ЭКСКУРСИЯ «В гостях у бабушки Лукерьи»
классный час по теме

Черкесова Екатерина Владимировна

сказывала, какие песни пела, каким мастерством славилась? Не торопись отвечать! Побывай сначала «В гостях у бабушки Лукерьи». Наша экскурсия послужит тебе путеводной нитью во время путешествия по дорогам бабушкиных воспоминаний.

            Сейчас ты попадаешь на первую в нашем городе ассоциативно-интерактивную выставку. За время, которое ты здесь проведешь, мы вместе распутаем клубок воспоминаний о прожитой ею жизни.

            Куда уводят нити бабушкиных воспоминаний?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_ekskursiya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСКУРСИЯ «В гостях у бабушки Лукерьи»        

Ты знаешь, что хранила в сундуке твоя бабушка, прабабушка. Какие сказки сказывала, какие песни пела, каким мастерством славилась? Не торопись отвечать! Побывай сначала «В гостях у бабушки Лукерьи». Наша экскурсия послужит тебе путеводной нитью во время путешествия по дорогам бабушкиных воспоминаний.

        Сейчас ты попадаешь на первую в нашем городе ассоциативно-интерактивную выставку. За время, которое ты здесь проведешь, мы вместе распутаем клубок воспоминаний о прожитой ею жизни.

        Куда уводят нити бабушкиных воспоминаний?

Детство.

        Действительно, первая нить бабушкиных воспоминаний уводит нас в её босоногое детство. Будучи маленькой девочкой, бабушка, также как и вы, любила играть в куклы, только куклы были не похожи на тех, которыми играете. куклы были самые разные: тряпичные, глиняные, деревянные и даже простая дровяная чурочка могла служить куклой. девочка её пеленала, баюкала.  Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности. Её история прослеживается со времен строительства египетских пирамид и до наших дней. Она является частью культуры всего человечества, но в тоже сохраняет в своем обряде самобытность и характерные черты создающего её народа. Изначально кукла была оберегом, и лишь позднее превратилась в детскую игрушку.   Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Наряд русской куклы несет не только декоративную эстетическую нагрузку, но имеет глубокие духовные корни. В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды. Вплоть до начала ХХ в. крестьянский костюм оставался истинно народным. Давайте откроем заветный сундук. ДОСТАНЕМ ПЛАТОЧЕК И ПОПРОБУЕМ СМАСТЕРИТЬ ИЗ НЕГО КУКЛУ.  Мы с вами будем мастерить куклу Бессоницы. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала её в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Молодость.

        Вторая нить бабушкиных воспоминаний уводит нас в её далекую молодость. Плела молоденькая Лукерья косу длинную, вплетала ленту красную, водила с подружками хороводы и пела песни. Затем Лукерьи  жених подарил перед свадьбой подарил веретено. Как ты думаешь: Зачем?. (Перед свадьбой жених дарил невесте веретенце, чтобы она продемонстрировала на прялке свое умение прясть и показала себя искусной мастерицей). А как выглядит веретено? Найдите его в бабушкиной комнате. А что это там в корзинке? Загадки. Нам бабушка оставила. Давайте попробуем разгадать!

Черныш – загарыш,

Куда поехал?

Молчи, Кручено-верчёно,

Там же будешь.

(Черныш – загарыш – прозвише чугуна с перепачканными сажей боками, Кручено – верчёно – глиняный горшок, сделанный с помощью гончарного круга. И оба едут в печь!).

В земле родился,

На кружале вертелся,

На огне пекся,

На базаре был,

Людей кормил,

Как упал, так и пропал –

Никто не прибрал.

(Здесь описан процесс изготовления глиняного горшка, его предназначение, и утилизация)

Глиняная посуда вводит в обиход первобытного человека варку как новый способ приготовления пищи, увеличивает разнообразие блюд, значительно повышает культуру еды, расширяет возможности сохранения продуктов питания. Многое дает глиняная посуда первобытному человеку, но многое от него требует. Она может появиться и существовать только там, где есть постоянные очаг и жилище. Бродячие охотники пользовались деревянными сосудами, плетеными корзинками, выдолбленными плодами, кожаными мешками черепами или желудками животных, панцирями черепах, яйцами больших птиц – всем, что обладало свойствами емкости. Ломкая глиняная посуда, была неудобна при постоянных передвижениях. У примитивных кочевых племен ее нет. Но постепенно жизнь становиться более обеспеченной, поселения – более оседлыми, жилища – более прочными, быт и женское домашнее хозяйство в свою очередь делаются богаче и требовательнее. Только тогда возникает глиняная посуда, а вместе с ней новая культура кухни и стола. Возникновение гончарного производства разрешало важнейшие хозяйственные задачи: хранение жидкостей (воды, жиров, меда, молока) и сыпучих веществ (зерна, муки, красок, сухих ягод), приготовление пищи (механическая и химическая переработка – варка, тушение). Глиняная посуда лучше сберегала продукты питания от высыхания, испарения, загнивания, от поедания грызунами, муравьями, различными насекомыми и домашними животными. Она позволяла накапливать запасы, что делало жизнь более обеспеченной и устойчивой. Запасы, кроме того, предоставляли человеку досуг, благоприятствовали развитию ремесел и искусства, техническому прогрессу и духовной культуре. Был найден способ превращать рыхлую горную породу – глину, рассыпающуюся в руках или становящуюся от вязкой и пластичной, в камень по любой заданной форме.

Давайте мы пофантазируем и составим схему как гончар поэтапно изготовлял своё изделие.

Структура гончарного производства

1.Отбор исходного сырья

Стадия I

2.Добыча исходного сырья

3. Подготовка  глиняной массы

1.Изготовление начина

Стадия II                                                      

2. Изготовление полого тела

.

3.Формоообразование

4. Нанесение орнамента

1.Воздушная сушка

Стадия III                                                              

2.Термическая сушка

3. Обжиг

4. Обработка поверхностей

Зрелость.

Третья нить бабушкиных воспоминаний уводит нас в зрелые годы.

Красивая, тщательная обработка льна позволяла носить верхнюю одежду практически всю жизнь. Нижнюю носили много лет, бытовые изделия из холста – полотенца, платки, скатерти – тоже служили нескольким поколениям.  Первым материалом из которого делали ткань был лен. Лен принадлежит к тем техническим растениям, следы использования восходят к неолиту. Широкое использование льна в древности в странах с различным климатом объясняется его большими адаптивными свойствами. Лен вырастает и созревает за 90-100 дней. Он растет на суглинках, супесях и других почвах при достаточном увлажнении. Льняные волокна отличаются большой длиной и крепостью. Они легко расщепляются на более мелкие волокна. Обработка льна состоит в удалении листьев и семян. Затем производится вымачивание, чтобы вызвать бродильное гниение стеблей и их разграбление. После просушки лен мнут и треплют для отделения волокон от хрупких частей стебля. Завершающий обработкой является расчесывание прядей льняных волокон.

 Пронумеруйте порядке очереди этапы обработки льна: лен, куделька, гребень, прялка, рубаха, щеть, льняное волокно.

        А теперь сядь на лавку. Возьми в руки прялку. Посмотри, как она устроена. Прялка состоит из донца и гребня. Кудель крепится на  гребень. В крутых и суровых семьях был обычай: женщины ходили прясть к соседям, потому что на людях за прялкой не задремлешь и будешь стремиться сделать не меньше других, но суровость обычая неожиданно оборачивалась другой стороной: долгие супрялки превращались в посиделки и беседы, сказывание сказок, пение песен.  Какие вы Сказки знаете?  Расскажу я Вам одну. А Вы мне её перескажите?

Жила – была бабка

У самой речки.

Захотела бабка

Искупаться в речке.

Купила бабка

Себе мочало

Эта сказка хороша

Начинай сначала!

        Давайте попробуем поработать с куделью! Сядь на донце прялки, в правую руку возьми веретено. В гребне прялки – кудель. Попытайся движениями рук показать, что ты прядешь (левой рукой нить тяни из кудели, а правой наматывай её на веретено).

        Пусть твои друзья садятся на лавку. Возьмут в руки прялки. А теперь представьте, что вы прядете. Началом текстильного производства принято считать прядение, т.е. скручивание волокон в нить на вересте. Слово «веретено» уходит в глубочайшую древность, означает «нечто вращающееся». Однако производство ниток, шнурков, веревок сучением и скручиваем без веретена предшествует не только такому производству, но и прядению с помощью веретена. Изготовление ниток и тканей восходит к глубокой древности. Первым шагом в изготовлении травяных и лубяных нитей и веревок было скручивание волокон с тем, чтобы упрочить их и уровнять напряжение при разрывных воздействиях. Кручение, кроме того, сохраняло волокнам эластичность. Плетение до сих пор во многих случаях осуществляется вручную, а ткачество очень рано производилось на станке. Однако существовал начальный этап, когда большого внешнего расхождения между плетением и ткачеством не было, хотя вручную изготовлялось только в узких лентах.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания  уборки урожая, старались завершить её к весне. Чтобы спрясть 16 кг. Требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы. Давайте посчитаем сколько это дней?

Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретено, чтобы уже с первых минут магически «привязать» её к будущему занятию. Когда маленькая девочка первый раз засмеется ей подносили веретено. В 5-6 лет девочка выпрядала свою первую нить. Её сматывали в клубок и торжественно сжигали. Она вдыхала дым горящей нити, чтобы трудолюбие и искусство не покинуло рукодельницу до конца её дней. Или мама прятала нить до дня свадьбы, а затем вплетала в свадебный наряд невесты.

В XVII в. в домах появляется самопрялка. У нас мы можем видеть самопрялку начала ХХ в. Она скручивала нить вращением колеса.

        Истинной мастерицей считалась та женщина, которая умела не только прясть, но и ткать. Найдите у нас в экспозиции предмет, который относится к мастерству ткачества. Древние египтяне в полной в полной мере владели ткацким ремеслом, как свидетельствуют образцы полотен из погребений, изображения, высеченные на камнях, красочные рисунки. На них переданы почти все процессы работы от приготовления пряжи при помощи веретена и до глажения готовой ткани. Ткань являет собой переплетение нитей. Одни из них образуют основу, которые первоначально, перед тканьем размещаются параллельно продольному направлению ткани. Другие  уток – непрерывные или включающие несколько волокон, идущих справа налево, то слева направо между нитями основы. С появлением узорчатых тканей простые станки получили усложненную конструкцию. У бабушки Лукерьи нет ткацкого станка, но тоже есть уток. Кто мне поможет его найти?

Обратите внимание на рубаху и костюмы русского быта.  Все их изготовила наша мастерица. В эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшей обязанностью женщины было обшивать всех членов семьи.Крайне обидными были прозвища – «Непряха», «Неткаха».  

А чем одежда бабушки  отличается от твоей одежды? Она украшена орнаментом! А вам интересно как древние люди передавали информацию? Нам современным людям проще, теперь мы можем написать письмо, послать его по интернету. А как быть человеку, который не знает букв, не знаком с азбукой, а ему необходимо оставить знания для будущих потомков. И он нашел выход, он передал информацию с помощью изображения и орнамента. В древних орнаментах зашифровывались основные события из жизни племени. Орнамент передавался из поколения в поколения, таким образом, человек делился своими знаниями, опытом и благодаря ему мы так много знаем о наших предках. Узоры различны. . Что же человек хотел сказать? Он хотел рассказать о том, как относится к природе, космосу, окружающему миру, иногда можно встретить изображения похожие на человека, растение. Хотя у некоторых народов существовал запрет на изображения человека, его фигура изображалась в виде растения. Постепенно орнамент усложняется. Появляется геометрические фигуры.

В русском костюме вышивка – орнамент располагалась по краям  одежды: ворот, подол, низ рукава, именно отсюда по поверью злые духи могли проникнуть к телу. Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Давайте попытаемся разгадать, что означают оставленные нам орнаменты.

 

Давайте прочитаем, что нам оставила наша бабушка в орнаменте на рушниках.

Вот какую поистине «космическую» нить пряли наши прабабушки и сегодня мы с вами!

        Наша бабушка предлагает распутать тебе сказочную путаницу. Мы должны сказать сказку по цепочке. Каждый выбирает себе героя.

Автор.

Кощей Бессмертный

Баба Яга

Иван Царевич

Марья Искусница

Репка

Гуси Лебеди.

По Щучьему Велению.

Бабушка Лукерья – гостеприимная хозяйка и искусная стряпуха.

Вечером, когда внуки ложились спасть бабушка ставила теста. Давайте поучимся у неё секретам кулинарного искусства.  Бабушка приготовила продукты для пирога. Лукерья старенькая, что она пропустила?

Рос не низок, не высок

В чистом поле___________________

Он созрел. И вот гуртом

Вышли жать его ______________________

Приглашаю Вас к самовару.  Отведать бабушкиных угощений. Не только пирогами да баранками угощала бабушка Лукерья своих внуков. Были припасены у неё на этот случай и гостинцы повкуснее – заморские и диковинные для деревенской жизни. Покупала бабушка в городской лавке халву в жестяной банке, и был у Лукерьи сервиз праздничный, только дорогих гостей и желанных внуков поила она из нежных фарфоровых чашек. Попивали они чай, да в оконце поглядывали. Заглянем к ней на огонек и Мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме: В гости к Бабушке Федоре. Старшая группа.

Занятие проводилось по лексической теме: домашние животные и их детеныши. Для этого занятия существует игра-презентация, которую можно найти на странице моего мини-сайта....

НОД по познанию (ФЦКМ) по теме "Едем в гости к бабушке"

Конспект предоставлен в виде путешествия в деревню. Сказочный герой выявляет знания детей по разделам ФЦКМ ( домашние животные и их детёныши)....

Викторина "В гостях у бабушки травницы"

Можно использовать данную презентацию при проведении внеклассных занятий по биологии....

Оценка ответов учащихся к викторине "В гостях у бабушки травницы"

Необходимо использовать для оценки ответов учащихся при проведении викторины "В гостях у бабушки травницы"...

Открытый урок в 4 классе по УМК Биболетовой М.З. "Джейсон едет в гости к бабушке"

Открытый урок в 4  классе по учебнику Биболетовой М.З. "Джейсон едет в гости к бабушке"...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке и дедушке»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...

презентация артикуляционной гимнастики "В гостях у бабушки и дедушки"

Презентация для индивидуальной работы по звукопроизношению.Постановка звука Р...