Главные вкладки

    Концептуальные подходы в воспитательной работе с родителями
    статья по теме

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    В данной материале представлены основные концептуальные подходы, используемые классным руководителем в воспитательной работе с родителями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_7.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Концептуальные подходы в воспитательной работе с родителями

    Воспитание – это категория педагогики, которая в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

    Воспитание учащегося должно осуществляться совместными усилиями школы и семьи. Его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Воспитание детей – конституционная обязанность родителей. Они призваны воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Человек приобретает человеческую сущность в сообществе людей. Только заботливое и мудрое внимание любящего окружения способно привить ребенку культурные потребности и опыт их удовлетворения «человеческим образом». Не случайно становление личности и постепенное вовлечение ребенка в жизнь взрослых назвали образованием – образованием человека. Главную роль в этом процессе, безусловно, играют родители ребенка. Это они привели его в этот мир – они и несут ответственность за то, каким он станет. Способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. 

    Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями. Высокий уровень педагогической компетентности характеризуется: осознанностью собственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться); адекватными ожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации); умеренными и адекватными детским способностям притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии); осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

    У значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система формируется эмпирическим путем, она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Практика показывает, что низкий уровень педагогической компетентности родителей, как правило, не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе. Родители не стремятся сотрудничать с воспитателями и учителями в образовательном процессе их ребенка. Закономерным следствием этого являются не только их низкая активность, но и высокая конфликтность и безответственность. Прогрессивные педагоги, общественные деятели говорят о необходимости помощи родителям в воспитании детей, о повышении психолого-педагогической культуры родителей.

    Родительский всеобуч является основой моей воспитательной работы с родителями, целью, которого является проведение с ними научно-методической работы. Он охватывал разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей. Для педагогического просвещения родителей я провожу лектории по семейному воспитанию,  на котором родители получают: информацию на психолого-педагогические темы, методические рекомендации. Проведение «круглых столов», позволяет родителям  обмениваться опытом семейного воспитания, помогает решать наболевшие проблемы в учебе в воспитании. Повышению педагогической культуры родителей способствует проведение совместных родительских собраний. Именно на таких собраниях я знакомлю родителей с традициями школы и класса, с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса, перспективами развития детского коллектива. Родители сами принимают участие в разработке и планировании классных дел, в формировании традиций классного коллектива, правил для обучающихся и родителей и т.д. После родительских собраний я обозначаю проблемы, которые были выявлены в ходе собрания. В процессе взаимодействия с психологом, социальным педагогом, педагогами – предметниками, медицинским работником, педагогом дополнительного образования я выстраиваю индивидуально-коррекционную работу с семьями, имеющими проблемы в воспитании. Просмотр фильмов, презентаций различной тематики позволяет более глубоко раскрыть обсуждаемые вопросы.

    Тематика различных видов и форм педагогического просвещения зависит от возрастных психологических особенностей учащихся. Таким образом, родители получали педагогические знания, рассчитанные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором он обучается.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «IT технологии и новые подходы в воспитательной работе педагога-организатора»

    «IT технологии и   новые  подходы в  воспитательной работе педагога-организатора».      Использование информационных технологий в 21 веке – это естес...

    «IT технологии и новые подходы в воспитательной работе педагога-организатора»

      Использование информационных технологий в 21 веке – это естественная необходимость, вызванная современными требованиями к качеству жизни и деятельности личности. Информатизация сферы обр...

    Сообщение «Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе». (из опыта работы)

    Личностно-ориентированный подход в воспитание позволяет создать условия для самореализации учащихся, развить способности, адаптироваться к условиям новой жизни. Моя задача - развитие и раскрыти...

    Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"

    Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе....

    Системно - деятельностный подход в воспитательной работе

    laquo;Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность»                                    ...

    ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

    Воспитательная система школы-интерната складывается из совместной деятельности учителей, воспитателей, тренеров, учащихся, родителей, работников интерната и библиотеки. Основной целью воспитательной р...