ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
статья по физике

Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_v_pechati.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА

Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…

 

ТЕМА ОПЫТА. Использование инновационной технологии укрупнения дидактических единиц (блочная система преподавания) в комбинации с элементами других известных технологий  в  преподавании физики и математики  в соответствии с новыми ФГОС и ФОП  как средство активизации мыслительной                                         деятельности учащихся и решения ряда других задач обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. Сегодня новые регионы влились в единую систему образования страны, как отметил министр просвещения РФ  Сергей Кравцов. И мы, учителя, выполняем свой профессиональный долг -  учим и воспитываем детей. Однако впереди – решение важных задач развития и трансформации системы образования, повышения качества  образовательного процесса, создание системы выявления и поддержки одаренных детей. Ообучающиеся школ присоединенных территорий – дети, прошедшие длительное дистанционное обучение из-за  пандемии коронавирусной болезни, следствием чего являются  низкий уровень подготовки и слабые знания  по ряду предметов, недостаточный уровень развития мышления учащихся. Столкнулись с этим и мы, учителя предметов физико-математического цикла. Поэтому, первоочередная задача, которая встала перед нами, учителями, – за короткий промежуток времени доучить недоученное в период пандемии и дистанционного обучения, и перейти на преподавание по новым ФГОС и ФОП,  преследуя задачу  повышения  эффективности процесса обучения. Эта задача никогда не теряла своей актуальности. А физика и математика – это те предметы, которые, прежде всего, призваны научить мыслить! А значит, развитие мышления обучающихся на этих уроках – одна из первоочередных задач. Сегодня нужны люди, деятельность которых была бы обдуманной и творческой. Поэтому усвоение знаний и развитие познавательных способностей или активизация познавательной деятельности обучающихся -  две стороны единого учебного процесса.

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ  УКРУПНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В КОМБИНАЦИИ С ДР. В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ.

Эффективность технологии укрупнения знаний была обоснована еще в советское время академиком Эрдниевым П.М. Данная технология в комбинации, например, с облачными технологиями, позволяет за меньший промежуток времени не только овладеть большим объемом знаний, но и значительно активизировать умственные способности обучающихся за счет высвобождения времени, что позволяет разнообразить  приемы и методы обучения, виды решаемых задач, а в случае физики – еще и ликвидировать недостаток нехватки оборудования и т.д. Укрупненная дидактическая единица, как отмечают исследователи, - это клеточка учебного процесса, имеющая качества системности и целостности, устойчивости к сохранению во времени и быстрого проявления в памяти, благодаря связям между отдельными элементами знаний.  Использование этой технологии в системе позволяет изучать не всего понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в едином, в целом; использовать скрытые резервы мышления, существенно повышающие интерес к предмету и результативность процесса обучения.

НАУЧНАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ОСНОВА ОПЫТА: общую теоретическую основу опыта укрупнения дидактических единиц в обучении составляют следующие положения.

- ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ - материал вводится крупными дозами (блоками); оформление учебного материала в виде опорных конспектов (ОК).

- ПОСТРОЕНИЕ БЛОЧНОЙ СИСТЕМЫ ИЗЛОЖЕНИЯ - тема делится на самостоятельные блоки, каждый из которых изучается по завершенному циклу.

- ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ – многократное повторение через обращение к ОК в той или иной форме, обязательный поэтапный контроль, разработка системы уроков, образующих завершенный цикл по материалу блока,  и ОК в соответствии с собственным видением основы материала блока  и системы связей в нем – элемент творческой самостоятельности учителя.

- НАЧАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА БЛОКА НА ЗАНЯТИИ – первичное объяснение с опорой на ОК с использованием наглядности (облачные технологии тут прекрасно вписываются, возможности сети  Интернет и наличие смарт-доски в кабинете позволяют облегчить решение многих задач обучения); повторное объяснение; сокращенный обзор по ОК; индивидуальная работа с ОК; фронтальное закрепление.

- ОСОБЕННОСТИ ДОМАШНИХ ЗАДАЧ - измельчение, задается по частям, хотя первичное ознакомление с блоком происходит путем знакомства со всем материалом на первом уроке; обязательна установка: учить теоретический материал в соответствии с ОК, запомнить сам ОК.

-ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИЗУЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БЛОКА(ОТРАБОТКА) – проведение различных типов уроков с целью углубления и расширения знаний, решение различных видов задач – качественных, расчетных, экспериментальных и т.д. с целью развития мышления обучающихся, многократное повторение основы через обращение к ОК в той или иной форме.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА.

Результатом систематической и целенаправленной работы по активизации умственной деятельности учащихся при изучении физики и математики является существенная положительная динамика показателя уровня компетентности обучающихся. Уделяя особое внимание работе по выявлению и  развитию творческих способностей учеников, работе с одаренными  детьми, можно добиться значительного роста заинтересованности обучающихся в изучении даже сложных предметов, научить их получать удовольствие от приобретенных знаний, подготовить немало победителей интеллектуальных соревнований разных уровней. Об этом свидетельствуют мониторинги мотивации обучения.

ОХОТНО ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ С КОЛЛЕГАМИ, МОЛОДЫМИ УЧИТЕЛЯМИ

Я не только систематически применяю описанный опыт в практике своей работы, но и активно распространяю свои идеи, охотно делюсь опытом работы с коллегами, предоставляю консультации.  Каждый из своих уроков считаю открытым.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичекие материалы из опыта работы учителя технологии и черчения

Качества выполнения графических работ можно добиться, в моем взгляде, путем системной работы. Для учащихся первого года обучения предлагаю после изучения темы «Шрифты» выполнить титульный лист альбома...

Материалы из опыта работы учителя-логопеда

В данном разделе размещены материалы из опыта моей логопедической деятельности (конспекты занятий, планы работы с родителями, учителями, план по самообразованию, рабочие программы индивидуального сопр...

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)

В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить  шко...