ЕГЭ как способ формирования успешности ученика
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Сагирова Резеда Камиловна

Из опыта работы учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ege_kak_sposob_formirovaniya_uspeshnosti_uchenika.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ЕГЭ как способ формирования успешности ученика

(из опыта работы по подготовке к единому государственному экзамену)

  Сагирова Р.К., учитель русского языка и литературы,г.Казань, АНОО «Международная школа Казани»

Хороший учитель не тот, что всегда лучше своих учеников, а тот, ученики которого стремятся превзойти своего учителя.

Подготовка к ЕГЭ – это непрерывная система мероприятий, которая начинается со среднего звена и включает в себя участие в различных образовательных программах, взаимодействие с социальными институтами.

  В настоящее время идет интенсивный поиск системы, которая создавала бы каждому ребенку полноценные условия для его интеллектуального и духовного развития.

На современном этапе развития общества основным предназначением русского языка и литературы как учебных дисциплин становится гуманизация картины мира, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человеком смысла жизни.

В связи с этим методология и методика гуманитарного образования должны быть ориентированы на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению.

Таким образом, мы определили основное направление своей педагогической деятельности как формирование успешности ученика, способствующей его социализации и адаптации и поставила перед собой четкие цели:

  • выработка стратегии и тактики создания ситуации успеха;
  • организация образовательного процесса на уроках русского языка и литературы на основе индивидуально-личностного подхода к отбору содержания и формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности;
  • воспитание многокультурности на основе толерантности, понимания и принятия другой культуры, уважение иной культуры, утверждение культурных различий и получение фундаментального филологического образования.

Исходя из актуальности намеченных целей ставим перед собой следующие задачи:

  • формирование у учащихся потребности в саморазвитии;
  • обеспечение соответствия международным требованиям к реализации программ для детей с высокими интеллектуальными способностями, с высоким уровнем мыслительных процессов:
  • в школе «Абитуриент» при подготовке к поступлению в вузы;
  • в школе отличников при подготовке медалистов;
  • в клубе «Интеллект» при подготовке к олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам;
  • вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, которая помогает создать творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.

Формируем навыки исследовательской деятельности через:

  • работу студии художественного чтения «От мысли к слову»;
  • сотрудничество с театральной студией «Экспромт»;
  • предметные познавательные объединения филологического и лингвистического направлений, результативность которых определяется победами в городских, республиканских, всероссийских конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях.

Стратегическим направлением является разработка четкой системы презентации достижений учащихся в области филологии через:

  • заседания «круглого стола» со студентами вузов гуманитарного направления и учениками школы;
  • подведение рейтинговой оценки по русскому языку и литературе;
  • составление сборников, альманахов с творческими работами учащихся;
  • проведение литературных праздников и литературно-музыкальных композиций на основе творческих работ учащихся с вручением авторам свидетельств и ценных подарков;

Для формирования успешности ученика и получения фундаментального филологического образования и его обновления разрабатываем и вводим:

  • презентационные учебные программы, составленные школьниками;
  • дифференцированное обучение на базисном и вариативном уровнях при наличии устойчивого познавательного интереса учащихся;
  • специальные методики для выявления потенциально одаренных детей;
  • новые информационные технологии, помогающие идти всегда в ногу с новыми достижениями науки.

Приложение        Практическое занятие школы «Абитуриент»

Написание сочинения части «С» единого государственного экзамена

Цели занятия:

1.Подготовить учащихся к написанию сочинения по исходному тексту.

2.Обучить учащихся самостоятельной работе с текстом.

3.Отработать навыки анализа исходного текста.

       Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

М.Горький

                                       Ход занятия

Учитель. Очень трудным среди тестовых заданий является задание типа «С», ориентированное на анализ научно – популярного и публицистического текста и написание рецензии на него. Опыт работы показал, что каждый из вас может хорошо справиться с этим заданием. Для этого важно научиться конкретным приемам создания сочинения – рассуждения.

Итак, сегодня на занятии мы с вами будем учиться писать сочинение по исходному тексту. Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Это признание великого писателя созвучно с целями нашего занятия, на котором мы и будем отвечать на вопросы: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Ученик. Выразительно читает текст

Учитель. Какова тема текста?

Ученик. К.С.Станиславский пишет о своеобразии и неисчерпаемости

чеховских произведений.

Учитель. Определим круг вопросов, рассматриваемых автором. Текст разбит на абзацы, каждый абзац содержит определенную микротему. Сколько абзацев в тексте, столько и микротем. Берем карандаш и напротив каждого абзаца выписываем его основную мысль.

Ученики. Работают с текстом.

Учитель. Итак, мы выделили вопросы, рассматриваемые автором. Определите основную мысль текста.

Ученик. Чехов - неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своем основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. (Предложение 17)

Учитель. А теперь, я думаю, вы легко сформулируете основную проблему текста. Напомню, что проблема – это вопрос, который волнует автора и требует решения. Ответ на вопрос можно начать следующими фразами:

Автор затрагивает проблемуВ тексте поднимается проблема... Текст заставил меня задуматься над сложной проблемой...Автор данного текста обратился к проблеме… 

Первый ученик. Знаменитый актер и режиссер К.С.Станиславский поднимает проблему неисчерпаемости и своеобразия чеховских произведений.

Второй ученик. Проблему можно сформулировать и вопросом.

В чем загадка произведений Чехова? Почему его произведения современны?

Ученики. Формулируют проблему текста и записывают ее в тетрадь.

Учитель.  Приходится ли сталкиваться с подобной проблемой?

Ученик. Да. Как часто мы, поверхностно прочитав  произведения писателя, говорим, что Чехов несовременен.

Второй ученик. Без Чехова невозможно представить нашу отечественную культуру. Вопросы, поднимаемые им, - это вопросы, которые актуальны и в наше время. И поэтому его произведения способны оказывать огромное влияние на духовную жизнь нашего общества.

Учитель. Все ваши рассуждения и составят комментарий к проблеме.

А как автор отвечает на поставленный вопрос? Наша задача выявить позицию автора. Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тесте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы должны точно знать, как автор на него отвечает.

Постарайтесь ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Какие примеры приводит? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение)

Ученики. Работают с текстом и зачитывают авторскую позицию (Предложения 13, 17, 19).

Учитель. Финал вашего сочинения – это изложение собственного мнение.

Напомню, что типичное рассуждение строится по схеме:

тезис→доказательство→вывод.

Начинайте словами: «Я согласен с автором... и считаю, что...»

Ученик. Я согласен с автором текста. Дома, читая произведение великого писателя, я убедился в том, что его нужно узнавать в покое, чтобы раскрыть всю глубину внутреннего мира писателя.  Писатель увидел проблемы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе.

Учитель. Свою мысль необходимо аргументировать, опираясь на жизненный или литературный опыт. Ученики приводят свои аргументы.

Первый ученик. Читая текст, я вспомнил фразу А.П.Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Второй ученик. Аня и Петя, молодые герои «Вишневого сада», мечтают о новой  жизни, которая будет так же прекрасна, как и сад весной.

К такой красоте, благополучию, счастью для всех стремился и сам писатель. Будучи врачом, открывал бесплатные больницы и школы, заботился о бедных актерах. Побывав на Сахалине, обследовал огромное количество туберкулезных больных, старался облегчить их положение. Тем самым писатель совершил гражданский подвиг.

Третий ученик. Готовясь к уроку, я нашел фразу самого А.П.Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни».

Учитель. Вывод к сочинению напишите самостоятельно.

Ученики. Пишут сочинение по тексту (отрывок из книги К.С.Станиславского «Моя жизнь в искусстве»)

  Вариант творческой работы по тексту К.С.Станиславского

Без А.П.Чехова невозможно представить отечественную культуру и духовную жизнь нашего общества. Поэтому необходимо учиться читать и понимать его произведения. К.С.Станиславский, знаменитый актер, выдающийся режиссер, поднимает проблему  неисчерпаемости и своеобразия чеховских произведений.

Автор, размышляя о творчестве писателя, отмечает, что первое знакомство с произведениями русского писателя разочаровывает: «хорошо, но…ничего особенного, ничего ошеломляющего».

В то же время он вспоминает, как часто сам подолгу вникал в смысл своей роли, играл ее сотни раз, испытывая при этом новые ощущения. Чувствуется, что Станиславский покорен талантом писателя говорить просто о великом.

 Автор объясняет неисчерпаемость чеховских творений тем, что А.П. Чехов пишет не о случайном и частном, а о «Человеке, которому нужны не «три аршина земли», а весь земной шар».

Я согласна с автором и считаю, что А.П.Чехов всегда будет современен, потому что он поднимает вопросы, касающиеся всех людей в любое время, во всяком обществе.  Все мы помним знаменитую фразу писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Данный текст подтверждает эту мысль, объясняя мечту писателя о прекрасной будущей жизни. Именно о ней он писал в своих знаменитых пьесах. Аня и Петя, молодые герои «Вишневого сада», мечтают о новой жизни, которая будет так же прекрасна, как сад весной.

К красоте, благополучию, счастью для всех стремился и сам Чехов. Будучи врачом открывал бесплатные больницы и школы, заботился о бедных актерах. Побывав на Сахалине, он обследовал огромное количество туберкулезных больных, старался облегчить их положение. Тем самым писатель совершил гражданский подвиг. Это был человек «Мировой души», сделавший все для создания новой прекрасной жизни.

Наверное, поэтому Чехов оказался автором, которого ставят во всем мире. «Вишневый сад» идет в Париже и Хельсинки, в Токио и Дели. О.Книппер говорила, что в его пьесах «все глубоко и сильно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОДИДАКТИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕНИКА

Важную роль в процессе формирования культурного пространства играет естественнонаучный цикл. И физика является ключевым предметом. С целью повышения жизненной успешности ученика должен меняться ...

Интеллект-карты как способ формирования метапредметных результатов ученика.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Сегодня наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли  кто может переработа...

Интеллект-карты как способ формирования метапредметных результатов ученика.

Педагогический опыт: решения и находки: сборник научно-методических статей. Выпуск 16/ред. кол.: И. А. Дендебер [и др.]; отв. ред.: И. А. Дендебер. - Воронеж: Воронежский государственный педагогически...

Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)

Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....