Работа классного руководителя по формированию мотивации учащихся к самовоспитанию
статья по теме

         Вопросы формирования мотивации учения лежат между обучением и воспитанием. Они есть важнейший аспект современного обучения. Это значит, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое учеником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по  формированию мотивации  учащихся   к самовоспитанию.

     

         Вопросы формирования мотивации учения лежат между обучением и воспитанием. Они есть важнейший аспект современного обучения. Это значит, что в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое учеником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося. Формирование мотивации — это воспитание у школьников идеалов, ценностей мировоззрения, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих, активную жизненную позицию школьника. 

        Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, ему требуется мотивация. Осознание мотива деятельности необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед  учеником, были ему не только понятны, но и внутренне приняты им.

 Мотив — это направленность школьника на отдельные стороны работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним мотивам относятся собственное развитие, действие вместе с другими и для других, познание нового, неизвестного. К внешним мотивам относятся стремление к лидерству, престижу, стремление оказаться в центре внимания, получить денежное вознаграждение от родителей. Без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей. В обучении мотивом является направленность активности на получение знаний, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений с одноклассниками.

Для того чтобы овладеть приемами самовоспитания, надо научиться ставить и достигать промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности. Мотивы, даже самые положительные и разнообразные, создают лишь потенциальную возможность развития  ученика, поскольку реализация мотивов зависит от умения ставить цели и достигать их.

 Программа по формированию мотивации к самовоспитанию учащихся включает следующие шаги:

Шаг 1. Определение необходимости формирования мотивации к самовоспитанию — процесс сбора информации, необходимой, чтобы выявить:

  1. объем и содержание необходимой помощи педагога для осуществления самовоспитания ученика;
  2. наличие педагогов, которые смогут осуществить данную помощь;
  3. определение необходимых условий для начала работы;        
  4. готовность родителей к сотрудничеству с классным руководителем.

Шаг 2. Разработка программы индивидуальной работы с каждым учеником по формированию мотивации:

  1. определение необходимой педагогу группы поддержки;
  2. составление программы с определением целей и задач;
  3. составление декларации о целях и задачах;
  4. определение времени и места встречи с подростками, нуждающимися в педагогической помощи, для ее осуществления;
  5. приведение программы в соответствие с законами школьной организации.

Шаг 3. Осуществление программы индивидуальной работы с каждым учеником по формированию мотивации:

  1. разработка критериев определения целей и мотивов;
  2. определение готовности к выполнению поставленных целей;
  3. постоянное обновление целей после их достижения.

Шаг 4. Подведение итогов работы по формированию мотивации.

Важно развивать и поддерживать максимально высокий уровень мотивации ученика, который окажет большое влияние на успешность его дальнейшего развития.

  Классный руководитель регулярно  проводит работу по расширению кругозора детей, проводит развивающие беседы, организует конкурсы лучших сочинений, докладов, рефератов.  Осуществление этих мероприятий должно обязательно учитывать сферу особых интересов каждого и продолжать направление работы, какое ведется преподавателем-предметником, воспитывающим у детей привычку к серьезному умственному труду, помогающим им заниматься самообразованием,    

   Подростковый возраст наиболее благоприятный для углубленного развития познавательных интересов. У многих учащихся к этому периоду отчетливо начинают проявляться склонности к тому или иному виду деятельности. Возникает постоянное влечение к чему-то. Но есть и особые искатели приключений, которых увлекает больше сам поиск, чем результат. Обычно это подростки с неуемной энергией и фантазией, которые без тактичного руководства могут не развить в себе упорства и целеустремленности. А есть и такие, которые словно все время ждут «толчка», чтобы решиться  как-то проявить себя. Для одних нужен постоянный контроль и даже жесткие меры, другим нужно предоставить как можно раньше большую самостоятельность, систематически давать особые задания, а вот третьих надо понять, поддержать, помочь им вернуть веру в свои силы. И эти третьи наверняка больше всего нуждаются в вашем особом внимании — они смогут с вашей помощью преодолеть все трудности в учебе, смогут быть любознательными и активными, только не повышайте на них голоса, не торопите их и не теряйте веры в их силы. Со временем увидите, на что они способны.

   Главное в работе классного руководителя, любого воспитателя — неослабный профессиональный интерес к воспитанию и обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению

Выступление на педагогическом совете  МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...

Формы и методы работы классного руководителя по формированию у учащихся ответственного отношения к учебе

Данная презентация - обощение опыта работы по организации работы класса в направлении улучшения успеваемости....

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ

Доклад содержит материал о системе воспитательного воздействия  классного руководителя  по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении....

Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни учащихся

Система работы классного руководителя по формированию ЗОЖ....

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...

Опыт работы классного руководителя по формированию положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом

На сегодняшний день проблема здоровья детей становится приоритетным направлением развития государства, а также развития образовательной системы современной школы. Поэтому детей, учащихся, мы должны пр...

Работа классного руководителя по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся в условиях современной школы

Основные направления и формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию современных школьников...