ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
статья

Ромбандирова Наталия Анатольевна

Воспитательная система школы-интерната складывается из совместной деятельности учителей, воспитателей, тренеров, учащихся, родителей, работников интерната и библиотеки. Основной целью воспитательной работы является личностно-ориентированный подход к воспитанию и самореализации личности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Ромбандирова Наталия Анатольевна,

воспитатель, ГБОУ КК ШИСП г. Краснодар 

Через институты социализации осуществляется воздействие общества на личность. Среди таких общественных институтов, призванных обеспечивать социализацию подрастающего поколения, особое место занимают учреждения интернатного типа,  в практике нашей страны эта система включает в себя такие учреждения, как  дома ребёнка, детские дома и школы-интернаты.

Школы - интернаты это «общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье» [1].

Выделяют следующие типы школ-интернатов:

-общий тип, предназначен для детей из семей, не имеющих возможностей обеспечить детям нормальное воспитание (в том числе неполные, многодетные семьи, семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями и пр.);

-санаторного типа, предназначены для детей с различными заболеваниями;

-специальные (коррекционные), предназначены для детей с нарушениями в психофизическом развитии;

-специализированные, предназначены с углублённым изучением отдельных предметов для одарённых детей;

-спортивные школы-интернаты и школы-интернаты олимпийского резерва [2].

В данной статье анализируется личностно-ориентированный подход в воспитательной работе  и методы воспитательной деятельности  в   ГБОУ КК ШИСП г. Краснодар.

Школа-интернат спортивного профиля  - это особая среда, в которой растёт, развивается, воспитывается и обучается ребёнок, поэтому  работа воспитателя  направлена на  формирование и развитие  личности под воздействием воспитательной и учебной деятельности. Учащиеся, которые  находятся в школах интернатах, в отличие от общеобразовательных школ,  называются воспитанниками.

Воспитательная система ГБОУ КК ШИСП г. Краснодар складывается из совместной деятельности  учителей, воспитателей, тренеров,  учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования,   работников  интерната и библиотеки.

Цель такой  совместной работы – создать воспитаннику интерната,  такую среду общения, поле деятельности, которое нельзя заменить даже очень интересными  уроками. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту и  реализацию  прав  ребенка, а также  на успешное разностороннее  развитие и самореализацию. Целостный процесс воспитания,  обеспечивается только совместным сотрудничеством.

 Основной целью  воспитательной работы школы-интерната спортивного профиля,  является личностно-ориентированный подход к воспитанию, направленный на создание условий для саморазвития личности и самореализации  обучающихся.

 Для применения личностно-ориентированного подхода, т.е. занятий ориентированных на личные показатели воспитанников, в первую очередь нужно:

- видеть в каждом ученике индивидуальную личность;

- создать различными методами ситуацию успеха;

-понимать причины незнания и неправильного поведения воспитанников и устранять их, не нанося ущерба их достоинству.

Таким образом, для каждого учащегося, обеспечивается максимально возможный уровень физического развития, показывается важность физического развития в процессе гармоничного развития личности воспитанника.

 Так как,  интернат является спортивным, то и задачи личностно- ориентированного воспитания связаны с  физической культурой и являются следующими:

 -формирование знаний  (образовательная деятельность);

-формирование у воспитанников здорового образа  жизни (оздоровительная деятельность);

-формирование умений,  подготовленности (развивающая деятельность)

- формирование культурологических стремлений и социально значимых качеств личности (воспитательная деятельность).

Для занятий физической культурой и спортом,  характерным является строгий регламент деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Нельзя допускать перегрузки воспитанников, которая может вызвать переутомление, но не нужно ограничивать и очень слабой нагрузкой. Так как это может привести   к неправильному  эффекту.

Использование личностно-ориентированного обучения является важным. Приступая к работе,  воспитателям интерната, необходимо определить с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. Необходимо  учитывать состояние здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. В реализации личностно-ориентированного подхода у обучающихся формируется достоинство и уверенность в своих силах.

Самоуважение -  является фундаментом воспитания и самовоспитания морально-волевых, нравственных, интеллектуальных качеств личности. Личностно-ориентированный подход направлен на максимальное расширение возможностей воспитанников и удовлетворение его личных стремлений и желаний пребывания в спортивном интернате.

Из ценностного отношения к ребенку вырастает понимание цели личностно-ориентированного образования. Поэтому воспитателю интерната нужно найти, поддержать, развить человека и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления личности.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач для воспитанников интернатов спортивного профиля.

Список использованной литературы:

  1. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Рос. энцикл.: Дрофа, 2003. - С. 320.
  2. Цилюгина И. Б. Традиционный подход к вопросу становления и развития образовательных учреждений интернатного типа // Модернизация образования: проблемы и перспективы. - Ч. 1. - Оренбург, 2002. - С. 207 - 215.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Сообщение «Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе». (из опыта работы)

Личностно-ориентированный подход в воспитание позволяет создать условия для самореализации учащихся, развить способности, адаптироваться к условиям новой жизни. Моя задача - развитие и раскрыти...

Планирование спортивно-массовой работы в школе-интернате viii вида.

Во внеклассную работу обязательно должны быть включены общешкольные мероприятия , проводимые учителем физкультуры....

Внеклассная спортивная работа в школе-интернате

Организация внеклассной спортивной работы в школе-интернате...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

«Задачи и основные направления воспитательной работы в школе-интернате для детей с ОВЗ».

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни....