"Создание благоприятного микроклимата в группе"
методическая разработка (10 класс) по теме

Власова Евгения Александровна

 

Методические рекомендации для классных руководителей (кураторов) колледжа, а также  учебных заведений системы НПО и учеников 9-11 классов школы.

Тип: психолого-педагогический семинар-практикум.

ТЕМА: «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ».

Цель: Обеспечить классных руководителей (кураторов) практическими рекомендациями, направленными на профилактику внутригрупповых нарушений и для создания благополучного коллектива.

В материале представлены упражнения, которые можно использовать системно в классных часах; поэлементно во внеклассных мероприятих (диспутах, ролевых играх).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для классных руководителей

ТИП: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ТЕМА: «СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ».

Цель:

Обеспечить классных руководителей практическими рекомендациями, направленными на профилактику внутригрупповых нарушений и для создания благополучного коллектива.

       Задачи:

  1. Повысить психолого-педагогическую компетентность классных руководителей;
  2. Способствовать адаптации студентов в новой среде;
  3. Создать условия для сплочения коллектива, построения позитивных внутригрупповых отношений;
  4. Развить межличностную толерантность;

      5.    Обеспечить студентам благоприятные условия для образовательной и        

       творческой деятельности и развития.

Одним  из основных направлений деятельности воспитательной службы является профилактическая работа, что актуально для ССУЗа, та как педколлективу приходится работать с вновь сложившимися студенческими коллективами. Необходимо несколько месяцев, а то и лет, чтобы сложить сплоченный дружный молодежный коллектив. Важно учитывать возрастные, достаточно сложные с точки зрения воспитания, особенности подростков и юношей. В любом обществе во все времена нет, не было и не будет более подвижной возрастной группы, чем подростки. Подростки вовсе не ставят перед собой задачу осложнять жизнь и быт взрослых. Они просто живут в другом мире, редко переходят границу, отделяющую понятие «наше» от понятия «их».

Подростковое «наше» может иметь довольно широкие границы как в пространственном, так и в личностном плане. При всем своем нигилизме, юношеском максимализме, космополитизме современные подростки в глубине души патриоты, любящие свою малую и большую Родину. Также они часто не находят понимание и поддержку в лице родителя, классного руководителя, преподавателя, что озвучивают в анкетах, проводимых психологической службой БСК. Не менее важным моментом подросткового возраста является общение со сверстниками, направленность на референтную группу. Таким образом, развитие умения юношей и подростков понять, принять себя, окружающий мир, других людей есть важнейшая задача взрослого поколения в воспитании молодого.

УПРАЖНЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ  КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

Данные упражнения возможно использовать на практических и тематических классных часах, посвященных таким темам как дружба, взаимопомощь, конфликт в группе и др.

Цели: внутригрупповая сплоченность, мотивация на взаимодействие, развитие межличностной толерантности, развитие позитивных внутригрупповых отношений, воспитание чувства коллективизма.

Упражнения для начала занятия.

  1. «Апчхи!»

Цель: освобождение дыхания, активизация внутренних ресурсов, групповая сплоченность.

Группа делится на пять подгрупп. Каждая подгруппа хором произносит свое слово: ящики, хрящики, очки, пачки, корячки. «Делаем глубокий вздох и на выдохе произносим слово». Упражнение считается выполненным, когда вся группа услышит дружное «апчхи».

  1. «Карусель»

Цель: психологический настрой на групповое взаимодействие.

    Группа делится на две подгруппы и образует внешний и внутренний круги.

    Задача – поздороваться с каждым, передвигаясь по кругу, разным способом: рукопожатием, хлопками, ногами, «по-японски» и т.д.

  1. «Комплименты».

    Цель: психологический настрой на групповое взаимодействие, поддержание дружелюбных взаимоотношений, повышение самооценки.

Упражнение проводится в психологическом кругу.  Инструкция: как часто мы с вами говорим друг другу комплименты? Сейчас у нас будет возможность это сделать. Каждый из нас, по очереди, будет говорить комплимент своему соседу справа.

   Анализ: как вы себя чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы? Удалось ли отразить в комплименте уникальность и положительные качества именно того человека, к которому комплимент был обращен?

  1. «Я сегодня- …»

Цель: настрой на игровую ситуацию, самопрезентация и самоактуализация.

      Участники становятся в круг. Каждый, по очереди, произносит фразу «Я сегодня- солнце!» (например, солнце, или  любое другое понятие, которое характеризует его эмоциональное состояние на данный момент). При этом он сопровождает свои слова соответствующим движением. Вся группа повторяет это движение.

Основные упражнения.

1.Упражнение-игра  «Творчество».

Цель: мотивация учащихся на групповое взаимодействие, развитие навыков коллективного взаимодействия, сплоченность группы.

Инструкция: разбейтесь на команды ( например, по знакам зодиака или по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).

Этап 1. Выберите в каждой команде художника-мастера. Остальные члены команды будут материалом (красками, глиной, мозаикой, и т. д.). Мастер создает произведение, время исполнения- 5-7 минут. Группе нужно решить , какую идею они демонстрируют своим произведением, придумать название, показать свою работу, и мастер объясняет ее.

Обсуждение: как выбрали мастера? Все ли были согласны? Почему выбрана именно такая тема работы?

Этап 2. Вы по очереди подходите к листу бумаги, который прикреплен к стене, и рисуете то, что вам говорит ведущий, но рисуете с завязанными глазами. Сколько команд, столько рисунков.

Порядок рисования: правая нога, левый глаз, левая рука, левая нога, рот, правый глаз, правая рука, уши, голова, нос, шея, туловище.

Время: 8-10 минут.

Обсуждение рисунков: качество работ, эстетичность рисунков, порядок в команде во время работы.

2. Упражнение «Театр».

Цель: мотивация учащихся на групповое взаимодействие, развитие навыков коллективного взаимодействия, сплоченность группы.

Инструкция: разбейтесь на команды ( например, по знакам зодиака или по сезонам рождения, можно использовать считалочку или цветные карточки).

В этом упражнении вы можете проявить свои актерские способности, работайте как единый театральный коллектив. Вы все вместе должны изобразить очередь, стоящую:

  1. В зубной кабинет;
  2. В салон красоты;
  3. В столовую;
  4. В гардероб в короткую перемену;
  5. В кассу за стипендией (зарплатой).

Обсуждаются вопросы: что вы чувствовали, стоя в разных очередях, что или кто мешал, какая команда, по-вашему, была наиболее артистична? Главное –найти и подчеркнуть, плюсы у каждой команды.

3. Упражнение «За столиком».

Цель: командообразование, развитие коммуникативных способностей.

Инструкция: группа свободно передвигается по классу, ведущий объявляет: «Организуйте столик на двоих». Участники должны тут же образовать пары. «Обсудите меню. Что бы вы сейчас заказали.» Далее группа снова продолжает свободное движение по классу. Ведущий: «Организуйте столик на троих». Задача участников объединиться в группы по трое, причем уже с другими людьми. «Обсудите, куда бы вы хотели поехать в отпуск». И так далее, пока группа не объединится целиком.

4.Игра «Рекламное агентство».

Цель: сплочение коллектива через игровое взаимодействие, мотивация на учение, развитие творческих способностей, учиться принимать ответственность за свое решение и результаты своей деятельности.

 Содержание игры: каждая команда- это рекламное агентство; получен большой заказ на рекламу нашего колледжа (специальности, отделения) – надо создать рекламное агентство и выполнить заказ.

Материалы

  1. Цветная бумага, картон;
  2. Ватман;
  3. Цветные карандаши, фломастеры, маркеры;
  4. Гуашь, краски, кисти;
  5. Клей, ножницы, скотч;
  6. Листы А4;
  7. Ручки;
  8. Старые журналы, картинки;
  9. Музыкальное сопровождение (желательно);
  10. Бейджики.

Ход игры:

  1. Настроить группу на игру, выполнив упражнение для начала (см. выше).
  2. Написать имена на бейджиках.
  3. Разбить участников на команды (см. выше).
  4. Проведение игры.
  5. После выхода участников из игровой ситуации следует провести рефлексию.

5.Игра-метафора «Мандала».

Цель: психологическое единение коллектива и открытие уникальной красоты другой души.

Материалы: лист ватмана, фигурки из цветной бумаги (картона), клей ПВА, музыкальное сопровождение.

Инструкция: предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Сейчас вам будут розданы фигуры разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. (Пустить по рядам коробки с фигурками.) Если передумали, можно взять другую… Нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам по душе, что доставило бы удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор: растительный, геометрический, символический.

 Вы согласны, что в этом рисунке отражена частица вашей души? Попробуйте понять и мысленно для себя ответить: какая это часть души, что она выражает?

Рисунки собираются. Ведущий раскладывает фигурки на ватмане в форме мандалы и приклеивает их. (Это можно и удобно делать, совмещая с чаепитием). Можно создать мандалу вместе с группой.

А теперь посмотрим, что же у нас получилось (ватман прикрепляется на доску). Пауза для рассматривания. Красиво, словно радуга, рисунки можно рассматривать часами… Когда-то давно, в глубокой древности, люди разных наций интуитивно обнаружили, что форма в виде цветка, звезды – они назвали ее мандалой- выражает что-то глубинное в душе человека, отражает словно бы центр человеческой души.

   Наша мандала – это выражение души нашей группы, в котором есть частичка души каждого из нас и все мы вместе. Обратите внимание, как каждый из нас находится близко ко многим другим. И если вдруг кто-то делает больно одному, то и тем, кто находится рядом, тоже станет больно. И наоборот. Радость отразится светом на других. Закономерно, что все возвращается к тому же месту, к тому же человеку: по движению круга по спирали. Вот такой удивительный образ получился. Спасибо.

   Можно охарактеризовать цвета и формы фигурок, используя психологические характеристики (тест «Психогеометрия» и цветовой тест Люшера).

    Обязательно сохранить групповую мандалу.

Завершающий этап

    В завершении занятия классный руководитель делает обобщение, совместно с ребятами обсуждает, что каждый узнал нового о своих одногруппниках, кто проявил себя с необычной стороны, возможно классный руководитель отметит каждого или застенчивых, неуверенных в себе ребят. Необходимо закончить занятие на мажорной, позитивной ноте, можно, взявшись за руки, прокричать только что придуманный группой девиз или «кричалку». Главное, чтобы она закрепилась в группе, стала бы традиционной в групповых мероприятиях. Также возможно всем вместе, взявшись за руки, поблагодарить группу за работу: «Спасибо тебе за то, что ты со мной! Я очень ценю тебя!»

Разработал: руководитель психологической

службы БСК       Е.А. Власова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»

В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка....

Выступление на педагогическом совете по теме "Создание благоприятной морально-психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху ученика"

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете школы по теме "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"...

Создание позитивного микроклимата в группе - рекомендации для воспитателей

В данном разделе представлены рекомендации для воспитателей ДОУ о формах, методах и мероприятиях  по созданию позитивного микроклимата в группе: "Ковер мира", "Уголок настроения", "Эмблема и деви...

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата как путь к успеху".

Выступление на педсовете "Создание благоприятной морально - психологической обстановки и творческого микроклимата  как путь к успеху"....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Технологии создания благоприятного морального и социально-психологического микроклимата и развития детского коллектива»...