Создание благоприятного микроклимата в классе как фактор формирования успешного ученика.
статья на тему

Васильева Ольга Андреевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание благоприятного микроклимата в классе как фактор формирования успешного ученика.

Васильева Ольга Андреевна

ГБОУ гимназия №155

Современное общество не стоит на месте. Постоянно развиваясь, оно ставит перед собой новые цели и задачи, формирует новые ценности  и идеалы. Чтобы им соответствовать, быть востребованным и конкурентоспособным, одних лишь знаний современному человеку недостаточно. Он должен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, быть всесторонне развитым, активным, настроенным на достижение успеха, одним словом, отвечать вызовам общества.

В сложившихся условиях изменяется и роль школы. Перед ней теперь стоит задача воспитать не только знающего, но и успешного во всех сферах жизни ученика. Что же мы понимаем под понятием «успешный ученик». Это не столько и не только отличник, в совершенстве овладевший базовыми знаниями и умениями по всем основным школьным дисциплинам, а ученик, способный активно использовать полученные ЗУН в реальной жизни, настроенный на самообразование, ученик «умеющий», получающий удовольствие от самого процесса обучения.  Мы вряд ли сможем назвать успешным школьника, который, имея превосходные показатели по всем предметам, остается несчастным,  замученным ожиданиями окружающих и нормативными требованиями. Очевидно, что такой ученик будет считаться успешным лишь в стенах школы, выйдя за пределы которой, вероятно, уступит лидерство сверстнику, испытывавшему удовлетворение от образовательного процесса, владеющему главным умением – умением учиться.  Современная школа должна показать учащимся возможность практического применения получаемых ими знаний.

Успешный ученик – это ученик социально-адаптированный, обладающий положительной мотивацией и адекватной самооценкой, немаловажную роль в формировании которых, играют коллектив и благоприятный микроклимат в нем. Под микроклиматом мы понимаем  систему отношений, связывающую как самих учеников, так и учеников с учителем, определяющую их защищенность, активность и сплоченность. Каждый класс, независимо от уровня своего развития, имеет свой микроклимат,  качество которого может колебаться как от благоприятного для развития личности, так и до максимально неблагоприятного.

Именно на создание благоприятного микроклимата на каждом уроке я предлагаю обратить самое пристальное внимание. Каждый человек уникален, что обусловливает склонность учащихся к тем или иным дисциплинам. Именно поэтому нецелесообразно требовать от всех учащихся одинаковых результатов, но, я думаю, учитель в состоянии создать такую атмосферу и такие условия в классе, которые будут способствовать максимальному раскрытию потенциала ученика, на его уровне. Кроме того, благоприятный микроклимат будет способствовать реализации не только потенциальных интеллектуальных, но и коммуникативных возможностей, что немаловажно не только для слаженной работы класса (группы), но и для дальнейшей адаптации в обществе. Задача грамотного учителя заключается в устранении у ученика страха быть непонятым, осмеянным, страха ошибиться, с целью повышения внутренней мотивации учащихся, и их самооценки.

На что же следует обратить внимание?! Прежде всего, необходимо выстроить отношения учитель-ученик и ученик-ученик на принципе сотрудничества. В современной школе, уже  не работает модель взаимоотношений, в которой учитель выступает в роли «ментора», т.к. учащиеся  отказываются идти на контакт. Мы должны помогать и уважать друг друга, быть полноценными партнерами, создать в классе и группах такую модель взаимоотношений, в которой помощь и поддержка отстающих учащихся является нормой поведения, а хорошо учиться - престижно. Однако,  изменив лишь психологическую обстановку в классе, мы не решим проблему недостаточной мотивации школьников к достижению успеха. Само наполнение урока, формы организации работы  тоже должны вызывать интерес.

Следует учитывать личные интересы ребенка. Если учитель работает с младшими классами, избыток однообразных письменных работ погасит желание и интерес детей, а преобладание заданий игровой направленности, напротив, будет стимулировать постоянный прогресс. Используя игровые методики, возможно не только повысить качество усвоения знаний и умений, но и увеличить объем усваиваемого материала. В старшей школе можно широко использовать формы работы, апеллирующие к личному опыту и мнению учащихся (дебаты, круглые столы уроки-дискуссии). Но какой бы ни была форма организации работы, учащийся всегда должен осознавать практическую ценность знаний и умений, получаемых на уроке.

Учителям-предметникам необходимо индивидуально подходить к каждому классу в параллели, учитывая особенности усвоения материала. Принято считать, что следует давать учащимся посильные задания, не перегружая их. Действительно, в одном классе задания повышенной трудности могут погасить энтузиазм учеников, тогда как в параллельном,  способны выступить в качестве стимулятора, подкрепив интерес к предмету. Нередко детям нравится осознавать, что они способны справиться с заведомо сложным материалом.  Таким образом, с содержанием урока можно и нужно экспериментировать.

Экспериментировать можно и с системой оценивания. Нередко, у учащихся возникает страх получить двойку. Создание благоприятного микроклимата должно устранить или минимизировать и эту проблему. Иногда устное выражение недовольства учителя результатом намного эффективней поставленной двойки. Необходимо стараться предоставить ребенку возможность исправления неудовлетворительной оценки. В старших классах можно предоставлять возможность невыполнения домашнего задания. Т.е. учащийся ограниченное кол-во раз за год (3-4) может не выполнить домашнее задание без объяснения причины. С одной стороны, такой ход будет способствовать установлению партнерских отношений, а с другой стороны, научит детей планировать их время, ответственно относиться к их обязанностям. Подобное воздействие будет иметь и домашнее задание, заданное на определенный период (несколько дней, неделя). Повысить успеваемость и исполнительность возможно, изначально поощряя такие черты личности, как ответственность, трудолюбие и честность. Количество неудовлетворительных оценок ниже в тех классах, в которых учиться плохо стыдно. В неоднородных классах или группах целесообразно использовать индивидуальный подход в оценивании.

Детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Таким образом, формирование и совершенствование микроклимата в классе или учебной группе является постоянной практической задачей учителя, способствующей формированию поведения учащихся, их социальной адаптации,  во многом обусловливающей успешность обучения в школе и, как следствие, дальнейший успех в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

"Создание благоприятного микроклимата в группе"

Методические рекомендации для классных руководителей (кураторов) колледжа, а также  учебных заведений системы НПО и учеников 9-11 классов школы.Тип: психолого-педагогический семинар-пр...

Советы педагогам по созданию благоприятного климата в классе

Методические рекомендации для педагогов по решению проблемы насилия в процессе образовательной деятельности...

Качество образования как важный фактор формирования успешной личности выпускника.

Математике должно учить в школе еще с той целью,чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.И.Л. Лобачевский        ...

КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ

КУЛЬТУРНО- ДОСУГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙМассовые мероприятия в ГБНОУ «Академия талантов» позволяют организовать взаимодействие, ценностное ори...