Работа со слабоуспевающими ( из опыта работы)
статья по русскому языку по теме

В этой статье даны советы по работе со слабоуспавающими учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_schitat.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Советы для работы со слабоуспевающими ( из опыта работы)

Если считать, что в стране на "4" и "5" учатся до 30% школьников, то значит ,70% - слабоуспевающие! Это значит, что они - основной продукт советской школы. Кто же они, эти ученики? В чём их особенности? Нужно ли их обучать? Беда ли их в том, что они такие, или в этом их сила? Какие они все разные -"слабоуспевающие"!

Одни - бравурно наглые, которые специально вызывают на скандал, грубят и хамят, стараются быть клоунами или суперменами.    Это поведение берёт начало ещё в младших классах и основывается на стремлении завоевать у товарищей авторитет - не знаниями, а бравадой. Другие - спокойные и покорные. В них вселили веру в то, что науки им не даются, и они это приняли как должное. Им стыдно. Всем своим видом они как бы извиняются за свою неспособность. Третьи - рассеянные, стараются понять что-либо, ведут записи, но редко что-либо запоминают. Наиболее распространенные недостатки слабоуспевающих – низкая скорость письма. слабые навыки осуществления арифметических операций, чтения и, безусловно, неумение самостоятельно учиться. Для этих детей характерно отрицательное мнение об учителях. И если посмотреть на родителей, то выясняется, что они являются тоже «слабоуспевающими» в своей жизни. Это матери-одиночки, отцы-матери пьющие, многострадальные бабушки и дедушки. Посмотрев на них, мы с вами увидим причину невоспитанности детей, увидим другую, часто безрадостную, сторону жизни. Разве могут заниматься в полную меру своих сил такие учащиеся, для которых дома не созданы абсолютно никакие условия. Эти дети предназначены сами себе, со стороны родителей нет никакого контроля. И таких учащихся в нашей школе немало. С ними очень тяжело работать. Они часто приходят с невыполненными домашними заданиями, и на вопрос почему? они опускают головы. Как быть учителю в этом случае, как поступить, зная, что ученик не готов к уроку по вине родителей ( пьянка, ссоры в доме). От этого учащиеся замыкаются в себе. И всё же... Что делать с теми, кто желает учиться, но у него нет возможностей для хорошей учёбы. Что делать с теми, кто не хочет учиться? Ответ один - работать. Придумывать методику общения. Точно так же, как мы изобретали задания для сильных, нужно разрабатывать приемы работы со слабыми. Иногда слышишь, что наша школа равняется на слабого ученика, но те, кто так заявляет, путают две вещи: содержание образования и методику его преподнесения. Убеждена, что учителя, владеющие методикой обучения, направленной на конкретный контингент детей, добьются от каждого знания необходимого материала. А для этого нужно:

1.Верить в способности любого ученика и стараться передать эту веру ему.

2. Помнить, что для «слабоуспевающих» необходим период вживания в материал. Не надо торопить его!

3.Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущего, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

 4. Не нужно гнаться за обилием излагаемого материала. Надо уметь выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

 5.Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в заданиях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению и т.д. Методика работы будет меняться по мере развития учащихся.

 6.Общение-главная составляющая любой методики. Не наладив общения со слабыми учениками, не получить  результатов обучения.

7.Необходимо управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложив часть материала, закрепить его и, дав записать, надо приступить к следующей дозе материала. Деятельность уч-ся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 мин. закрепляют, проговаривая  главное; 3-4 мин. переписывают с доски и т.п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой.

8.Нужно постоянно привлекать сильных ребят к обучению слабых. При этом выигрывают все три стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один ученик, поэтому нужно научиться строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.

9.У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше -наглядно-образное, поэтому надо привлекать к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства (музыку, поэзию, живопись, слайды, образный показ).      Кроме этих основных правил существуют еще и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Не убивай оценками в них Человека. Научись придумывать задания от простого к сложному в каждой теме. Слабый, как никто другой, должны видеть, зачем, для чего им это сегодня нужно. В них нужно вселять веру в свои силы; хорошо, если есть однотипные задания: одно решили с учителем, одно-сообща с классом-каждый индивидуально; по мере появления уверенности эта цепочка постепенно сократится. Обучая конкретным заданиям, мы должны учить и способам учения: умению устно отвечать, самостоятельно решать задачи, работать с книгой и т.д. Изучая материал, рассказывай его маленькими дозами, после каждой закрепляя ее повторением. Нужно учить слушать излагаемое, учить пересказывать. Для слабых урок нужно строить так: интересное изложение учителя, повторение учениками, задания на применение. Не бойтесь отвлечься от темы. Умейте рассказывать занимательное, интересное, жизненно важное для учеников и затем возвращаться к теме урока. Не останавливай, когда он хочет высказаться, не обрывай его заинтересованных вопросов. Учитывай скорость чтения, счета, письма учащихся. Рассказывай, диктуй, спрашивай с учетом темпа усвоения. Не торопи их мысль. И ,наконец, мы должны помнить правило: дети всегда талантливы; станем искать те секреты, которые заставят светиться всеми красками эти ,на первый взгляд, не поддающиеся по своей твердости алмазы -слабоуспевающих учеников...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»

«Уроки  ритмики, как часть оздоровительной  работы в школе.  Из опыта работы.»...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

организация работы постшкольного отделения. Из опыта работы.

Наша школа почти 10 лет работала по программе постшкольного сопровождения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Отделение посещали выпускники коррекционных школ, надомного обучени...

Из опыта работы Статья "Актуальные проблемы в работе педагога с одаренными детьми"

Статья  посвящен описанию актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги при работе с одаренными детьми, а именно с детьми, которые составляют основу сегодняшних выпускников сельских ...

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися на заочной форме обучения

Из опыта работы с подростками заочной формы обучения...