Классные часы
методическая разработка (10 класс) по теме

Классные часы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_tolerantnost.docx93.51 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое толерантность?

Цели:

Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание. Продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой.

Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Ход мероприятия:

Сегодня мы познакомимся с понятием толерантности, что значит толерантное поведение.

А в начале нашего занятия немного порисуем, у вас на парте лежит силуэт человека, мы можем сказать, что это человек? А чего не хватает, кто он - мальчик? Девочка? Грустный? Весёлый? Добрый? Добавьте ему  отличительные признаки, на работу вам только 2-3 минуты.

Посмотрите на ваших человечков. Они похожи. Есть ли  те, которые отличаются.

Посмотрите  друг на друга. Определите:

-  Чем я отличаюсь от своих одноклассников? (внешние признаки, особенности характера, общения, отношения)

 - Чем я похож на одноклассников?

Попросить каждого из них рассказать, что они чувствуют, имея или не имея отличия.

Подведение итога:

- Определить, чего больше в этом классе: общего или особенного?

- Влияет ли это на отношения в классе?

- Уменьшат ли обнаруженные различия чувство друг к другу?

2. Беседа:

- А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались?

- Интересно ли жить в таком мире клонов? (выслушать ответы воспитанников)

- Хорошо или плохо, что все мы разные? (выслушать ответы воспитанников)

Вывод: Люди своими отличительными чертами дополняют друг от друга.

3. Чтение  стихотворения  С.Маршака "Всемирный хоровод"

(слайд 1 после щелчка)

1.

Стихи для ребят

Всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей

И для русских, шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать

Надо, когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов, что в стужу и снег

Лезут в мешок меховой

2.

На ночлег;
Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут

В городах и селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ

Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты

Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

Учитель:

 О чем это стихотворение? (выслушать ответы воспитанников) 

Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(щелчок)

4. «А кто из вас слышал слово «толерантность»? Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”.(слайд 2)

 А что оно означает, знаете? (выслушать мнение воспитанников)

Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Как каждый из вас понимает это слово? (выслушать ответы воспитанников)

Если не знают

На Земле живёт более 6 миллиардов человек. Они разные? Чем? (нация, раса, религия).  Есть народы численностью более 100 млн.  Например, русские, японцы, китайцы, бенгальцы. Немцев, французов, итальянцев  – по несколько десятков миллионов. Но есть и малочисленные народы. Самый маленький из них племя тасадай на Филиппинах. В нём всего 28 человек. Живут они в горных пещерах, промышляют охотой и сбором диких растений и до недавних пор даже не знали, что, кроме них, на планете Земля есть ещё люди.

Всего народов на Земле, больших и малых, около 2 тыс. они говорят на разных языках, у них свои обычаи. Самая многоликая страна Индия, в ней проживает около1000 разных народностей. Различаются народы и по внешнему облику. У японцев, к примеру. Волосы чёрные и жесткие, а глаза миндальной формы. Все бенгальцы смуглые, а народы Африки - темнокожие, с курчавыми волосами. Большинство народов говорит на своих языках. У каждого своя культура, своя история, образ жизни, своя судьба.

Мы должны быть толератными по отношению к другим народам, национальностям. А что это значит, быть толерантным?

(Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей).

5. Что  такое толерантность?(слайд 3)

tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

 6. Подберём синонимы к слову толерантность (терпимость, уважение, лояльность)

7. Почему толерантность принято изображать в виде цветка с разноцветными лепестками, что это символизирует? Представим толерантность в виде цветка и заполним лепестки, из чего же состоит толерантность

Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий. 

8. Учитель: Дорогие ребята! Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный микрофон» Толерантная личность.  Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжите фразу «Я -…….»

(выслушать ответы воспитанников)

Толерантная личность. Я:

 терпимый и терпеливый;

 считающийся с чужими мнениями и интересами;

 умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

 приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

 уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

 заботливый, сострадающий, поддерживающий;

 патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

 человек, берегущий природу и культуру;

 трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.

 Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.

8. В чём проявляется отсутствие толерантности (интолерантная личность)

оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

  игнорирование (отказ в беседе, в признании);

  негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

 этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

преследования, запугивания, угрозы;

расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

   ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что "чужаки" вредны для общества, преследование "чужаков");

 национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

 фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

  осквернение религиозных или культурных символов;

  религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

  изгнание (официальное или насильственное);

9. Определение толерантности

Теперь, когда мы научились

Летать по воздуху, как птицы,

Плавать под водой, как рыбы,

Нам не хватает только одного:

Научиться жить на земле, как люди.

Хорошо, если классный час

помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш посёлок и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Слайд 22.

Спасибо за внимание!

Учитель:

А вы знаете, что такое «Технологии повседневной толерантности»? Как Вы думаете, что скрывается под этим понятием?

(звучат высказывание и мнение воспитанников)

Я перечислю знакомые, самые обычные  для Вас слова. Повседневность – это кофе, отпуск, пицца, автомобиль. Иначе говоря, самые обыденные вещи, без которых невозможна сегодняшняя цивилизация. Это, если можно так сказать, - неоспоримая повседневность, точки отсчета, без которых немыслим день, неделя, год. Утром – кофе, в обед – пицца, летом – отпуск, каждый день автомобиль.

 Ребята, а какие вы можете привести примеры из своей повседневной жизни?

(звучат ответы детей о компьютере, телевизоре, мобильном телефоне и т.д.)

А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.

Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.

Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.

 В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.

Что же собой представляет этот плакат?

Это всего семь строчек, написанных как бы от руки:

Твой Иисус – еврей.

Твой автомобиль – японский.

Твой кофе – бразильский.

Твои цифры – арабские.

Твои буквы – латинские.

Твоя демократия – греческая.

Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?

Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж:

человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);

повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск  проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран).

И символ веры, Иисус  Христос был рожден другим народом. Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...