Качество образования как важный фактор формирования успешной личности выпускника.
учебно-методический материал по математике

Кустова Полина Александровна

Математике должно учить в школе еще с той целью,

чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский

 

       Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования.  А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Качество образования как важный фактор формирования успешной личности выпускника.

Математике должно учить в школе еще с той целью,

чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
И.Л. Лобачевский

       Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой: это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования.  А ведь не так давно сам термин «качество образования» в нашей педагогике отсутствовал.  

      Выйдя на рынок образовательных услуг, учителя максимально ориентируются на образовательные потребности и запросы населения Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. Поскольку процесс образования многомерный и двусторонний, то повышения качества можно добиться, когда будут заинтересованы все его участники: учителя, сотрудники школы, учащиеся, их родители, общественность. А педагоги должны им помочь в этом. Кроме того, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях: в учебно-воспитательном процессе, в совершенствовании педагогического мастерства, во взаимодействии с семьей, в укреплении и развитии материально-технической базы школы.

     Учителя часто задаются вопросом: в чем специфика качества в сфере образования? Необходимо выделение четких показателей качества в образовании и не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Педагоги школы определяют качество как: низкое, удовлетворительное или высокое.    

Высокое качество образования это:

1) отличная материально-техническая база;

2) высококвалифицированные кадры;

3) результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс;

4) многообразные дополнительные образовательные и другие услуги;

5) успешность выпускников в жизни;

6) образование в полной мере отвечающее запросам потребителей, удовлетворяющее их.

     Соответственно, показателями качества образования в школе можно считать:

1) уровень знаний, умений и навыков учащихся;

2) сформированность общеучебных умений и навыков;

3) удовлетворенность родителей и детей образовательным процессом;

4) психологическое состояние учащихся в школе;

5) воспитанность учеников.

Качество образования должно осуществляться школьным сообществом: учителя, ученика, родителей.    Можно говорить о двух различных источниках принятия этой успешности:

  1. субъективная (мнения, слухи; мнение администрации; мнение методистов; сложившееся представление среди коллег, учеников, родителей; показательная активность)
  2.  относительная (результаты контрольных работ; количество поступивших; успешное проведение уроков; посещение школы выпускниками; результаты аттестации; обобщение своего опыта, использование новых педагогических технологий).

Система качества на уровне учителя предполагает представление им замысла предстоящей работы (курса, системы уроков по теме, предстоящего урока) на нескольких уровнях. Он должен решить, чего в принципе хочет добиться от детей; что они должны усвоить предполагаемой им предметной области; что они должны проделать, испытать, через что «пройти», чтобы у них это сформировалось,  как будет организована их деятельность. А также, потребуется ли ему для этого помощь коллег, родителей. Далее необходимо проанализировать педагогический ресурс: что именно он с помощью, имеющихся у него средств может внести в развитие организованности, компетентности учащихся как в достижение общешкольных целей. Особое внимание учителю необходимо обратить на определение того, как пройдут путь к предполагаемому успеху.      

       Итак, первое, что необходимо для качества учебной деятельности, – это ее мотив, смысл, цель. Затем идет организация учебной деятельности – ее предмет и пространственно-временные характеристики.      

1. Стремление всегда и везде делать что-то полезное для своего развития. Это постоянное пребывание в собранном, организованном состоянии доставляет таким ученикам удовольствие.

2. Освоение предмета и любого дела «и вширь», и вглубь». Ученику хочется и обрести широкую эрудицию, и в чем-то превзойти своих одноклассников.

3. Четкое разбиение предстоящей работы «на порции» и  выполнение плана. В этом один из рычагов системы успешного ученика.  

4. Использование рациональных способов учения. Хороший ученик обычно выполняет несколько простых правил. Любой материал надо конспектировать, пересказывать, применять!

 

    Не секрет, что все, узнанное в школе, забывается к 30 годам. Поэтому надо рассматривать знания в контексте человеческой жизни. Ученые сходятся на том, что существуют базовые или ключевые компетентности, на, которые следует ориентироваться, определяя качество образования. Например, ребенок может учиться чему-то, но сами желание и способность к учебе не зависят от области приложения. Удовольствие от учебы, установка на учение – вот базовая компетенция, о важности которой трудно поспорить. Тем не менее, желание и способность учиться на протяжении всей жизни – воодушевление и активный интерес к учению – редкое свойство выпускника современной школы.  

Другая ключевая компетенция – способность видеть и решать проблемы.   Развитость данной компетенции означает, что человек любит решать проблемы, ему это нравится, делает он это охотно, а не только в момент экзамена.

       Мне, как и каждому учителю, хочется, чтобы мои ученики не просто хорошо учились, но, чтобы этот процесс был связан с интересом и желанием. Одним их главных мотивов к продолжению любой деятельности для человека является успешность этой деятельности. Нет успехов – нет желания к продолжению деятельности. Нет желания – нет и самой деятельности, а может быть лишь ее имитация. Поэтому обучение должно быть успешным.

      Формирование личности, девизом которой станет “быть”  по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.  

      Таким образом, модель жизненной успешности, выбираемая нашими выпускниками сегодня, выглядит следующим образом. Успешный человек, прежде всего, это уверенный в себе мастер своего дела, профессионал. Он умеет ставить и достигать цели, всегда имеет свое мнение, уверен в своем завтрашнем дне, имеет хорошее образование и несет ответственность за свои поступки. Главное для него – реализовать свои таланты и способности.

Подводя итог можно утверждать, что у большинства наших учащихся удается сформировать мотивацию кем-то “быть”, а не что-то “иметь”, но многое в   дальнейшей жизни зависит только от них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в обучении иностранному языку на старшей ступени общего образования как важная составляющая формирования профессионально-значимых качеств личности.

Статья отражает использование проектирования  для формирования профессионально-значимых качеств личности учащегося на старшей ступени образования....

Нравственное воспитание как важнейший фактор формирования личности

Проблемы нравственного воспитания относятся к числу тех, которые представляют живой интерес практически для всех....

Формирование успешной личности средствами дополнительного образования

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время особую актуальность и остроту.Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стре...

Социализация в семье как важнейший фактор формирования личности.

Социальные отклонения представляют угрозу стабильности общества. Успешное функционирование социальных структур можно считать эффективным, только если обеспечены порядок и предсказуемое поведение члено...

"Патриотическое воспитание, как важнейший фактор формирование личности у молодых людей с умственной отсталостью"

Данное сообщение предназначено для педагогов с целью передачи опыта по работе в данной теме....