальнейшее  использование.

ЗАКЛАДКА 6. «ТРИ ЗАВЕТА»

В процессе проб и ошибок  я пришла к основным правилам:

  Во- первых, не предъявлять ребенку требование, если не уверена, что он его выполнит. Быть последовательной до конца и не забывать своих слов.

  Во-вторых, наказание за проступок для ребёнка может быть разным. Помни, что наказание – от слова «наказ».

  В-третьих, не торопиться с выводами. Не бояться ошибаться, ведь ещё есть время всё исправить. Я тоже имею право на ошибку, впрочем, как и мои ученики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник классного руководителя

Это мой рабочий дневник, в нём собраны все необходимые мне для работы сведения об учащихся, их родителях, родительском комитете....

Приложение к дневнику классного руководителя

Здесь собран материал: схема написания характеристики класса, стресс-тест для выпускников, индивидуальная карта ребёнка, карта семьи, собраны различные памятки для запоминания учеником текста......

Дневник классного руководителя

Схемы, таблицы и методический материал                                               ...

Дневник классного руководителя

Дневник классного руководителя...

Дневник классного руководителя

Сентябрь1сентября-День знаний8 сентября - Международный день грамотностиОктябрь5 октября - Всемирный день учителяНоябрь4 ноября - День народного единства.10 ноября - День милиции20 ноября - Всемирный ...

Бланки для дневника классного руководителя

Каждый классный руководитель имеет дневник или журнал классного руководителя с которым работает весь год, несколько лет. В этом дневнике информация  о классе, родителях, учениках. Предлагаю готов...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....