Программа воспитательной работы 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Власова Жанна Александровна

Программа воспитательной работы 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_5_klass.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитательной работы 5 класс  «Наш выбор»                      

                                                      На  2011– 2012 год

Актуальность программы.
В современном мире, где материальное зачастую «поглощает» духовное, диктует свои законы, ложные теории о смысле и образе жизни, трудно понять, что действительно ценно. Человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Сложилось социальное противоречие между требуемыми от индивида обществом правилами поведения и невозможностью выполнять их ввиду объективных причин, самим обществом.
Для молодёжи ситуация осложняется тем фактом, что её жизненный опыт ещё достаточно мал, чтобы сделать правильный выбор. С другой стороны, характерной чертой большей части российского общества является неразвитость критического мышления. Современный этап развития российского общества характеризуется достаточно формальными призывами к формированию молодого человека, способного самостоятельно ориентироваться в стремительно меняющемся мире, и совершенно противоположными действиями, направленными на выработку стереотипного массового мышления молодёжи. Реклама, пресса, телевидение, литература, кино, - в настоящее время провозглашают вполне определённый образ, стереотип современного молодого человека, которому нужно «Всё и сразу».
Кроме того, в условиях возрастания социальной напряжённости современного общества личности становится объективно трудно определить собственные ценностные ориентиры. Молодёжь в силу своих физиологических особенностей тяготеет к коллективному общению. А в массе, как известно, стираются индивидуальные достижения отдельных людей, и исчезает их своеобразие, расовое бессознательное выступает на первый план. При анонимности, и тем самым безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Отсюда все возрастающая агрессивность среди современной молодёжи, конфликтность. Кроме ухода слабой личности от истинно индивидуального к ложному массовому существует и другая крайность – отречение от реальности, избрание виртуального общения как основного. Современный молодой человек, терзаемый серьёзными психологическими и нравственными проблемами, сегодня может «уйти» в Интернет, где по другую сторону экрана окажутся живые люди, которым нет разницы, как вы выглядите, какой у вас социальный статус. Это обеспечивает лёгкое общение.
Что в современном мире поможет молодым людям сделать правильный выбор? Прежде всего, это семья! Так было всегда и будет всегда. Проблемы семьи – проблемы общества. Как известно одной из величайших ценностей человека является любовь. Познать это чувство, научиться любить своего ближнего как самого себя можно только в семье.
Другим сдерживающим и направляющим фактором в жизни человека является вера. Религия для российского народа всегда была больше чем вера, это своего рода идеология. Заповеди нагорной проповеди Иисуса Христа являются ориентирами для правильного нравственного выбора каждого человека. Однако в современной России в силу особенностей исторического развития воспитывающая роль религии не достаточна. Эта причина ещё больше повышает значение семьи в формировании морально и нравственно здорового будущего поколения.
Ощущение уверенности в себе, а значит, в своей нравственной позиции создаёт человеку любимая работа. Отсюда ещё один фактор – возможность заниматься любимым делом. Проблема профессионального самоопределения связана не только с трудностью выбора, но и с тем, будет ли востребована твоя специальность.
Проблема морального, нравственного выбора стояла перед мыслящим человеком всегда, и будет стоять всегда. Особенность современного этапа заключается в том, что разрушены те устои, которые раньше помогали молодому человеку сделать отнюдь не очевидный правильный выбор. И на этом фронте сегодня в качестве главного борца осталось только одно действующее лицо – семья.

 Цели и задачи программы.
Цель программы – формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.
Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:
- знакомство с основами технологии выбора;
- анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за своё решение;
- моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
- создание условий для обработки умения выстраивать своё поведение в ситуации выбора ( в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
- приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и др.;
- развитие способностей к самоопределению и самореализации.

 Принципиальная новизна программы.
Принципиальная новизна программы заключается в том, что по завершении её изучения у учащихся будет накоплен определённый опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:
- получение социально значимой информации из различных источников, её осмысление и интерпретация;
- использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально – в учебных моделируемых ситуациях, затем- в жизненных ситуациях);
- оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
- участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности, социальной практике;
- взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, жителями  села, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
- совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, населённом пункте.

. Основное содержание программы.
В содержание программы вошли следующие темы:
- Человек свободного общества;
- Я выбираю;
- Я среди людей;
- Моя семья;
- Мой выбор – моя малая родина;
- Моё здоровье;
- Я и политика;
- Я и средства массовой информации;
- Я и закон;
- Свобода и ответственность – выбор XXI века. На пороге моего выбора…

                               План реализации программы.

Наименование мероприятий

 Сроки проведения

 Ответственный

1

Классный час «Наши поручения»

 2

Участие в конкурсе осенних букетов, поделок из овощей

сентябрь

 Класс, кл. руковод

  3

Беседа о правах и обязанностях школьника

 сентябрь

 Кл.  руководитель

  4

 Оформление классного уголка

  сентябрь

 Кл .руководитель

  5

День бегуна

 сентябрь

 Кл.  руководитель физрук

  6

 Принять участие в кроссе «Золотая осень»

 сентябрь

 Кл.  рук. физрук

  7

Праздник «Золотая волшебница Осень»

 октябрь

 Кл.  руководительль, класс

  8

Принять участие в праздновании дня учителя

 октябрь

 Кл.  руководитель

  9

Беседа «Жилище русского человека»

 октябрь

 Кл. руководитель

 10

Тематический вечер «Экологический марафон»

 октябрь

 Кл. руководитель, старшая вожатая

 11

 Праздник посвящённый дню матери «Родина начинается с матери»

 ноябрь

 Кл .руководитель, класс

 12

 Неделя истории

 ноябрь

 Учитель предметник, класс

13

 Беседа «Вредные привычки. Как сними бороться

 ноябрь

 ноябрь                                    

 Кл. руководитель, класс

 14

 ПДД – ролевая игра, викторина

 ноябрь

 Кл. руководитель, класс

 15

 Исторический КВН «Воинство Российское»

 декабрь

 Учитель предметник, класс

 16

Подготовка к Новогоднему празднику, конкурс новогодних газет

 декабрь

 Кл. руководитель, класс, вожатая

 17

Классный час «Без друзей меня чуть-чуть»

 декабрь

 Кл. руководитель, класс

 18

Подведение итогов за II четверть

 декабрь

 Кл. руководитель

 19

Встреча со старожилами села

 январь

 Кл. руководитель, вожатая

 20

Игры на свежем воздухе «Весёлый каток»

 январь

 Кл. руководитель, класс

 22

Народные ремёсла нашего села: плетение корзин из прутьев, изготовление веников из капроновой нити

 

 январь


 Кл. руководитель, мастер

 23

Родительское собрание «Не за плечами носить уменье». Трудовое воспитание в семье


 январь


 Кл. руководитель, родители

 24

Операция «Птичья столовая»

 февраль

 Учитель технологии, класс

 25

 Классный час «Декоративно-прикладное искусство» значимость ручного труда


 февраль


Учитель технологии, кл. руководитель

 26

Великая и легендарная, беседа об армии

 февраль

 Кл. руководитель, класс

 27

День святого Валентина

 февраль

 Вожатая, класс

 28

Турнир по шахматам

 март

 Физрук, класс

 29

 Классный час «Мой лучший друг»

 март

 Кл. руководитель, вожатая, класс

 30

Праздник «Мамин день»

 март

 Вожатая, класс

 31

Операция «Скворечник»

 март

 Учитель технологии, класс

 32

 Беседа «Первый в космосе»

 апрель

 Кл. руководитель, класс

33

 Классный час «Весна»

 апрель

 Кл. руководитель, класс

34

Анкета для учеников «Мой идеал учителя»

апрель

Кл. Руководитель, класс

 35

 Беседа «Разговор о правильном питании»

 апрель

 Кл. руководитель,

 класс

36

 Операция «Усадьба ветерана»

 май

 Кл. руководитель, класс

 37

 Народные обычаи. Праздник «Красная горка»

 май

 Кл. руководитель, класс

 38

Тематический вечер «Память, которой не будет конца»

 май

Вожатая, класс

 39

 Классный час «Дети военных лет» на примерах односельчан

 май

 Кл. руководитель, класс

 40

Вахта памяти

 май

 Вожатая

Ожидаемые результаты
Сформировать у учащихся жизненную позицию, определить своё место в жизни

 Гражданско-правовая компетенция
Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение «Отечество», «культура», «любовь». Чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, проявление в отношениях с ними доброты, честности, порядочности, вежливости. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждение и самореализация во взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность
Владение умениями и навыками культуры общения, способность корректировать в общении свою и чужую агрессию, поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях. Умение строить свою жизнь по законам красоты.

Социальная компетентность
Готовность к освоению культуры, потребность в посещении театров, выставок, концертов. Владение основами русской культуры, способность к творчеству во всех сферах деятельности. Активность в общешкольных и классных делах. Активная жизненная позиция. Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться в трудовую деятельность, потребность в углублённом изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний. Стремление к физическому совершенствованию, готовность к здоровому образу жизни, умение заботиться о своём здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа воспитательной работы класса «Будущее России – это Мы» (5 – 11 класс)

Одной из важных задач классного руководителя я считаю создание в классе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развит...

Программа воспитательной работы класса

В материале представлена форма для заполнения программы воспитательной работы в классе....

Программа воспитательной работы класса "Путь к успеху"

Данная программа расчитана на учащихся 5-9 классов....

Программа воспитательной работы класса

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим соб...

Программа воспитательной работы класса

Программа воспитательной работы 5-9 класс, работа с классом и родителями, план мероприятий на год....

Программа воспитательной работы класса: "Лестница успеха"

Учителя, которым дети обязаны воспитанием,почтеннее, чем родители:одни нам дарят только жизнь,а другие – добрую жизнь.Аристотель...

Программа воспитательной работы класса

"Узнавай, общайся, исследуй, выбирай, действуй!"...