Работа со слабоуспевающими
статья по теме

Никитина Людмила Анатольевна

 

Статья « Работа со слабоуспевающими» раскрывает причины неуспеваемости детей, знакомит с классификацией слабоуспевающих.

Предлагает программу деятельности учителей и родителей со слабоуспевающими. А так же дает программу деятельности самого ученика для повышения успеваемости. В разделе «Из опыта работы»   я предлагаю методы и формы работы со слабоуспевающими и даю некоторые рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_so_slabouspevayushchimi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Работа со слабоуспевающими.

        В связи с тем, что с 1 сентября 2007 года вступил в силу закон об обязательном 11-летнем образовании остро встает вопрос о работе с неуспевающими и слабоуспевающими учениками.

                Можно так классифицировать  слабоуспевающих:

- те, кто имеет слабые умственные способности;

- те. Кто имеет слабые учебные умения;

- те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

- те; у кого низкий уровень памяти;

- те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;

- те, у кого не сформировалось прилежное отношение к трудному делу;

- те, у кого низкая мотивация.

  Отсюда становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно – в рамках всей школы и семьи.

Успеваемость зависит еще и от того, в какое время проходят уроки.

                        Причины не успеваемости:

  1. Пропуск урока.
  2. Недостаточная домашняя подготовка.
  3. Низкие способности.
  4. Нежелание учиться.
  5. Недостаточная работа на уроке.
  6. Необъективность выставление оценки.
  7. Большой объем домашних заданий.
  8. Высокий уровень сложности материала.
  9. Состояние здоровья учащихся и т.д.

                Программа деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися и его родителями:

  1. Провести диагностику в начале учебного года с целью выявления уровня  обученности учащегося.
  2. Использовать на уроке различные виды опроса(устный, письменный).
  3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно

Не допуская скопление оценок в конце четверти. Когда ученик не имеет возможности их исправить( опрашивать за урок 5-7 учеников).

  1. Комментировать оценку ученика(отмечать недостатки).
  2. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ. После чего провести повторный контроль за ЗУН.
  3. Учитель – предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультации.
  4. Учитель- предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости.
  5. Учитель не должен снижать оценку за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы.
  6. При выполнении пунктов 1-8  и отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе.

        Программа деятельности родителей:

     1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

     2. Обязаны контролировать выполнение д. задания.

     3. Обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником.

     4.Родители имеют право посещать уроки по которым учащийся показывает низкий результат.

     5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации школы.

     6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются документы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

                     Программа деятельности ученика:

1. Ученик обязан выполнять д. задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

2. Ученик обязан работать в течении всего урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

3. Ученик пропустивший урок обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

Из опыта работы:

Что я делаю:

 1. Использую личностно-ориентированный подход: обучение строю с учетом индивидуальных способностей ребенка. даю дифференцированные задания и контрольные работы, работы по выбору.

 2. С новым материалом знакомлю постепенно, используя пройденный материал.

 3. Организую систематическую проверку  знаний и умений. Только знание о пробелах дают возможность оказать срочную помощь. Учу детей если не понятно обращаться сразу за консультацией к учителю.

 4. Чтобы научить решать задачи можно променять «карточки-помощи». Это образец с решением и аналогичным заданием.

 5. На уроках применяю игровые моменты. Создаю ситуацию успеха.

 6. Для повышения мотивации учения использую:

 - задачи практического применения, задачи важные для будущей жизни.

        Использую  такие формы работы, как работа в группах, в парах или индивидуальную.

        В исследованиях ученых встречается такая цифра – для прочных знаний детям надо повторить материал 400-500 раз.

И еще одна информация для размышления:

Знания формируются:

80%- в начальной и основной школе;

10%- в 10-11 классах;

5% - в вузе.

Остальное - практика в самостоятельной жизни.

Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя откладывать на потом, и и лучшее время усвоения – это школьные годы; что каждый учится на свое  будущее благополучие.

        Рекомендации по работе со слабоуспевающими:

1.При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,    

   Разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, позволяющие последовательно излагать материал.

3.При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяются усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих концентрируйте на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель должен чаще обращаться к ним с вопросами  на понимание, привлекать их в качестве помощников , стимулировать вопросы учеников при затруднении в освоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы слабоуспевающим даются  упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых, при ответах в письменных работах. Отмечаются положительные моменты в их работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок; проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашние задания, при необходимости  предлагаются  карточки-консультации, даются задания на повторение материала, который потребуется для изучения нового, объем домашних  заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учениками

Материал содержит методические рекомендации при работе со слабоуспевающими детьми на уроках физики. Кданным методическим рекомендациям прилагается призентация....

Работа со слабоуспевающими учениками.

Понять каждого ученика, разобраться в проблемах, иногда исправить свои ошибки. Помочь каждому ученику из категории слабоуспевающего ученика перейти в другую....

Работа со слабоуспевающими учащимися (из опыта работы).

Рекомендации в работе со слабуспевающими учениками....

Работа со слабоуспевающими ( из опыта работы)

В этой статье даны советы по работе со слабоуспавающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими учениками. (из опыта работы).

Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении. План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год.

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в обучении.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на учебный год....